Научная статья на тему 'Особенности подготовки будущих педагогов безопасности жизнедеятельности к формированию экологической культуры учащихся образовательных школ'

Особенности подготовки будущих педагогов безопасности жизнедеятельности к формированию экологической культуры учащихся образовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL COMPETENCE / FUTURE LIFE SAFETY TEACHER / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Д.С., Минеева М.В., Губина Н.С.

Введение. В статье описано исследование, направленное на изучение методики подготовки будущих педагогов безопасности жизнедеятельности. Цель статьи изучить особенности подготовки будущих педагогов безопасности жизнедеятельности методике формирования экологической культуры школьников. Методология. Исследование проводится при использовании следующих методов: анализ научных, психолого-педагогических и специальных источников литературы, нормативно-правового обеспечения педагогических процессов. Эмпирические методы включали в себя наблюдение, экспериментальные методы, методы математической и статистической обработки данных. Результаты. Авторами разработаны понятийный аппарат по проблеме исследования, система подготовки будущих педагогов безопасности жизнедеятельности; представлены педагогические условия успешного внедрения методики по формированию экологической культуры в образовательных учреждениях. Заключение. Сегодня имеющиеся исследования в области подготовки будущих педагогов безопасности жизнедеятельности, а также педагогическая практика не решили всех актуальных проблем. Речь идет о необходимости разработки мониторинга компетентности будущих педагогов безопасности жизнедеятельности, анализа практикуемой ими технологии обучения с целью выявления недостатков методики преподавания в общеобразовательных учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Д.С., Минеева М.В., Губина Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF LIFE SAFETY TO THE FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF PUPILS OF EDUCATIONAL SCHOOLS

Introduction. The article describes a study aimed at studying the methods of training future life safety teachers for professional activities. The purpose of the article is to study the features of training future teachers of life safety methods of formation of environmental culture of schoolchildren. Methodology. The study is carried out using the following methods: the analysis of scientific, psychological, pedagogical and special literature sources, analyzed the legal support of pedagogical processes. Empirical methods included observation, experimental methods, methods of mathematical and statistical data processing. The results are that the conceptual apparatus on the problem of research has been developed, the system of training of future teachers of life safety has been developed, the pedagogical conditions for the successful implementation of methods for the formation of environmental culture in educational institutions have been presented. Conclusion. The author notes that, despite a number of studies in the field of training of future teachers of life safety, as well as the existing pedagogical practice, there are a number of problems for research in the future. We are talking about the need to develop a monitoring of the competence of future teachers of life safety, the analysis of their training technology, in order to identify shortcomings in teaching methods in secondary schools.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки будущих педагогов безопасности жизнедеятельности к формированию экологической культуры учащихся образовательных школ»

"I

International Ideas Festival 'Professionals of the future: the territory of advancing development

2. Gorshkova V. V. Ontologiya nepreryvnogo obrazovaniya cheloveka v kontekste stanovleniya novogo tipa social'nosti [Ontology of continuous human education in the context of the formation of a new type of sociality]. Bulletin of OGU, 2014, no. 2 (163), pp. 73-78. (In Russian).

3. Davydova N. N. Obrazovatel'nyj klaster kak vazhnyj komponent regional'noj sistemy nepreryvnogo obrazovaniya [Educational cluster as an important component of the regional system of continuous education]. Materials of the 20th All-Russian Scientific and Practical Conference "Innovations in Vocational and Professional Pedagogical Education". Yekaterinburg, 2015, vol. 2, pp. 75-77. (In Russian).

4. Dubovik I. M. Perspektivy sozdaniya sistemy neformal'nogo obrazovaniya v Rossii [Prospects for creating a system of nonformal education in Russia]. Available at: http://novainfo.ru/article/2890. (In Russian).

5. Zhukov G. N., Matrosov P. G. Obshchaya i professional'naya pedagogika [General and professional pedagogy]. Moscow, 2013, pp. 448. (In Russian).

6. Zmeyov S. I. Obrazovanie vzroslyh i andragogika v realizacii koncepcii nepreryvnogo obrazovaniya v Rossii [Adult Education and Andragogy in Implementing the Concept of Continuing Education in Russia]. Domestic and foreign pedagogy, 2015, no. 3 (24), pp. 94-101. (In Russian).

