Научная статья на тему 'ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ КАДРОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ «ИНДУСТРИЯ 4.0» И ГОСТ Р ИСО 21500:2014'

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ КАДРОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ «ИНДУСТРИЯ 4.0» И ГОСТ Р ИСО 21500:2014 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ИНДУСТРИИ 4.0 / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухова Л.В., Немцев А.Д., Шерстобитова А.А.

Актуальность выбора темы исследования обоснована развитием в стране проектного управления на основе средств информатизации, цифровизации, интеллектуализации и стандартизации. Стандартизация способствует четкому структурированию рассматриваемой деятельности в определенных, наперед заданных, рамках. Обычно эти рамочные отношения прописывает стандарт. Интеграция с технологиями Индустрия 4.0 позволяют применять современные цифровые инструменты для таких функций управления как планирование, анализ, контроль и другие. В данной работе рассмотрены требования стандарта серии 21500-2014, в котором для управленцев различных уровней исследуемой организации прописаны рекомендации по эффективному сопровождению и своевременному завершению проекта, как особого вида деятельности. Технологии Индустрии 4.0 позволяют применять такие современные инструменты как IoT, Data Science, Big Data, облачные хранилища данных и прочее. В статье рассматривается образовательный проект, в котором актуализированы вопросы подготовки менеджеров (бакалавров) на современном этапе развития цифрового общества. Использованы научные (системный и процессный) подходы, методы имитационного и статистического моделирования. Основной целью публикации является исследование возможностей успешной реализации образовательного проекта. Частными целями изыскания являются: 1) ретроспективный анализ истории возникновения проектного обучения и его развития в перспективе; 2) краткий обзор требований стандарта проектного управления и его проекция на вектор образовательных стандартов; 3) моделирование проектной деятельности в вузе (в разрезе кафедры) с использованием технологий Индустрия 4.0; 4) разработка алгоритма внедрения проектного управления в вузе (на примере конкретного вуза). Результаты изыскания будут интересны широкому кругу читателей, занимающихся вопросами подготовки кадров в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT MANAGERING OF TRAINING BASED ON THE INTEGRATION OF “INDUSTRY 4.0” AND GOST R ISO 21500:2014

The relevance of the choice of the research topic is justified by the development of project management in the country on the basis of informatization, digitalization, intellectualization and standardization. Standardization contributes to a clear structuring of the activities in question within certain, predetermined, frameworks. Typically, this framework relationship is ascribed to a standard. Integration with Industry 4.0 technologies enables the use of modern digital tools for management functions such as planning, analysis, control and others. This paper examines the requirements of the 21500-2014 series standard, which provides guidelines for managers at various levels of the organisation to effectively support and complete a project as a special activity in a timely manner. Industry 4.0 technologies allow applying such modern tools as IoT, Data Science, Big Data, cloud data storages, etc. The article considers an educational project, which updates the issues of training managers (bachelors) at the current stage of development of digital society. The scientific (system and process) approaches, simulation and statistical modelling methods are used. The main goal of the publication is to investigate the possibilities of successful implementation of an educational project. Particular objectives of the research are: 1) retrospective analysis of the history of project-based learning and its development in the future; 2) a brief review of the requirements of the project management standard and its projection on the vector of educational standards; 3) modeling project activities in high school (in the context of the department) using Industry 4.0 technologies; 4) development of an algorithm for implementing project management in high school (on the example of a particular university). The results of the study will be of interest to a wide range of readers involved in training issues in higher education.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ КАДРОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ «ИНДУСТРИЯ 4.0» И ГОСТ Р ИСО 21500:2014»

УДК: 65; 330,3

DOI: 10.51965/20767919_2022_2_1_23

Глухова Л.В., Немцев А.Д., Шерстобитова А.А.

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ КАДРОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ «ИНДУСТРИЯ 4.0» И ГОСТ Р ИСО 21500:2014

Glukhova L. V., Nemtsev A.D., Sherstobitova A.A. PROJECT MANAGERING OF TRAINING BASED ON THE INTEGRATION OF "INDUSTRY 4.0" AND GOST R ISO 21500:2014

Ключевые слова: образовательный проект, проектное управление, стандартизация, технологии Индустрии 4.0, модель подготовки менеджеров.

Keywords: education project, project management, standardisation, Industry 4.0 technologies, management training model.

