Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СМАРТ ВУЗЕ: ИННОВВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ, МЕТОДОЛОГИЯ CLIL, ЭКСПОРТ ЗНАНИЙ'

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СМАРТ ВУЗЕ: ИННОВВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ, МЕТОДОЛОГИЯ CLIL, ЭКСПОРТ ЗНАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМАРТ ВУЗ / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МИРОВОЙ РЕЙТИНГ ВУЗОВ / CLIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудкова С.А., Трешина И.Ю.

Понятие смарт вуза прочно входит в представление особенностей современного менеджмента. Оно включает разные аспекты, но базируется на общепринятом толковании смарт как умной образовательной системы, в которой применяются цифровые и интеллектуальные технологии, а в профессиональной деятельности широко используются инновационные образовательные методики. Целью публикации является обзор базовых возможностей управления процессами наиболее быстрого усвоения новаций и развития научного потенциала профессорско-преподавательского состава. В работе использованы и представлены методы системного, процессного, профессиографического и компетентностного подхода, а также методы имитационного и математического моделирования. Спроектирована и представлена модель формирования профессиональных и надпрофессиональных навыков для обеспечения развития вуза на рынке международных образовательных услуг и повышения его статуса в международном образовательном пространстве. Показана возможная коллаборация Московских и Тольяттинских вузов и результаты применения совместных образовательных программ Научная значимость полученных результатов состоит в том, что показана роль иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции для экспорта знаний и развития экспортного потенциала Российской системы образования. Практическая значимость состоит в том, что достигнутые результаты позволяют повысить привлекательность образовательных программ для иностранцев, что обеспечивает повышение конкурентоспособности вуза на международном образовательном рынке .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гудкова С.А., Трешина И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING AND FOSTERING THE DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL CAPABILITIES IN A SMART UNIVERSITY: INNOVATIONS, CLIL AND KNOWLEDGE EXPORT

The notion of a smart university is included in the representation of the features of modern and innovative management. It includes different aspects and can be represented by different indicators but it is based on the generally accepted interpretation of smart university as a smart educational system where digital and intelligent technologies are used. The aim of the study is to review the basic capabilities of managing the processes of the most rapid assimilation of innovations and development of scientific skills and values of teaching staff at modern smart university. The methods of systemic, process and competence-based approach, as well as methods of simulation and mathematical simulation are used and represented in the study. The necessity for both educational and scientific collaboration of different universities as well as knowledge export on the base of some examples from Moscow and Samara region are represented. The model of hard and soft skills simulation based on CLIL methodology implementation into the higher education institution to ensure the development of the university image in the international educational market and increasing its status in the international educational space is designed and revealed.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СМАРТ ВУЗЕ: ИННОВВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ, МЕТОДОЛОГИЯ CLIL, ЭКСПОРТ ЗНАНИЙ»

УДК: 65

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_3_13

Гудкова С.А., Трешина И.В.

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СМАРТ ВУЗЕ: ИННОВВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ, МЕТОДОЛОГИЯ CLIL, ЭКСПОРТ

ЗНАНИЙ

Gudkova S-А., Treshina I. V.

MANAGING AND FOSTERING THE DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL CAPABILITIES IN A SMART UNIVERSITY: INNOVATIONS, CLIL AND KNOWLEDGE

EXPORT

Ключевые слова: смарт вуз, научный потенциал, надпрофессиональные навыки, международный рынок образовательных услуг, мировой рейтинг вузов, CLIL.

Key words: smart university, scientific capabilities, hard and soft skills, international market of educational services, world ranking of universities, CLIL.

Аннотация: Понятие смарт вуза прочно входит в представление особенностей современного менеджмента. Оно включает разные аспекты, но базируется на общепринятом толковании смарт как умной образовательной системы, в которой применяются цифровые и интеллектуальные технологии, а в профессиональной деятельности широко используются инновационные образовательные методики. Целью публикации является обзор базовых возможностей управления процессами наиболее быстрого усвоения новаций и развития научного потенциала профессорско-преподавательского состава.

