вычислений, понадеявшись, что его не спросят, как это часто бывает при фронтальном опросе.
Полученный опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по математике, что ведет к интенсификации процесса обучения.
Рассуждения К. Ф. Гаусса о математике как науке для глаз, а не для ушей, приводят нас к выводу, что математика — это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовку и проверку домашнего задания, самостоятельной, проверочной, контрольной, внеклассной и творческой работ, что ведет к повышению качества обучения математике.
Литература
1. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М. : Просвещение, 1990. С. 10-15.
2. Приказ от 17.12.2010 № 1897 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: Ийр://минобрнауки.рф (дата обращения: 05.04.2017).
3. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. URL: http://Www.ug.nu/new_standands/6 (дата обращения: 05.04.2017).
References
1. Markova A. K., Matis T. A., Orlov A. B. The formation of learning motivation [Formirovanie motivacii uchenija]. Moscow: Prosveschenie, 1990. P. 10-15. (In Russian).
2. The order of December 17, 2010 № 1897 on the approval of the federal state educational standard of basic general education [Prikaz ot 17.12.2010 № 1897 ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovanija]. Available at: 1пар://минобрнауки.рф. (accessed: 05.04.2017). (In Russian).
3. Professional standard of teacher (pedagogical activity in preschool, primary general, general general, secondary general education) (educator, teacher) [Professional'nyj standart pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')]. Available at: http://www.ug.ru/new_ standards/6. (accessed: 05.04.2017). (In Russian).
УДК/UDC 378 П. Н. Дробот
P. Drobot
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — КВИНТЭССЕНЦИЯ ИННОВАТИКИ
PROJECT AND RESEARCH ACTIVITY - THE QUINTESSENCE OF INNOVATICS
Введение. В статье обсуждается инноватика как новое научное и образовательное направление и как профессиональная деятельность, направленная на исследования и разработки, получение результатов интеллектуальной деятельности (РИД), создание на основе РИД инновационных проектов и управление этими проектами. Цель статьи — раскрыть содержание научного и образовательного направления «Инноватика», показать его квинтэссенцию в виде исследовательской и проектной деятельности, лаконично выраженную в управлении инновационными проектами.
Методология. Исследование проводится на основе анализа публикаций создателей направления «Инноватика», государственных образовательных стандартов по направлению «Инноватика», профессионального стандарта «Специалист по управлению инновациями», публикаций автора, посвященных инноватике и управлению проектами, Свода знаний по управлению проектами (PMBok) и опыта автора в реализации ведомственной целевой программы «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса РФ в 2016-2020 гг.».
Результаты. Установлено, что управление инновационными проектами соединяет в неразрывное целое исследовательскую и проектную деятельность, которая является квинтэссенцией
First International Ideas Festival "Realization of educational technologies of the activity type: tasks, approaches, perspectives'
научного и образовательного направления «Инноватика». Показана востребованность профессионалов инноватики для развития оборонно-промышленного комплекса.
Заключение. Автором отмечается, что понимание сущности инноватики основано на профессиональном понимании термина «проект» в контексте методологии проектного управления, основанной на PMBok. По содержанию образовательной программы направления «Инноватика» учебная дисциплина «Управление инновационными проектами» также является квинтэссенцией образования. Отмечается, что в развитии оборонно-промышленного комплекса, состоящем из исследовательской и проектной деятельности, также востребованы профессионалы инноватики.
Introduction. The article discusses innovation, as a new scientific and educational direction and as a professional activity, aimed at research and development, obtaining results of intellectual activity (RID) and creation of innovative projects based on RID and management of these projects. The purpose of the article is to disclose the content of the scientific and educational direction "Innovation", to show its quintessence in the form of research and project activities, laconically expressed in the management of innovative projects.
Materials and Methods. The research is carried out on the basis of the analysis of the publications of the founders of the "Innovation" direction, the state educational standards for the direction "Innovation" of different years of production, the professional standard "Innovation Management Specialist", the author's publications on innovation and project management, the Project Management Body of Knowledge (PMBOK) And the experience of the author's participation in the departmental special program "Development of an Integrated System for Providing Highly Qualified Personnel to Organizations of the Defense Industry omplex the Russian Federation in 2016-20 years.
Results. It is established that the management of innovative projects unites research and project activities that are the quintessence of the scientific and educational direction "Innovation". The demand for innovation professionals for the development of the defense industry complex is shown.
Conclusions. The author notes that understanding the essence of innovation is based on a professional understanding of the term "project" in the context of project management methodology based on PMBOK. According to the content of the educational program of the direction "Innovation", the academic discipline of innovation projects management is also the quintessence of education. It is noted that in the development of the defense industry complex, consisting of research and project activities, professionals in innovation are also in demand.
