Научная статья на тему 'КРАУДСОРСИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ: ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ ED-TECH И CLIL В ВУЗЕ'

КРАУДСОРСИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ: ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ ED-TECH И CLIL В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДСОРСИНГ / ИННОВАЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКСПОРТ ЗНАНИЙ / КОЛЛЕКТИВНАЯ СЕТЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ED-TECH / СLIL ТЕХНОЛОГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ЭКСПОРТА ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудкова С.А., Малащенко М.В., Якушева Т.С.

Развитие гибких интеллектуальных и цифровых технологий привело к необходимости изучения и распространения в образовательных системах инновационных средств и методов обучения. К таким средствам относятся Ed-Tech и CLIL технологии. Они представляют собой набор современных цифровых инструментов образовательной деятельности, которые в зарубежных источниках описываются как смарт-технологии (SmT), смарт- обучение (SmE), смарт среда (SmI), смарт-педагогика (SmP). В последнем уместно говорить о CLIL технологиях как контекстно-ориентированных инструментах. наиболее уместных при организации обучения на иностранном языке. Это требование времени вызвано глобализацией, цифровизацией, развитием активного трансферта межкультурных коммуникаций на мировом рынке образовательных услуг. Также, ситуация неопределенности с пандемией стала катализатором перехода учреждений образования в формат отрытых университетов. Все это приводят к появлению нового поколения смарт вузов (SmU), для которых будет применяться новая система оценочных индикаторов эффективности современного электронного обучения. Актуальность предлагаемого исследования состоит в поиске механизмов более эффективного управления развитием интеллектуального потенциала вуза за счет интеграции современных методов управления и новых образовательных технологий. Цель исследования состоит в построение модели подготовки интеллектуальных ресурсов к работе в международном цифровом образовательном пространстве. Методами исследования являются методы системного и комплексного подходов, а также методы менеджмента и моделирования. Новизна предлагаемых решений состоит в предлагаемой интеграции краудсорсинга с ED-Tech и CLIL технологиям при реализации экспортных образовательных программ в вузе. Авторы предлагают несколько моделей, позволяющих реализовать усилия и ресурсный потенциал вуза для достижения планируемых целей и поставленных задач. Статья предназначена для широкого круга работников высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROWDSOURCING FOR SMART UNIVERSITY MANAGEMENT: GOING UP WITH ED-TECH AND CLIL INTEGRATION

The development of intelligent and digital technologies has led to the need of dissemination of innovative learning tools in educational systems. These tools include Ed-Tech and CLIL technologies. They are a set of modern digital tools for educational activities, described as smart technology (SmT), smart learning (SmE), smart environment (SmI), smart pedagogy (SmP) in many foreign papers. CLIL that is known the context-oriented tools can be considered as the most relevant when organising learning foreign language. This demand is caused by globalisation, digitalisation, active transfer of intercultural communication in the world market of educational services. Also, the situation of uncertainty with the pandemic has been a catalyst for the transition of educational institutions to an open university format. All this leads to the emergence of a new generation of smart universities (SmU), where a new system of evaluation indicators of modern e-learning efficiency will be applied. The relevance of the proposed study is to find mechanisms for more effective management of the the intellectual potential development through the integration of modern management methods and new educational technologies. The aim of the research is to develop a model for intellectual resources training in the international digital educational society. The methods of research are the methods of systematic and comprehensive approaches, as well as management and simulation methods. The novelty of the proposed solutions lies in the proposed integration of crowdsourcing with ED-Tech and CLIL technologies in the implementation of educational export programmes. The authors propose several models to implement the efforts and resource potential of a higher education institution to achieve the planned objectives and tasks. The article is intended for a wide range of scholars.

Текст научной работы на тему «КРАУДСОРСИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ: ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ ED-TECH И CLIL В ВУЗЕ»

УДК: 330:378.65

DOI: 10.51965/20767919_2022_2_1_33

Гудкова С.А., Малащенко М.В., Якушева Т.С.

КРАУДСОРСИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ: ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ ED-TECH И CLIL

В ВУЗЕ

Gudkova S.A., Malashchenko M. V., Yakusheva T.S.

CROWDSOURCING FOR SMART UNIVERSITY MANAGEMENT: GOING UP WITH ED-TECH AND CLIL INTEGRATION

Ключевые слова: краудсорсинг, инновации, интеллектуальные ресурсы, экспорт знаний, коллективная сетевая деятельность, управление, Ed-Tech, ŒIL технология, управление процессами экспорта знаний.

Keywords: crowdsourcing, innovation, intellectual resources, knowledge export, collaborative networking, governance, Ed-Tech, ŒIL technology, knowledge export process management.

