Научная статья на тему 'Проектный метод в социокультурной сфере как инструмент педагогического менеджмента и стартап молодого специалиста'

Проектный метод в социокультурной сфере как инструмент педагогического менеджмента и стартап молодого специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ПРОЕКТ / СТАРТАП / ПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / АРТ ТЕРАПИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / АКТУАЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / MANAGEMENT / PROJECT / START-UP / PEDAGOGY / PROFESSIONAL EXPERIENCE / ART THERAPY / CULTURAL TOURISM / RELEVANCE / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизова Ольга Алексеевна, Карнаухова Вероника Александровна

Целью статьи является изучение и анализ основных направлений в проектной деятельности современных молодых педагогов, а также выпускников высших учебных заведений, получивших образование в области социальной культурной деятельности. В статье описана возможность создания арт-проектов и педагогических проектов в условиях общеобразовательной школы, реабилитационного центра по работе с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, Раскрыты отличительные особенности подобных менеджерских проектов и перспективы их использования в качестве стартапа молодых специалистов в сфере педагогического и социокультурного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сизова Ольга Алексеевна, Карнаухова Вероника Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project Method in Sociocultural Sphere as Pedagogical Management Instrument and Startup for Young Specialist

The aim of the article is to study and analyze the main directions in the project activities of modern young teachers and graduates of higher educational institutions who have received education in the field of social and cultural activities. The article describes the possibility of creating art projects and pedagogical projects in a secondary school, a rehabilitation center for working with people with disabilities, Reveals the distinctive features of such management projects and the prospects of their use as a startup of young professionals in the field of pedagogical and socio-cultural management.

Текст научной работы на тему «Проектный метод в социокультурной сфере как инструмент педагогического менеджмента и стартап молодого специалиста»

Г&суар^'^^-Внный СоВетНиК, 2018 № 4

УДК 37

О. А. Сизова, В. А. Карнаухова

Проектный метод в социокультурной сфере как инструмент педагогического менеджмента и стартап молодого

специалиста

Целью статьи является изучение и анализ основных направлений в проектной деятельности современных молодых педагогов, а также выпускников высших учебных заведений, получивших образование в области социальной культурной деятельности. В статье описана возможность создания арт-проектов и педагогических проектов в условиях общеобразовательной школы, реабилитационного центра по работе с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, Раскрыты отличительные особенности подобных менеджерских проектов и перспективы их использования в качестве стартапа молодых специалистов в сфере педагогического и социокультурного менеджмента.

Ключевые слова: менеджмент, проект, стартап, педагогика, профессиональный опыт, арт-терапия, культурный туризм, актуальность, развитие

О. А. Sizova, V. А. ^rnaukhova

Project Method in Sociocultural Sphere as Pedagogical Management Instrument and Startup for Young Specialist

The aim of the article is to study and analyze the main directions in the project activities of modern young teachers and graduates of higher educational institutions who have received education in the field of social and cultural activities. The article describes the possibility of creating art projects and pedagogical projects in a secondary school, a rehabilitation center for working with people with disabilities, Reveals the distinctive features of such management projects and the prospects of their use as a startup of young professionals in the field of pedagogical and socio-cultural management.

Keywords: management, project, startup, pedagogy, professional experience, art therapy, cultural tourism, relevance, development

Реальность современного социокуль- ций и проектов, и для педагога, занимающегося

турного менеджмента, в которой, как подготовкой такого специалиста. Касается оно

в сложной полифонической партитуре, и области управления общего, специального

одновременно протекает череда различных профессионального, а также дополнительного

(порой и разнонаправленных) экономических, образования, претерпевающей на сегодняш-

социальных и иных процессов, выдвигает ряд ний день сложную трансформацию, предпола-

серьезных вызовов, на которые молодому спе- гающую целый спектр изменений и инноваций.

циалисту, ступившему на это поле и взявшему Анализ интересов и направлений, которые

на себя ответственность за организацию и кон- обнаруживаются в темах и текстах выпуск-

троль над подобными процессами, необходимо ных квалификационных работ, созданных по

дать адекватный своевременный ответ. Данное направлениям «Педагогика» и «Социально-

утверждение актуально как для специалистов, культурная деятельность» в последние годы,

имеющих богатый профессиональный опыт, дает богатую пищу для размышления, а так-

так и для совсем молодого специалиста в об- же материал для внедрения в жизнь в форме

ласти арт-менеджмента, и для вполне опытного различных менеджерских и педагогических

организатора различных социокультурных ак- проектов.