В работе использованы и представлены методы системного, процессного, профессио-графического и компетентностного подхода, а также методы имитационного и математического моделирования. Спроектирована и представлена модель формирования профессиональных и надпрофессиональных навыков для обеспечения развития вуза на рынке международных образовательных услуг и повышения его статуса в международном образовательном пространстве. Показана возможная коллаборация Московских и Тольяттинских вузов и результаты применения совместных образовательных программ Научная значимость полученных результатов состоит в том, что показана роль иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции для экспорта знаний и развития экспортного потенциала Российской системы образования. Практическая значимость состоит в том, что достигнутые результаты позволяют повысить привлекательность образовательных программ для иностранцев, что обеспечивает повышение конкурентоспособности вуза на международном образовательном рынке.

Abstract: The notion of a smart university is included in the representation of the features of modern and innovative management. It includes different aspects and can be represented by different indicators but it is based on the generally accepted interpretation of smart university as a smart educational system where digital and intelligent technologies are used. The aim of the study is to review the basic capabilities of managing the processes of the most rapid assimilation of innovations and development of scientific skills and values of teaching staff at modern smart university.

The methods of systemic, process and competence-based approach, as well as methods of simulation and mathematical simulation are used and represented in the study. The necessity for both educational and scientific collaboration of different universities as well as knowledge export on the base of some examples from Moscow and Samara region are represented. The model of hard and soft skills simulation based on CLIL methodology implementation into the higher education institution to ensure the development of the university image in the international educational market and increasing its status in the international educational space is designed and revealed.

Введение. Интеллектуальная тенденция развития экономики просматривается сегодня не только во многих нормативных и регламентных актах [1], в которых появились требования к уровню подготовки современных кадров на основе результатов цифровизации, но и в так называемых, "дорожных картах", или в оценочных характеристиках интеллектуального развития страны [2]. Важны и научные публикации как зарубежных [3, 4], так и российских авторов [5-7], в которых в различных аспектах рассматриваются особенности цифровых коммуникаций и "умных технологий", применяемых в сфере развития образовательных систем в настоящее время. Анализируются многие вопросы, среди которых и вопросы развития инновационного потенциала вуза за счет научной деятельности преподавателей [7] и за счет интеграции технологий в процессе удаленного взаимодействия вузов [8], экспорта образовательных программ через коллаборацию профессорско-преподавательского состава вузов-партнеров [9] или реализации новаторских подходов в деятельность смарт вузов в условиях цифровой эры [10].

Под понятием "умного вуза" сегодня понимается разнообразный набор применяемых инновационных технологий, которые используются как в процессе образования, так и в процессе приложения полученных знаний, умений и навыков выпускниками высшей школы в последующей профессиональной деятельности. Эти поясняется актуальность выбора темы и обоснование ее практической значимости в современных условиях.

Теоретическое обоснование потребности управления инновационным потенциалом в высших учебных заведениях. Отметим важную тенденцию, которая стала заметная в последнее время. Многие рейтинговые агентства стали все чаще привлекать внимание к такому показателю как индекс инновационного потенциала. Публикации зарубежных исследователей, в частности, Доклада «Глобальный инновационный индекс» (ГИИ) [11], издаваемого совместно Кор-нельским университетом, школой бизнеса INSEAD и Всемирной организацией

интеллектуальной собственности (ВОИС), специализированным учреждением системы ООН, в котором отражены особенности инновационного развития 131 страны с различным уровнем развития экономики. В нем отражены не только параметры новаторских составляющих и идей трансформации знаний, но и показан рейтинг стран мира по инновационному потенциалу и результатам инновационной деятельности.

