Научная статья на тему 'ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ'

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерин П.В., Толстова О.Н.

В статье рассматриваются вопросы внедрения в региональное и муниципальное управление практики проектной деятельности. Исследование механизмов проектного управления, в контексте разработки и последующей реализации инициатив, которые обеспечат устойчивое территориальное развитие, инновационную трансформацию организационных механизмов и инструментов управления устойчивым развитием имеет значение в целом для России и для её субъектов. Следовательно, изучение новых ориентиров, разработка соответствующих механизмов управления через проектную деятельность на региональном и межрегиональной уровнях актуальный вопрос для управленческой практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT MANAGEMENT AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS

The article deals with the issues of introducing the practice of project activities into the regional and municipal administration. The study of project management mechanisms, in the context of the development and subsequent implementation of initiatives that will ensure sustainable territorial development, innovative transformation of organizational mechanisms and sustainable development management tools, is important for Russia as a whole and for its subjects. Therefore, the study of new guidelines, the development of appropriate management mechanisms through project activities at the regional and interregional levels is a topical issue for management practice.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»

УДК 353.5

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Павел Викторович Ерин

кандидат исторических наук, доцент

erin1987@mail.ru Ольга Николаевна Толстова

магистрант rautvill7828@mail.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы внедрения в региональное и муниципальное управление практики проектной деятельности. Исследование механизмов проектного управления, в контексте разработки и последующей реализации инициатив, которые обеспечат устойчивое территориальное развитие, инновационную трансформацию организационных механизмов и инструментов управления устойчивым развитием имеет значение в целом для России и для её субъектов. Следовательно, изучение новых ориентиров, разработка соответствующих механизмов управления через проектную деятельность на региональном и межрегиональной уровнях актуальный вопрос для управленческой практики.

Ключевые слова: проектное управление, устойчивое развитие, сельские территории, муниципальный район.

Изучение новых ориентиров, разработка соответствующих механизмов управления через проектную деятельность на региональном и межрегиональной уровнях актуальный вопрос для управленческой практики. Критическую важность эта проблема приобретает в период глобальной нестабильности, который переживает сейчас как мировое сообщество, так и Российская Федерация.

Обеспечение устойчивого развития субъектов Российской Федерации требует пересмотра подходов к разработке и реализации региональных стратегий, а в ключевых направлениях, пересмотр ориентиров в связи с генерированием новых форм и методов управления системами, активное внедрение проектного управления.

Управление устойчивым развитием муниципальных образований предусматривает решение следующих вопросов: формирование новых хозяйственных связей и упрочение уже существующих как в федеральных границах, так и новых зарубежных локациях, поиск партнерских связи среди государств; существенные обновление систем планирования, создание интегративных отраслевых и территориальных стратегий; преодоление диспропорциональности в развития регионов России; возобновление природных систем, поддержку окружающей среды, критически важных факторов для устойчивого развития территорий и соответственно здоровьеобеспечения граждан [1, с. 236].

Управление устойчивым развитием территорий муниципальных образований может быть охарактеризовано разноаспектным перечнем функций управления. Необходимо формирование целого комплекса механизмов, адекватных степени сложности региональной социально-экономической, экологической системы. Это, в свою очередь, обуславливает возможность использования комплексного подхода к проектированию муниципальных систем, который должен быть базирован на предварительном исследовании всех компонентов системы.

На основании проводимых исследований, включающих мониторинг проектных мероприятий, выявлена потребность в фундаментальном научном обосновании мер, направленных на обеспечение искомого результата [2, с. 17]. Наличествующие системы управления устойчивым развитием региона в современных изменившихся условиях не удовлетворяют требованиям инновационности и релевантности новой региональной экономики, соответственно не в состоянии участвовать в реализации инновационной проектной деятельности.

Тамбовская область в составе Центрального федерального округа относится к категории субъектов Российской Федерации, где необходимы существенным пересмотр управленческих подходов в части проектного планирования, усиление активности в формировании инициатив [3, а 90]. Это обусловлено, прежде всего уникальностью некоторых направлений хозяйственной деятельности и огромным потенциалом, которым обладает данная территория. При этом научно-исследовательский потенциал остается частично реализованным, увеличиваются расходы на поддержание темпов производства, не включаются в реестр новые и критически необходимые виды деятельности, в частности работы по поддержанию экологического баланса, оздоровлению окружающей среды. Можно сделать вывод о том, что сформировалось противоречие между потребностью в совершенствовании механизмов управления и недостаточной разработанностью системы управления проектами, отсутствием достаточного управленческого опыта.

В современных условиях управление проектами достаточно обычная практика в работе многих коммерческих корпораций, которая обеспечивает компаниям высокие экономические показатели, прежде всего по причине особой организации труда, концентрирующей внимание коллектива на результат, мобилизует ресурсы, устраняет бюрократию. Следовательно, у проектов существует явное преимущество перед традиционным функциональным подходом, что и обусловило особое внимание к проектной

деятельности со стороны специалистов по государственному и муниципальному управлению.