Однако, прежде всего необходимо обратиться к терминологии и уточнить значение ряда понятий, которые будут фигурировать в данном тексте. Расшифруем понятия, которые вынесены в заглавии данной статьи.

Проект как научно-педагогическая категория имеет длительную историю. В статье «300 лет учимся на проекте» немецкий ученый М. Кнолль относит возникновение феномена «проект» к XV веку. Автор утверждает, что в Римской Высшей Школе Искусств лучшим студентам давалась возможность самостоятельного и творческого использования полученных знаний в виде проектов «progetti» (ит. «план, проект»).Окончательно «проект» становится признан в конце XVIII века и получает широкое распространение в таких странах, как Австрия, Германия, Швейцария и США. Наличие отдельных компонентов проектного метода исследователи обнаруживают у классиков педагогической мысли Руссо и Песталоцци. Идеологом и создателей теоретических основ проектного метода стал философ, ученый, педагог Джон Дьюи. В начале ХХ века он обосновал реформирование всей школьной системы в США. В дальнейшем, этот метод был описан учеником Дьюи, Уильямом Хердом Килпатриком в своей работе «Метод проектов» в 1918 году [2].

Термин «стартап», по некоторым данным, ввел в обиход американский предприниматель Стив Бланк для обозначения бизнес-проекта, подразумевающего внедрение в практику инновационного продукта, как правило, начинающим менеджером [3]. С понятием «стартап» связан целый ряд категорий и терминов в сфере экономики и управления - таких, как, например, инновация, план внедрения, цель, контроль сферы деятельности, бизнес-аналитика, дедлайн, команда и др.

К указанным выше примыкают также понятия «менеджмент в культуре» и «педагогический менеджмент». Первый предполагает планирование, прогнозирование и проектирование различных культурных мероприятий, курирование культурных акций и объектов, второй же в большей степени развивается на «территории» образовательных учреждений и представляет различные аспекты деятельности педагога-организатора.

Перейдем к примерам и презентации проектов, которые можно выявить в работах выпускников-педагогов (в данном случае мы будем опираться на опыт педагогов-музыкантов), а также выпускников, оканчивающих вуз по направлению СКД (Социально-культурная деятельность).

Так, в частности, в работах прошедшего и нынешнего учебного года обнаруживаются как минимум три актуальных направления, каждое из которых может быть успешно реализовано в форме проекта.

Прежде всего, проект в выпускных квалификационных работах рассматривается молодыми специалистами в сфере музыкальной педагогики как форма внеурочной работы в школе с целью стимуляции тяги к знаниям искусства, музыки, гуманитарных наук, т.е. повышения мотивации к обучению. Автор одной из таких работ, отмечает, что внимание русских учителей данный метод привлек еще в начале XX века. В России проектная деятельность развивалась параллельно с работами педагогов из США. В 1905 году была организована небольшая группа сотрудников образовательной сферы, руководителем которой был русский педагог Станислав Теофилович Шацкий. Будучи во главе группы, он активно пропагандировал использование метода проектов среди российских педагогов. После революции метод активно применяли в школах, при этом проектная деятельность предполагала интеграцию знаний из различных предметных областей вокруг некой общей проблемы. Это был первый практический опыт организации учебного процесса на междисциплинарной основе. Однако, внедрение данного метода проходило недостаточно теоретически осмысленно и последовательно. В дальнейшем проектный метод был забыт и долгой время не применялся в школьной практике, вплоть до 80-х годов прошлого столетия. На сегодняшний день подобный подход является одним из самых востребованных в педагогике вообще и в музыкальном образовании, в частности. Широкое внедрение метода проектов в практику общеобразовательных школ в современной России стало возможным благодаря введению ФГОС общего образования (стандартов второго поколения).

Чаще всего учебный проект выполняется в группе, однако возможно и его индивидуальное воплощение. Однако стоить отметить, что групповая (командная) работа в этом случае все же является более эффективной. Метод проектов при этом рассматривается в качестве способа достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы и технологии ее решения, после чего все сделанное завершается реальным практическим результатом, облеченным в ту или иную форму.

Отметим, что в выпускных квалификационных работах последних лет предлагаются разработки музыкальных проектов, предназна-

4S

государственный СоВет-ник, 2018

ченных для старшеклассников (в этом случае проект является «платформой», на которой зачастую осуществляется профориентационная деятельность). Таков, например, проект «Битва хоров», проведенный на базе Нижегородской базе МБОУ «Школа N0 41». В «битве» принимали участие старших классов. Проект проводился в Год кино и был посвящен киномузыке (соответственно исполнялись песни, звучащие преимущественного в отечественных кинолентах). Попутно отметим, что подобные проекты способствуют развитию музыкального вкуса у подростков, а также их повышают в их глазах авторитет людей, профессионально занимающихся различными аспектами творческой деятельности.

