Научная статья на тему 'Концептуальные основы развития современного университета'

Концептуальные основы развития современного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы развития современного университета»

В. Н. Скворцов, В. Н. Лимарова

Концептуальные основы развития современного университета

Решение задач повышения эффективности экономики нашей страны тесно связано с модернизацией высшего образования, которая обусловливает его конкурентоспособность и формирование современных молодых специалистов, обладающих высоким творческим потенциалом и ценностями демократического гражданского общества.

Развитие нашего университета в условиях модернизации высшего образования осуществляется в русле ведущих концептуальных положений, которые определяют его стратегию и тактику. К ним относятся: межкультурная деятельность; инновационное управление; средовый подход. Данные положения выделены, с одной стороны, на основе европейских требований к подготовке специалистов к жизни и работе в едином европейском гражданском обществе и тенденций развития гражданского общества, с другой - на основе детерминации межкультурной деятельности и результатов научных исследований в области:

• регионализации высшего профессионального образования, обеспечивающей усиление его практикоориентированности;

• управления образовательными системами в условиях инновационной деятельности (управление качеством образования, проектное управление);

• сущности, структуры и содержания образовательной среды как совокупности условий качественного образования;

• сущности и процесса формирования конкурентоспособности вуза.

Межкультурная деятельность как определенная стратегия развития современного отечественного высшего образования дает следующие возможности:

• придать педагогической деятельности интердисциплинарный характер, формировать её в виде логически и дидактически продуманного синтеза межкультурного содержания образовательных феноменов;

• соединить в педагогической деятельности проверенные временем теоретические и эмпирические педагогические знания с межкультурными процессами формирования и воспитания молодых специалистов высокой квалификации;

• выстроить эффективную социальную и экономическую политику на различных уровнях формирования творческого потенциала будущих работников, способных эффективно интегрироваться в передовые профессиональные и трудовые традиции современной России и Европы.

85

Необходимо отметить, что реализация данной стратегии эффективна на основе принципов системности и межкультурного взаимодействия, которые обеспечивают сохранение равновесия между европейской и отечественной культурой образования. При этом они не только раскрывают требования и правила организации межкультурной деятельности, но и обусловливают тактические и оперативные теоретические положения для её эффективности. К ним мы относим инновационное управление и средовый подход, которые представляют собой взаимодействующую диаду. Степень её взаимодействия обобщается в качестве межкультурной деятельности.

Смыслом развития университета на основе приведенных теоретических положений становится обеспечение качества образовательных услуг, эффективность управления образовательной организацией и целостное формирование личности как субъекта общей и профессиональной культуры, как лидера и субъекта управления. Реализация данных смыслов через управление образовательной организацией позволяет более органично интегрироваться в современные мировые культурные, экономические и образовательные процессы, формировать личность студентов нового столетия. При этом эффективность управления образовательной организацией определяется временными и затратными показателями в достижении определённого качества образовательных услуг. Это означает, что управление образовательной организацией фактически является управлением качеством образования - его сбалансированным соответствием как результата, процесса, среды, системы с многообразными потребностями, целями, требованиями и нормами.

Формальная структура регионального университета как организации предполагает управление межкультурной, педагогической, обеспечивающей и инновационной деятельностями своих факультетов, кафедр, филиалов. В нем действуют принципы, определяющие единое целое во всем множестве организаций университета. Образовательная среда (ОС) университета - это совокупность условий профессионального развития и саморазвития как реальность для освоения студентами культурных практик.

Положения экономической теории о взаимосвязи компонентов внутренней среды с элементами производственной системы, а также об инновационном развитии организации через ее среду, дают основание предположить, что компоненты образовательной среды интегрируют качество всех образовательных процессов и служат «интегратором» опыта его субъектов. Следовательно, образовательная среда университета выступает индикатором развития образовательной организации. Данное предположение определяет образовательную среду как объект проектирования и формирования, как фактор развития, обеспечивающего качество образовательных услуг и эффективность управления. Целенаправленное формирование

86

такой образовательной среды требует модернизации механизма управления с опорой на инициативу и творчество студентов и сотрудников. В основе управления лежит проектный подход, который широко используется во всем мире как сетевое управление и создает условия для научно-образовательной, творческой, коммуникативной деятельности субъектов образовательных процессов.

Показателем развития университета является качество его образовательной среды: предметно-пространственного, инновационного, обеспечивающего и эмоционально-ценностного компонентов. В образовательной среде интегрируется и качество ее процессов: педагогического, инновационного, обеспечивающего и управленческого.

При этом проектное управление обеспечивает проектирование, организацию, регулирование и стимулирование развития качества в каждом из них, реализуя соответствующие проекты. Организация проектирования и воплощение качества образовательных процессов создает качество образовательной среды филиала. Проектное управление как система действий его субъектов, обеспечивающих организацию и координацию проектирования и реализации инноваций в образовательной системе, является системой внутренних факторов и условий, в числе которых психосоциальные закономерности становления образовательной среды, принципы управления и закономерности педагогического процесса.

Организационная модель проектного управления университетом представляет собой сочетание традиционной вертикали и горизонтальных подсистем: самоуправляемых временных проектных команд, формирующихся из всех субъектов образовательного процесса (администрация, преподаватели, студенты). Временные проектные команды решают разноуровневые инновационные задачи, результатом которых являются проекты компонентов образовательной среды: предметно-пространственного, организационно-

деятельностного и эмоционально-ценностного. Во временных группах один и тот же субъект по одним своим функциям может быть подчиненным, а по другим - руководителем, что характерно для сетевого управления. Этапы проектного управления (концептуальный, проектировочный, внедренческий и контрольно-корректировочный) служат для студентов культурными практиками развития их творческого потенциала, социальных и личностных качеств. Культурные практики создают условия для участников проектных команд в овладении компетенциями лидера в новой корпоративной культуре и организационной демократии.

Таким образом, можно утверждать, что концептуальная основа развития современного университета отражает его стратегические, тактические и оперативные цели, при этом они могут изменяться в зависимости от политических и социально-экономических условий, но их триадность и следствия триадности будут сохраняться всегда.

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.