Ключевые слова: исследование, инноватика, инновационный проект, PMBок, PMI.
Keywords: research, innovatics, innovative project, PMBOK, PMI.
В работах авторов по инноватике [1; 2] показано создание и развитие образовательного направления «Инноватика», основатели которого не экономисты, не менеджеры, а «технари» — кандидаты и доктора технических наук, сотрудники Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ). Они являются сотрудниками кафедры «Управление проектами» СПбПУ, поэтому базис рождения инноватики определили и проектная, и исследовательская деятельность. Последнее обстоятельство определяется также тем, что экспериментально-исследовательская деятельность — это один из четырех видов деятельности, к которым готовится бакалавр и магистр инноватики.
Причина основания направления «Инноватика» — нехватка в стране специалистов, имеющих широкую общетехническую подготовку и одновременно хорошо владеющих методологией проектного управления PMI/PMBок, специальным маркетингом, включающим работу с научно-технической литературой и патентными базами. Именно таких специалистов готовят по образовательному направлению «Инноватика». Эти специалисты также хорошо знают дополняющие специальность дисциплины: инфраструктуру и технологии нововведений, теорию инноватики и оценку эффективности проектов, что позволяет им разрабатывать и готовить к внедрению новые технологии, основанные на научно-технических разработках.
Направление «Инноватика» — это молодое, современное образовательное направление, ему всего около 12 лет, если за дату его рождения брать 2005 год, когда вышел приказ Министерства образования РФ о направлениях подготовки (специальностях) высшего профессионального образования, куда инноватика вошла как состоявшееся направление. Естественно, далеко не все до сих пор понимают сущность этого нового молодого направления.
Вопрос о том, кто такой профессионал инноватики, получивший высшее образование по направлению «Инноватика», легко разрешается, если внимательно изучить вышедшие за прошедшие несколько лет книги по введению в инноватику, такие как учебное пособие с грифом, вышедшее в центральном издательстве [3].
Однако ответ можно получить иначе, быстрее, если внимательно изучить и проанализировать ФГОС по направлению бакалавриата «Инноватика»: поисковый запрос с ключевым словом «проект» по тексту ФГОС даст более 50 вхождений (упоминания слова «проект»). Более всего слово «проект» упоминается в разделах об объектах профессиональной деятельности, о профессиональных компетенциях, и даже в разделе об общекультурных компетенциях несколько раз встречается слово «проект». Далеко не все верно понимают его значение, хотя все его используют: от школьника до чиновника высших властных структур.
Понимание сущности инноватики, ее квинтэссенции основано на профессиональном понимании термина «проект» в контексте методологии проектного управления, основанной прежде всего на Своде знаний по управлению проектами (Project Management Body of Knowledge (PMBOK)) от международного Института управления проектами (Project Management Institute (PMI)). В основе современных методов управления проектами лежат методики декомпозиции работ (иерархическая структура работ (ИСР)) и календарного планирования (диаграмма Ганта). Проект — это ограниченное во времени и в ресурсах мероприятие, целью которого является получение продукта проекта в условиях жестко установленных во времени начала и окончания проекта и ограниченных ресурсов, выделенных на проект. Управление инновационным проектом отличается от обычного управления проектом наличием высокой степени неопределенности и связанным с нею высоким уровнем рисков в достижении успеха инновационного проекта. Достижение цели проекта определяется искусством декомпозиции работ по проекту на достаточно элементарные работы, правильным календарным планированием работ и ресурсной моделью проекта, верно определяющей баланс ограниченного финансирования проекта.
Но начало проекта, особенно начало инновационного проекта, это всегда его идея. В этом одном коротком слове скрыта огромная научно-исследовательская работа (НИР), которую нужно проделать, чтобы созрела идея проекта, идея, как применить на практике знания, полученные при выполнении НИР. Точное, исчерпывающее определение инновационного проекта дать трудно, неопределенность как характерное свойство инновационного проекта в определенной доле и степени присутствует в любом проекте, кроме того, любой проект сопровождается рисками. Однако можно выделить несколько признаков именно инновационного проекта, и большинство признаков прямо относится к НИР: проект реализуется на базе передовых достижений науки, техники, технологий; в большинстве случаев основным результатом инновационного проекта является новый, высокотехнологичный продукт; при реализации проекта значительна доля научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ; для реализации проекта в большей степени необходимы уникальные людские ресурсы (ученые, специалисты), чем производственные ресурсы; реализация проекта происходит на стыке наук; значительна роль информационной (компьютерной) составляющей; для работы над проектом команда не обязательно собирается в одном месте, участники проекта могут находиться на значительном расстоянии друг от друга [4].