Аннотация: Развитие гибких интеллектуальных и цифровых технологий привело к необходимости изучения и распространения в образовательных системах инновационных средств и методов обучения. К таким средствам относятся Ed-Tech и CLIL технологии. Они представляют собой набор современных цифровых инструментов образовательной деятельности, которые в зарубежных источниках описываются как смарт-технологии (SmT), смарт- обучение (SmE), смарт среда (SmI), смарт-педагогика (SmP). В последнем уместно говорить о CLIL технологиях как контекстно-ориентированных инструментах. наиболее уместных при организации обучения на иностранном языке. Это требование времени вызвано глобализацией, цифровизацией, развитием активного трансферта межкультурных коммуникаций на мировом рынке образовательных услуг. Также, ситуация неопределенности с пандемией стала катализатором перехода учреждений образования в формат отрытых университетов. Все это приводят к появлению нового поколения смарт вузов (SmU), для которых будет применяться новая система оценочных индикаторов эффективности современного электронного обучения.

Актуальность предлагаемого исследования состоит в поиске механизмов более эффективного управления развитием интеллектуального потенциала вуза за счет интеграции современных методов управления и новых образовательных технологий.

Цель исследования состоит в построение модели подготовки интеллектуальных ресурсов к работе в международном цифровом образовательном пространстве. Методами исследования являются методы системного и комплексного подходов, а также методы менеджмента и моделирования. Новизна предлагаемых решений состоит в предлагаемой интеграции краудсорсинга с ED-Tech и CLIL технологиям при реализации экспортных образовательных программ в вузе.

Авторы предлагают несколько моделей, позволяющих реализовать усилия и ресурсный потенциал вуза для достижения планируемых целей и поставленных задач.

Статья предназначена для широкого круга работников высшей школы.

Abstract: The development of intelligent and digital technologies has led to the need of dissemination of innovative learning tools in educational systems. These tools include Ed-Tech and CLIL technologies. They are a set of modern digital tools for educational activities, described as smart technology (SmT), smart learning (SmE), smart environment (SmI), smart pedagogy (SmP) in many foreign papers. CLIL that is known the context-oriented tools can be considered as the most relevant when organising learning foreign language. This demand is caused by globalisation, digi-talisation, active transfer of intercultural communication in the world market of educational services. Also, the situation of uncertainty with the pandemic has been a catalyst for the transition of

educational institutions to an open university format. All this leads to the emergence of a new generation of smart universities (SmU), where a new system of evaluation indicators of modern e-learning efficiency will be applied.

The relevance of the proposed study is to find mechanisms for more effective management of the the intellectual potential development through the integration of modern management methods and new educational technologies.

The aim of the research is to develop a model for intellectual resources training in the international digital educational society. The methods of research are the methods of systematic and comprehensive approaches, as well as management and simulation methods. The novelty of the proposed solutions lies in the proposed integration of crowdsourcing with ED-Tech and CLIL technologies in the implementation of educational export programmes.

The authors propose several models to implement the efforts and resource potential of a higher education institution to achieve the planned objectives and tasks.

The article is intended for a wide range of scholars.

Введение

В нормативном документе "Указ о национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года" отдельным фокусным направлением выделяется "цифровая трансформация" [1]. В рамках этого направления приветствуется достижение "цифровой зрелости" в экономике, бизнесе, образовании. Поэтому поиск инструментов менеджмента, направленных на управление развитием страны и ее конкурентных преимуществ на международном рынке является актуальной, и, одной из приоритетных задач. Например, в последнее время стал развиваться новый сегмент образовательных технологий (EdTech), позволяющий обеспечивать интерактивные образовательные процессы [2].

Для образовательных учреждений уже наступила пора фокусирования процессов подготовки кадров с позиций требований заинтересованных сторон (стейкхолдеров) [3]. Реалии таковы, что основные направления развития образовательных технологий могут развиваться, как минимум, в трех направлениях: а) развивая EdTech как высокотехнологической площадки для внедрения инноваций в образование; б) развивая EdTech для расширения услуг рынка по типу b2b и внедрению в образовательной среде проектного подхода (уверенно продвигаемого стандартами PMI) и стартапов для формирования уверенного additional skills; в) инвестирование в собственное развитие интеллектуального потенциала в любом возрасте.

Можно констатировать, что именно такие современные акценты позволяют рассуждать о проявлении цифровой зрелости, проявляющиеся в развитой цифровой инфраструктуре и "digitalization" опыте взаимодействия с коммуникативными партнерами в стране.

Цифровая зрелость оценивается разными показателями, в том числе применяется и "глобальный инновационный индекс" (ГИИ), отражающий устойчивое развитие новаторских идей в сфере экономики, бизнеса и образования. В настоящее время, согласно внешним оценкам ГИИ, проводимым зарубежными экспертами, Российская Федерация занимает 45 место, находясь в группе стран с умеренным уровнем доходом

[4].