На рисунке 1 показана общая тенденция снижения затрат на инновационную деятельность, которая, хотя и рассматривается сейчас во всем мире как последствия пандемии COVГО 19 [11, стр. 8], но имеет свои особенности инвестирования в инновации в каждой стране. На рисунке отражен спад ВВП, а также тенденция снижения роста валовых доходов на НИОКР. Выявлена тенденция снижения роста расходов частного сектора на НИОКР и падение "роста ВВП". Видно, что рост инвестиций в инновационную деятельность был отмечен в 2018 году (согласно отчета [11, стр. 8-9] на 5,2%). Сегодня инновационная деятельность, по выводам ГИИ, сместила свой фокус на развитие таких сфер, как "здравоохранение, дистанционное образование, большие данные, электронная торговля и роботизация" [11, стр. 10-12]. Наша страна по оценкам ГИИ относится к странам с уровнем дохода населения "выше среднего" (рис. 2), и занимает в этом отчете по итогам 2020 года в своей подгруппе 6 место, пропустив вперед такие страны, как Китай, Малайзия, Болгария, Таиланд, Румыния. Также, в отчете отмечено, что не только многими странами оценивается формирование инновационного потенциала как "рост затрат на НИОКР", но и рассматривается научная деятельность, внедрение инноваций в образовательную среду, здравоохранение. Оценивается уровень международного сотрудничества в области науки и уменьшение бюрократических препон для ученых, продвижение крупнейших совместных исследовательских проектов и стартапов. Отражая в целом общие тенденции инновационного развития страны, авторы видят возможность внесения вклада в развитие высшего образования через реали-

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №3, том 2, 2021 зацию экспортной деятельности вузов [12, 13].

Рисунок 1 - Цикличность инвестиций в НИОКР (источник: https://www.globalinnovationindex.org/ serfiles/file/reportpdf/GII_2020_KeyFindings_RU_web.pdf)

На наш взгляд, подобные публикации формируют системное представление о ключевой роли инноваций как движущей силы экономического роста и процветания. Они трактуют необходимость широкого подхода к формированию в образователь-

ных системах компетенций новаторской деятельности, но не ограничиваются традиционными показателями инновационной активности, такими как объем НИОКР в стране, хотя этот показатель очень важен.

Рейтинг Глобальный инновационный индекс 2020 г

Страны с высоким уровнем дохода (всего 49)

1 Швейцария (1)

2 Швеция (2)

3 Соединенные Штаты Америки (3)

4 Соединенное Королевство (4)

5 Нидерланды <5}

6 Дания (6)

7 Финляндия (7)

8 Сингапур (8)

9 Германия (9)

Ю Республика Корея (Ю)

Страны с уровнем дохода ниже среднего (всего 29)

1 Вьетнам (42)

2 Украина (45)

3 Индия (48)

4 Филиппины (50)

5 Монголия (58)

6 Республика Молдова (59)

7 Тунис (66)

8 Марокко (75)

9 Индонезия (85)

Ю Кения (86)

Рейтинг Глобальный инновационный индекс 2020 г.

Страны с уровнем дохода выше среднего (всего 37)

1 Китай (14)

2 Малайзия (33)

3 Болгария (37)

4 Таиланд (44)

5 Румыния <46)

6 Российская Федерация (47)

7 Черногория (49)

8 Тутщия (51)

9 Маврикий (52)

Ю Сербия (53)

Страны с низким уровнем дохода (всего 16)

1 Объединенная Республика Танзания (88)

2 Руанда (91)

3 Непал (95)

4 Таджикистан (109)

5 Малави (111)

е Уганда (114)

Т Мадагаскар (115)

8 Буркина-Фасо (118)

9 Мали (123)

Ю Мозамбик (124)

Рисунок 2 - Оценка ГИИ уровня инновационной активности в странах разного типа экономики (источник: https://rospatent.gov.ru)

Отметим, что такая организация как РОСПАТЕНТ (https://rospatent.gov.ru) и Минэкономразвития РФ (https://www.econo-my.gov.ru/) также отмечают, что развитие

инновационной деятельности можно охарактеризовать как наметившуюся тенденцию некоторой стагнации.

65 60 55 50 45 40 35 30

■ Глобальный

2016

2017

2018

2019

2020

Рисунок 3 - Позиции РФ в оценке глобального инновационного индекса

за период 2016-2020 гг. Разработано авторами: Источник: Cornell University, INSEAD, and WIPO (2020). The Global Innovation Index 2020: Who Will Finance Innovation? Ithaca, Fontainebleau, and Geneva

Характеризуя корнельский университет как смарт вуз (https://business.-cornell.edu), в котором реализован наиболее универсальный подход к образованию, отметим, что проводимая в нем научная и учебная работа отражает будущее бизнеса как гибкой, кооперативной и междисциплинарной деятельности, а сам университет как смарт вуз [11].

