Научная статья на тему 'Реализация деятельностного подхода путем сетевого взаимодействия образовательных организаций'

Реализация деятельностного подхода путем сетевого взаимодействия образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ACTIVITY APPROACH / NETWORKING COOPERATION / CONTINUITY / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Оксана Васильевна

Введение. В статье актуализируется необходимость развития сетевого взаимодействия школы, учреждений дошкольного образования, среднего, высшего и дополнительного образования детей и взрослых для реализации преемственности по использованию деятельностного подхода в работе на новый образовательный результат. Методология. Работа выстроена на теориях деятельности отечественной педагогики и психологии Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. Результаты заключаются в организации преемственности форм деятельности, направленных на общий результат повышения качества образования и развитие ключевых компетенций, а также объединение ресурсов, способствующих повышению положительной мотивации всех участников образовательного процесса к учебной и педагогической деятельности. Заключение. Только в единой связке всех, кто задействован в образовательном процессе, наша экономика получит новый формат работника, способного работать на инновационную экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF ACTIVITY APPROACH THROUNGH THE NETWORKING COOPERATION OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Introduction. In the article, we actualize the necessity of development of networking cooperation between school, preschool, secondary and high level establishments of professional and supplementary education for kids and adults to realize the continuity in using of activity approach to achieve new educational result. Materials and Methods. The work is built on the theories of pedagogy and psychology activities of L.S. Vygotsky, A.N. Leontiev, D.B. Elkonin, P.Y. Galperin, V.V.Davydov. The results are the organization of continuity in the forms of activities, working on the overall result of improving the quality of education and the development of key competencies, as well as pooling of resources that increase the positive motivation of all participants of the educational process for educational and pedagogical activities. Conclusions. Only in a single bundle of all those involved in the educational process, our economy will get a new format of an employee capable of working for the innovative economy.

Текст научной работы на тему «Реализация деятельностного подхода путем сетевого взаимодействия образовательных организаций»

First International Ideas Festival "Realization of educational technologies of the activity type: tasks, approaches, perspectives"

лиз экономической привлекательности проекта; «Теоретическая инноватика», «Управление инновационной деятельностью», «Инфраструктура нововведений» — базовые определения и принципы управления инновациями. «Технологии нововведений» — технологии реализации инноваций и их выбор. И завершающая дисциплина — «Управление инновационными проектами» — обеспечивает знания по всем разделам управления проектом от содержания до рисков и качества.

Представление о предметных сферах инновационного проекта, кроме общих дисциплин математического и естественно-научного цикла, дают дисциплины «Химия и материаловедение», «Теория и системы управления», «Механика и технологии», «Электротехника и электроника», «Промышленные технологии и инновации», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Теория ошибок и обработка результатов измерений» и другие вариативные дисциплины.

Дисциплина «Управление инновационными проектами» размещается в конце образовательной программы. До ее освоения студенты должны освоить все предшествующие дисциплины. Поэтому и по содержанию образовательной программы управление инновационными проектами как учебная дисциплина также является квинтэссенцией образования и деятельности профессионала инноватики.

Отмечу, что и в развитии оборонно-промышленного комплекса, состоящем из исследовательской и проектной деятельности, также востребованы профессионалы инноватики, что следует из ведомственной целевой программы «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса РФ в 2016-2020 гг. ».

Литература

1. Дробот П. Н., Дробот Д. А. Управление инновационными проектами - квинтэссенция образования профессионала инно-ватики // Инновации. 2015. № 11. С. 86-90.

2. Туккель И. Л. Создание и развитие нового направления высшего профессионального образования «Инноватика» // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Наука и образование. Инноватика. 2011. № 3. С. 9-15.

3. Введение в инноватику / А. Н. Асаул, В. В. Асаул, Н. А. Асаул, Р. А. Фалтинский. СПб. : АНО ИПЭВ, 2010. 280 с.

4. Культин Н. Б. Инструменты управления проектами: Project Expert и Microsoft Project. СПб. : БХВ-Петербург, 2009. 160 с.

References

1. Drobot P. N., Drobot D. A. The management of innovative projects - the quintessence of the education of a professional in innovation. Innovations [Innovatsii]. 2015. № 11. P. 86-90. (In Russian).

2. Tukkel I. L. Creation and development of a new direction of higher professional education «Innovatics». Scientific and technical statements of SPbSPU. Science and education. Innovatics [Nauchno-technicheskie vedomosti SPbGPU. Nauka i obrazovanie. Innovatika]. 2011. № 3. P. 9-15. (In Russian).

3. Asaul A. N., Asaul V. V., Asaul N. A., Faltinskiy R. A. Introduction to Innovatics [Vvedenie v innovatiku]. Saint-Petersburg: ANO IPEV, 2010. 280 p. (In Russian).

4. Kultin N. B. Project management tools: Project Expert and Microsoft Project [Instrumenty upravlenia proektami: Project Expert and Microsoft Project]. Saint-Petersburg: BHV-Petersburg, 2009. 160 p. (In Russian).