Аннотация: Актуальность выбора темы исследования обоснована развитием в стране проектного управления на основе средств информатизации, цифровизации, интеллектуализации и стандартизации. Стандартизация способствует четкому структурированию рассматриваемой деятельности в определенных, наперед заданных, рамках. Обычно эти рамочные отношения прописывает стандарт. Интеграция с технологиями Индустрия 4.0 позволяют применять современные цифровые инструменты для таких функций управления как планирование, анализ, контроль и другие.

В данной работе рассмотрены требования стандарта серии 21500-2014, в котором для управленцев различных уровней исследуемой организации прописаны рекомендации по эффективному сопровождению и своевременному завершению проекта, как особого вида деятельности. Технологии Индустрии 4.0 позволяют применять такие современные инструменты как IoT, Data Science, Big Data, облачные хранилища данных и прочее.

В статье рассматривается образовательный проект, в котором актуализированы вопросы подготовки менеджеров (бакалавров) на современном этапе развития цифрового общества. Использованы научные (системный и процессный) подходы, методы имитационного и статистического моделирования. Основной целью публикации является исследование возможностей успешной реализации образовательного проекта. Частными целями изыскания являются: 1) ретроспективный анализ истории возникновения проектного обучения и его развития в перспективе; 2) краткий обзор требований стандарта проектного управления и его проекция на вектор образовательных стандартов; 3) моделирование проектной деятельности в вузе (в разрезе кафедры) с использованием технологий Индустрия 4.0; 4) разработка алгоритма внедрения проектного управления в вузе (на примере конкретного вуза).

Результаты изыскания будут интересны широкому кругу читателей, занимающихся вопросами подготовки кадров в высшей школе.

Abstract: The relevance of the choice of the research topic is justified by the development of project management in the country on the basis of informatization, digitalization, intellectualization and standardization. Standardization contributes to a clear structuring of the activities in question within certain, predetermined, frameworks. Typically, this framework relationship is ascribed to a standard. Integration with Industry 4.0 technologies enables the use of modern digital tools for management functions such as planning, analysis, control and others.

This paper examines the requirements of the 21500-2014 series standard, which provides guidelines for managers at various levels of the organisation to effectively support and complete a project as a special activity in a timely manner. Industry 4.0 technologies allow applying such modern tools as IoT, Data Science, Big Data, cloud data storages, etc.

The article considers an educational project, which updates the issues of training managers (bachelors) at the current stage of development of digital society. The scientific (system and pro-

cess) approaches, simulation and statistical modelling methods are used. The main goal of the publication is to investigate the possibilities of successful implementation of an educational project. Particular objectives of the research are: 1) retrospective analysis of the history of project-based learning and its development in the future; 2) a brief review of the requirements of the project management standard and its projection on the vector of educational standards; 3) modeling project activities in high school (in the context of the department) using Industry 4.0 technologies; 4) development of an algorithm for implementing project management in high school (on the example of a particular university).

The results of the study will be of interest to a wide range of readers involved in training issues in higher education.

Введение

Традиционная система подготовки кадров не всегда способна обеспечить потребности бизнеса специалистами, отвечающими требованиям работодателя. Из-за этого молодые специалисты зачастую испытывают трудности при устройстве на работу, часто меняют место работы. Такая ситуация вызывает необходимость серьезных изменений в системе подготовки современных кадров. Особенно это актуально в настоящее время, когда развитие экономики все в большей степени нуждается в высококвалифицированных специалистах, способных понимать социальную ситуацию, формулировать и решать проблемы, эффективно вести деятельность при меняющихся условиях внешней среды. Поэтому перед образовательными организациями стоит очень важная задача - подготовка специалистов, соответствующих требованиям современного бизнеса.

Авторы проанализировали ряд источников зарубежных и российских авторов [ 1 -24], из которых были сделаны следующие выводы:

1. Образовательный процесс всегда сопровождался и сопровождается поиском новых, более эффективных образовательных технологий, способствующих развитию творческих способностей и формированию навыков самообразования у обучающихся. Эти новые образовательные технологии формируются под названиями "смарт педа-гогика"(8шР), "смарт университеты" (БшИ), "смарт обучение" (БшБ) [1-5].