Умный университет - это зарождающаяся и быстро развивающаяся область, которая представляет собой творческую интеграцию умных технологий, умных функций, умных программных и аппаратных систем, умной педагогики, умных учебных программ, умного обучения и академической аналитики, а также различных отраслей информатики и вычислительной техники [13-15].

Наши результаты. В настоящее время к современным российским вузам предъявляются новые требования, одним из которых является выход вуза на международный образовательный рынок и осуществление экспортной образовательной деятельности. Авторы предполагают, что развитие интеллектуального потенциала возможно только на основе экспорта знаний [16, 17]. Реализация данного требования возможна только через формирование и развитие у профессорско-преподавательского состава иноязычной профессиональной компетентности для создания и продвижения авторских кур-

сов и образовательных проектов на международный рынок.

Эффективность реализации программ экспорта знаний возможна только в условиях коллаборации и взаимодействии ведущих специалистов вузов, обладающих иноязычной профессионально-коммуника-тивной компетенцией, а также дополнительной мотивации сотрудников вуза, вовлеченных в разработку и продвижение экспортных образовательных программ. Этот вывод можно пояснить следующими причинами:

1. Под экспортом знаний понимается возможность передачи своей интеллектуальной составляющей широкому кругу потенциальных клиентов и стейкхолдеров, в том числе и на международном рынке.

Приведем сразу же обоснование наших выводов. На рисунке 4 показан рост индекса интеллектуального потенциала в вузах (ТГУ, МГПУ). Тольяттинский государственный университет занимает в этой статистике 48 ранг, а Московский педагогический государственный университет -79 ранг.

Из рисунка видно, что оценивались такие показатели инновационной деятельности, как "цитируемость научных работ", " внешние ссылки на научные публикации", "открытость вуза".

Внесем некоторые пояснения. Сегодня два анализируемых университета, которые представлены в статье в коллаборации ППС в научной и учебной деятельности характе-

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №3, том 2, 2021 ризуются достаточно высокими показателя- ми.

7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

□ ТГУ

□ МПГУ

Excellence

Visibility

Openness

Рисунок 4 - Рейтинг вузов (на примере ТГУ и МПГУ) Представлено авторами на основе результатов опубликованных испанской вебометрической группой Cybermetrics Lab: https://cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya-o-vebometricheskom-reytinge

Среди 31000 анализируемых вузов со всего мира они устойчиво занимают позиции свыше в первой трети. Например, Толь-яттинский Государственный Университет занимает 2603 позицию в мировом рейтинге. Анализ деятельности всех вузов проводится независимыми международными экспертами по следующим индикаторам:

Excellence - показатель отражающий количество цитируемых работ. среди 10% самых цитируемых, статус показателя 40% (на основе данных платформы Scimago),

Visibility - показатель количество внешних ссылок на научные публикации Его вес = 50%,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Openness - показатель, отражающий количество цитируемости среди 210 лучших зарубежных изданиях.

Cybermetrics Lab входит в состав Национального Исследовательского Совета Испании - самой большой испанской исследовательской организации, которая занимается изучением качества деятельности образовательных систем высшего образования. Это аналог Российской академии наук. Принятые в Cybermetrics Lab (https://cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya -o-vebometricheskom-reytinge) методы и подходы оценки учебных заведений соответствуют Берлинским принципам ранжирования высших учебных заведений. Рейтинг Webometrics: Ranking Web of World Universities оценивает открытость и прозрачность вуза, объём и качество контента

высшего учебного заведения в интернет-пространстве, научное превосходство, научно-публикационную активность.