Одна из причин того, что глобальный инновационный индекс не развивается быстрыми темпами, состоит в недостаточном уровне образования. Результаты такого отставания визуализируются показателем "мы не успеваем подготавливать кадры с опережением", а производим их подготовку "вдогонку" [5].

Поэтому, главная цель этой публикации - анализ имеющихся средств инновационного управления в образовательных системах, которые позволяют более быстрыми темпами осваивать новые средства и методы обработки информации с целью последующей трансформации полученных знаний в новые знания и навыки. Из их последующего применения формируется в совокупности глобальный инновационный индекс.

Отметим, что сегодня в зарубежных источниках появляется много публикаций о том, что цифровизация привела к развитию EdTech - как новой цифровой платформы в педагогике высшего образования. Это различные смарт технологии (SmT) и элементы смарт обучения (SmE) широко представленные в трудах [6-8]. В настоящее время появляется все большее количество участников сетевого взаимодействия для решения различных задач, требующих совместных коммуникаций и коллективного обсуждения проблем. Каждый новый участник приносит с собой собственное видение для применения тех или иных методов, или форм взаимовыгодного сотрудничество. Можно отметить, что многими признано что именно краудсорсинг позволяет быть тем системообразующим фактором эффективного менеджмента, который инициирует мотивацию и поиск нововведений. Так как краудсорсинг можно считать эффективной инновационной моделью организации цифрового информационно-образовательного взаимодействия в условиях высшей школы [9-12].

Также много работ посвящено применению СЬГЬ технологий для реализации экспортной деятельности вуза и трансформации его в открытый вуз, конкурирующий с другими образовательными учреждениями на международном образовательном пространстве [13-15].

Отдельно выделим позицию авторов работы по рассматриваемым в данной статье инструментам, которые применялись в процессе формирования востребованных компетенций [16-21]. Кроме востребованных профессиональных и надпрофессио-нальных компетенций сегодня актуальными являются формирование цифровых и технологических компетенций, которые позволяют активно повышать глобальный инновационный индекс страны.

Проблема исследования, гипотеза, цели и задачи

Проблема исследования состоит в отсутствии инструментов управления экспортом образовательных программ, что не позволяет быстро и мобильно осуществлять выход на международный рынок образовательных услуг.

Недостаточность разработки программ образовательной деятельности на иностранном языке возникает в виду выявленных в представленном исследовании причин:

1) низкого или же не соответствующего требуемому уровня навыков владения иностранным языком у ППС в таком объеме, чтобы подготовить требуемые учебно-методические ресурсы. Эти выводы получены из публикаций [11-15].

2) потребностью овладения EdTech и их продвижения в образовательной деятельности;

3) потребностью изучения особенностей СЬГЬ, как проверенного за рубежом инструмента проведения занятий различного вида на иностранном языке;

4) потребности интеграции EdTech с СЬГЬ для организации процессов обучения в условиях цифровых трансформаций и пандемии.

Поэтому, главной целью исследования является поиск инструментов менеджмента для эффективного управления коллективной работой многих ресурсов.

Таким инструментом, на наш взгляд, является краудсорсинг.

Задачи исследования:

1) Изучить возможности краудсорсин-га как инструмента менеджмента для управления интеллектуальными и другими организационными и информационными ресурсами;

2) Изучить особенности СЬГЬ как технологии быстрого трансферта знаний на иностранном языке в процессе профессиональной подготовки различных специалистов;

3) Выполнить обзор применяемых инструментов EdTech в системе высшего образования;

В итоге решения поставленных задач предложить набор авторских моделей для решения выявленной проблемы.

Гипотеза исследования состоит в предположении эффективного применения краудсорсинга для объединенной работы множества специалистов образовательной системы при решении общей целевой задачи стратегического развития вуза, представленной в виде проекта.

Под проектом авторами понимается деятельность по разработке экспортных образовательных программ.

Теоретическая и методологическая база исследования

Обзор теоретических источников показал, что исследование опирается на следующую теоретическую базу:

Краудсорсинг - это новая модель, реализующая инновационный способ делегирования полномочий множеству исполнителей, используя средства Интернет и другие цифровые коммуникации. Анализ источников [1-21] показал, что возможность крауд-сорсингового управления появилась в процессе глобализации, и в настоящее время приобретает все большую популярность.

