Научная статья на тему 'Проектно-целевой подход императив формирования профессиональной компетентности'

Проектно-целевой подход императив формирования профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1134
459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянова Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектно-целевой подход императив формирования профессиональной компетентности»

г

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

Проектно-целевой подход -императив формирования профессиональной компетентности

Г. МУХАМЕТЗЯНОВА, академик РАО, директор Института педагогики и психологии профобразования РАО

Длительное время российская профессиональная школа находилась на позициях гностического, так называемого «знаниевого», подхода, основной образовательной задачей которого является формирование у студентов прочных систематизированных знаний (умения и навыки выступали второстепенными компонентами). Сейчас стратегической целью образования провозглашается становление практической компетентности (социальной, интеллектуальной, профессиональной, этнокультурной, нравственной и др.) студента как личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморегуляции, самоактуализации, конкурентоспособности на рынке труда. Это не значит, что роль знаний каким-либо образом принижается. Но они из основной цели образования превратились в средство развития личности студента, что обусловливает качественно новый подход к организации профессионального образования - проектно-целевой.

Термин «проектирование» происходит от лат. «рго]есШ8» - брошенный вперед. Проектирование - это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния; специфическая деятельность, результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого развития процессов и явлений. Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули (функциональные узлы, объединяющие совокупность элементов, например, образовательной системы). Теоретически можно выделить четыре возможных результата педагогического проектирования:

педагогическая система; система управления образованием; система методического обеспечения; проект образовательного процесса.

Вторая составляющая предлагаемого нами подхода - цель. С позиций гносеологии цель - это один из элементов деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Целенаправленность системы характеризует ее как сложную, то есть способную управлять своим поведением. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью. Осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия. В теории систем введено понятие целеустремленной системы, осуществляющей целенаправленное поведение и способной к самосохранению и развитию посредством самоорганизации и самоуправления на основе переработки информации. Способность системы формировать цель своей деятельности предполагает присутствие в ней человека, обладающего свободой выбора при принятии решений.

И образование, и профессиональная деятельность могут рассматриваться как целеустремленные системы. Сущностными характеристиками образования являются незавершенность и способность к взаимообмену со средой. Незавершенность обеспечивает динамику развития системы, постоянное стремление к совершенствова-

нию, наличие ситуативно меняющихся перспективных линий, мобильное реагирование на происходящие изменения условий индивидуального и социального развития. Способность к интенсивному взаимообмену со средой обеспечивает, с одной стороны, использование внешних ресурсов: информационных (общенаучные, педагогические и другие идеи), человеческих, материально-технических, с другой - обогащение среды за счет продуктов и достижений самой системы. Особая характеристика систем образования состоит в том, что они являются открытыми целеустремленными системами, которым присущи не только процессы равновесного обмена со средой, но и процессы развития, организующие и упорядочивающие среду обитания, вовлекающие ее в совместную эволюцию (коэволюцию).

Таким образом, проектно-целевой подход предполагает рассмотрение целей, содержания, технологий образования как проект инновационной деятельности на интегративной основе. Как методологическая основа новой системы профессионального образования проектно-целевой подход еще только начинает складываться в научную теорию. Однако в его становлении уже можно выделить несколько составляющих: проектирование содержания образования; позиционирование в методологии отечественной педагогики; построение проектно-целевой технологии обучения; проектный методуправления. Рассмотрим эти составляющие подробнее.

Проектирование содержания образования (отбор и структурирование учебного материала) имеет место как на государственном уровне (государственные стандарты образования), так и на уровне деятельности преподавателя. Основной компонент в процессе такого проектирования -постановка целей. При их определении необходимо опираться на потребности личности, учреждений профобразования и рынка труда. Исходя из этого, цели могут быть, во-первых, тактические, которые

ориентированы на качество профессионального образования, обусловленное современными требованиями рынка труда и запросами личности, и, во-вторых, стратегические, которые связаны со становлением системной целостности образования, науки и производства. Таким образом, в процессе проектирования цели выполняют системообразующую, моделирующую и критериальную функции, обеспечивающие соответствие между развивающимися потребностями личности, рынком образовательных услуг и рынком труда. О достижении тактических целей можно судить по тому, насколько успешно протекает процесс профессионального становления личности выпускников вузов. Он обусловлен высоким уровнем профессионализма научно-педагогических кадров, инновационными технологиями обучения и воспитания, собственной учебной и научно-исследовательской активностью и направлен на формирование профессиональной компетентности, способности к самоорганизации и конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда.