Инновационный проект является той объединяющей категорией, которая прочно соединяет в неразрывное целое исследовательскую и проектную деятельность, и именно управление инновационными проектами является квинтэссенцией научного и образовательного направления «Инноватика» [1].
Ключевыми понятиями проектного управления являются цель проекта, экономическое обоснование, продукт проекта, следующая из него ИСР, вытекающий из этих понятий перечень работ по проекту, после выполнения которых проект считается завершенным (границы проекта), стратегический план и мониторинг проекта, управление рисками и качеством проекта, финансовый анализ и предшествующий маркетинговый анализ проекта, включающий информационно-патентные исследования и оценку интеллектуальной собственности инновационной разработки.
Именно вокруг этих ключевых понятий проекта строится образовательная программа иннова-тиков. Базовые дисциплины учебного плана «Системный анализ и принятие решений» и «Алгоритмы решения нестандартных задач» обеспечивают генерацию идеи инновационных проектов и принятие решений в условиях неопределенности; «Маркетинг в инновационной сфере» — выявление конкурентов и сравнительный анализ; «Финансовая математика» и «Финансовый анализ» — ана-
First International Ideas Festival "Realization of educational technologies of the activity type: tasks, approaches, perspectives"
лиз экономической привлекательности проекта; «Теоретическая инноватика», «Управление инновационной деятельностью», «Инфраструктура нововведений» — базовые определения и принципы управления инновациями. «Технологии нововведений» — технологии реализации инноваций и их выбор. И завершающая дисциплина — «Управление инновационными проектами» — обеспечивает знания по всем разделам управления проектом от содержания до рисков и качества.
Представление о предметных сферах инновационного проекта, кроме общих дисциплин математического и естественно-научного цикла, дают дисциплины «Химия и материаловедение», «Теория и системы управления», «Механика и технологии», «Электротехника и электроника», «Промышленные технологии и инновации», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Теория ошибок и обработка результатов измерений» и другие вариативные дисциплины.
Дисциплина «Управление инновационными проектами» размещается в конце образовательной программы. До ее освоения студенты должны освоить все предшествующие дисциплины. Поэтому и по содержанию образовательной программы управление инновационными проектами как учебная дисциплина также является квинтэссенцией образования и деятельности профессионала инноватики.
Отмечу, что и в развитии оборонно-промышленного комплекса, состоящем из исследовательской и проектной деятельности, также востребованы профессионалы инноватики, что следует из ведомственной целевой программы «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса РФ в 2016-2020 гг. ».
Литература
1. Дробот П. Н., Дробот Д. А. Управление инновационными проектами - квинтэссенция образования профессионала инноватики // Инновации. 2015. № 11. С. 86-90.
2. Туккель И. Л. Создание и развитие нового направления высшего профессионального образования «Инноватика» // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Наука и образование. Инноватика. 2011. № 3. С. 9-15.
3. Введение в инноватику / А. Н. Асаул, В. В. Асаул, Н. А. Асаул, Р. А. Фалтинский. СПб. : АНО ИПЭВ, 2010. 280 с.
4. Культин Н. Б. Инструменты управления проектами: Project Expert и Microsoft Project. СПб. : БХВ-Петербург, 2009. 160 с.
References
1. Drobot P. N., Drobot D. A. The management of innovative projects - the quintessence of the education of a professional in innovation. Innovations [Innovatsii]. 2015. № 11. P. 86-90. (In Russian).
2. Tukkel I. L. Creation and development of a new direction of higher professional education «Innovatics». Scientific and technical statements of SPbSPU. Science and education. Innovatics [Nauchno-technicheskie vedomosti SPbGPU. Nauka i obrazovanie. Innovatika]. 2011. № 3. P. 9-15. (In Russian).
3. Asaul A. N., Asaul V. V., Asaul N. A., Faltinskiy R. A. Introduction to Innovatics [Vvedenie v innovatiku]. Saint-Petersburg: ANO IPEV, 2010. 280 p. (In Russian).
4. Kultin N. B. Project management tools: Project Expert and Microsoft Project [Instrumenty upravlenia proektami: Project Expert and Microsoft Project]. Saint-Petersburg: BHV-Petersburg, 2009. 160 p. (In Russian).
УДК/uDC 37:004 О. В. Королева
O. Koroleva
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПУТЕМ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
REALIZATION OF ACTIVITY APPROACH THROuNGH THE NETwORKING COOPERATION Of EDuCATIONAL ESTABLISHMENTS
Введение. В статье актуализируется необходимость развития сетевого взаимодействия школы, учреждений дошкольного образования, среднего, высшего и дополнительного образования детей и взрослых для реализации преемственности по использованию деятельностного подхода в работе на новый образовательный результат.