УДК 76.098 ББК 46.7
Петрухина Ирина Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра безопасности жизнедеятельности Челябинский государственный педагогический университет
г.Челябинск Petrukhina Irina Viktorovna Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Chair of Life Safety Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Педагогическое обеспечение проблемы формирования экологической
компетентности учителя физической культуры и безопасности
жизнедеятельности Pedagogical Support of Physical Training and Life Safety Teachers' Ecological
Competence Forming
В статье представлен понятийный аппарат проблемы формирования экологической компетентности учителя физической культуры и безопасности жизнедеятельности, система его экологической подготовки, педагогические условия ее успешной реализации в образовательном процессе высшей школы, данные экспериментальной работы.
The article presents the conceptual field of the problem of physical training and life safety teachers' ecological competence forming, the system of the teachers' ecological training, pedagogical environmental complex of its effective functioning in the educational process of higher schools, data of experimental work.
Ключевые слова: компетентность, экологическая компетентность, будущий учитель физической культуры и безопасности жизнедеятельности, педагогическая система, педагогические условия.
Key words: competence, ecological competence, future physical training and life safety teacher, pedagogical system, pedagogical environmental complex.
Проблемы экологии, оздоровления общества, безопасной жизни и развития физической культуры и спорта относятся к числу приоритетных в современной России.
Актуальность поставленной проблемы осознается на государственно-правовом уровне и отражена в Законе РФ «Об образовании», Концепции модернизации Российского образования до 2010 г., Концепции общего и экологического образования, а также в Федеральных законах «Об охране окружающей среды» и «Об охране здоровья граждан».
Одна из стратегических задач высшего педагогического образования в настоящее время - формирование личности с высоким уровнем экологической культуры, способной не только адаптироваться к быстро меняющимся условиям, но и обеспечить своей профессиональной педагогической деятельностью дальнейшее устойчивое развитие общества.
На современном этапе изменяются различные компоненты профессиональной педагогической подготовки будущего учителя: совершенствуется ее структура, внедряются новые технологии, изменяются методы и формы высшего педагогического образования. Перед научно-педагогическими коллективами вузов ставится задача разработать такие способы повышения эффективности учебного процесса, которые позволили бы, не увеличивая сроков обучения, улучшить профессиональные качества будущего учителя. Одно из направлений - интеграция наук, которая обеспечивает высокий результат в процессе высшего педагогического образования.
Формирование у студентов целостного представления о деятельности учителя физической культуры и безопасности жизнедеятельности (ФК и БЖ) на базе интеграции дисциплин, входящих в учебный план, должно обеспечить взаимосвязь теоретического и практического осмысления основ профессиональной деятельности учителя с умениями практической реализации теоретических знаний.
В научных публикациях, в материалах о здоровом образе жизни часто справедливо отмечаются негативные моменты в экологии среды обитания человека. Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обусловливает актуальность подготовки будущего учителя ФК и БЖ, который должен иметь научное представление о новых подходах к преподаванию дисциплин, способствующих формированию экологической компетентности.
«Экологическая компетентность учителя» - это профессионально-личностная характеристика будущего учителя ФК и БЖ, которая включает в
себя мотивационную, когнитивную и технологическую компетенции и позволяет создавать и применять здоровьесберегающие технологии.
«Формирование экологической компетентности» - это целенаправленный и организованный процесс, инициирующий собственную активность студентов к здоровьесбережению для повышения уровня их профессиональной педагогической подготовки.
Система формирования экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих блоков (целевого, содержательного, деятельностного, результативного), необходимых для организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ.
Целевой блок системы, включающий определение цели и конкретных задач экологической подготовки будущего учителя ФК и БЖ, является системообразующим. Цель экологической подготовки будущего учителя ФК и БЖ определяется социальным заказом государства и общества в системе высшего профессионального образования, а также требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и заключается в формировании экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ. Цель конкретизируется в задачах: сформировать мотивацию; экологические знания; экологические умения будущего учителя ФК и БЖ.
Содержательный блок разработанной системы представлен совокупностью мотивационно-целевого, когнитивного и операционально-технологического компонентов.