2. Традиционная технология обучения ориентирована преимущественно на трансформацию (передачу) определенного объема знаний по каждой дисциплине учебного плана той или иной образовательной программы обучающемуся в готовом виде, ко-

торые должны быть усвоены. Преподаватель в таком процессе подготовки является передаточным звеном. Можно предположить, что такая образовательная технология слабо мотивирует обучающихся к самостоятельному поиску знаний. Стейкхолдеры и общество в целом требуют сформирован-ность навыков применения цифровых технологий, которые соответствуют технологиям Индустрии 4.0 [6-10]. Поэтому актуализируется становление и развитие самообучающихся организаций [11], новых технологий организации образовательных процессов, например, краудсорсинговых [12, 13].

3. В то же время следует заметить, что процесс овладением профессией не заканчивается защитой выпускной квалификационной работы. Специалист любого уровня, любой профессии должен постоянно повышать свою квалификацию, т.е. должен постоянно учиться, пополнять свои профессиональные знания, чтобы быть востребованным и конкурентоспособным. Поэтому он должен быть готов к самообучению, к самообразованию. Этому надо учиться, находясь еще на студенческой скамье, формируя такой показатель компетенции как "риско-устойчивость" [14].

4. Базовая образовательная технология, в основу которой положены Федеральные образовательные стандарты, должна быть дополнена такой технологией, которая создает условия для самостоятельного приобретения недостающих знаний обучающимися и дает возможность использовать их для решения практических задач. Этим требованиям, на наш взгляд, в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе и стандартизация [15, 16, 17].

5. Проектная технология может быть применена при подготовке бакалавров-

менеджеров, так как она помогает формировать коммуникативные умения, работая над проектом в группах, развивает исследовательские умения, системное и логическое мышление, носит личностно-ориенти-рованный характер, побуждает обучающихся к самостоятельному поиску знаний, повышает мотивацию обучения [18].

6. Применение проектных технологий стало возможным при развитии средств цифровизации, информатизации, интеллектуализации. Это инициировало рост человеческого капитала в организациях, ускорило процессы внедрения новых средств и методов управления деятельностью хозяйствующих субъектов, современных бизнес-систем, в том числе и образовательных [19-20].

7. Индустрия 4.0 и направления ее развития предполагают в сфере образования адаптацию всех процессов образовательной деятельности к применению новых "умных" (смарт) и гибких интеллектуальных технологий, позволяющих сформировать у выпускников, так называемый, Индекс Цифровой Грамотности и рискориентированное мышление [21-23].

Для управления подготовкой нового поколения специалистов предлагаются сегодня различные мероприятия [24], реализация которых сопровождается принятием управленческих решений. Навыки сформи-рованности поиска оптимального решения с точки зрения его адекватности, своевременности и актуальности формируются в процессе применения таких гибких технологий, рекомендованных стандартами проектной деятельности (PMI), как, например, Agile.

К сожалению, мало выпускников - менеджеров сегодня владеют гибкими технологиями, так как их можно сформировать только в процессе интеграции усилий различных дисциплин, среды коммуникации, методов и технологий обучения.

Проблема, цели, задачи и направления исследования

Проблема исследования состоит в отсутствии интеграционных механизмов при управлении процессами подготовки кадров (менеджеров) в вузе.

Гипотеза исследования № 1 состоит в том, что использование проектного подхода позволит на основе требований стан-

дарта ИСО 21500-2014 и РМВОК разработать внутренние документированные процедуры, регламентирующие процессы подготовки кадров как образовательного проекта, в котором учтены стоимость, качество и время подготовки [15, 18, 20, 21].

Гипотеза исследования № 2 состоит в интеграции каждого этапа проекта при сквозном проектировании с технологиями Индустрии 4.0, что обеспечит тот уровень подготовки менеджеров, который запрашивают стейкхолдеры и который сейчас не реализуется полностью и не обеспечивается.

Направление исследования состоит в понимании сущности образовательного процесса при применении проектной технологии. Исходя из этого, цель нашей работы заключается в анализе возможностей применения проектного подхода при подготовке бакалавров-менеджеров.

По мнению авторов, концептуальная модель подготовки кадров на основе проектного управления может иметь вид (рис. 1). Выводы были сформулированы на основе требований ФГОС 3++ и Профессионального стандарта при подготовке менеджеров.

Отметим, что в модели управляющая часть (А1, А2, ... Ап) отражает запросы внешней среды к формируемой квалификации и компетенциям выпускников, а обеспечивающая часть (В1, В2, ...Вп) соответствует требованиям стандартов (образовательного и профессионального).