7. Zobnina T. V. Specifika akmeologicheskogo podhoda kak metodologii nauchnogo issledovaniya i kak praktiki professional'nogo obrazovaniya studentov [The specifics of the acmeological approach as a methodology of scientific research and as a practice of vocational education]. Bulletin of the Volgograd Institute of Business, 2011, no. 1 (14), pp. 266-270. (In Russian).

8. Ilyina N. F. Stanovlenie innovacionnoj kompetentnosti pedagoga v regional'nom prostranstve nepreryvnogo obrazovaniya [Formation of innovative competence of the teacher in the regional space of continuous education]. Doctor's degree dissertation. Krasnoyarsk, 2014, 358 p. (In Russian).

9. Lopatkina E. V. Nepreryvnoe obrazovanie - fenomen XXI veka [Continuing education is a 21st century phenomenon]. Materials of the II All-Russian scientific-practical conference "Continuing education — a strategy for the life of modern man". Vladimir, 2014, pp. 10-20. (In Russian).

10. Manyukova E. S. Akmeologicheskoe konsul'tirovanie v povyshenii kvalifikacii pedagogov [Acmeological counseling in teacher development]. Ph. D. thesis. Moscow, 2004, 195 p. (In Russian).

11. Neradovskaya O. R. Ispol'zovanie obrazovatel'nogo potenciala neformal'nogo professional'nogo soobshchestva dlya razvitiya professionalizma pedagogov [Using the educational potential of the informal professional community to develop the professionalism of teachers]. Abstract of Ph. D. thesis. Tomsk, 2018, 23 p. (In Russian).

12. Onushkin V. G. O sozdanii edinoj sistemy nepreryvnogo obrazovaniya v SSSR [On the creation of a unified system of continuous education in the USSR]. Modern High School, 1987, no. 3, pp. 7-12. (In Russian).

13. Pozdeeva S. I. Razrabotka koncepcii otkrytogo professionalizma pedagoga kak issledovatel'skaya zadacha [Development of the concept of open professionalism of a teacher as a research task]. Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 2016, no. 1 (166), pp. 88-90. (In Russian).

14. Radionova N. F., Tryapicyna A. P. Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii [Competence approach in pedagogical education]. Bulletin of Omsk State Pedagogical University, 2006. Available at: http://www.omsk.edu/volume/. (In Russian).

15. Rahuba L. F. Akme-podhod i ego celesoobraznost' v izuchenii ponyatiya «konkurentosposobnyj specialist» [Acme-approach and its expediency in studying the concept of "competitive specialist"]. Bulletin of Tomsk State University, 2011, no. 4 (106), pp. 85-88. (In Russian).

16. Roytblat O. V. Opyt podgotovki uchitelej k konkursam professional'nogo masterstva v Tyumenskoj oblasti [Experience in training teachers for competitions of professional skills in the Tyumen region]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 4 (28), pp. 94-101. (In Russian).

17. Sovremennyj universitet - shkola: precedenty i fenomeny vzaimodejstviya [Modern University - School: Precedents and Phenomena of Interaction]. Ed. G. N. Prozumentova. Tomsk, 2007, iss. 21, 302 p. (In Russian).

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ

будущих педагогов безопасности жизнедеятельности

К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

учащихся образовательных школ

FEATURES OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF LIFE SAFETY TO THE FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF PUPILS OF EDUCATIONAL SCHOOLS

Введение. В статье описано исследование, направленное на изучение методики подготовки будущих педагогов безопасности жизнедеятельности. Цель статьи — изучить особенности подготовки будущих педагогов безопасности жизнедеятельности методике формирования экологической культуры школьников.

УДК/UDC 378:614.8

Д. С. Васильева, М. В. Минеева, Н. С. Губина

D. Vasileva, M. Mineeva, N. Gubina

Методология. Исследование проводится при использовании следующих методов: анализ научных, психолого-педагогических и специальных источников литературы, нормативно-правового обеспечения педагогических процессов. Эмпирические методы включали в себя наблюдение, экспериментальные методы, методы математической и статистической обработки данных.