Мотивационно-целевой компонент включает потребности и цели формирования экологической компетентности; предполагает формирование его субъектной социально-профессиональной позиции; формирование способности к самореализации и самоопределению; направлен на формирование у будущего учителя ФК и БЖ положительного отношения к экологической деятельности; осознание будущим учителем значения и необходимости реализации
экологической деятельности, стремление к творческому применению экологических знаний и умений.
Когнитивный компонент предусматривает наличие у будущего учителя теоретических знаний по основным разделам экологии; знаний структуры и содержания глобального экологического кризиса, причин, его вызывающих, путей выхода из него; методов решения возникающих проблем в области окружающей среды и здоровьесбережения.
Операционально-технологический компонент включает умение использовать активные формы экологического образования, связанные с окружающей средой и способствующие получению студентами экологических знаний; вовлечение студентов в активный познавательный процесс; применение приобретенных знаний на практике.
В деятельностном блоке системы - три компонента.
Деятельностно-стимулирующий компонент - формирование мотивации профессионально и личностно значимых экологических ценностей, потребностей, установок, умений детерминировать, направлять, регулировать профессиональное саморазвитие; формирование потребностей в двигательной активности субъектов образования.
Содержательно-интегративный компонент рассматривает
методологическую, теоретическую, методическую и практическую подготовку. Методологическая подготовка включает в себя: осознание необходимости экологической деятельности; понимание разнообразия профессии; освоение знаний об особенностях экологической деятельности. Теоретическая подготовка способствует овладению и использованию студентами междисциплинарных знаний и знакомит будущих учителей с современными междисциплинарными технологиями и педагогическими приемами, способствующими осуществлению междисциплинарных связей на занятиях. Методическая подготовка - использование педагогами различных форм и методов профессионально-направленной экологической деятельности в процессе внедрения интегрированного курса; комплексное применение знаний по различным дисциплинам. Практическая подготовка опирается на систему
методологических, теоретических, методических знаний и умений. При этом преподаватель в своей деятельности использует различные формы занятий. Особый акцент делается на интеграцию дисциплин, чтобы синтезировать общие понятия и связи на уровне междисциплинарного обобщения знаний, выделяя общие идеи, закономерности и понятия. В ходе практической деятельности студент осуществляет обозначенную стратегию, связанную с профессиональными перспективами, в виде самопознания, самообразования и самореализации,
Оценочный компонент - приобретение опыта выбора из альтернатив, осуществленного на основе соотнесения личностных возможностей, а также исследовательские, оценочные, поведенческие, природоохранные умения.
Результативный блок разработанной системы предполагает наличие конечного результата, а именно: овладение будущим учителем ФК и БЖ определенным уровнем экологической компетентности, включающей мотивационную, когнитивную и технологическую компетенции.
Мотивационная компетенция включает наличие у будущего учителя знаний о мотивации школьников к сохранению и укреплению своего здоровья; наличие у будущего учителя ФК и БЖ положительной мотивации для проведения занятий на основе интегрированного курса, направленного на сохранение и укрепление здоровья; выявление, а затем и формирование позитивных побуждений будущего учителя к экологически обоснованной деятельности; уверенность в преодолении трудностей в овладении экологическими знаниями и формами деятельности; соответствие учебных и экологических интересов, устойчивая потребность в знаниях; стремление к совершенствованию качеств личности, значимых для выполнения высокопрофессиональной экологической деятельности; состояние, характеризующее положительное, устойчивое отношение к формированию экологической компетентности.
Когнитивная компетенция предполагает сумму и уровень знаний в области экологической компетентности; соответствие учебных и экологических интересов, устойчивую потребность в знаниях; владение информацией о
содержании экологического образования; знание о способах совершенствования профессиональной деятельности в области изучения, контроля и охраны окружающей среды.
Технологическая компетенция будущего учителя ФК и БЖ включает практические умения, навыки и опыт владения технологиями экологической деятельности в процессе реализации интегрированного курса, направленного на сохранение и укрепление здоровья; навыки, необходимые педагогу для осуществления профессиональной деятельности (прогностические, проективные, предметно-методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные); активное стремление к профессиональной экологической деятельности.