История становления и развития проектной деятельности

Еще в конце XIX века американская педагогика отмечала несостоятельность традиционной системы подготовки кадров. К началу ХХ столетия появляются новые концепции организации образовательного процесса в школе, выразителями которых был Д. Дьюи1. Именно с этим именем связана реализация метода «проектов», при котором образовательная деятельность детей осуществлялась с учетом их интересов. Поэтому этот метод нельзя назвать принципиально новым. В России идеи проектного

1 Dewey J. Froebel's Educational Principles [Электронный ресурс]. - URL: http://www. brocku.ca/MeadProject/ Dewey/Dewey-1907/Dewey-1915b.html 05.02.2022).

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №1, том 2, 2022 обучения возникли практически параллель- но с разработками американских педагогов.

Рисунок 1 - Концептуальная модель* подготовки менеджеров в вузе

*Разработано авторами

Развитие технологии проектного обучения происходило под влиянием идей и других исследователей, суть которых заключалась в том, что наиболее успешно и с большим увлечением выполняется та деятельность, которая выбирается самим обучающимся.

Благодаря рациональному сочетанию теоретических знаний и их практическому применению в конкретных ситуациях, содержащихся в методе «проектов», он получил широкое распространение и развитие. Ценность проектного обучения, по мнению зарубежных и российских педагогов, заключается в том, что такая технология позволяет обучающимся выбирать деятельность по интересам. Это дает возможность студентам вузов формировать собственные траектории обучения.

Технология проектного обучения становится особенно актуальной в современном информационном обществе. Отличительная особенность этой технологии состоит в том, что обучающиеся получают возможность самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем. В этом случае происходит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно формировать (пополнять) свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивая критическое и творческое мышление. Поэтому данная технология широко внедряется в образовательную практику РФ. Этому немало

способствовало развитие стандартов в области проектной деятельности и проектного менеджмента.

Организация проектного обучения в

вузе

Цель проектного обучения, как отмечает Н.Г. Чернилова1, состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно и охотно приобретали недостающие знания из различных источников и использовали их для решения практических задач, овладевали коммуникативными умениями и развивали исследовательские навыки. Данное высказывание полностью соответствует новой парадигме подготовки кадров - не накопление знаний и информации, а их постоянное обновление и поиск нужной информации, развития у студентов способности и готовности к самообучению. Это стратегическая задача любой современной системы подготовки кадров, в основе которой лежит принцип непрерывного обучения. Исходя из этого, организация учебного процесса должна быть такой, при которой побудительные мотивы к овладению знаниями обучающимися были бы их потребностью.

Внедрение в учебный процесс проектной технологии, на наш взгляд, способствует развитию именно побудительных моти-

1 Chemilova N.G. Sistema proektnogo obucheniya kak instrument razvitiya samostoyatelnosti starsheklassnikov. Saratov, 1997. - 130 p.

вов овладения знаниями выбранной профессии менеджера, выражающихся в развитии творческой активности и познавательных навыков, умении самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитии профессиональных компетенций.

Учитывая, что в настоящее время подготовка кадров ведется по требованиям Федеральных образовательных стандартов

(компетентностный подход), то технология проектов наилучшим образом будет способствовать формированию у обучающихся требуемых компетенций, указанных в стандарте.

Авторы предлагают следующий процесс формирования требуемых ФГОС и Профессиональным стандартом компетенций (рис. 2).

Рисунок 2 - Поэтапное формирование требуемых компетенций*

авторское видение

Это вытекает и из цели проектного обучения, заключающейся в создании условий, при которых обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, развивают исследовательские умения и системное мышление. Эти навыки и умения хорошо коррелируются с содержанием универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Все это должно способствовать повышению интереса студентов к образовательному процессу, к овладению необходимыми компетенциями.

В процессе обучения студентов на кафедре «Менеджмент и экономика» по направлению «Менеджмент» в 2021 году был проведен опрос, целью которого было выявление возможности организации проектного обучения. Опрос проходил дважды

в течение семестра, затем полученные оценки были обработаны и усреднены. На рисунке 3 показаны ответы, полученные при опросе группы студентов и одного конкретного студента, предоставившего наиболее ярко выраженные ответы. Во время опроса учитывалась ситуация пандемии в городе, а также предоставленная вузом возможность организации дистанционного обучения.

