Научная статья на тему 'Проектное управление развитием филиала университета'

Проектное управление развитием филиала университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛИАЛ УНИВЕРСИТЕТА / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / BRANCH OF THE UNIVERSITY / PROJECT MANAGEMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INNOVATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лимарова В. Н.

В статье представлены теоретические подходы к моделированию проектного управления развитием филиала университета на основе средово-технологического метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектное управление развитием филиала университета»

УДК 378.4 (470.23)

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ФИЛИАЛА УНИВЕРСИТЕТА

В.Н.Лимарова

Ленинградский государственный университет имени А. С.Пушкина, oflgu@mail.ru

В статье представлены теоретические подходы к моделированию проектного управления развитием филиала университета на основе средово-технологического метода.

Ключевые слова: филиал университета, проектное управление, образовательная среда, инновационное развитие

The article presents theoretical approaches to modeling of project management by the development of the University branch on the basis of environmental and technological method.

Keywords: branch of the University, project management, educational environment, innovation development

Современное высшее профессиональное образование развивается в соответствии с принципами гуманизации, демократизации управления и регионализации. На их основе осуществляется продвижение высшего образования от центра на периферию, в малые города с целью создания регионального образовательного пространства как системы непрерывного образования в России.

В основе регионального образования лежат три основных смысла: целостность образовательной политики региона; автономность и самоценность среди социальных подсистем; основа для выработки целостного регионального подхода к образованию [1]. Данные смыслы реализуются образовательной системой регионального университета, частями которой выступают его филиалы (организации). Формальная структура регионального университета как организации представляет управление педагогической, обеспечивающей и инновационной деятельностями своих филиалов, факультетов, кафедр. Филиал университета является его обособленным структурным подразделением, относительно самостоятельной образовательной организацией и его локальной образовательной системой. В нем действуют принципы, определяющие университет как единое целое. Особенностью филиала является территориальная ограниченность, взаимодействие с образовательной системой университета, территориальноотраслевой и производственной образовательными системами региона. Существуя в двух образовательных системах — университетской и муниципальной, филиал одновременно реализует интересы своего вуза и региона в воспроизводстве социальной и профессиональной структуры регионального социума. В свою очередь локальная образовательная система филиала испытывает воздействие данных систем как внешней среды. При этом стратегия его развития обусловлена потребностью в наращивании конкурентоустойчиво-сти на рынке услуг высшего профессионального образования, которая связана с устойчивым развитием всех процессов в образовательной системе филиала. Данная стратегия способствует, с одной стороны, адаптации филиала к изменяющимся условиям внешней среды, с другой, — соответствию качества образования требованиям потребителей. Из этого следует, что управление развитием филиала означает организацию качества в трех интегрированных процессах: педагогическом, инновационном и обеспечивающем (ресурсном).

Данные процессы взаимодополнительны и обусловливают развитие качества образования в филиале. Функционирование образовательной системы как совокупности и взаимодействия ее основных процессов (педагогического, обеспечивающего,

управленческого) создает неповторимую среду образовательной организации. Эта среда влияет как на качество результатов, так и на организацию в целом. В этой связи изучение среды образовательной организации дает знание о качестве самого объекта, о взаи-

модействующих процессах, закономерностях их функционирования и развития.

Опираясь на исследования Е.А.Александровой, И.Е.Видт, В.И.Панова и др., образовательную среду мы определяем как систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для саморазвития в ее окружении. Образовательные среды И.Е.Видт называет культурно-образовательными и рассматривает их как «территорию социального наследования», где признаки культуры репрезентируются в признаки образования, создавая условия для формирования такого типа ментальности, который позволяет человеку осуществить свою социальность в конкретных культурных условиях [2]. Здесь исследователь стремится подчеркнуть взаимообусловленность: культура — образование — среда. Культура воплощается в культуросообразные модели образования, а сама модель образования репрезентируется в образовательной среде. Территорией социального наследования является модель образования и образовательная среда.

В контексте теоретических подходов к моделированию образовательных сред в исследовании В.И.Панова [3] представлены различные способы их организации в том или ином учреждении, обеспечивающей освоение школьниками, студентами разнообразных культурных практик.