УДК/uDC 37:004 О. В. Королева

O. Koroleva

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПУТЕМ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

REALIZATION OF ACTIVITY APPROACH THROuNGH THE NETwORKING COOPERATION Of EDuCATIONAL ESTABLISHMENTS

Введение. В статье актуализируется необходимость развития сетевого взаимодействия школы, учреждений дошкольного образования, среднего, высшего и дополнительного образования детей и взрослых для реализации преемственности по использованию деятельностного подхода в работе на новый образовательный результат.

I Международный фестиваль идей «Реализация образовательных технологий деятельностного типа: задачи, подходы, перспективы»

Методология. Работа выстроена на теориях деятельности отечественной педагогики и психологии Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова.

Результаты заключаются в организации преемственности форм деятельности, направленных на общий результат повышения качества образования и развитие ключевых компетенций, а также объединение ресурсов, способствующих повышению положительной мотивации всех участников образовательного процесса к учебной и педагогической деятельности.

Заключение. Только в единой связке всех, кто задействован в образовательном процессе, наша экономика получит новый формат работника, способного работать на инновационную экономику.

Introduction. In the article, we actualize the necessity of development of networking cooperation between school, preschool, secondary and high level establishments of professional and supplementary education for kids and adults to realize the continuity in using of activity approach to achieve new educational result.

Materials and Methods. The work is built on the theories of pedagogy and psychology activities of L. S. Vygotsky, A. N. Leontiev, D. B. Elkonin, P. Y. Galperin, V. V. Davydov.

The results are the organization of continuity in the forms of activities, working on the overall result of improving the quality of education and the development of key competencies, as well as pooling of resources that increase the positive motivation of all participants of the educational process for educational and pedagogical activities.

Conclusions. Only in a single bundle of all those involved in the educational process, our economy will get a new format of an employee capable of working for the innovative economy.

Ключевые слова: деятельностный подход, сетевое взаимодействие, преемственность, качество образования.

Keywords: activity approach, networking cooperation, continuity, quality of education.

Великая цель образования — это не знания, а действия!

Герберт Спенсер

Многие годы традиционной целью российского школьного образования была передача знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российских школ по уровню фактических знаний заметно превосходят своих зарубежных сверстников. Однако результаты проводимых международных сравнительных исследований заставляют насторожиться и задуматься. Российские школьники лучше обучающихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ, интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Поэтому вопрос о качестве знаний был и остается актуальным.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, над-предметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». А это — результаты деятельности. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат — знание) на овладение способами взаимодействия с окружающим миром (результат — умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности педагогов и обучающихся.

В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. Деятельностный подход отражен в целях и требованиях к результатам образования: формирующаяся личность с набором компетенций, освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний

First International Ideas Festival "Realization of educational technologies of the activity type: tasks, approaches, perspectives'

и умений (умения учиться, делать осознанный выбор, решать реальные жизненные проблемы, быть конкурентоспособным и т. п.).

Формирование универсальных учебных действий — формирование ключевых компетенций через деятельностный подход. Тем не менее все наши действия сегодня носят несистемный характер, практика применения деятельностного подхода не всегда соотносится с результатами, которые мы планируем получить. Скорее, действуем механически, отдавая дань моде, чем осознанно, согласно целеполаганию. Когда мы анализируем свою деятельность, то понимаем, что надо совместить традиционные подходы, которые работают на определенный результат, с технологиями деятельностного типа, которые работают на новый результат. Выстраивая образовательное пространство в деятельностном подходе, мы должны четко понимать, где и как сработает технология, какой эффект будет получен. Использование технологий должно стать нормой и повседневностью для всех педагогов. Разовое использование, отсутствие системности или использование только одним педагогом не приведет к желаемым результатам. Первоочередные задачи — научить всех педагогов школы реализовывать актуальные технологии; заинтересовать постоянным их применением; сделать так, чтобы они сами пришли к пониманию их необходимости, которая диктуется жизнью в современном обществе.

Еще одной важной составляющей результативности деятельностного подхода является преемственность в использовании технологий на разных уровнях образования. Формирование личности ребенка начинается с рождения. Важно, как родители, а затем педагоги сработают на развитие познавательного интереса и мотивации к познанию у ребенка. Именно интерес и мотивация являются фундаментом деятельностного подхода. Школа, получив таких мотивированных первоклассников, должна удержать это и сработать на развитие, научить ребенка учиться. Работая на новый результат, на модель выпускника, способного к самообразованию, саморазвитию, способного выстроить траекторию своего движения, школа готовит ребенка к продолжению образования в ПОО, вузах, где тоже должна быть продолжена реализация деятельностного подхода.