Формирование экологической компетентности - это целенаправленный и организованный процесс профессионально-личностного становления специалиста, инициирующий собственную активность студентов по здоровьесбережению, посредством внедрения в образовательный процесс интегрированного курса «Экология, здоровье и безопасность жизни». Модульное строение разработанной технологии позволяет выделить три этапа данного процесса: информационно-деятельностный, операционно-познавательный и практико-ориентированный.
На первом этапе - информационно-деятельностном - была создана база формирования экологической компетентности. Будущие учителя ФК и БЖ усваивали экологические понятия, подтверждающие значимость экологических знаний и умений; изучали и критически оценивали собственный образ жизни, роль физкультурно-оздоровительных занятий в формировании здорового образа жизни в будущей профессиональной деятельности; овладевали знаниями о системе факторов окружающей природной среды и факторов, определяющих здоровье, а также факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья; анализировали основные факторы риска в сложившейся экологической ситуации, принципы активного оздоровления и защиты детей в образовательном учреждении.
На втором этапе - операционно-познавательном - осуществлялось ознакомление будущего учителя ФК и БЖ с теоретическими основами экологической деятельности, формирование экологических знаний и умений в процессе интегрированного курса, педагогической практики в летних оздоровительных лагерях и образовательных учреждениях; раскрывались теоретико-практические основы формирования экологической компетентности в ходе научно-исследовательской работы; формировался интерес студентов к проблеме сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здоровья учащегося.
На третьем этапе - практико-ориентированном - осуществлялись стабилизация и закрепление умений и навыков, отражающих исследуемую компетентность. На основе творческой самостоятельной деятельности, опосредованной интегрированным курсом «Экология, здоровье и безопасность жизни», происходило дальнейшее развитие экологической мотивации будущего учителя ФК и БЖ, накапливался опыт экологической деятельности, формировалось ценностное отношение к здоровью подрастающего поколения.
Оценка проводилась по трехуровневой шкале (низкий, средний и высокий уровень) сформированности экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ.
Технология формирования экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ включала интегрированный курс «Экология, здоровье и безопасность жизни», ориентированный на ценностное отношение к здоровью подрастающего поколения.
Реализация интегрированного курса «Экология, здоровье и безопасность жизни» происходила в следующих направлениях: пополнение словарного запаса экологических понятий у будущего учителя ФК и БЖ; установление и развитие контактов с государственными структурами, выполняющими экологические и здоровьесберегающие функции; стимулирование студентов на индивидуальную работу, в том числе взаимные консультации, взаимопосещение занятий в ходе педагогической практики; осознание проблем, связанных с сохранением и укреплением здоровья ребенка (экоклимат в классе
и в школе, невысокое качество полиграфии учебных пособий, несоответствие школьной мебели и оборудования гигиеническим нормам, недопустимый уровень загрязнения воздуха в учебных и спортивных помещениях); достижение более высокого уровня сформированности экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ.
Методы формирования экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ включали в себя: методы формирования экологических знаний и умений; методы организации экологической деятельности; методы стимулирования и мотивации субъекта экологической деятельности; методы контроля эффективности формирования экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ.
Педагогические условия процесса формирования экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ:
Первое педагогическое условие - формирование у будущего учителя ФК и БЖ положительной мотивации осуществления экологической деятельности - стимулирует развитие экологического образования, превращает экологическую деятельность в средство удовлетворения познавательной потребности, формирует положительную мотивацию будущего учителя ФК и БЖ.
Второе педагогическое условие - реализация междисциплинарного принципа интеграции экологических модулей дисциплин общепрофессионального, естественно-научного, предметного и блока дополнительной подготовки к профессиональной педагогической деятельности будущего учителя ФК и БЖ - предполагает интеграцию основных экологических модулей и основных экологических понятий; построение на междисциплинарной основе единых педагогических требований к усвоению будущим учителем комплекса экологических знаний, умений и навыков; синхронизацию основных этапов развития позитивной индивидуальной экологической ответственности будущего учителя ФК и БЖ и этапов становления профессиональных компетенций.