Результаты. Авторами разработаны понятийный аппарат по проблеме исследования, система подготовки будущих педагогов безопасности жизнедеятельности; представлены педагогические условия успешного внедрения методики по формированию экологической культуры в образовательных учреждениях.

Заключение. Сегодня имеющиеся исследования в области подготовки будущих педагогов безопасности жизнедеятельности, а также педагогическая практика не решили всех актуальных проблем. Речь идет о необходимости разработки мониторинга компетентности будущих педагогов безопасности жизнедеятельности, анализа практикуемой ими технологии обучения с целью выявления недостатков методики преподавания в общеобразовательных учебных заведениях.

Introduction. The article describes a study aimed at studying the methods of training future life safety teachers for professional activities. The purpose of the article is to study the features of training future teachers of life safety methods of formation of environmental culture of schoolchildren.

Methodology. The study is carried out using the following methods: the analysis of scientific, psychological, pedagogical and special literature sources, analyzed the legal support of pedagogical processes. Empirical methods included observation, experimental methods, methods of mathematical and statistical data processing.

The results are that the conceptual apparatus on the problem of research has been developed, the system of training of future teachers of life safety has been developed, the pedagogical conditions for the successful implementation of methods for the formation of environmental culture in educational institutions have been presented.

Conclusion. The author notes that, despite a number of studies in the field of training of future teachers of life safety, as well as the existing pedagogical practice, there are a number of problems for research in the future. We are talking about the need to develop a monitoring of the competence of future teachers of life safety, the analysis of their training technology, in order to identify shortcomings in teaching methods in secondary schools.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическая компетентность, будущий педагог безопасности жизнедеятельности, методика обучения.

Keywords: ecological culture, ecological competence, future life safety teacher, teaching methods.

Введение

В современном обществе проблемы экологизации и оздоровления населения, безопасности жизнедеятельности граждан являются одними из приоритетных задач в современной России [2; 3]. В связи с этим одной их важнейших задач педагогического образования в высшей школе является формирование личности будущего педагога с высоким уровнем экологической культуры. Будущий педагог должен обладать способностью к быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизни и гарантировать своей будущей профессиональной деятельностью прогрессивное развитие общества [4; 5].

Задачей научно-педагогического коллектива является разработка таких способов и технологий, которые повышают эффективность учебного процесса и улучшают компетентность будущих педагогов.

Цель статьи — описать исследование по разработке системы подготовки будущих педагогов безопасности жизнедеятельности, направленной на формирование экологической культуры учащихся образовательных школ.

Педагогические основы теории и методики экологического образования рассматривались в трудах А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной и других авторов. Связь между качеством образования и обучения будущих педагогов и успешная реализация его основ на практике описаны в исследованиях М. Н. Скаткиной, Н. Н. Тулькибаевой, И. М. Яковлевой.

Однако, несмотря на достаточное количество исследований в данной области, проблемой остается непонимание важности экологической компетентности учителя в обществе. В связи с чем тре-

буется разработка специально организованных мер и технологий для повышения квалификации будущих педагогов и качества образования подрастающих членов российского общества [1; 7].

Методология

На первом этапе исследования был проведен анализ научной, методологической и специальной литературы с целью определения цели, задач и методики проведения исследования.

Экспериментальная часть исследования представлена констатирующим, формирующим и контрольным экспериментами.

Констатирующий эксперимент направлен на изучение образовательного процесса в плане формирования экологической компетентности будущих педагогов безопасности жизнедеятельности. Диагностика развития экологической компетентности изучалась при помощи тестирования. Для оценки сформированности профессиональных мотивов применена методика изучения учебных мотивов студентов А. А. Реана.

Формирующий эксперимент представлен включением в общую систему занятий интегрированного профильного курса, направленного на формирование знаний, умений и навыков по экологии в структуре экологической культуры будущих педагогов безопасности жизнедеятельности. Контрольный эксперимент направлен на оценку эффективности проведенной работы.

Результаты

В результате констатирующего эксперимента выявлено три уровня сформированности экологической компетентности: высокий, средний и низкий. В группу с высокими показателями вошли 10 % студентов. Средний уровень экологической компетентности выявлен у 30 %, а большинство испытуемых показали низкий уровень сформированности экологической компетентности (60 %).