Уже два года школа является опорной площадкой ТПУ и реализует программу «Научно-техническая школа ТПУ». Такая организационная работа решает две ключевые задачи:

— организация преемственности в формах деятельности, работающих на общий результат, повышение качества образования и развитие ключевых компетенций;

— объединение ресурсов, способствующих повышению положительной мотивации у всех участников образовательного процесса к учебной и педагогической деятельности.

Преимуществом сетевого взаимодействия является возможность привлечения высококвалифицированных преподавателей и специалистов для совершенствования организации образовательного процесса, участия школьников в научных исследованиях, создания дополнительных условий по поддержке и развитию одаренных детей, повышения качества образования педагогических кадров школы. На протяжении последних лет, выстраивая работу школы в рамках реализации муниципальных проектов «Общественно-активная школа» и «Школа — округ», мы проработали механизмы взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями нашего микрорайона. Пока эта работа была направлена на реализацию совместных мероприятий, проводимых для жителей микрорайона, однако мы понимали, что это сотрудничество должно быть более качественным, и начали выстраивать работу по проведению совместных методических мероприятий, где можно обменяться опытом по применению деятельностных технологий, выработать общие подходы к применению этих технологий и определить результат работы. Такое взаимодействие помогает нам формировать те компетенции выпускника ДОУ, которые будут развиваться в школе. Таким образом, сетевое взаимодействие предполагает качественное преобразование школьной образовательной практики.

Только в единой связке всех, кто задействован в образовательном процессе, наша экономика получит новый формат специалиста, способного работать на инновационную экономику.

Для обмена опытом всех, кто задействован в образовательном процессе и заинтересован в новом результате, мы организовали площадки на I Международном фестивале идей «Реализация образовательных технологий деятельностного типа: задачи, подходы, перспективы». Партнерами нашего фестиваля стали Томский политехнический университет, Томский государственный педагогический университет, Томский университет систем управления и радиоэлектроники, Сибирский химический комбинат, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреж-

I Международный фестиваль идей «Реализация образовательных технологий деятельностного типа: задачи, подходы, перспективы»

дения города, Северский промышленный колледж. В дистанционном режиме с нами работали педагоги Финляндии, Чехии. Планируя наш фестиваль, мы понимали, что он не должен быть разовым событием. Он должен стать дискуссионной площадкой, на которой мы будем демонстрировать и обсуждать опыт, выстраивать модель реализации деятельностного подхода в рамках нашего муниципалитета.

Литература

1. Козырева В. А., Родионова H. Ф. Компетентностный подход в педагогическом образовании. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 3G2 с.

2. ^ролина В. И. Межкультурная коммуникативная компетентность как интегративная способность межкультурного общения специалиста [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyedu.ru (дата обращения: 01.02.2017).

3. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк : Изд-во ЛГПИ, 1GGS. 15G с.

4. Садохин А. П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования : автореф. дис.... д-ра культурол. наук: 24.00.01. М., 200G. 42 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: http://www.fgosvpo.ru/ uploadfiles/fgos/3/20111115120152.pdf (дата обращения :01.02.2017).

References

1. Kozyrev V. A. Rodionova N. F. Competence approach in pedagogical education [Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii]. Saint Petersburg: Publishing house RGPU named after A. I. Herzen, 2O04. 3G2 p. (In Russian).

2. Narolina V. I. Intercultural communication competence as the integrative ability of intercultural communication specialist [Mezhkul'turnaja kommunikativnaja kompetentnost' kak integrativnaja sposobnost' mezhkul'turnogo obshhenija specialista]. Available at: http://www.psyedu.ru. (accessed 01.02.2017). (In Russian).

3. Passov E. I. Communicative foreign language education. The concept of development of personality in the dialogue of cultures [Kommunikativnoe inojazychnoe obrazovanie. Koncepcija razvitija individual'nosti v dialoge kul'tur]. Lipetsk : Publishing house LGPI, 1GGS. 15G p. (In Russian).

4. Sadokhin A. P. Intercultural competence: the essence and mechanisms of formation [Mezhkul'turnaja kompetentnost' : sushhnost' i mehanizmy formirovanija]: abstract of dissertations .... doctor of cultural sciences: 24.00.01. Moscow, 200G. 42 p. (In Russian).

5. Federal state educational standard. Available at: http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/fgos/3/20111115120152.pdf. (accessed 01.02.2017). (In Russian).

УДК/uDC 37.02 А. Н. Кошечко

A. Koshechko

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА1

AXIOLOGICAL APPROACH IN REALIZATION OF EDuCATIONAL TECHNOLOGIES OF ACTIVITY TYPE: THEORY AND PRACTICE

Введение. Статья посвящена исследованию ценностно-мировоззренческих вызовов современной эпохи и их влияния на формирование приоритетов национальной образовательной политики.

Цель статьи — описание педагогических условий и содержательно-методических принципов аксиологического подхода в реализации образовательных технологий деятельностного типа, методике работы с ценностью.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и правительства Томской области в рамках научного проекта № 17-14-70004а(р).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.