Из рисунка видно, что одним из наиболее значимых факторов, ответы на который практически равнозначно оцениваемые, являлось «отсутствие возможности развивать навыки живого общения и обмена опытом в группе» (20,9% и 22,5%). Этот показатель мы оцениваем, как потребность организации коллективной работы в команде, что особенно важно при организации проектного обучения. А такой фактор, как «отстраненная оценка материала обучения» показывает, что многие студенты не могут оценить то, что они изучают в настоящий

момент времени и для чего это им необходимо, также как и то, насколько ими будут

востребованы получаемые знания, умения и

навыки в дальнейшем.

Недостаточность личного общения с

Обезличивание преподавателя и студентов

13,2

Отстранённая оценка материала

обучения

2,1

преподавателем 23 4 300.

Отсутствие самомотивации и самодисциплины в процессе обучения щ 5

Технические сбои процесса дистанционного обучения g

Непонимание важности и последовательности обучения 17,7

сутствие возможности развивать навыки живого общения и обмена опытом в группе 22,5

■ Средняя оценка группы студентов по направлению "Менеджмент", %

■ Средняя оценка конкретного студента, %

Рисунок 3 - Результаты опроса обучаемых (2021 г.)

Полученные результаты подтверждают необходимость поиска путей улучшения процессов обучения в условиях Индустрии 4.0, где приветствуются гибкие интегрированные среды, цифровые коммуникации и технологии, интернет ресурсы, электронное обучение и прочие компоненты смарт педагогики и цифровой экономики. Из рисунка видно, что имеется разрозненность ответов, разброс их оценки отдельными обучающимися, но для профессорско-преподавательского состава очевидно, что для студентов всей группы самой большой проблемой является «непонимание важности и последовательности» того обучения, которое они получают в настоящий промежуток времени (25,2%). И опыт других вузов позволяет выдвинуть гипотезу, что именно проектный подход к передаче знаний позволит снизить выявленные проблемы.

Далее рассмотрим особенности проектного подхода в обучении, которое регламентирует Национальный Стандарт Российской Федерации, обновленный в апреле 2020 года.

Моделирование требований стандартизации к организации проектной деятельности в вузе

В обобщенном понимании проект, согласно ГОСТ Р ISO1 215000: 2014 Руководство по менеджменту проектирования. Общие требования, уникальный набор процес-

1 URL: https://docs.cntd.ru/document/1200118020

сов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели. Исходя из этого понятия, весь процесс обучения (подготовки специалиста) можно считать личным проектом каждого обучающегося в университете. В данном случае этот проект можно назвать «Образовательным», который имеет конечную цель - стать дипломированным специалистом, сроки достижения цели - период обучения по избранной образовательной программе, ресурсы - бюджетное финансирование или собственные средства. Для достижения конечной цели необходимо решить определенные задачи, а именно: овладеть компетенциями в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта и пройти процедуру государственной аттестации. Для успешного выполнения «Образовательного» проекта предлагается наряду с существующей компетентностной технологией обучения использовать проектный подход, как одну из форм самообразовательной деятельности.

В докладе Минобрнауки «Приоритеты Российского высшего образования» сказано, что одним из глобальных трендов развития университетов страны является сочетание новых (смарт) и традиционных образовательных технологий. Проектом «Вузы как центры пространства создания инноваций» предусмотрено, что к декабрю 2025 года все образовательные программы инженерного,

социально-экономического и отдельные программы естественнонаучного и гуманитарного направлений должны содержать практико-ориентированные компоненты, предполагающие командное выполнение проектов полного жизненного цикла.

Организация учебного процесса по технологии «проекта» ориентирована на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, дает возможность приобретения навыков работы в команде, установлению деловых связей с партнерами. Проектное обучение позволяет формировать студенту индивидуальную образовательную траекторию, которая в полной мере соответствует его интересам (потребностям), что является существенной мотивацией росту профессиональной компетентности. Можно сказать, что метод проектов для студентов - это один из способов показать не только свои знания, но и свои потенциальные возможности, свой потенциал.

Для перехода к проектно-ориенти-рованным образовательным технологиям необходимо решить ряд задач. Первое, что требует внимания - это обеспечение учебного процесса кадрами, способными применять проектную технологию. Так как метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную или групповую, то в этом случае преподаватель выполняет функцию консультанта, руководит проектной работой, направляет поиск обучающихся, подсказывая источники информации. Следовательно, вывод №1, преподаватель консультант должен сам иметь опыт организации проектной деятельности и владеть навыками практического применения стандартов, в которых эта деятельность обоснована нормативными актами. Поэтому и предлагается обязательное применение ГОСТ Р ИСО 21500-2014.