О достижении стратегических целей проектирования содержания образования свидетельствует формирование единого образовательного пространства вуза, науки и производства на основе объединения информационных пространств, продуктивного использования представлений, идей, принципов, знаний, методов и технологий и переноса (трансфера) их из одних областей в другие, формирования новых форм коллективной деятельности.

Позиционирование проектно-целевого подхода в методологии отечественной педагогики связано прежде всего с уточнением понятий, выявлением закономерностей, определением принципов.

Анализ профессионального образования на основе проектно-целевого подхода позволил выделить совокупность системных и функциональных закономерностей. К системным закономерностям относятся следующие:

1) эффективность профессионального образования достигается при условии системной интеграции образования, науки и производства (учреждений отрасли);

2) уровень качества подготовки специалистов повышается при условии выполнения требований субъектов взаимодействия образования, науки и производства (учреждений отрасли);

3) формирование и совершенствование профессиональной компетентности студентов достигается при условии организации учебно-воспитательного процесса на основе компетентностного подхода;

4) конкурентоспособность будущих специалистов и ориентированность их на работу в отрасли обеспечиваются при условии развития вузом разнообразных форм социального партнерства с научными учреждениями, предприятиями (учреждениями) отрасли, представителями местного сообщества;

5) креативный характер образования, направленный на развитие у студентов инновационного мышления, формируется при условии научно-профессионального роста преподавательского состава образовательных учреждений;

6) позитивная социализация выпускника обеспечивается при условии формирования у студента социально-профессиональных качеств и ключевых квалификаций в соответствии со специальностью;

7) готовность выпускника к самостоятельной инновационной проектной деятельности формируется при условии развития мотивационно-творческой активности студента.

Функциональные закономерности обеспечивают:

• успешное усвоение студентами содержания образования при условии реализации блочно-модульного построения учебного материала и балльно-рейтинговой системы мониторинга успеваемости студентов;

• эффективный отбор и структурирование учебного материала при условии со-

хранения целостности фундаментального, междисциплинарного, профессионального и инновационного научно-учебного материала;

• эффективность интериоризации студентами содержания образования при условии организации обучения с учетом потребностно-мотивационной сферы студента и уровня его развития;

• профессиональное самоопределение выпускника посредством содержания образования при условии системной целостности форм и методов обучения;

• повышение уровня подготовки выпускников при условии фундаментализа-ции высшего образования.

Проектно-целевой подход в образовательной практике осуществляется на основе следующих принципов.

1. Принцип межпредметной интеграции, то есть согласованное изучение теорий, законов, понятий, общих для смежных дисциплин; освоение общенаучных методов познания и методологических принципов; формирование общих видов деятельности и систем отношений.

2. Принцип интеграции образования с наукой и производством (учреждениями отрасли) как на уровне содержания образования, таки на институциональном уровне, для которого характерны вариативные формы социального партнерства.

3. Принцип модульности. Модульная структура учебного материала обеспечивает возможность реализации развивающей функции обучения.

4. Принцип целостности форм и методов обучения. Данный принцип обеспечивает внутрипредметную интеграцию и интеграцию учебно-воспитательных задач.

5. Принцип мотивационно-творческой активности студента, то есть формирование позитивных установок на выполнение учебной и творческой деятельности.

6. Принцип субъектности, то есть деятельностное развитие студентов, позволяющее им путем выполнения разных социальных ролей(лектор,консультант, спи-

кер, экзаменатор и др.) стать активными субъектами всего учебно-воспитательного процесса, принять участие в целеполагании, планировании, организации, корректировке собственного образования.

7. Принцип акмеологичности обучения, который состоит в целенаправленном воздействии на задатки личности, стимулировании развития свойств субъектности. Результатом такого воздействия является высокая креативность и мотивация достижений студентов, формирование действенной компетентности (социальной, интеллектуальной, профессиональной, этнокультурной, нравственной и др.).

8. Принцип креативности, то есть развитие качеств личности, влияющих на ее самоопределение и самосовершенствование, творческий характер деятельности, способность к поиску принципиально новых подходов к решению известных задач или постановке и решению принципиально новых задач как в профессиональной сфере, так и в смежных областях.

9. Принцип развития эмоциональной сферы, т.е. способности слышать и понимать других, предвидеть их действия, контролировать свои и чужие эмоции, уметь принимать правильные решения, формировать и мотивировать установку на достижение цели.

Закономерности и принципы профессионального образования, выявленные на основе проектно-целевого подхода, лежат в основе проектно-целевой технологии обучения.