2. Развитие вуза невозможно без внедрения процессов подготовки ППС к данному виду работы (экспорт своего интеллектуального потенциала на международный образовательный рынок). Авторы статьи полагают, что эффективная экспортная деятельность требует формирования надпро-фессиональных навыков иноязычной коммуникации у всего профессорско-преподавательского состава вуза [16-20]. Именно навык грамотной иноязычной презентации своих научных идей и методологических раз работок позволит любому вузу укрепить свои позиции на международном образовательном рынке и в мировом научном сообществе. В обоих представленных вузах реализация поставленной задачи осуществляется через проектные группы 4-5 человек, в которых преподаватель иностранного языка работает с коллегами, преподающими профильные дисциплины технической направленности. Целью проектных групп является составление учебно-методического комплекс преподаваемой технической дисциплины на английском языке и дальнейшая его реализация на международный образовательный рынок и привлечения зарубежных инвесторов. На основе использования известной методологии контентно-интегрированного обучения иностранному языку (СЬГЬ) работа в указанных проектных

группах проводится достаточно быстро и эффективно [16-20].

Современное экономическое развитие страны активизировало новые формы образовательной деятельности. Этому в немалой степени способствовало внедрение в 2017 году Паспорта приоритетного проекта "Развитие экспортного потенциала Российской

40 35 30 25 20 15 10 5 0

Диверсификация Реализация Сетевое партнерство с Коммерциализация Представленность

образовательных международных иностранными вузами обучения иностранных информации о вузе в

программ программ двух студентов интернете

дипломов

Рисунок 5 - Реализация* Программ экспорта знаний в 2020 г.

* В авторской обработке по результатам социологического опроса в вузах Источник: http ://govemment. ru/proj ects/selection/653/34496/

системы образования" [13]. Предпосылками к появлению руководящего документа явилась острая необходимость поиска инструментов менеджмента для стратегического развития страны и повышения ее конкурентных преимуществ в различных сферах деятельности на международном рынке.

Как видно из рисунка, в Тольяттин-ском государственном университете резко увеличился такой показатель, как "представленность информации о вузе в Интернет" об этом свидетельствуют цифры, опубликованные в вебометрическом статистическом анализе, проводимом Cybermetrics Lab в 2020 году.

На рисунке 6 показаны факторы, которые были выявлены в результате коллабо-рационной работы двух вузов (иностранные студенты учитывались, в основном, за счет стран СНГ). Они были классифицированы по типологиям факторов. Показаны обобщенные внутренние и внешние факторы, которые оказывают влияние на развитие и продвижение инструментария формирования экспортного потенциала, а также личностные факторы роста и мотивации, без которых эффективная экспортная деятельность невозможна (здесь подробно не указанные). Представленная авторская модель была апробирована в Тольяттинском государственном университете при реализации программ повышения квалификации через систему ДПО, а в настоящее время проходит апробацию в Московском педагогиче-

ском государственном университете на кафедре лингводидактики и современных технологий иноязычного образования.

Сравнительный анализ охвата экспортных образовательных программ иностранными студентами показан на примере государственных вузов. В показанной кол-лаборации участвуют два вуза, имеющих положительную образовательную репутацию (МПГУ) и Тольяттинский опорный вуз. Среди внутренних факторов наибольший акцент сделан на стратегические ориентиры развития вуза. Среди внешних факторов, главным является конкурентоспособность вуза на международном рынке образовательных услуг.

Как показал анализ представленной авторской модели, к личностным факторам, в первую очередь (опрос среди ППС вуза) следует отнести "личную заинтересованность" в подтверждении возможности перехода на новую ступень работы на международном образовательном рынке и "ведение процесса обучения" на иностранном языке (89%). Для этого должны быть сформированы у ППС дополнительные компетенции владения иностранным языком. Об этом не-

однократно представлялись на обсуждение идеи [14-20].

