Научная статья на тему 'ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД: УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД: УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТАНДАРТ PMBOK / EDUCATIONAL SYSTEM / PROJECT APPROACH / TRAINING PROCESS / PROJECT MANAGEMENT / PMBOK STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухова Л.В., Немцев А.Д.

В последнее время появилось много публикаций, посвященных проектному управлению. Проект - уникальный комплекс взаимосвязанных работ (мероприятий), направленных на создание продукта или услуги в условиях заданных требований и ограничений. Каждый проект приводит к созданию уникального продукта, услуги или результата. Актуальность темы исследования обоснована потребностью поиска методов управления процессами подготовки конкурентоспособных кадров. Одним из них является метод на основе проектного подхода. В предлагаемой к обсуждению публикации авторы используют проектное управление для управления процессами подготовки кадров. В данном случае предлагается применение методологии PMI в интеграции с системным, процессным и проектным подходом. Целью статьи является аналитический обзор новых инструментов менеджмента для управления образовательными системами в современных условиях. Методология PMI, сформулированная в виде стандарта PMBOK, базируется на концепции управления проектами через группу стандартных процессов. Показана возможность управления с использованием новых методологий PMI, таких как IW URM, TenStep, P2M. В результате научного изыскания представлена Модель образовательной системы подготовки кадров, Модель (пирамида) реализации учебного плана, Модель управления на основе инструментов PMI. Авторская методология управления образовательной системой. Новизна предлагаемых решений представлена авторскими моделями применения методов проектного управления для образовательных систем. Практическая значимость состоит в обосновании возможности управления образовательными системами для подготовки кадров в условиях цифровых трансформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глухова Л.В., Немцев А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT APPROACH: TRAINING SPECIALISTS AT HIGHER EDUCATION

Recently there have been many publications devoted to project management. This is justified by the need to make quick decisions in non-standard situations and in conditions of rapidly changing requirements of the external environment. A project is a unique set of interrelated works (activities) aimed at creating a product or service under given requirements and constraints. Each project leads to the creation of a unique product, service or result. The relevance of the topic of the study is justified by the need to find management tools to manage the process of creating a quality educational service for training competitive staff. One of the methods of modern management is the project management method. In the publication proposed for discussion the authors also use project management to manage the training process. For this purpose the application of PMI methodology in integration with system, process and project approach is proposed. The aim of the article is an analytical review of new management tools for managing educational systems in modern conditions. The PMI methodology, formulated as PMBOK standard, is based on the concept of project management through a group of standard processes. The possibility of management using new PMI methodologies, such as IW URM, TenStep, P2M, is shown. As a result of scientific research the Model of educational system of personnel training, Model (pyramid) of curriculum implementation is presented, The novelty of the proposed solutions is represented by the author's models of application of project management methods for educational systems. The practical significance lies in the substantiation of the possibility of managing educational systems for training under conditions of digital transformation.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД: УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

УДК: 65

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_1_54

Глухова Л.В., Немцев А.Д.

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД: УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Glukhova L.V., Nemtsev A.D.

PROJECT APPROACH: TRAINING SPECIALISTS AT HIGHER EDUCATION

Ключевые слова: образовательная система, проектный подход, процесс подготовки кадров, проектное управление, стандарт PMBOK.

Key words: educational system, project approach, training process, project management, PMBOK standard.

Аннотация: В последнее время появилось много публикаций, посвященных проектному управлению. Проект - уникальный комплекс взаимосвязанных работ (мероприятий), направленных на создание продукта или услуги в условиях заданных требований и ограничений. Каждый проект приводит к созданию уникального продукта, услуги или результата. Актуальность темы исследования обоснована потребностью поиска методов управления процессами подготовки конкурентоспособных кадров. Одним из них является метод на основе проектного подхода.

В предлагаемой к обсуждению публикации авторы используют проектное управление для управления процессами подготовки кадров. В данном случае предлагается применение методологии PMI в интеграции с системным, процессным и проектным подходом.

Целью статьи является аналитический обзор новых инструментов менеджмента для управления образовательными системами в современных условиях.

Методология PMI, сформулированная в виде стандарта PMBOK, базируется на концепции управления проектами через группу стандартных процессов. Показана возможность управления с использованием новых методологий PMI, таких как IW URM, TenStep, P2M.

В результате научного изыскания представлена Модель образовательной системы подготовки кадров, Модель (пирамида) реализации учебного плана, Модель управления на основе инструментов PMI. Авторская методология управления образовательной системой.

Новизна предлагаемых решений представлена авторскими моделями применения методов проектного управления для образовательных систем.