Первая практика управления проектом на системном уровне была реализована в Белгородской области. С принятием Положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области (постановление правительства Белгородской области от 31.05.2010 № 202-пп) [6] в регионе были сформированы нормативные, организационные и кадровые основы проектного управления. Далее проектный подход быстро распространился в муниципальных образованиях. В современных условиях это перестало являться инновацией и перешло в категорию повседневной практики. Об объемах и характере реального интереса к проектному управлению прекрасно свидетельствует официальный сайт госзакупок http://zakupki.gov.ru. Вполне понятно, что интерес к проектному управлению как к комплексной содержательной деятельности повсеместен, но в подавляющем большинстве регионов до конца не осознаны преимущества данного способа организации деятельности власти и не понятны технологии его внедрения в практику.

Тем не менее управление проектами еще не получило в России широкого распространения. В то же время отдельные аспекты деятельности, связанной с проектами, прочно вошли в российскую региональную и муниципальную практику, например, сопровождение инвестиционных проектов. Задача привлечения инвестиций сегодня ставится едва ли не в каждом территориальном образовании, проработана нормативная база и созданы институциональные основы; организация конкурсов социальных проектов. Данный вид деятельности распространяет проектный подход на реализацию общественной инициативы.

Этимологически слово «проект» означает «брошенный вперед», т. е. деятельность, которую ориентирована в перспективу, в ней вероятен выход за пространственные и организационные рамки [9, а 154]. В региональных и муниципальных положениях об управлении проектами сформулирована

типология проектов: муниципальный, областной, ведомственный, межведомственный. В то же время, на наш взгляд, нецелесообразно на понятийном уровне делить проекты по критериям территориальности и ведомственности, так как содержательная сущность этих проектов отличаться не будет.

Между тем представляется необходимым ввести понятие управленческого проекта, под которым следует понимать проект, реализуемый при участии особых организационных структур (проектных офисов), новаторский по замыслу и технологичный по формату исполнения, направленный на улучшение ситуации в некоторой сфере жизнедеятельности, включая саму систему управления.

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования будет более убедительна, когда будут конкретизированы стратегические проектные задачи. Однако это потребует трансформации организационной структуры и включения соответствующего подразделения: проектного офиса, отдела или бюро, что будет гарантировать реальность инициатив. Статус этого подразделения и ведомственное подчинение могут варьироваться. Функционал будет заключаться в следующем: осуществление регистрации инициативной заявки по вопросу открытия проекта в информационной системе; формирование кадрового резерва проектного управления; учет проектов и контроль выполнения. Организационной основой проектного управления на муниципальном уровне могут являться исполнительный и совещательный органы.

В отечественной управленческой науке и практике существует типология регионов в части имеющегося опыта развития управления проектами. На сегодняшний момент имеется опыт ранжирования по уровням, к примеру, к первому уровню относят территориальные образования, обладающие успешной результативностью в реализации проектных инициатив; ко второму регионы с некоторым опытом внедрения отдельных элементов проектирования (наличие соответствующих управленческих структур и персонала с соответствующими

компетенциями и skills); третий уровень включает «новичков», которые готовы учиться и интегрировать в управленческую деятельность уже апробированные практики. Соответственно, лидерами являются Белгородская область, Пермский край, Ярославская область, Томская, Пензенская, Ульяновская и Волгоградская области.

В Тамбовской области происходит процесс становления проектного управления, формируются портфели инвестиционных проектов, создаются управленческие команды и рабочие группы. Полноценное включение регионов и муниципалитетов в проектную работу - одна из ключевых задач, поставленных перед органами власти регионов на федеральном уровне и озвученных департаментом проектной деятельности Аппарата Правительства РФ во время итоговой конференции с координаторами проектной деятельности и руководителями региональных проектных офисов.

В 2016 году администрацией Тамбовской области разработано постановление администрации Тамбовской области от 18.04.2016 №404 «О внедрении проектного управления в сфере инвестиционной деятельности в Тамбовской области» [7], которое регламентирует работу по улучшению инвестиционного климата муниципалитетов в рамках создания проектного офиса на территории Тамбовской области.

Представленные данные позволяют сделать вывод, что стандарт деятельности свидетельствует о наличии управленческих структур для руководства и координации управления проектами. Всего на данный момент в регионе реализуют 12 крупных проектов, они позволят создать около четырех тысяч новых рабочих мест. Для привлечения инвестиций в регион очень важны мероприятия, повышающие уровень предсказуемости, открытости, определенности ситуации, что снижает уровень риска для инвесторов. С этой точки зрения задача проектного управления - активизация инвестиционного процесса и повышение его эффективности. Муниципальная власть заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию.