Результаты анализа проведенных исследований послужили определению функций и компонентов образовательной среды филиала университета, обеспечивающих одновременное развитие среды и ее субъектов. К числу основных функций мы относим адаптивную, синдикативную и креативную. Все они взаимосвязаны и каждая из них обусловливает компоненты образовательной среды филиала: пространственнопредметный, организационно-деятельностный и эмоционально-ценностный. Предметно-пространственный компонент представляет санитарно-гигиенические, эстетические и материально-технические средства и условия, необходимые для образовательного процесса. Организационно-деятельностный включает различные культурные практики в виде содержания образования и технологий познавательно-практической деятельности, обеспечивающих профессионализацию, социализацию и личностное развитие. Эмоциональноценностный компонент характеризует ценности данной среды и типы отношений ее субъектов. Данные компоненты образовательной среды филиала университета являются окружением его субъектов как условия профессионального развития и саморазвития и — вместе с тем — основными параметрами состояния качества филиала и объектами его развития.

Положения теории управления о взаимосвязи компонентов среды с элементами производственной системы, а также об инновационном развитии организации через ее среду дают основание предположить, что компоненты образовательной среды интегрируют качество всех образовательных процессов и

служат индикатором развития образовательной организации. Данное предположение определяет образовательную среду как объект исследования и проектирования, а для ее развития требует применения технологий проектного управления, опирающихся на ситуационный подход.

Анализ исследований проектного управления в образовании и экономике [1,3,4] свидетельствует о его достоинстве в повышении качества продукции и, соответственно, конкурентоспособности организации. К их числу мы относим: возможность сочетать

проектное управление с его регламентированными функциями; вскрытие возможных изменений образовательной системы и концентрации усилий на их реализацию; возможность одновременного проектирования ключевых инноваций; возможность организации коллективной творческой деятельности.

В научных источниках проектное управление организацией (образовательной, производственной) рассматривается как методология (проектно-целевой подход), как метод управления, как технология (способ реализации программно-целевого управления),

Система внутренних факторов развития

Принципы Закономерности ОП *4 Психосоциальные

< ►

Конструктивная модель проектного управления развитием филиала университета

как форма организации деятельности, общим признаком которых является проект инноваций.

Под проектным управлением понимается организация и координация проектирования и реализация инноваций в образовательной системе, обеспечивающих ее развитие.

Источником инноваций, по нашему мнению, являются внешнее образовательное пространство и среда. Вместе с тем «инновационным источником развития любой системы... является человек, отождествляющий себя с этой системой. Источником же инновационности данного человека является его «проживание» функционирования этой системы как части своей жизни» [5]. Это говорит о том, что проводником и инициатором инноваций в конкретной образовательной системе выступает личность, которая оптимизирует систему как часть своей жизни, проектируя ее элементы на основе ведущих педагогических, экономических, технологических идей, существующих в образовательном пространстве. К числу таких личностей мы относим управленцев всех уровней. Именно проектирование инноваций превращает в управление все образовательные процессы. Потребность оптимизации образовательной системы определяется вызовами внешней среды и качественным состоянием внутренней среды образовательного учреждения.

Проектирование компонентов образовательной среды филиала университета позволяет вскрыть и реализовать в виде проекта оптимальные варианты его развития в окружении внешней среды. Кроме того, как вид коллективной деятельности проектирование создает эффективные условия для формирования эмоционально-ценностного поля в филиале и матричной организационной структуры управления. Его основой является принятие управленческих решений, связанных с выработкой концепции развития, выбором моделей компонентов образовательной среды и технологий их проектирования, которые просматриваются в конструктивной модели проектного управления развития филиала (см. схему).

Проектное управление развитием филиала обусловлено системой внутренних факторов и условий, в числе которых психосоциальные закономерности становления образовательной среды, принципы управления и закономерности образовательного процесса. Его субъектами выступают совокупность творческих групп и управленцы всех уровней, создающие проекты объектов образовательной среды. Одновременно ценностные отношения, самоактуализация, нормы поведения, эмоциональное единство, взаимная ответственность данных субъектов определяют качественное со-стояни е образовательной среды и формирование совокупного субъекта проектирования ее компонентов. Следствием реализации проектов развития компонентов образовательной среды становится более высокий уровень ее качества и качество образовательного процесса в целом.

Технология проектного управления развитием филиала базируется на средовом подходе и включает четыре этапа: концептуальный, проектировочный,

внедренческий и контрольно-корректировочный. Реализация согласованных проектов порождает системное качество образовательной среды, которое отражается в каждом ее процессе — научно-образовательном, инновационном, обеспечивающем — и является их достижением.

1. Скворцов В.Н. Социально-экономические проблемы теории непрерывного образования. СПб.: Петрополис, 2004. 274 с.

2. Видт И.Е. Генезис ментальности в культурнообразовательных средах // Личность в социокультурном измерении: история и современность. М.: Индрик, 2007. С.66-74.

3. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 352 с.

4. Виноградов В.М., Прикот О.Г. Управление инновационным развитием университета: проектные технологии: Учеб.-метод. пособие. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. 160 с.

5. Там же. С.83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.