Практическая значимость состоит в обосновании возможности управления образовательными системами для подготовки кадров в условиях цифровых трансформаций.

Abstract: Recently there have been many publications devoted to project management. This is justified by the need to make quick decisions in non-standard situations and in conditions of rapidly changing requirements of the external environment. A project is a unique set of interrelated works (activities) aimed at creating a product or service under given requirements and constraints. Each project leads to the creation of a unique product, service or result. The relevance of the topic of the study is justified by the need to find management tools to manage the process of creating a quality educational service for training competitive staff. One of the methods of modern management is the project management method.

In the publication proposed for discussion the authors also use project management to manage the training process. For this purpose the application of PMI methodology in integration with system, process and project approach is proposed.

The aim of the article is an analytical review of new management tools for managing educational systems in modern conditions.

The PMI methodology, formulated as PMBOK standard, is based on the concept of project management through a group of standard processes. The possibility of management using new PMI methodologies, such as IW URM, TenStep, P2M, is shown.

As a result of scientific research the Model of educational system of personnel training, Model (pyramid) of curriculum implementation is presented,

The novelty of the proposed solutions is represented by the author's models of application of project management methods for educational systems.

The practical significance lies in the substantiation of the possibility of managing educational systems for training under conditions of digital transformation.

Анализ трудов зарубежных [1, 2] и российских исследователей [3-10] в области подготовки конкурентоспособных специалистов показал приоритетность проектного управления.

Современное общество нуждается в специалистах, которые готовы к саморазвитию и применению своих способностей в будущей профессии. Это и заложено в современных образовательных стандартах. Поэтому перед образовательными учреждениями (университеты и колледжи) стоят задачи не только формирования знаний, умений и навыков в профессиональной сфере, но и развития личностных качеств, необходимых для успешной карьеры. Решение этих задач возможно только при тщательно продуманном образовательном процессе, под которым понимается целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов. Именно такая деятельность обеспечивает необходимые знания, умения и навыки, формирующие владение компетенциями, заложенными в образовательном стандарте соответствующего направления обучения [3].

Внедрение проектных методов обучения в образовательные программы вузов для подготовки современного конкурентоспособного специалиста довольно широко обсуждается в работах многих исследователей. Модульная структура образовательных программ позволяет применять проектный подход к любому модулю программы и даже в рамках одной или нескольких дисциплин. Такие проекты краткосрочные и определены временными рамками учебного плана. В качестве проекта можно рассматривать всю программу обучения. Такой проект имеет длительность выполнения,

равную периоду (сроку) обучения. Его можно разбить на несколько периодов жизненного цикла, каждый из которых имеет свои цели и решаемые задачи, свои особенности управления процессами формирования необходимых компетенций.

Начало проекта - это фаза планирования. Она соответствует периоду времени поиска будущей специальности. Можно сказать, что сделанный выбор будущей профессии во многом определяет успешность завершения проекта «образование». Правильно выбранная профессия - это существенный или главный стимул успешной реализации проекта, т.к. личная заинтересованность является главным побудительным мотивом в достижении поставленной цели. Можно предположить, что эта фаза жизненного цикла проекта практически не управляется. Она формируется под воздействием определенных факторов, к которым следует отнести рекламные компании, проводимые университетами, советы родителей, друзей и знакомых. Эти факторы, несомненно, влияют на выбор профессии. Однако окончательный выбор делает сам автор или заказчик проекта «образование».

Вторая фаза жизненного цикла этого проекта представляется для его заказчика «черным ящиком», т.к. неизвестно содержание самого проекта. Но, в то же время, ему совершенно очевидно, что в результате успешной реализации проекта, он станет дипломированным специалистом.

В соответствии с процессным подходом образовательной системе (как процессу подготовки специалистов) доступно управление с четырех сторон: входа, выхода, управления и обеспечения (рис. 1). В данном случае образовательная программа авторами рассматривается как система, представленная совокупностью иерархически

связанных компонентов, представленных на различных уровнях по отношению друг к другу.

На рисунке А1, А2, ... Ап- требования ФГОС к подготовке кадров; В1, В2, ...Вп -

требования профессионального стандарта (ПС). Они являются обеспечивающей составляющей для достижения необходимого уровня образования.

Рисунок 1 - Модель образовательной системы подготовки кадров (авторское видение)

На стадии реализации проекта подключаются исполнители, которые покажут все, чем наполнено содержание проекта, т.е. план обучения с обозначенными промежуточными целями и задачами, и помогут реализовать этот проект.