Особенность применения краудсор-синговой модели, авторы статьи видят в разной интерпретации. Например, М.В. Ма-лащенко [15, с. 335-336] в своей работе при инициации для первокурсников проекта "Медиастарт" видит возможность привлечения студентов лингвистического направления для подготовки аудиовизуальных переводов, как примеров изложения учебного материала. Студентам прививаются навыки систематизации и классификации, основы применения EdTech. Гудкова С.А. и Якушева Т.С. предлагают обучать студентов лингвистическому анализу текстов с целью формирования навыка переводческой интерпретации различных контента или презентации с использованием звукового сопровождения результатов их научной деятельности [11], либо за счет средств дополнительной целевой подготовки на основе EDTech и СК1Ь методологии [12].

Интеграция краудсорсинга, EdTech и СЬГЬ являются основой экспорта знаний на международный образовательный рынок.

Краудсорсинг возможен на основе грамотной организации научной и проектной деятельности студентов разных направлений Краудсорсинг возможен на основе грамотной организации научной и проектной деятельности студентов разных направлений.

Как правило, эффективными считаются проектные команды, состоящие из студентов гуманитарных, социальных и технических направлений подготовки.

EdTech - это комплексное название современных средств. которые применяются в смарт вузах для организации процессов обучения. В работах V. Ивкоу [8-9] приведено много примеров. Можно добавить, что в Тольяттинском государственном университете кроме смарт технологий применяются еще и средства ГГоТ, которые реализованы в виде роботизированных комплексов, высокоинтеллектуальных автоматизированных систем (САТГА), специализированных технологий, например машинного обучения (Е-Ьеагшп§) применяемых для целевой подготовки кадров. Также как и в ЮжноФедеральном университете применяются платформы для онлайн образования, различные системы, например, Соигсега.

Авторы публикации понимают, что смарт технологии (БшТ), описанные в работах [9-11] и EdTech принципиально различаются, но в первом приближении внедрения имеют общие концептуальные подходы к использованию, поэтому и рассматриваются в интеграции.

Учитывая, что вузы, принявшие решение о совместной работе в данном направлении. ясно понимают. что перед их организациями стоит главная задача ближайшего будущего - перейти в статус открытого вуза. Это инициирует процессы экспорта образовательных программ как первоначально этапа и важной ступени в обеспечении багажа ресурсной базы для обучения иностранных студентов. Этим обоснована и интеграция с методологией СЬГЬ [12].

СЬГЬ - Интегрированное обучение предмету, контенту, знанию через английский язык. Необходимость применения этой методики продиктована потребностью разработки англоязычной версии тех дисциплин, которые изучаются в вузах. Поэтому, приоритетным фокусирование решения данного вопроса является выбор преподавательского состава. который может излагать дисциплину на английском языке в своей предметной сфере.

Ниже рассмотрим особенности достигнутых нами решений.

Решение первой задачи "Изучить возможности краудсорсинга как инструмента менеджмента для управления интеллектуальными и другими организационными и

информационными ресурсами" показано в таблицах 1, 2 и на рис. 1, 2 авторскими моделями.

Краудсорсинговая модель управления интеграцией Е^есИ&СЫЬ в вузе

Нами рассматривалась коллабораци-онная модель работы двух вузов: Тольят-тинского государственного университета (ТГУ) и Южно - Федерального университета (ЮФУ) (г. Ростов на Дону). Оба вуза принимают участие в программах развития открытого образования. Проект был крауд-

сорсинговый, так как основной целью было выявление добровольных помощников из числа ППС, обладающих высоким интеллектуальным потенциалом и имеющих навыки общения на английском языке в профессиональной и научной среде. Результаты опроса и экспертной оценки позволили получить следующие данные, которые показаны в таблице 1. Оценивались причины, по которым были отобраны участники проектной деятельности и доля респондентов, выбравших ту или иную позицию.

Таблица 1 - Причины участия в краудсорсинговом проекте вуза при внедрении интегрированных инструментов CLIL&EdTech (фрагмент)

Причины участия в краудсорсинговом проекте вуза Доля респондентов, указавших причину в качестве основной, %

ТГУ ЮФУ Среднее значение

Грант РФФИ на обучение Е^есЬ и СЬГЬ 14,3 11,8 13,05

Участие в конкурсе на лучшее электронное учебное пособие на английском языке (реализация СЫЬ&Е^есЬ) 22,5 18,5 20,5

Участие в конкурсе на лучшую платформу обучения конкретной дисциплине на иностранном языке с выкладкой на внешние ресурсы вуза (открытый вуз) 15,4 18,2 16,7

Возможность оформления научной работы (монографии, статьи) по результатам внедрения 20,6 17,7 19,15

Приобретение личного опыта работы в открытом вузе 14,4 20,8 17,6

Приобретение новых знаний, умений и навыков с последующим их тиражированием 9,5 6,8 8,15

Производственная необходимость, вызванная продвижением проекта в образовательной среде 3.3 6.2 4,75

Анализ средних оценок показал, что среди профессорско-преподавательского состава привлекательной мотивацией оказались внешние бенефиты, которые они могли бы получить в результате приобретений опыта проектной деятельности в условиях

25 20 15 10 5 0

новых инструментов образовательной среды.