Следующий момент, который требует пристального внимания - это формирование тем проектов. Сложность решения этого вопроса, на наш взгляд, обусловлена тем, что в настоящее время вузы, особенно новые, не имеют тесных связей с предприятиями, с бизнесом, предлагают к выполнению проекты, не требующие решения реальных про-

блем. С большой вероятностью эти учебные проекты не вызовут большого энтузиазма для достижения поставленных целей. При этом игнорируется сама идея метода проектов, составляющая суть понятия «проект» -его прагматическая направленность на результат. При этом теряется та мотивация, которая как раз и появляется при выполнении реального проекта. Если этого нет, то и рассчитывать на развитие творческих способностей, формирование позитивного отношения к работе не следует.

Вывод № 2. Решение этой задачи авторы видят во внедрении модульной технологии обучения. Каждый модуль должен формировать определенный набор компетенций, которые путем последовательного усложнения на каждом этапе дальнейшего проектирования будут сформированы, и будет достигнут требуемый уровень к концу обучения.

Исходя из сказанного, ясно, что внедрение технологии проектов в учебный процесс - это сложная, многоаспектная задача, которая требует длительного решения и значительных материальных затрат.

Модель организации проектной деятельности (на кафедре «Менеджмент и экономика»)

Проектная подготовка бакалавров-менеджеров осуществляется на всем периоде обучения: с первого по четвертый курс. Основная проблема при этом состоит в том, чтобы сделать выполняемые курсовые предметные проекты (работы), предусмотренные учебным планом, частью единого большого проекта, который, по нашему замыслу, должен стать выпускной квалификационной работой. В этом случае темы предметных курсовых работ должны быть сформулированы таким образом, чтобы они стали составной частью общего проекта и решали бы некоторые его задачи. Только при таком подходе результирующий проект будет иметь законченную работу с логически выверенным содержанием, правильно поставленной целью и обозначенной общей проблемой.

Формирование тем курсовых предметных проектов - наиболее ответственная, на наш взгляд, часть работы над проектом. Исходя из этого, модель организации проект-

ной деятельности при подготовке бакалав- содержание (таблица 1). ров-менеджеров будет иметь следующее

Таблица 1 - Этапы организации образовательного проекта «Менеджер»

Этап Цели Задачи Результат

Первый этап «Проектный» 1. Определение компетенций, формируемых ФГОС и ПС. 2. Формирование тем выпускных квалификационных работ. 1. Маркетинговый анализ рынка труда и требуемых социумом компетенций. 2. Анализ требования профессионального стандарта. 3. Предварительный перечень формируемых компетенций выпускника с квалификационной характеристикой «Менеджер». 1. Список тем выпускных квалификационных работ. 2. Перечень требуемого уровня сформированности компетенций в разрезе каждой компетенции (знать, уметь, владеть, иметь навыки).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй этап «Целевой» 1. Определение целей и задач каждой из дисциплин Учебного Плана. 2. Формирования перечня дисциплин. 1. Разработка последовательность изучаемых дисциплин в разрезе курсов обучения / в разрезе семестрового обучения. 2. Обоснование формируемых компетенций в каждой из дисциплин. 1. Список дисциплин, на основе которых можно выполнять курсовое проектирование, способных формировать итоговый набор компетенций. 2. Для каждой дисциплины описать базу знаний, содержащую набор инструментов для оценки уровня сформирован-ности требуемой компетенции.

Третий этап «Оперативный» 1. Для каждого года обучения и семестра определяются цели обучения, цели курсовой подготовки, подцели. 2. Для достижения каждой цели описываются имеющиеся ресурсы и сроки реализации. 1. Формируется список задач, взаимосвязанных с ними ресурсов, этапов решения каждой задачи. 2. Формируются критерии оценки решения каждой задачи. 1. Формируется база компетенций по уровням: знания, умения, навыки. 2. Формируется индивидуальная траектория развития каждого обучаемого по достижению целевых индикаторов.