Существуют проекты, направленные на активизацию любительской деятельности в области театрального искусства и возрождение традиций любительского театра, некогда широко распространенных в нашей стране, а также проекты, предназначенные для школьников старших классов, которые планируют связать свое будущее с современными медиа. С целью реализации данного направления на базе образовательных учреждений высшего образования создаются различные творческие мероприятия, целью которых является повышения интереса со стороны абитуриентов, то есть мероприятия профориентационного цикла. Профориентационная деятельность заключается не только в представлении специфики образовательного процесса по определенному направлению подготовки, в условиях вуза, но и в возможности участия абитуриентов, в подобном роде мероприятиях, активизации их творческой активности в рамках направления. В рамках мероприятий могут проводиться различные семинары, мастер-классы, дискуссионные клубы, круглые столы, различные беседы, коллоквиумы. Создание данных мероприятий возможно с применением проектных методов в области искусства.

Еще одной важной сферой применения метода проекта с использованием средств искусства являются проекты, имеющие целью реабилитацию и обучения людей с ОВЗ (те, в которых активно применяются методы арт-терапии). В методических рекомендациях по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса» (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК44/05вн) регламентируется процесс работы

№ 4

с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья. В содержании данного документа представлены требования к организации системы довузовской подготовки абитуриентов-инвалидов. И наиболее эффективными методами по подготовке абитуриентов-инвалидов являются специальные дополнительные образовательно-реабилитационных программы, организуемые на базе вузов. Мы полагаем, что в содержание и структуру приведенных программ возможно включение модуля в области арт-терапии. Тем более, что требования к материально-техническому обеспечению регламентируют наличие мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для лиц с ОВЗ.

Напомним, что термин «арт-терапия» ввел в А. Хилл (1938) при описании работы с больными с туберкулезом в санаториях. Данный термин применялся по отношению к любым занятиям искусством, которые имели место быть в больницах, а также иных центрах восстановления психического здоровья.

Преимущества арт-терапии как метода педагогической практики (с возможностью внедрения его в форме проекта) сегодня доказаны на конкретных примерах его применения. Если же вернуться к самой категории, то на сегодняшний день она рассматривается в двух аспектах: как метод психотерапевтической практики и инструмент педагога-организатора.

Итак, арт-терапия - метод терапии, основанной на применении разных форм искусства, преимущественно изобразительного. Наиболее часто к методам арт-терапии прибегают при работе с детьми, а также с людьми, обладающими особенностями развития (например, страдающих аутизмом). Дети с отклонениями в развитии имеют сложности в адекватном восприятии мира. У такого человека нарушено целостное восприятие мира, он воспринимает его как калейдоскоп хаотичных образов. Восстановить целостность картины мира как раз и помогает искусство. Причем происходить это может в разных формах и вариантах - в форме ухода за окружающей средой, создании уютной обстановки, украшения своего жилища, в любых формах рукоделия и т. д. Изначально деструктивный характер взаимодействия со средой у человека с указанными нарушениями становится более спокойным и гармоничным. Важную роль при этом играет использование природных материалов. Поскольку человек ощущает себя частицей природы, то лепка, рисование, конструирование с применением

природных материалов вызывают у него положительные эмоции, оказывая соответственный терапевтический эффект. При этом происходит формирование следующих качеств:

- активный поиск новых форм взаимодействия с миром;

- формирование и подтверждение своей творческой индивидуальности,

- социальная адаптация, ощущение значимости и весомости своей роли в социуме.

Подобные характеристики достигают как арт-терапевтом, так и педагогом-организатором, работающим с особой аудиторией, бедь то дети или взрослые. Поскольку, как уже отмечалось, арт-терапия коррелирует, в частности, и с таким понятием, как «арт-менеджмент», то «каналами» ее внедрения можно считать различные педагогические проекты и учебные программы.

Автор одного из проектов, базирующихся на арт-терапии, Светлана Воробева, студентка НФ МИУ, предлагает использовать ее ресурсы в рамках учебно-восстановительных занятий Государственного учреждения «Нижегородский областной реабилитационный центр для инвалидов» (НОРЦИ), открытого в Нижнем Новгороде в 2000 году. В основу предложенной ею программы по реабилитации инвалидов с применением методов арт-терапии была положена система занятий, направленных на решение таких задач, как помощь в преодолении агрессивности и состояния тревоги, повышение самооценки, качественное улучшение уровня социальной адаптации, развитие коммуникативности и др. Во время проведения творческих занятий использовались такие формы, как работа в группах и микрогруппах, беседа, групповая дискуссия и проч. Результатом внедрения данной программы как педагогического проекта в практику реабилитационного центра стало не только улучшение физиологических показателей людей, в группах которых проводились различные творческие занятия, но и повышение уровня их самооценки, улуч-

шение характеристик, касающихся социальной адаптации, что подтверждает эффективность подобного подхода в инклюзивном образовании и утверждает метод арт-терапии в качестве актуальной образовательной модели [5].