На этапе профессионального образования происходит развитие деятельности: от учебно-познавательной к учебно-профессиональной и от нее - к реальной профессиональной. Существующая система профессионального образования видит свою цель в формировании учебно-познавательной деятельности (ее мотивации, способов приобретения и контроля знаний, умений, навыков). На ее освоение и направлены усилия студентов. Возникает противоречие между целью обучения и результатами про-

фессионального образования. Цель обучения - освоение и развитие учебно-познавательной деятельности, результат профессионального образования - освоение профессиональной деятельности. Преодоление этого противоречия возможно путем изменения деятельности студентов посредством использования адекватных технологий обучения.

Технология проектно-целевого обучения направлена на оптимизацию процесса профессионального становления личности студента с целью формирования ее профессиональной компетентности, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда. Она предусматривает решение ряда задач: формирование у студентов мотивации к учебной и научно-исследовательской активности; повышение уровня профессионализма научно-педагогических кадров; построение системы обучения на интегративной основе (предметных интеграционных механизмов, интеграции форм и методов обучения и воспитания, субъектной интеграции); организация непрерывного мониторинга качества образования и рациональной коррекционной работы со студентами.

Основными мотивами учебной и научно-исследовательской деятельности студентов, судя по опросам, являются следующие: «стать высококвалифицированным специалистом», «успешно продолжить обучение на последующих курсах», «успешно учиться на “хорошо” и “отлично” », «приобрести глубокие и прочные знания», «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», «выполнять педагогические требования». Факторами формирования у студентов мотивации к учебной и научно-исследовательской деятельности могут быть предметные олимпиады; участие в вузовских (региональных, всероссийских, международных) студенческих научных конференциях, форумах, грантах; подготовка информационно-реферативных работ по учебным дисциплинам; активное использование современных ин-

формационных технологий и методов обучения; организация вариативных видов практики; включение в учебный процесс интегрированных форм образования (тренингов, экскурсий, выездных занятий, учебнотворческих заданий, встреч со специалистами и т.п.); применение в процессе обучения проектного и кейс-методов.

Работа по методу проектов включает планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения конкретной проблемы, четкое распределение (если имеется в видугрупповая работа) ролей, т. е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская (в данном случае учебно-исследовательская) творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Для метода проектов существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. Работа над проектом включает этапы: организационный (постановка задач и формирование группы студентов); деятельностный (работа над проектом, оформление результатов, подготовка презентации); итоговый (презентация проектов, их коллективное обсуждение).

С проектным методом диалектически взаимосвязан кейс-метод, который основан на комплектовании наборов текстовых учебно-методических материалов и передаче их студентам для самостоятельного изучения. Кейс может содержать как печатные, так и электронные пособия. К кейс-методу относят: ситуационные задачи и упражнения, анализ конкретных ситуаций, разбор деловой корреспонденции, игровое проектирование, ситуационно-ролевые игры,

дискуссии. Особый интерес представляют сазе-зшШез - специально спроектированные проблемные ситуации. По степени сложности они могут иметь уровневый характер: простые (работа на репродуктивном уровне), более высокого уровня сложности и нестандартные (творческий уровень). Особенность сазе-зшШез заключается в том, что они проектируются на основе реальных жизненных проблем, имеющих для студентов личностный смысл. Кейс-метод очень эффективен при развитии и закреплении полученных знаний. В процессе его применения студент принимает самостоятельные решения, разрабатывает алгоритм принятия решения, овладевает навыками исследования.

Организация профессионального образования на основе проектно-целевого подхода обеспечивает и интегративную основу обучения, что обусловлено, с одной стороны, мульти-парадигмальностью научного знания, с другой - синергийным характером процесса профессионального становления личности выпускника, протекающим под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности, собственной активности, направленной на самосовершенствование. Интегративная основа обучения представляет собой динамичную многокомпонентную систему, которая включает меж(внутри)предметные интеграционные механизмы; интеграцию форм и методов обучения и воспитания; субъектную интеграцию; интеграцию педагогических инноваций и традиций. Каждому состоянию системы соответствуют определенные связи между ее компонентами, в которых выражается та или иная форма интеграции на основе следующих общих принципов:

1) принципа симбиоза, направленного на исследование и усиление взаимосвязей между компонентами с целью развития их взаимодействия и формирования системной целостности;

2) принципа обоюдности развития всех компонентов системы, обеспечивающего

целесообразность изменений их структурно-изоморфных составляющих;

3) принципа релевантности, допускающего формирование и развитие интегративных форм взаимодействия компонентов посредством объединения в единое целое ранее разнородных частей и элементов;

4) принципа функциональности, предполагающего формирование системной целостности компонентов при одновременном разделении между ними функций;

5) принципа коммутации, означающего, что изменения одного из компонентов влияют на трансформацию всей системы.