Образовательная программа "С" формируется исходя из требований образовательного стандарта. Эти требования соотносятся с трудовыми функциями будущей профессии, а при индивидуальном обучении учитываются и требования заказчика. Соответствие трудовых функций обеспечивается компетенциями, заложенными в образовательной программе. Следовательно, выбирая образовательную программу, у абитуриента должна быть уверенность в том, что в результате ее освоения он получит именно те навыки и умения, будет владеть именно теми компетенциями, которые необходимы в дальнейшей производственной или иной деятельности.

Таким образом, образовательная программа есть функция многих переменных, которая математическая может быть описана следующим образом:

С = / (хх, х2,...хп, ах, а2,...а„, Ьх, Ь2,..Ь„),

(1)

где х ,... х - требования образовательного стандарта,

а ,.... а - требования профессионального стандарта,

Ь,....Ьп - требования обучающегося.

Если представить учебный план в виде вектора, то этот вектор можно изобразить в виде множества векторов, которые описывают требования ФГОС и ПС. Потребность обучающегося или заказчика тоже можно представить вектором, который также описывается множеством векторов, характеризующих потребность.

Можно предположить, что обучающийся выберет именно это направление обучения, когда характеристика его собственной потребности (В) будет минимально отличаться от характеристики вектора обучения (С), т.е.

С - В ^ тт

(2)

Необходимо отметить, что потребитель не в состоянии реально оценить предлагаемую программу обучения. Он принимает решение на основании разнородной информации, иногда противоречивой. А так как на рынке образовательных услуг постоянно ведется конкурентная борьба, то для привлечения потенциальных потребителей необходимо иметь эффективную рекламу. Однако надо иметь в виду, что реклама -это средство привлечения внимания потребителей к предлагаемой услуге или продукции. Потребителя еще интересует и экономическая сторона получаемой услуги, и качественная. Гарантом качества оказания услуги на данный момент выступает аккре-дитационное свидетельство, наличие которого гарантирует предоставление качества услуги не ниже заложенных требований в ФГОС.

Экономические показатели услуги оцениваются самим абитуриентом, и решение принимается исходя из своих возможностей. В действительности процесс принятия решения сложен и противоречив, ибо на поведение потребителя услуги влияют такие факторы, как доходы, уровень знаний, увлечения, стиль жизни и т.п. Многие специалисты в области рынка полагают, что главное влияние на поведение человека оказывает экономика. Но даже если образовательная программа максимально удовлетворяет (соответствует) требованиям потребителя - еще не факт, что он выберет этот вуз для ее реализации. На выбор здесь влияет и комплекс социально-экономических характеристик, которые определяют положение вуза в национальном образовательном пространстве. Вуз, который имеет плохую материально-техническую базу, низкой квалификации преподавательский состав, устаревшие образовательные технологии и др., не вправе рассчитывать на достойный набор.

Использование в учебном процессе современных образовательных технологий и методов способствуют развитию активного обучения, развивающего у студента опыт самостоятельного поиска и решения конкретных жизненных проблем. Это особенно

важно в современном менеджмент-образовании. На наш взгляд, этому будет способствовать внедрение различных видов проектных работ в учебный процесс. Этот метод особенно актуален в данный момент, когда происходит смена парадигмы содержания образования: знаниевый подход заменяется компетентностным. При таком подходе происходит сочетание научной и образовательной деятельности.

В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личност-но-ориентированных технологий обучения. Это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию обучающегося, развитие творческих способностей под контролем наставника (преподавателя). Технология проектного обучения способствует развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность. Цель проектной технологии обучения - подготовка будущего специалиста самостоятельно решать различные проблемы. Она учит работать в команде, умению сотрудничать и искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские навыки и творческий потенциал.

Проектное обучение позволяет создавать условия для развития личности обучающегося, т.к. он не просто запоминает и воспроизводит получаемые знания, а умеет применять их на практике. Преподаватель становится наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности студента. А это и есть подлинное сотрудничество.

В ходе выполнения проектных заданий студент погружается в процесс получения новых знаний и закрепления старых. Тематика проектов должна соответствовать этапу обучения и интересам студента. На рисунке (рис. 2) показано авторское видение к банку формируемых компетенций при реализации многоуровневого обучения, реализуемого в соответствии со стандартами ФГОС 3++.

Профессио

нальный

Стандарт

Блок дисциплин, формируемых ПК

ФГОС

Блок дисциплин, формируемых ОК

Блок дисциплин, формируемых УК

Рисунок 2 - Современные требования к учебному Плану

Модель» Пирамида учебного плана" имеет свои особенности (рис. 3).