Внутренние факторы вуза

1

стратегические ориентиры вуза; ресурсы вуза и компетенции; характеристики образовательных услуг и стратегии их продвижения;

инновационный потенциал вуза

Внешние факторы (стейкхолдеры)

I

нормативно-правовые условия ведения международной образовательной деятельности; климатические и социально-экономические условия; условия конкуренции на рынках образовательных услуг

Личностные факторы (ППС вуза: мотивация и инициативы развития)

л л л Д л

и

Экспортная деятельность вуза на международном рынке образовательных услуг

Рисунок 6 - Модель типологии факторов, влияющих на развитие экспортной деятельности

Анализ коллаборационных процессов показал, что сегодня большая часть студентов ТГУ представлена ближним зарубежьем (такими странами, как Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Белоруссия, Украина, Азербайджан), но имеются и представители из Германии, Израиля, Конго, Кореи, Сербии, США, Хорватии и других стран (около 2%). Всего экспортно-образовательной деятельностью охвачено 23 страны (на период 2020 г.). В прогнозе вуза развитие объема образовательных услуг на 11% от имеющегося на последующие года (до 2025 г.).

Таким образом, экспортная деятельность в опорном вузе должна соответствовать основным направлениям Политики Правительства РФ на базе разработки и внедрения экспортно-образовательных программ как в систему основного образования, так и в систему дополнительного образования вуза. Инновационные траектории развития позволяют формировать инновационный потенциал всех вовлеченных в коллаборационный процесс и формировать новые знания. Однако, были выявлены проблемы формирования (рис. 7) иноязычной

профессиональной компетенции преподавателей неязыковых вузов для трансферта экспортных образовательных программ на международный образовательный рынок (по материалам исследования ТГУ в 2020 г.).

Как видно из рисунка, можно классифицировать, что выявленные авторами проблемы имеют комплексный характер. Их можно отнести к личностным внутренним проблемам (65%) и личностным внешним проблемам (35%). При более подробной дальнейшей классификации причин, которые приводят к формированию этих проблем, следует указать, что часть из них носят лингвистический характер (44%), а часть административно- управленческий (35%) и часть личностно-психологический (21%). С точки зрения авторов, проведенное исследование требует дальнейшей тщательной проработки инициативных предложений и "быстрого реагирования" со стороны топ-менеджмента для усиления конкурентных позиций вуза.

10

15

20

25

30

Отсутствие готовности изложения контента на иностранном языке

Отсутствие навыков у ППС работы с интформационными и интеллектуальными технологиями в лингвистике

Отсутствие готовности к иноязычной устной презентации (в том числе самопрезентации) и коммуникации

Отсутствие системы мотивации ППС со стороны администрации вуза

Психологические проблемы работы в цифровом пространстве с иноязычными коммуникациями

Недостаточная методическая разработанность нормативной базы

Отсутствие в вузах нормативной базы качественного экспортного контроля

Рисунок 7 - Проблемы формирования готовности ППС вуза к экспортной образовательной

деятельности

0

5

Управление развитием инновационного потенциала вуза в рассматриваемом аспекте предполагает: целеполагание, планирование, анализ и синтез, мониторинг, прогнозирование всей деятельности в соответствии с запросами внешней среды и адаптации к ее условиям.

Выводы. В настоящее время к современным российским вузам предъявляются новые требования, одним из которых является выход вуза на международный образовательный рынок и осуществление экспортной образовательной деятельности. Реализация данного требования возможна только через формирование и развитие у профессорско-преподавательского состава иноязычной профессиональной компетентности для создания и продвижения авторских курсов и образовательных проектов на международный рынок.

Впервые выявлена связь недостаточности разработок и подходов к развитию

мотивации экспортной деятельности в вузе, и в этом заключается научная новизна проведенного изыскания, так как полученные результаты стимулируют к новым научным исследованиям в данном направлении.

Практическая ценность состоит в предоставлении возможности вузам повысить привлекательность образовательных программ для иностранцев и увеличить конкурентоспособность вуза на международном образовательном рынке за счет образовательных коллабораций, в том числе.