На рисунке (рис. 1) показаны результаты сравнительного анализа. Пунктирной линией показаны средние значения.

■ТГУ ЮФУ

Среднее значение

Грант РФФИ на обучение EdTech и ^^

Участие в Участие в

конкурсе на конкурсе на

лучшее лучшую

электронное платформу

учебное пособие обучения

на английском конкретной

языке (реализация дисциплине на

СЬГЬ&ШТесЬ) иностранном языке с

Возможность оформления научной работы ( монографии

с татьи) по результатам внедрения

Приобретение Приобретение Производственная личного опыта новых знаний, необходимость,

работы в умений и навыков вызванная открытом вузе с последующим продвижением их проекта в

тиражированием образовательной среде

выкладкой на

Рисунок 1 - Анализ потребности участия в краудсорсинговой модели

Из рисунка видно, что практически у всех опрашиваемых сотрудников реализована потребность участия в проектной деятельности по выводу вуза на статус «открытого университета». Это дает право конкурировать в международных образовательных проектах и принимать у себя на обучение иностранных студентов. Для этого надо собрать учебно-методическую базу на английском языке.

Именно в этом аспекте краудсорсин-говая модель является наиболее привлекательной. Так как краудсорсинг предназна-

чен для управления удаленной работой множества интеллектуальных ресурсов, привлеченных к решению одной целевой задачи.

Данная модель была предложена и апробирована авторами в процессе разработки учебно-методических материалов на иностранном языке для целевой подготовки студентов вуза к работе в условиях высокотехнологического производства.

На рисунке 2 показано авторское видение применения краудсорсинговой модели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Требования стейкхолдеров

Методология CLIL

Стандарты проектного управления PMI

>

EdTech - платформа

Смарт технологии, смарт обучение, смарт инфраструктура

Hard Skills+Soft

Skills+

Digital

Skills+Technolo

gy

Skills+Adfptive Skills

Команда исполнителей: интеллектуальные ресурсы вуза+добровольные помощники + другие ресурсы

Рисунок 2 - Модель* краудсорсингового управления интеграцией ЕБТесЬ&СЫЬ * авторская обработка результатов коллаборационной работы в вузе

Из рисунка видно, что инструмент краудсорсинга объединяет в себе требования стейкхолдеров и имеющихся компетенций ППС. Они показаны блоком формирования профессиональных (Hard Skills) и надпрофессиональных (Soft Skills) компетенций и навыков. В результате коллектив-

ного труда, мотивированного приобретением новых знаний и умений, опыта командной работы, формируются новые компетенции.

Преимущества представленной модели показаны в таблице 2.

Таблица 2 - Компетентностная модель преимуществ краудсорсингового управления

Преимущества для вуза Преимущества для исполнителей Вид формируемой новой компетенции

Мобилизация интеллектуальных ресурсов для проектной деятельности Мотивация получения новых знаний, опыта, умений и навыков актуальных для вуза Развитие индекса интеллектуального потенциала

Сетевая организация решения конкретной задачи средствами Е^ГесЬ, 8шТ Формирование навыков проектной деятельности на начальной стандии. Формирование опыта работы в команде. Формирование опыта работы с Е^есЬ&8шТ Hard Skills Soft Skills Adaptive Skills Digital Skills Technology Skills PMI Skills

Практика получения необходимых результатов Формирование мотивации профессиональной и научной деятельности. Формирование опыта коллективного принятия решения на основе интеллектуально труда и технологий Развитие индекса цифровой зрелости Развитие индекса интеллектуального потенциала Развитие коммуникативных навыков международного общения

Показан фрагмент, состоящий из нескольких шагов, каждый из которых относится к различной стадии проектной деятельности, находящейся под управлением краудсорсинга.

В таблице показаны лишь те результаты, которые уже были достигнуты авторами данной публикации. Эксперимент проводился на протяжении разного (по длительности) времени и по разным направлениям: научное (2015-2022), учебно-методическое (2017-2022), целевая подготовка кадров (2017-2022).

В настоящее время совершенствование модели (см. рис. 1) продолжается.

Решение второй задачи "Изучить особенности СЬГЬ как технологии быстрого трансферта знаний на иностранном языке в процессе профессиональной подготовки различных специалистов " будет рассмотрено ниже.