Одна из задач проектно-целевой технологии обучения - организация непрерывного мониторинга качества образования, позволяющего обеспечить непрерывное получение оперативной, достоверной и систематизированной информации для принятия стратегических решений в управлении развитием учебного процесса. Мониторинг может рассматриваться как диагностическая система, включающая диагностику качества абитуриентов и качества учебно-воспитательного процесса в учреждениях профобразования по отдельным специальностям, учебным дисциплинам и видам производственной практики. К основным методам мониторинга качества профессионального образования мы относим текущее наблюдение, тесты, опросы, анализ результатов учебно-профессиональной деятельности, рейтинговый контроль.

Объектами мониторинга могут быть не только результаты профессионального обучения (уровень обученности и сформи-рованности профессионально значимых качеств, уровень готовности к профессиональной деятельности и личностно-профессионального развития), но и условия организации и осуществления профессионального обучения (кадровые, учебно-методические, организационные, нормативно-правовые), а также образовательный процесс (цель, содержание, формы, методы и средства).

Для оптимизации применения проект-

но-целевой технологии обучения необходимо наличие определенных условий: организационно-управленческих (учебный план факультета, семестровые графики, расписание, обеспечение учебно-воспитательного процесса социально-педагогической инфраструктурой, введение матричных структур управления и т.п.); технологических (мониторинг качества подготовки студентов, контрольно-оценочные параметры и пр.); психолого-педагогических (система стимулирования и мотивации учения и педагогической деятельности и т.п.); учебнометодических (отбор содержания учебного материала, интегративная основа обучения и т.д.).

Проектно-целевой подход имеет место и в системе управления образованием. Метод управления, основанный на разработке и реализации проектов, можно рассматривать как реализацию комплекса научных исследований, результатом которых является комплект документов, определяющих систему научно обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организацию педагогических процессов в пространстве и во времени.

В системе образования этот метод применяется на всех уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном, институциональном) и выражается в грантовой поддержке наиболее актуальных исследований. Грантовая поддержка наиболее интересных проектов обеспечивает запуск системных изменений в российском образовании, становление современного менеджмента в системе образования, поддержку образовательных учреждений-ли-деров путем открытого конкурса и общественной экспертизы, привлечение общественных институтов к проблемам образования.

Обобщая материал статьи, можно отметить, что проектно-целевой подход - это методологическая основа организации профессионального образования, направленного на формирование у студента профессиональной компетентности, обеспечиваю-

щего его конкурентоспособность на рынке труда, способность к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовность к постоянному профессиональному росту, социальной и профес-

сиональной мобильности. Проектно-целевой подход рассматривает цели, содержание, технологии образования как проект инновационной деятельности на интегративной основе.

ПОЗДРАВЛЯЕМ

2 сентября 2008 г. Гузель Валеевна Мухаметзянова - заслуженный деятель науки России, доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАО -отмечает свой юбилей.

Академик Г. В. Мухаметзянова - исследователь мирового уровня в области методологии и теории профессионального образования, автор более 350 научных работ, талантливый организатор науки и профессионального образования, основатель плодотворной научно-педагогической школы.

Гузель Валеевна Мухаметзянова вносит значительный вклад в решение актуальных задач реформирования современного профессионального образования, его гуманизации и гуманитаризации. Научно-педагогические работы Г. В. Мухаметзяновой отражают теоретические и практические аспекты ее самобытного творчества, побуждают читателей к серьезным размышлениям, рефлексии собственной профессиональной деятельности и продуктивному диалогу, стимулируют инновационное развитие педагогической мысли. Благодаря глубокому знанию классических и современных трудов в области педагогики и профессионального образования Г.В. Мухаметзянова органично сочетает лучшие традиции отечественной педагогики и культуры с инновационностью всех направлений ее многогранной деятельности.

В 2007 г. за выдающийся вклад в психологопедагогическую науку Г.В. Мухаметзянова -ученый, педагог, Учитель - награждена золотой медалью РАО «За достижения в науке».

Редакция и редколлегия журнала «Высшее образование в России» сердечно поздравляют Гузель Валеевну с замечательным юбилеем и желают ей крепкого здоровья, неиссякаемой творческой энергии и новых научных открытий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.