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

60%

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Рис. 1. Доля будущих педагогов безопасности жизнедеятельности на констатирующем этапе по уровню сформированности экологической компетентности (%)

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал необходимость в специально организованной системе занятий, направленной на формирование экологической компетентности и культуры будущих педагогов безопасности жизнедеятельности. За основу этой системы необходимо взять современные педагогические технологии и создать все необходимые условия для успешности обучения студентов.

На формирующем этапе исследования проведен интегрированный профильный курс, направленный на формирование экологических знаний, умений и навыков. Курс учитывает следующие педагогические условия:

1) формирование у будущего педагога безопасности жизнедеятельности положительной мотивации осуществления экологической деятельности;

2) междисциплинарный принцип взаимосвязи экологических модулей учебных дисциплин при подготовке будущего педагога безопасности жизнедеятельности;

3) непосредственное включение будущего педагога безопасности жизнедеятельности в экологическую деятельность.

Формирование экологической компетентности систематизируется в совокупности взаимосвязанных блоков [6; 11; 15]:

— целевой: цель экологической подготовки будущего педагога заключается в социальном заказе в системе высшего образования и определяется требованиями государственного образовательного стандарта высшего образования.

— содержательный: содержание курса с учетом мотивационно-целевого, когнитивного и опе-рационно-технологического компонентов.

— деятельностный: развитие мотивационных профессиональных и личностных качеств, связанных с экологическими ценностями и потребностями, установками и умениями.

— результативный: направленность курса на результат формирования экологической компетентности будущего педагога безопасности жизнедеятельности.

Основные направления формирования экологической компетенции включали: мотивацион-ный, когнитивный и технологический компоненты [8; 10].

Отметим, что содержательный аспект формирования экологической грамотности будущих педагогов безопасности жизнедеятельности, основывался на интеграции и систематизации знаний, умений и навыков, которые студенты получают в процессе освоения дисциплин ГОС ВПО.

Контрольный эксперимент проводился через месяц после формирующего этапа с целью оценки эффективности проделанной работы. В качестве диагностического инструментария были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе.

В результате сравнения данных начального и конечного срезов сделан вывод о том, что число студентов, имеющих низкий уровень экологической компетентности, снизилось с 60 до 40 %, а демонстрирующих результаты на среднем уровне увеличилось с 30 до 40 %. Увеличилось и число студентов с высокими результатами экологической компетентности — с 10 до 20 %.

60%

60%

■ до □ после

0%

Высокий

Средний

Низкий

Рис. 2. Доля будущих педагогов безопасности жизнедеятельности на констатирующем этапе по уровню сформированности экологической компетентности (%)

Заключение

Проблема формирования экологической компетентности будущего педагога безопасности жизнедеятельности напрямую зависит от современных тенденций высшего педагогического образования. Важно учитывать повышенные требования общества и государства к уровню подготовки будущего педагога. Отмечается недостаточная разработка теории и практики в данной области.

Эффективность формирования экологической компетентности будущего педагога безопасности жизнедеятельности основывается на системном, личностно ориентированном и компетент-ностном подходах.

Наше исследование доказало эффективность интегрированного профильного курса, включенного в общую систему занятий будущих педагогов по безопасности жизнедеятельности. Учет педагогических условий и принципов в ходе реализации курса стал основополагающим в успешности реализованной формирующей работы.

Литература

1. Антишина А. В., Долматов А. В. Формирование экологической компетенции и культуры в процессе обучения и воспитания студентов // Человек и образование. 2014. № 1 (38). С. 45-50.

2. Вагнер И. В. Гуманитарная экология: преодолеть отчуждение от природы и развивать ценности экологической этики // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 13 (115). С. 189-191.

3. Васильева Д. С., Минеев В. Е., Фролова Л. Н. Непрерывное экологическое образование как один из путей преодоления экологического кризиса // Профессиональное образование: проблемы и достижения : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2017. С. 11-16.

4. Жуйкова Т. В. Экология человека. Нижний Тагил, 2013. 335 с.

5. Кириллова Е. Н., Шереметьева У. М. Значение и меры по повышению экологического воспитания школьников и студентов // Научно-педагогическое обозрение. 2013. № 1 (1). С. 52-57.