Моделирование инновационной траектории развития вуза на основе интеграции технологии СЫЬ в экспортно-образовательную деятельность вуза

Часто нам задают вопрос о том, что можно ожидать от внедрения методологии СЬГЬ в учебно-методическую деятельность вуза? Почему была выбрана именно эта концепция, чем она полезна и интересна? Мы отвечаем, что наш выбор обоснован широким распространением этого подхода в Европе (так как Европа является мульти-лингвальной страной).

Также, мы акцентируем внимание на необходимости развития экспорта образовательных услуг. Решение этой задачи определено Правительством РФ как одной из приоритетных направлений развития государственной политики в сфере образования.

Дадим некоторые пояснения.

Под экспортом образовательных услуг в высшей школе авторы понимают организованную работу по подготовке и диссеми-нации такого образовательного контента на иностранном языке, который был бы актуален и релевантен для стейкхолдеров международного рынка образовательных услуг, и который формировал бы определенный учебно-методический и научный статус вуза в мировом образовательном пространстве.

Для реализации возможности предоставления таких услуг необходимо иметь разработанные и одобренные экспортные образовательные программы со всем учебно-методическим обеспечением их содержания и размещения, предоставления доступа, обратной связи в режиме реального времени и т.д.

Под экспортной образовательной программой понимается комплексный набор образовательных характеристик, позволяющий транслировать или экспортировать формируемые знания в разных дискурсах общения. Например, при реализации взаимодействия траектории «педагог-студент», «студент-образовательная Интернет-среда», «наставник на предприятии - выпускник вуза», «ППС вуза-специалисты предприятия» и прочее.

С 2019 года в Тольяттинском государственном университете ведется активная работа по внедрению экспортных образовательных программ на основе образовательной коллаборации вуза с реальным сектором экономики. Однако, несмотря на высокий образовательный статус студентов вуза, имеются некоторые факторы, которые могут снижать эффективность образовательной деятельности. Особенно они проявились в период пандемии.

На рисунке 3 показаны наиболее часто встречающиеся проблемы, которые были выявлены у студентов, находящихся на дистанционной форме обучения ^тЕ).

Как видно, наибольшую проблему вызывает "отсутствие возможности личного общения с преподавателем, что при изучении дисциплин естественно-научного цикла и английского языка является наиболее трудоемкими для студентов.

Для преподавателей также существует определенное число «болевых» точек при организации и реализации программ стратегического развития вуза через экспорт знаний с учетом реалий и условий цифрового общества. Социологический опрос и экспертная деятельность авторов статьи определили несколько значимых задач, без решения которых невозможно эффективное решение проекта по экспортной деятельности. Наиболее значимыми является низкий уровень владения иностранным языком у

профессорско-преподавательского состава технических направлений подготовки и недостаточно высокие навыки взаимодействия с ИТ и эффективного использования для

общения с процесса финансовые затраты возможности самомотивации и материала преподавателя и

преподавателем дистанционного развивать навыки самодисциплины студентов

обучения живого общения и

обмена опытом

Рисунок 3 - Анализ проблем, возникающих при внедрении ЕёТесЬ&БшТ в БшЕ

решения поставленных задач среди преподавателей гуманитарных направлений подготовки.

Для решения выявленных проблемных точек в одном из анализируемых вузов (То-льяттинский Государственный Университет) вуза была разработана и реализована программа дополнительного профессионального образования по использованию методологии СЬ1Ь для реализации программы по созданию образовательного контента и дальнейшего экспорта знаний.

В таблице 3 представлен фрагмент программы повышения квалификации, реализованной в 2019-2020 гг. на базе ТГУ. Показано вклад участников краудсорсинго-вой модели в процесс подготовки учебного пособия на английском языке по дисциплине «Информационные технологии».

Участник Функция Вклад, % Достигнутые результаты

Преподаватель иностранного языка, имеющий навыки работы с СЫЬ Подбор контента, обучение, реализация обратной связи 40 Подбор лексических и грамматических единиц. формирование тезауруса предметной области, формирование контента

Преподаватель спецдисциплины, владеющий английским языком на уровне В1 Реализация контента, консалтинговая деятельность в профиле дисциплины 40 Подбор лексических и грамматических единиц. формирование тезауруса предметной области, формирование контента

Коуч, сертифицированный СЫЬ Учебно- методическая функция, координирующая 15 Описание уровня владения формируемых компетенций

Стейкхолдеры Внешняя оценка результатов работы 5 Экспертная оценка предложен-ноко курса изучения дисциплины

Таблица 3 - Реализация краудсорсинговой модели при обучении СЫЬ&ЕёТесЬ (фрагмент)

В таблице 3 показаны фрагментарно выбранные виды работ на начальном этапе

деятельности. Алгоритм организации работы с CLIL технологиями в укрупненном виде состоит из 7 этапов. Он показан ниже.