Авторы считают, что эффективность реализации программ экспорта знаний возможна только в условиях коллаборации и взаимодействии ведущих специалистов вузов, обладающими иноязычной профессионально-коммуникативной компетенцией, а также дополнительной мотивации сотрудников вуза, вовлеченных в разработку и продвижение экспортных образовательных программ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Программа «Цифровая экономика РФ», утвержденная от 28.07.2017. № 1632-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // static.govemment.rmmedia/files/.. ..pdf

2. Рейтинги и показатели индекса человеческого капитала URL: https://finance.ramb-ler.ru/markets/44861415-vb-indeks-chelovecheskogo-kapitala-v-rf-68/

3. Kuntsman, A.A. Transformation of internal and external business environment in the conditions of digital economy [Electronic resource]. - Access mode: http://uecs.ru/index.php? op-tion=com_flexicontent&view=items&id=4131 (reference date: 14.08.2021).

4. Uskov, V.L., Bakken, J.P., Howlett, R.J., Jain, L.C. (eds.): Smart Universities: Concepts, Systems, and Technologies, 421 p. Springer, Cham (2018). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.1007/978-3-319-59454-5

5. Глухова, Л.В., Казиева, Б.В., Казиев, К.В., Казиев, В.М., Шерстобитова, А.А. Управление деятельностью инновационных систем в условиях неопределенности и риска Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 2. № 3 (46). С. 50-59.

6. Identification of key factors for a development of smart organization / Glukhova L.V., Sy-rotyuk S.D., Sherstobitova A.A., Gudkova S.A. // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2019. Т. 144. С. 595-607.

7. Gudkova, S.A., Yakusheva, T.S., Sherstobitova, A.A., Burenina, V.I. Modeling of scientific intercultural communication of the teaching staff at smart university Smart Innovation, Systems and Technologies. 2019. Т. 144. С. 551-560.

8. Sherstobitova, A.A., Glukhova, L.V., Sergeeva, I.G., Tihanova, N.Y. The remote process support for collaborative work. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2019. Т. 144. С. 631641.

9. Gudkova, S.A., Yakusheva, T.S., Vasilieva, E.A., Rachenko, T.A., Korotenkova, E.A. Concepts of educational collaborations and inovative directions for university development: knowledge export educational programms // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2020. Т. 188. С. 305-315.

10. Sherstobitova, A.A., Gudkova, S.A., Kazieva, B.V., Kaziev, K.V., Kaziev, V.M., Yaku-she-va T.S. University innovative networking in digital age: theory and simulation Smart Innovation, Systems and Technologies. 2021. Т. 240. С. 293-303.

11. Cornell University, INSEAD, WIPO / Год издания: 2020.

12. Export of Russian educational services: Statistical Collection. Issue 8 / Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. — M.: Center for Social Forecast and Marketing, 2018. — 536 p.

13. Development of export potential of the Russian education system: Priority project passport / URL: http://static.government.ru/media/files/Dk0XerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf

14. Gudkova, S.A., Emelina, M.V. Teaching foreign languages in higher school for social studies and science students and professional mobility // Humanitarian Balkan Research. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 17-20.

15. Gudkova, S.A., Glukhova, L.V., Syrotyuk, S.D., Krayneva, R., Filippova, O.A. Validating development indicators for smart university: quality function deployment // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2021. Т. 240. С. 241-252.

16. Gudkova, S.A., Dayneko, M.V., Vashchenko, N.V., Burenkova, D.Yu., Treshina, I.V. Manageral approach for foreign language learning and forestimg in a smart umiversity environment // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2021. Т. 240. С. 395-405.

17. Гудкова, С.А., Якушева, Т.С. Управление стратегическим развитием вуза: экспорт образовательных программ в условиях цифровизации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 2. № 3 (46). С. 71-80.

18. Гудкова, С.А., Емелина, М.В Психолого-педагогические методы формирования положительной мотивации изучения иностранного языка. Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 209-212.

19. Гудкова, С.А., Малашина, А.В. Сравнительный анализ педагогических систем формирования мотивации изучения иностранного языка в Китае, Чехии, России. // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 11-14.

20. Гудкова, С.А., Трешина, И.В., Якушева, Т.С. Контроль результативности реализации программ экспорта знаний в разрезе формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в вузе // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021. Т. 2. № 1 (47). С. 62-70.

Дата поступления: 30.07.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.