При правильно составленном учебном плане на начальных курсах проект должен содержать задания, направленные на овладение универсальными компетенциями. Следующий временной этап проекта -овладение общепрофессиональными компетенциями, а заключительный должен вклю

чать задачи, формирующие профессиональные компетенции. Исходя из этого, предлагается формировать индивидуальный рабочий план подготовки будущего специалиста в виде модулей, в котором четко выдержана линия поэтапного формирования компетенций, заложенных в федеральном образовательном стандарте.

Рисунок 3 - Поэтапный процесс формирования компетенций в соответствии с Моделью "Пирамида учебного плана"

При таком подходе к обучению, конечный этап которого заключается в подготовке выпускной квалификационной работы, повысится, на наш взгляд, само качество выпускника. Таким образом, решая поэтапно задачи на каждом временном интервале проекта, мы достигаем целей определенного уровня, постепенно приближаясь к конечной цели - получение квалификации, соответствующей данной образовательной программе (целями определенного уровня в

данном случае являются владения универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями).

Математическая интерпретация данного положения может быть представлена следующим образом:

Я *

и Я

(3)

к

Як

где 1 - множество частных целей (освоить теоретические и практические курсы учебного плана).

Достижение целей каждого иерархического уровня осуществляется выполнением множества работ (выполнение учебных заданий соответствующего блока учебного

гк

плана) 1

р * и /!

к , (4)

для выполнения которых требуется определенное количество ресурсов 1

Rj * U R

(5)

Риск невыполнения поставленной цели может быть оценен как вероятность того, что цель не будет достигнута и определится по формуле

(

P = 1 —^ n

(6)

Таблица1 - Методология проектного управления

где пъ - количество выполненного задач,

п - количество задач, которые надо решить.

Данный подход можно применить к каждому модулю образовательной программы. При переходе на балльно-накопительную систему оценки знаний необходимо установить границы диапазона баллов в соответствии с требованиями фонда оценочных средств. Это поможет минимизировать субъективизм при оценке знаний обучающихся.

Для реализации поставленных выше задач предлагаем внедрить методологию проектного управления (табл. 1), претворяемую на основе требований стандарта PMBOK.

Более подробно методология проектного управления и примеры ее применения описаны в работах [11-13].

Для внедрения принципов проектного управления рекомендуем 6 версию PMBOK. Ее особенности описаны в таблице.

Считаем их приоритетными в применении адаптационных механизмов цифровых трансформаций в высшей школе к подготовке востребованных на рынке труда кадров.

(авторское видение)

Версия Особенности Принци- Методы Средства

PMBOK пы

6 версия Добавлена роль стейкхолдеров в Принци- Количе- Инструмен-

управление проектной образова- пы управ- ственные и тальные

тельной деятельностью. ления качествен- средства

Добавлен контент по управлению проекта- ные методы управления

проектами Agile, т.к. Agile быстро ми оценки проектами,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стала одной из самых быстрорас- уровня до- в том чис-

тущих методологий управления стижения ле:

проектами. «Треугольник талантов целей про- MSProject,

PMI» («Техническое управление екта. Клас- Project Ex-

проектами, лидерство, стратегиче- сические и pert

ское управление и управление биз- гибридные

несом») методы

k

В таблице 2 описаны составляющие методологии проектного управления.

Основные процедуры и процессы PMI включают:

1. Изучение запросов заказчиков и определение требований к проекту;

2. Постановку чётких и достижимых целей, выявление предварительных затрат;

3. Формирование сбалансированных конкурирующих требований по качеству, возможностям, времени и стоимости проек-

та с определение требуемых трудовых, ма- 4. Адаптация спецификаций, планов и

териальных и технических ресурсов; подходов для нужд и проблем различных

заинтересованных лиц (стейкхолдеров). Таблица 2 - Методологические подходы к процессам проектного управления (авторское ви-

дение)

Методология Особенности Пояснение

Методология PMI Использует группу стандартных процессов в интеграции с гибкими методами Гибкие методы используются, начиная с 6 версии. Позволяют применять современные инструменты цифровой экономики. Требуют сформированности компетенций цифровой грамотности.

Методология IW URM Использует стандартное требование "треугольник проекта": сроки, бюджет, качество и стандартные процедуры Особенности методологии: цели клиента достигнуты в оговоренный срок, в рамках определенного бюджета и с необходимым качеством. Требует "грамотной" команды исполнителей, имеющей навыки риск менеджмента

Методология P2M Методология направлена на улучшение организации проекта. Формирует опыт компании исполнителей проектов.