Алгоритм организации работы CLIL &EdTech:

1. Предварительное тестирование преподавателей технических направлений подготовки для выявления их уровня владения иностранным языком.

Для эффективной работы CLIL преподаватель на первоначальном этапе должен иметь минимум уровень B1 (стандарта CEFR).

2. Теоретический блок-объяснение концепции CLIL и особенности реализации в системе образования России.

3. Анализ существующей учебно-методологической базы ED Tech на основе анализа сайта с CLIL разработками (http://www.macmillaninspiration.com/new/res ources/web-projects). При ссылке на него открывается рабочее окно, в котором можно было по предлагаемому шаблону формировать собственные CLIL уроки. На рисунке 4 показан фрагмент работы с сайтом.

4. Практическая часть, Работа в команде. Организационно управленческое и учебно- методическое, научное творчество проектной группы.

Аккумуляция языковых компетенций и составление тезауруса в предметной области преподавателя. Например, машиностроение, химическая отрасль, информационные технологии. Результатом этого этапа является подготовка к разработке интеллектуальных карт проведения СЬГЬ урока по своей дисциплине.

5.Разработка интеллектуальных карт. Разработка контента. Формирование базы компетенций. Разработка УМК.

6. Реализация обратной связи. Обсуждение разработанных интеллектуальных карт и разработанного контента, доработка замечаний и исправление допущенных в представленном контенте языковых, стилистических или смысловых ошибок.

7. Оценка уровня сформированности требуемых компетенций. Внешняя экспертиза.

Рисунок 4 - Фрагмент работы с сайтом на уроках CLIL

Практическая часть решения в проекте основана на тесной интеграции с инструментами цифровых технологий и средств ПоТ (подробно в этой публикации они не рассматриваются). Каждый отдельный шаг алгоритма происходит за счет привлечения новых интеллектуальных агентов. Модель краудссорсинга располагает к этому лучше всего.

Например, на рис. 5 показан фрагмент технологической карты из дисциплины

«Информационные технологии». Коллабо-рация состояла из преподавателей Института математики и информатики, Гуманитарного института, коуча (сертифицированного преподавателя СЬГЬ) и эксперта (специалист по информационным технологиям из свободной экономической зоны «Жигулевская Долина»).

В качестве стейкхолдеров в этом примере участвовали студенты и представители работодателя.

Решение получено на основе поиска информации на английском языке и ее интерпретации командой студентов в разрезе заданной интеллектуальной карты.

Проектная группа на заключительной стадии применения авторской модели по данной дисциплине включала преподавате-

лей института информационных технологий и гуманитарного института, а также экспертов - представителей градообразующих предприятий региона. Модель была апробирована в условиях дополнительного образования при целевой подготовке кадров для промышленных предприятий города.

Рисунок 5 - Пример выполнения практического задания на уроке CLIL

Решение третьей задачи "Выполнить обзор применяемых инструментов EdTech в системе высшего образования" в настоящее время продолжается. Авторы понимают, что в большинстве случаях EdTech применяется при разработке различных курсов по типу MOOC или OPC, опираясь на идеи Coursera, LMS. Они применяются авторами для разных целей. Например, LMS используется для управления учебным процессом, обеспечивая решения по таким функциям, как обеспечение управления индивидуальными образовательными траекториями обучающихся или внешняя оценка результатов обучения. Использование механизма BigData позволяет осуществлять системную интеграцию данных. В настоящее время авторы представленного изыскания сами участвуют в стартапах EdTech. Например, в процессе подготовки студентов по направлению «лингвистика» в учебном процессе широко

применяется Kahoot. Он используется для организации самостоятельной работы при отработке лексических единиц и тезауруса, а также для реализации таких элементов SmP [8-9], как геймификация для обучения поколений Z и альфа.

Выводы

1. Полученные результаты убедительно доказывают, что экспортная деятельность в вузе соответствует основным направления Политики Правительства РФ.

2. Следует продолжать разработку экспортно-образовательных программ и проводить по ним обучение через систему дополнительного образования

3. Инновационные траектории развития позволяют формировать инновационный потенциал всех вовлеченных в колобо-рационный процесс и формировать новые знания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Development of export potential of the Russian education system: Priority project passport / http://static.govemment.ru/media/files/DkOXerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf

2. Загидуллин, Д.Р., Пулявина, Н.С. Методика симуляционного обучения как основа стартапа на рынке образовательных технологий (EdTech) // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Том 11. - № 2. С. 477-488. doi: 10.18334/epp.11.2.111736.

3. Глухова, Л.В., Корнеева, Е.Н., Крайнева, Р.К. Развитие маркетинга отношений стейк-холдеров в образовательной деятельности / Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 2. № 1. С. 41-49.