6. Мадазизова Д. Р., Сафарова С. О. Использование зарубежного опыта в процессе профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности // Образование и воспитание. 2016. № 3. С. 42-43.

7. Развитие экологической культуры на уроках ОБЖ / В. Е. Минеев, Ю. С. Чудная, Г. М. Исмаилов, А. А. Рыбалко // Всероссийский фестиваль науки NAUKA 0+ : материалы XXI Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование». Томск, 2017. Т. V, Ч. 1. С. 57-62.

8. Михайлов А. А. Подготовка учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности за рубежом (на примере Израиля и Испании) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. 2009. № 4. С. 301-305.

9. Прохоров Б. Б. Экология человека. М., 2015. 319 с.

10. Сальникова М. В. Экологическое образование и воспитание обучающихся // Молодой ученый. 2016. № 11. С. 1543-1546.

11. Смалева П. Г. Роль экологического образования в реализации концепции устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях (на примере Томской области) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 6 (84). С. 97-101.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Халудорова Л. Е. Экологическое образование для устойчивого развития как условие совершенствования профессиональных компетенций педагога // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 3 (13). С. 76-80.

13. Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность. М., 2002. 478 с.

14. Шахмарданов З. А. Экологическое образование - фактор устойчивого развития общества // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 2 (28). С. 112-144.

15. Шушпанова Д. В. Формирование экологического мышления у студентов вузов во время внеаудиторных занятий // Молодой ученый. 2017. № 8 (142). С. 382-386.

References

1. Antichina A. V., Dolmatov A.V. Formirovanie ekologicheskoj kompetencii i kul'tuny v processe obucheniya i vospitaniya studentov [Formation of ecological competence and culture in the learning process and education of students]. Man and education, 2014, no. 1 (38), pp. 45-50. (In Russian).

2. Wagner I. V. Gumanitarnaya ekologiya: preodolet' otchuzhdenie ot prirody i razvivat' cennosti ekologicheskoj etiki [Humanitarian ecology: to overcome alienation from nature and to develop the values of ecological ethics]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 13 (115), pp. 189-191. (In Russian).

3. Vasilyeva D. S., Mineev V. E., Frolova L. N. Nepreryvnoe ekologicheskoe obrazovanie kak odin iz putej preodoleniya ekologicheskogo krizisa [Continuing environmental education as one of the ways to overcome the environmental crisis]. Materials of the VII International Scientific and Practical Conference "Professional Education: Problems and Achievements". Penza, 2017, pp. 11-16. (In Russian).

4. Zhuikova T. V. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. Nizhny Tagil, 2013, 335 p. (In Russian).

5. Kirillova E. N., Sheremetyeva U. M. Znachenie i mery po povysheniyu ekologicheskogo vospitaniya shkol'nikov i studentov [Value and measures to improve the environmental education of schoolchildren and students]. Scientific and pedagogical review, 2013, no. 1 (1), pp. 52-57. (In Russian).

6. Magazinov D. R., Safarova S. O. Ispol'zovanie zarubezhnogo opyta v processe professional'noj podgotovki uchitelej bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [The use of foreign experience in the process of training teachers in life safety]. Education and upbringing, 2016, no. 3, pp. 42-43. (In Russian).

7. Mineev, V. E., Chudnaya Yu. S., Ismailov G. M., Rybalko, A. A., Razvitie ekologicheskoj kul'tury na urokah OBZh [Development of ecological culture at the lessons]. All-Russian Science Festival NAUKA 0+. Materials of the XXI International Conference of Students, Graduate Students and Young Scientists "Science and Education". Tomsk, 2017, vol. V, part 1, pp. 57-62. (In Russian).

8. Mihajlov A. A. Podgotovka uchashchejsya molodezhi v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti za rubezhom (na primere Izrailya i Ispanii) [Training of students in the field of safety abroad (on the example of Israel and Spain)]. Bulletin of the Kostroma state University. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenile. Socio-kinetics, 2009, no. 4, pp. 301-305. (In Russian).