Процесс управления проектами TenStep Предлагает детализированный пошаговый подход, начинающийся с простейших вещей и заканчивающийся достаточно сложными приемами, включая шаблоны документов Стандартно включает в себя 11 шагов, управляет работой над проектом, учитывает качество. Позволяет снизить незапланированные простои

Предлагая применять проектный подход к управлению образовательной программой на основе 6 версии стандарта PMBOK, мы получаем конкурентные преимущества, которые позволят поставленные цели достичь в установленные сроки, а образовательная система приобретет новое свойство - измеримость ее входных и выходных процессов. Это даст возможность с определенной вероятностью оценивать достижимость целевых показателей для инновационной системы управления процессами подготовки кадров.

Выводы. Предлагаемая методология PMI, сформулированная в виде стандарта

PMBOK и базирующаяся на концепции управления проектами через группу стандартных процессов, в интеграции с системным, процессным и проектным подходом к управлению процессами подготовки кадров позволит, на наш взгляд, повысить качество выпускников благодаря сформированным навыкам работать в команде, самостоятельно решать различные проблемы, умению сотрудничать и искать пути решения поставленной задачи. Кроме того, она будет способствовать развитию исследовательских навыков и творческого потенциала обучающихся.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Palma, Filipe E. S. P.; Fantinato, Marcelo; Rafferty, Laura. Managing Scope, Stakeholders and Human Resources in Cyber-Physical System Development/ 21st International Conference on Enterprise Information Systems (ICEIS). VOL 2. P. 36-47, 2019.

2. Aleksandrov, A.Yu., Ivanova, O.A., Vereshchak, S.B., Getskina, I.B. Modern concepts of the quality management system in higher education: Russian practice and International experience // Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision (2020).

3. Бережная, И.Ф. Проектная деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки / Бережная И.Ф. // Среднее профессиональное образование, 2013. - №9. - С. 2426. URL: (http://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-studentov-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki).

4. Ничагина, А.В. Роль проектной деятельности в процессе обучения студентов вуза / Ничагина А.В. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. Сборник статей по материалам XXXVIII международной научно-практической конференции, 2014. -Новосибирск: СибАК. - №3 (38). - C. 63-68.

5. Таспаева, М.Г. Применение экспертных систем при оценивании проектной деятельности студента / Таспаева М.Г. // Электронный научный журнал АР-Консалт, 2016. - М. - №1 (4). - С. 353-357. - (http://co2b.ru/docs/enj.2016.01.pdf).

6. Поляничева, Н.О. Роль проектной деятельности в достижении современных образовательных результатов / Поляничева Н.О. // Молодой ученый, 2015. - №4. - С. 611-613.

7. Габова, М.П. Роль проектной деятельности в развитии профессиональной компетентности студентов в вузе / Габова М.П., Софьина В.Н. // Современное образование: содержание, технологии, качество. - СПб.: СПбГЭУ, 2015. - №2, С. 107-109. -(http://elibrary.ru/contents.asp? issueid=1408218).

8. Юрловская, И.А. Проектные технологии в реализации стандартов высшего профессионального образования третьего поколения / Юрловская И.А. // Интернет-журнал «Науковедение». ИГУПИТ, 2014. - №2. С. 1-7. - (http://naukovedenie.ru/PDF/127PVN214.pdf).

9. Бтемирова, Р.И. Метод проектов в условиях современного высшего образования / Бтемирова Р.И. // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №3. -(https://www.science-education.ru/ru/article/view? id=24488).

10. Papadakis, Emmanouil; Tsironis, Loukas. Hybrid methods and practices associated with agile methods, method tailoring and delivery of projects in a non-software context / International Conference on Project MANagement (ProjMAN) Lisbon, PORTUGAL NOV 21-23, 2018

11. Integration of Agile Methodology and PMBOK Standards for Educational Activities at Higher School Sherstobitova, A.A., Glukhova, L.V., Khozova, E.V., Krayneva, R.K. //Smart Innovation, Systems and Technologies, 2020, 188, с. 339-349

12. Smart university development evaluation models Glukhova, L.V., Syrotyuk, S.D., Sherstobitova, A.A., Pavlova, S.V. // Smart Innovation, Systems and Technologies, 2019, 144, с. 539549

13. Agile management: Leadership and team management / Jurgen Appelo; Per. from English. - M.: Alpina Publisher, 2018. - 610 p. - ISBN 978-5-9614-0937-6.

12. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide) (Sixth edition). Agile Practice Guide (2017). Project Management Institute, Inc. 2019. 858 p.

14. Mitrofanova, Y.S., Popova, T.N., Burenina, V.I., Tukshumskaya, A.V. Project management as a tool for smart university creation and development. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2020. Т. 188. С. 317-326. doi:10.1007/978-981-15-5584-8_27 Retrieved from www.scopus.com.

Дата поступления: 12.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.