Четвертый этап «Курсовой» Обеспечение уровня сформированно-сти компетенций в соответствии с образовательным и Профессиональным стандартами. 1. Формируется список тем курсовых проектов в разрезе выбранной темы выпускной квалификационной работы. 2. Формируется перечень профессиональных компетенций, которые могут быть достигнуты в реализуемом курсовом проекте 1. Создается матрица обеспечения индивидуальной траектории целевого развития менеджера. 2. Заполняется база знаний менеджера, соответствующих требованиям Профессионального стандарта.

Пятый этап «Практический» Обеспечение уровня сформированно-сти навыков владения в процессе практической подготовки на предприятиях города. Формируется список баз прохождения практик, реализующих возможности формирования и развития требуемых компетенций профессионального стандарта. 1. Тестовый набор оценочных средств для оценки уровня сформированности профессиональных компетенций. 2. Корректировка базы знаний менеджера в разрезе уровней владения.

Шестой этап «Заключительный» Подтверждение уровня сформированных компетенций. 1. Презентация выпускной квалификационной работы. 2. Презентация навыков соответствия требованиям профстандарта. 1. Присвоение ГЭК требуемой квалификации. 2. Формирование рекомендательных писем для устройства выпускника на рынке труда.

Достоинства такой технологии состоит в том, что отчетливо видно поэтапное формирование компетенций и возможность оценки их сформированности; на всем протяжении обучения студент, по сути, готовит выпускную квалификационную работу; повышается качество выпускной работы; студент мотивирован на получение знаний на всем цикле обучения, начиная с первых дней учебы в вузе.

Выводы. Предлагая применять проектный подход к управлению образовательной программой на основе интеграции стандарта ГОСТ Р ИСО 21500-2014 и технологий Индустрия 4.0, мы получаем новые конкурентные преимущества, состоящие в достижении целевых решений в заданные сроки и утвержденной сметой (финансами). Синергетический эффект (Менеджер, удо-

влетворяющий запросам внешней среды) формируется также за счет того, что проектное управление опирается на интеграцию идей системного, процессного и ком-петентностного подходов, реализация которых, с точки зрения педагогики заключается в личностно-деятельностном подходе на каждом шаге индивидуальной траектории развития личности (с первого курса до последнего).

Новизна предлагаемых решений состоит в том, что мы получаем новое свойство системы - «измеримость ее входных и выходных процессов». Это позволяет с определенной вероятностью оценивать достижимость целевых показателей проектного управления для инновационной системы подготовки менеджеров.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Uskov, V.L., Bakken, J., Aluri, L., Rachakonda, R., Rayala, N., Uskova, M. (2018). Smart Pedagogy: Innovative Teaching and Learning Strategies in Engineering Education. In: II IEEE World Engineering Education Conference - EDUNINE 2018. March 11-14, 2018, Buenos Aires: IEEE. URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/8450962

2. Uskov, V.L., Bakken, J.P., et al.: Smart university: conceptual modeling and system design. In: Uskov, V.L., Bakken, J.P., Howlett, R.J., Jain, L.C. (eds.) Smart Universities: Concepts, Systems, and Technologies, 421 p. Springer (2018). ISBN 978-3-319-59453-88.

3. Tikhomirov, V., Dneprovskaya, N.: Development of Strategy for Smart University, 2015 Open Education Global International Conference, Banff, Canada, April, pp. 22-24 (2015).

4. Uskov, V.L., Howlet, R. Jain, L. (eds.): Smart Education and Smart e-Learning, June 1719, 2015, Sorrento, Italy, Springer, Berlin-Heidelberg, Germany (2015).

5. Coccoli, M., et al.: Smarter Universities: a vision for the fast changing digital era. J. Vis. Lang. Comput. (Elsevier). 25 (2014).

6. Глухова, Л.В., Корнеева, Е.Н., Крайнева, Р.К. Развитие маркетинга отношений стейк-холдеров в образовательной деятельности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 2. № 1. С. 41-49.

7. Глухова, Л.В., Казиев, К.В., Ловпаче, З.Н., Гудкова, С.А. Интеллектуальные сервисы на облачной платформе IACPAAS и онтологии: ключевые принципы и возможности // В сборнике: Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Материалы XVIII Международной научно-практической конференции. В 3-х томах. Тольятти, 2021. С. 220224.

8. Глухова, Л.В., Казиева, Б.В., Казиев, К.В., Казиев, В.М., Шерстобитова, А.А. Цифровые трансформации и эволюционное разнообразие бизнес-сообщества // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021. Т. 2. № 1 (47). С. 46-53.