Третье педагогическое условие - включение будущего учителя ФК и БЖ в экологическую деятельность - реализовано при субъектно-субъектном взаимодействии: студент становится центральной фигурой учебного процесса и действует как активный субъект, а преподаватель выступает в роли компетентного консультанта, координатора его экологической деятельности, оказывая необходимую помощь студенту.
Целью экспериментальной работы явилась проверка выдвинутой гипотезы исследования. На основании поставленной цели были сформулированы следующие задачи: изучить состояние образовательного процесса в вузе в аспекте формирования экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ; определить исходный уровень сформированности экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ; реализовать систему формирования экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ; посредством разработанной педагогической технологии апробировать вышеназванную систему; зафиксировать изменения в процессе формирования экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ; обработать полученные данные путем теоретического анализа и методов математической статистики.
Для объективной и независимой оценки результатов опытно-экспериментальной работы была сформирована группа экспертов, в состав которой входили пять профессоров и доцентов ЧГПУ. Экспертной группой были подтверждены показатели сформированности экологической компетентности, на основе которых проводилась оценка полученных результатов.
Экспериментальная работа включала три этапа - констатирующий, формирующий, обобщающий. Констатирующий этап эксперимента проходил в естественных условиях образовательного процесса педагогического вуза и был направлен на решение следующих задач: изучить состояние образовательного процесса с точки зрения формирования экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ; определить методы диагностики, позволяющие
выявить и объективно оценить уровень сформированности экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ.
В ходе экспериментальной работы было проведено четыре среза: начальный - на констатирующем этапе, два промежуточных - на формирующем этапе и контрольный - на обобщающем этапе.
Экологическая компетентность будущего учителя ФК и БЖ оценивалась по следующим критериям: по уровню мотивации, уровню экологических знаний и уровню экологических умений. Каждый из них оценивался по трем показателям, в соответствии с которыми определялся общий уровень экологической компетентности: низкий, средний и высокий. Переход участника эксперимента на более высокий уровень экологической компетентности являлся основным показателем эффективности разработанной нами системы и технологии ее реализации на фоне комплекса педагогических условий.
Диагностика сформированности экологических знаний и умений проводилась с помощью тестов, содержание которых коррелировало с требованиями к качеству экологической подготовки студентов по данной специальности. Для оценки уровня сформированности профессиональных мотивов использовалась методика изучения учебных мотивов студентов А.А. Реана, прием визуализированных проблемных вопросов. Дополнительно проводилась самооценка мотивов учебной, познавательной и профессиональной деятельности.
Результаты констатирующего этапа показали невысокий исходный уровень сформированности экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ. Около 75% студентов имеют низкий уровень сформированности экологической компетентности, около 25% - средний; студенты, имеющие высокий уровень, выявлены не были вообще.
Анализ и обобщение результатов констатирующего эксперимента подчеркнули необходимость внедрения специальной системы формирования экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ, функционирующей на основе технологии и определенных педагогических условий.
Для дальнейшего сравнения были сформированы группы студентов, имеющие примерно одинаковые параметры. В экспериментальных группах проверялась эффективность системы формирования экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ при внедрении технологии ее эффективной реализации путем варьирования соответствующих педагогических условий.
В первой экспериментальной группе (ЭГ-1) реализовалась система формирования экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ и технология ее реализации при одном педагогическом условии: формирование у будущего учителя ФК и БЖ положительной мотивации осуществления экологической деятельности.
Во второй экспериментальной группе (ЭГ-2) исследуемая система и технология ее функционирования была реализована путем внедрения двух педагогических условий: 1) междисциплинарного принципа интеграции экологических модулей учебных дисциплин при подготовке будущего учителя ФК и БЖ к профессиональной педагогической деятельности и 2) включения будущего учителя ФК и БЖ в экологическую деятельность.
В третьей экспериментальной группе (ЭГ-3) апробирована система формирования экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ и внедрена технология ее реализации при осуществлении трех названных педагогических условий.