В контексте рассматриваемой проблематики представляются актуальными также проекты развития внутреннего культурного туризма (в том числе осуществляемые на базе разработки туристического продукта, продвигающего на современном туристическом рынке культурно-исторические ценности древних русских городов — Владимира, Суздаля, Пскова, Нижнего Новгорода и др.). В этой связи представляются актуальными выпускные работы молодых менеджеров, представляющих либо дорожные карты развития внутреннего туризма, либо проекты с разработкой конкретных туристических маршрутов. Подобная проблематика, в частности, фигурирует в работах выпускников НФ МИУ, обучавшихся по направлению «Социально-культурная деятельность». В качестве предлагаемых «пилотных» маршрутов в них присутствуют не только туристические программы, непосредственно связанные с Нижним Новгородом, его традиционными достопримечательностями: «Нижний сакральный» или «Нижний монастырский», «Нижний торговый», «Музыкальный Нижний» или, что, вероятно, особо актуально после проведения Чемпионата мира по футболу «Нижний спортивный» (с показом Стрелки,. рассказом о строительстве и показом стадиона «Нижний Новгород». Авторы подобных проектов предполагают также рекламировать и продвигать маршруты по малым городам Нижегородского края (таким, как Городец, Семенов, Арзамас и др.). Подобные туристические проекты безусловно служат экономическим стимулом для развития внутреннего туризма, столь востребованного сегодня, а также способствуют сохранению, развитию и популяризации народных промыслов и ремесел, которыми исстари славилась нижегородская земля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учебник для вузов / Е. А. Медведева [и др.]. М.: Академия, 2018. 248 с.

2. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса» (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК44/05вн)

3. Морозова М. М., Морозова В. Н. «Метод проектов» как феномен современного образовательного процесса. Монография. Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2014. 171 с.

4. Савченко А. Что такое стартап? Определение и примеры. [Электронный ресурс]. URL: http://www. fb.ru>article/52379/chto-takoe-startap-segonya (Дата обращения: 01.10.2018).

5. Худоренко Е. А. Разработка модели предоставления образовательной услуги для лиц с ограниченными

Советник, 2018

возможностями здоровья: монография / Е. А. Худоренко, К. А. Черевык, Е. А. Константинова: под ред. Е. А. Худоренко. М.: ИНФРА-М., 2018. 248 с.

№ 4

REFERENCES

1. Art pedagogy and art therapy in special education: a textbook for universities / E. A. Medvedev [and others]. Moscow, Academy Publ., 2018. 248 p. (in Russian)

2. Methodical recommendations on the organization of the educational process for teaching people with disabilities and persons with disabilities in educational institutions of higher education, including the equipment of the educational process "(approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation 08.04.2014 N AK44 / 05vn) (in Russian)

3. Morozova M. M., Morozova V. N. "The Method of Projects" as a phenomenon of the modern educational process. Monograph. Ulyanovsk, 2014. 171 p. (in Russian)

4. Savchenko A. What is a startup? Definition and examples. [Electronic resource]. Available at: http://www. fb.ru>article/52379/chto-takoe-startap-segonya (accessed 1 October 2018). (in Russian)

5. Khudorenko, E. A. Development of a model for the provision of educational services for persons with disabilities: monograph / E. A. Khudorenko, K. A. Cherevyk, E. A. Konstantinova: ed. E. A. Khudorenko. Moscow, INFRA-M Publ., 2018. 248 p. (in Russian)

Информация об авторах Сизова Ольга Алексеевна (Россия, Нижний Новгород) Старший преподаватель, аспирант кафедры продюсерства и музыкального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: [email protected]

Карнаухова Вероника Александровна

(Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат искусствоведения, доцент кафедры продюсерства и музыкального образования

Нижегородский Государственный Педагогический Университет им. К. Минина E-mail: [email protected]

Information about the authors

Olga A. Sizova (Russia,Mzhny Novgorod) Senior lecturer, graduate student of the Department of production and music education Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]

Veronika A. Karnaukhova (Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Art Criticism, Associate Professor at the Department of Production

and Music Education Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.