9. Глухова, Л.В., Казиев, К.В., Казиева, Б.В., Казиев, В.М., Шерстобитова, А.А., Гудкова, С.А. Адаптивная и управляемая смарт-экономика и смарт-университеты // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021. Т. 2. № 3 (48). С. 5-12.

10. Glukhova, L.V., Mitrofanova, Y.S. Digitalization of economy and the particularities of its application in an integrated facility's activity. // The Bulletin of the Volga Region State University of Service, № 4, 2017.

11. Glukhova, L.V., Yarygin, O.N., Syrotyuk, S.D. Qualimetric approach to the evaluation of the knowledge increase level based on the Boolean algebra tools. Baltic Humanitarian Journal, pages 158-161, volume 5, № 1 (14), 2016.

12. Jiang, Y., Schlagwein, D., Benatallah, B. (2018) A Review on Crowdsourcing for Education: State of the Art of Literature and Practice, Proc. of Pacific Asia Conference on Information Systems (PACIS) 2018, Yokohama, Japan, June 2018.

13. Uskov, V.L., Bakken, J.P., Aluri, L.: Crowdsourcing-based learning: the effective smart pedagogy for STEM education. In: Proceedings of 2019 IEEE Global Engineering Education Conference EDUCON, April 9-11, 2019, Dubai, UAE, IEEE (in print).

14. Morozova, O.I., Semenikhina, A.V., Torgachev, D.N. Information technologies as the effective instrument of the choice and implementation of hi-tech projects at the enterprises. Informatsionnye sistemy i tekhnologii, 2019, no. 3, pp. 35-41.

15. Глухова, Л.В., Немцев, А.Д. Проектный подход: управление процессом подготовки специалистов в высшей школе // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021. Т. 2. № 1 (47). С. 54-61.

16. Немцев, А.Д., Глухова, Л.В. Концепция стандартизации деятельности менеджеров в условиях цифровой экономики // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2018. Т. 2. № 1. С. 165-175.

17. Глухова, Л.В., Немцев, А.Д., Воробьева, Е.И. Стандартизация процессов образовательной деятельности: некоторые предложения по развитию направления подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата) // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 2. № 1. С. 50-59.

18. Sherstobitova, A.A., Glukhova, L.V., Khozova, E.V., Krayneva, R.K. (2020) Integration of Agile Methodology and PMBOK Standards for Educational Activities at Higher School. In: Uskov V., Howlett R., Jain L. (eds) Smart Education and e-Learning 2020. Smart Innovation, Systems and Technologies, vol 188. Springer, Singapore. URL: https://doi.org/10.1007/978-981-15-5584-8_29.

19. Ganebnykh, E.V., Fokina, O.V. Agile-projects management in lean environment. Liderstvo i menedzhment, 2019, vol. 6, no. 3, pp. 201-208.

20. Glukhova, L.V., Sherstobitova, A.A., Korneeva, E.N., Krayneva, R.K. (2020) VUCA-Managers Training for Smart Systems: Innovative and Organizational Approach. In: Uskov V., Howlett R., Jain L. (eds) Smart Education and e-Learning 2020. Smart Innovation, Systems and Technologies, vol 188. Springer, Singapore. URL: https://doi.org/10.1007/978-981-15-5584-8_31.

21. Gudkova, S.A., Glukhova, L.V., Filippova, O.A., Syrotyuk, S.D., Krayneva, R.K. (2021) Validaiting development indicators for smart university: quality function deployment Smart Innovation, Systems and Technologies. 2021. Т. 240. С. 241-252.

22. Nyoman Pujawan, I. and Geraldin, L.H. (2009), "House of risk: a model for proactive supply chain risk management", Business Process Management Journal, Vol. 15 No. 6, pp. 953967. URL: https://doi.org/10.1108/14637150911003801.

23. Ma, H.-L. and Wong, W.-H.C. (2018), "A fuzzy-based House of Risk assessment method for manufacturers in global supply chains", Industrial Management & Data Systems, Vol. 118 No. 7, pp. 1463-1476. URL: https://doi.org/10.1108/IMDS-10-2017-0467.

24. Garipova, Z.F. Digitalization of education inthe context of the pandemic: trends, problems, directions of development // Azimuth of Scientific Research: Economics and Management. 2021. vol. 10. № 3(36). pp 111-114. (in Russia).

Дата поступления: 01.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.