В четвертой, контрольной, группе (КГ) образовательный процесс протекал традиционно.
Сравнительный анализ данных начального, первого промежуточного и контрольного срезов позволяет сделать вывод о том, что в результате проведенной экспериментальной работы по формированию экологической компетентности будущего учителя количество студентов, имеющих низкий уровень, снизилось в ЭГ-1 на 58%, в ЭГ-2 - на 56%, ЭГ-3 - на 60%, в КГ - на 37,5%. Количество студентов, находящихся на среднем уровне, увеличилось в ЭГ-1, на 16,6%, в ЭГ-2 - на 12%, в ЭГ-3 - на 4%, в КГ - на 20,8%. Наибольшее количество студентов с высоким уровнем сформированности экологической
компетентности по всем показателям зафиксировано в ЭГ-3 - 14 человек, их общее количество повысилось в данной группе на 56%, в ЭГ-2 - на 44%, в ЭГ-1 - на 41,7%, в КГ - на 16,7%. В группе, где процесс формирования экологической компетентности проходил без учета выявленных нами особенностей, этот показатель существенно не изменился.
Сравнительный анализ результатов начального и контрольного срезов (табл.) позволил сделать вывод о положительной динамике уровня формирования экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ.
Таблица
Сравнительные данные показателей сформированности экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ
Группа Кол-во человек Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Критерий Стьюдента (а=0,005)
начал. Срез контр. срез начал. срез контр. срез начал. срез конт р. срез
кол % кол % кол % кол % кол % кол % ^-набл ^табл
ЭГ-1 24 19 79,1 5 20,8 5 20,9 9 37,5 0 0 10 41,7 5,559 4,302
ЭГ-2 24 19 79,1 4 16,7 5 20,9 9 37,5 0 0 11 45,8 5,526 4,302
ЭГ-3 24 16 66,7 2 8,3 7 33,3 8 33,4 0 0 14 58,3 6,414 4,302
КГ 24 18 75,0 9 37,5 6 25,0 11 45,8 0 0 4 16,7 4,271 4,302
В ЭГ-3, где апробировалась система формирования экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ и внедрялась технология ее эффективной реализации при осуществлении трех названных педагогических условий, выявилась наибольшая положительная динамика уровней сформированности экологической компетентности будущего учителя ФК и БЖ.
Объективность и достоверность полученных результатов были доказаны с помощью методов математической статистики (критерий Стьюдента), что подтвердило правильность выдвинутой гипотезы.
Наряду с этим мы считаем, что существует ряд проблем, требующих дальнейшего изучения, например, разработка мониторинга формирования экологической компетентности будущего учителя на основе личностно ориентированной технологии; выявление организационно-педагогических и методических условий интенсивной профилактики отклонений в состоянии здоровья обучающихся в сложившейся экологической ситуации.
Библиографический список
1. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. - Феникс, 2010. - 602 с.
2. Жуйкова Т.В. Экология человека: учебное пособие для вузов. - Нижний Тагил, 2008. - 335с.
3. Прохоров Б.Б. Экология человека: учебник для вузов. - М.: Академия, 2005. - 319 с.
4. Гигиена и экология человека / ред. Н.А. Матвеева - М.: Академия, 2005. - 303 с.
5. Степановских А.С. Прикладная экология. - Юнити, 2009 - 751 с.
Bibliography
1. Hygiene and Human Ecology / Ed. by NA. Matveev. - М.: Academy, 2005. - 303 p.
2. Korobkin, V.I., Peredelsky, L.V. Ecology / V.I. Korobkin, L.V. Peredelsky. - Phoenix, 2010. - 602 p.
3. Prokhorov, B.B. Human Ecology: Study Guide for Higher Educational Institutions / B.B. Prokhorov. - М.: Academy, 2005. - 319 p.
4. Stepanovskikh, A.S. Applied Psychology / A.S. Stepanovskikh. - M.: Unity, 2009 -
751 p.
5. Zhuykova, T.V. Human Ecology: Study Guide for Higher Educational Institutions / T.V. Zhuykova. - Nizhni Tagil, 2008. - 335 p.