9. Prokhorov B. B. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. Moscow, 2015, 319 p. (In Russian).

10. Salnikova M. V. Ekologicheskoe obrazovanie i vospitanie obuchayushchihsya [Environmental education and education of students]. Young Scientist, 2016, no. 11, pp. 1543-1546. (In Russian).

11. Smaleva G. P. Rol' ekologicheskogo obrazovaniya v realizacii koncepcii ustojchivogo razvitiya na global'nom i regional'nom urovnyah (na primere Tomskoj oblasti) [The Role of environmental education in the implementation of the concept of sustainable development at the global and regional levels (on the example of the Tomsk region)]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2009, no. 6 (84), pp. 97-101. (In Russian).

12. Haldarov L. E. Ekologicheskoe obrazovanie dlya ustojchivogo razvitiya kak uslovie sovershenstvovaniya professional'nyh kompetencij pedagoga [Environmental education for sustainable development as a condition for improving the professional competence of the teacher]. Scientific and pedagogical review, 2016, no. 3 (13), pp. 76-80. (In Russian).

13. Hatuntsev J. L. Ekologiya i ekologicheskaya bezopasnost' [Ecology and environmental security]. Moscow, 2002, 478 p. (In Russian).

14. Shakhmardanov Z. Ekologicheskoe obrazovanie - faktor ustojchivogo razvitiya obshchestva [Environmental education - a factor of sustainable development of society]. Astrakhan Vestnik of Ecological Education, 2014, no. 2 (28), pp. 112-144. (In Russian).

15. Shushpanova D. V. Formirovanie ekologicheskogo myshleniya u studentov vuzov vo vremya vneauditornyh zanyatij [Formation of ecological thinking among University students during extracurricular activities]. Young Scientist, 2017, no. 8 (142), pp. 382-386. (In Russian).

УДК/UDC 378 П. Н. Дробот, Д. А. Дробот

P. Drobot, D. Drobot

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ИННОВАТИКА»

PROBLEMS DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC DIRECTION "INNOVATICS"

Введение. В статье выявлены и обсуждаются проблемы развития нового научного и образовательного направления «Инноватика», которые в целом сводятся к трем основным тезисам: требования к абитуриентам, выпускникам и преподавателям. Цель статьи — раскрыть основные проблемы развития, выраженные в особых требованиях к личностным параметрам абитуриента и к профессорско-преподавательскому составу; в сущности профессионала-инноватика; в разработке профессиональных стандартов, соответствующих инноватике; в особом профессионально-личностном портрете инноватика — специалиста по управлению инновациями.

Методология. Исследование проводится на основе анализа авторских публикаций по инно-ватике, опыта автора в обсуждениях профессионального стандарта для инноватики и новых профессиональных стандартов «Специалист по управлению инновациями» и «Специалист по оценке инновационных проектов».

Результаты. Проблемы роста и развития образовательного и научного направления «Инноватика» определяются в основном его изначальной междисциплинарностью и мультидис-циплинарностью, которые связаны с разнообразием инноваций. Инновации относятся к различным предметным дисциплинарным областям, а также могут создаваться, что эффективнее всего, на стыке различных наук. Кроме того, причина сложности инноватики в природе ее происхождения — в ней заложено сочетание широкого спектра технических и специальных управленческих дисциплин, что необходимо для создания специалистов, разрабатывающих и управляющих разнообразными инновационными проектами и программами коммерциализации инновационных разработок.

Заключение. Основываясь на полученных результатах, авторы выявили и раскрыли основные проблемы развития инноватики: особые требования к личностному портрету абитуриента, поступающему на бакалавриат «Инноватика» (эрудиция, начальная креативность и способность к принятию решений в условиях неопределенности), особенная подготовка кадров профессорско-преподавательского состава для успешной образовательной деятельности по инноватике (сочетание технического или физико-математического и управленческого образования); профессиональная сущность специалиста-профессионала по инноватике (разработчик и управленец как технических, так и нетехнических инновационных проектов и программ коммерциализации инновационных разработок); профессиональные стандарты в сфере инноватики (сложность разработки и утверждения), особый профессионально-личностный портрет специалиста-инноватика.

Introduction. The article identifies and discusses the problems in the development of a new scientific and educational direction "Innovatics", which are generally reduced to three main theses:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.