4. Подборнова, Е.С., Мельников, М.А., Бердников, В.А. Global Innovation Index (GII) 2020: место России в мире инноваций // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2021. Т. 12, № 1. С. 37-42. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2021-12-1-37-42.

5. Глухова, Л.В., Немцев, А.Д. Проектный подход: управление процессом подготовки специалистов в высшей школе // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021. Т. 2. № 1 (47). С. 54-61.

6. Identification of key factors for a development of smart organization / Glukhova L.V., Sy-rotyuk S.D., Sherstobitova A.A., Gudkova S.A. // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2019. Т. 144. С. 595-607.

7. The remote process support for collaborative work. Sherstobitova A.A., Glukhova L.V., Sergeeva I.G., Tihanova N.Y. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2019. Т. 144. С. 631641.

8. Uskov, V.L., Bakken, J.P., Howlett, R.J., Jain, L.C. (eds.): Smart Universities: Concepts, Systems, and Technologies, 421 p. Springer, Cham (2018). ISBN 978-3-319-59453-8, https://doi.org/10.1007/978-3-319-59454.

9. Uskov, V.L., Bakken, J.P., Aluri, L.: Crowdsourcing-based learning: the effective smart ped-agogy for STEM education. In: Proceedings of 2019 IEEE Global Engineering Education Conference EDUCON, April 9-11, 2019, Dubai, UAE, IEEE (in print)

10. Sherstobitova, A.A., Glukhova, L.V., Khozova, E.V., Krayneva, R.K. (2020) Integration of Agile Methodology and PMBOK Standards for Educational Activities at Higher School. In: Uskov V., Howlett R., Jain L. (eds) Smart Education and e-Learning 2020. Smart Innovation, Systems and Technologies, vol 188. Springer, Singapore. https://doi.org/10.1007/978-981-15-5584-8_29

11. Gudkova, S.A., Glukhova, L.V., Yakusheva, T.S., Korneeva, E.N., Burenkova, D.Yu. and Treshina, I.V. Modern Approach for Strategic Development of Smart Universities: Digitalization and the Knowledge Export. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2021. 327-338 рр.

12. Gudkova, S.A., Yakusheva, T.S., Vasilieva, E.A., Rachenko, T.A., Korotenkova, E.A. Concepts of educational collaborations and inovative directions for university development: knowledge export educational programms // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2020. Т. 188. С. 305-315.

13. Gudkova, S.A., Yanitskiy, A.I. Methodology of linguistic research: theoretical and practical aspects of hybrid methods application // Baltic Humanitarian Journal. 2020. Vol. 9 № 1 (30). P. 211-215. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42550059_29740731.pdf (Referred: 01.02.2022).

14. Gudkova, S.A., Daineko, M.V. Analytical review of modern methods of linguistic text analysis: trends and prospects //Scientific Vector of the Balkans. 2020. Vol. 4 № 3 (9). P. 57-60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43865641 (Referred: 01.02.2022).

15. Малащенко, М.В. Лингвокультурологические особенности медиакурса образования: анализ англоамериканских источников // В сборнике: Лингвистика будущего: новые тенденции и перспективы. материалы Международной научной конференции. 2019. С. 334-338.

16. Глухова, Л.В., Казиев, К.В., Ловпаче, З.Н., Гудкова, С.А. Интеллектуальные сервисы на облачной платформе IACPAAS и онтологии: ключевые принципы и возможности // В сборнике: Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Материалы XVIII Международной научно-практической конференции. В 3-х томах. Тольятти, 2021. С. 220224.

17. Глухова, Л.В., Казиева, Б.В., Казиев, К.В., Казиев, В.М., Шерстобитова, А.А. Цифровые трансформации и эволюционное разнообразие бизнес-сообщества // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021. Т. 2. № 1 (47). С. 46-53.

18. Глухова, Л.В., Казиев, К.В., Казиева, Б.В., Казиев, В.М., Шерстобитова, А.А., Гуд-кова С.А. Адаптивная и управляемая смарт-экономика и смарт-университеты // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021. Т. 2. № 3 (48). С. 5-12.

19. Aghion, P., Antonin, C. and Bunel, S. (2021). The Power of Creative Destruction: Economic Upheaval and the Wealth of Nations. Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard University Press.

20. Gudkova, S.A., Emelina, M.V. Teaching foreign languages in higher school for social studies and science students and professional mobility // Humanitarian Balkan Research. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 17-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Ахмадулина, Т.В., Рогатных, Е.Б. Цифровизация образовательного процесса в высшей школе // Вектор экономики. 2021. № 6 (60).

Дата поступления: 02.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.