Крупные проекты, реализуемые в Тамбовской области можно условно разделить на 3 основные группы: экономические, социальные и экологические. Соответственно: экономические включают направление строительства безопасных и качественных автомагистралей в целях обеспечения логистики с федеральным центром и ^-технологии, что для аграрной сфере является критически важным в контексте формирования SMART-AGRO, несколько предпринимательских инициатив по инновационному сельхозпроизводству. Социальный контекст представлен инициативами в рамках национальных проектов «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда». Экологические проекты в регионе представлены инициативами в рамках национального проекта «Экология», региональных проектов «Реформа системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории области [8, с. 164].

Политику руководства области необходимо направить на то, чтобы сделать отрасль АПК высокоэффективной и высокорентабельной. Развитие агропромышленного комплекса невозможно без подготовки высококвалифицированных кадров для аграрного сектора экономики. На территории Тамбовской области подготовку специалистов аграрной сферы осуществляют ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, ФГБОУ ВО «ТГТУ», ФГБОУ ВО ТГУ имен Г.Р. Державина, а также 12 профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей). Деятельность данных образовательных организаций позволит обеспечить подготовку кадров и удовлетворить потребности потенциальных инвесторов.

Для развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, приоритетными являются следующие направления:

1. Реализация инвестиционных проектов, направленных на обеспечение увеличения валовых сборов основных культур растениеводства, производства продуктов животноводства (создание условий для производства овощей в

защищенном грунте, долгосрочного хранения, подработки, первичной переработки сельскохозяйственной продукции, ориентация на увеличение экспортного потенциала отрасли).

2. Проведение технического перевооружения организаций АПК с внедрением современных достижений научно-технического прогресса, направленного на развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, глубокой переработки, инновационных подходов.

3. Развитие сельскохозяйственной деятельности в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах (ориентация на менее затратное производство, не требующее большого количества и высокой квалификации наемного труда, строящееся на базе трудовых ресурсов семьи и позволяющее решать проблему самозанятости сельского населения).

При этом, несмотря на то, что направления №1 и №2 являются более инвестиционноемкими, для развития КФХ и ИП также возможно сформировать типовые модельные проекты, в рамках которых можно более детально формировать и прорабатывать инвестиционные предложения. К ним относится развитие на территории области мясного КРС, молочного и яичного производства. Объем инвестиций в отрасль растениеводства по итогам 2021 года составил 14,7 млрд руб., в отрасль животноводства - 11,9 млрд руб., в перерабатывающее производство - 9,4 млрд руб.

Можно обозначить наиболее перспективные направления реализации проектов для Тамбовской области, которые будут иметь и стратегическое влияние в сфере устойчивого развития сельских территорий.

В части профилизации проектов следует отметить, что приоритетная роль принадлежит растениеводческому направлению. Тепличный бизнес России продолжает интенсивное развитие. Активно строительство новых тепличных комплексов, модернизация устаревших хозяйств, внедрение современных технологий выращивания в закрытом грунте. Ускоренное развитие отрасли способствует росту самообеспеченности овощами, произведенными в защищенном грунте. Объем производства овощей закрытого грунта в России

ежегодно растет. Для достижения самообеспеченности населения региона овощами собственного производства в регионе реализуются значимые инвестиционные проекты по строительству теплиц.

Особое направление переработка сельскохозяйственной продукции. Основная задача глубокой переработки зерна заключается в выделении и эффективном использовании компонентов зерна. В результате происходит выделение крахмала, клейковины и других побочных продуктов. Для РФ глубокая переработка зернового сырья является относительно новой сферой, имеющей реальные перспективы стать самостоятельной отраслью зернового подкомплекса. Необходимость развития глубокой переработки зерна обусловлена рядом факторов, среди которых: наличие зависимости от импорта продуктов переработки зерна с высокой добавленной стоимостью, потенциальных возможностей для выхода на международные рынки при должном уровне развития внутреннего производства продуктов глубокой переработки зерна и удовлетворении внутреннего спроса на данную продукцию, стимулирование внутреннего спроса на зерно и расширение каналов его использования, интенсификация развития отрасли животноводства в РФ за счет повышения питательной ценности рациона кормления с интенсивным использованием аминокислот, наличие резервов расширения сырьевой базы зернового производства в виде неиспользуемой площади пашни в РФ, наличие профицита производства зерна в ряде регионов страны. Перспективными рынками продуктов глубокой переработки зерна в РФ являются рынки аминокислот, глюкозы и глюкозно-фруктозных сиропов, крахмала и крахмалопродуктов, биопластиков.

Продукты переработки фруктов и овощей дают возможность сглаживать сезонные колебания в потреблении фруктов и овощей, обеспечивать население полноценным питанием во всех районах нашей страны, повышать или понижать калорийность пищевых продуктов, повышать пищевую ценность продуктов, получаемых в результате переработки.

Развитие плодоовощной отрасли является перспективным направлением для Тамбовской области. В настоящее время плодоовощеконсервное производство включает виды деятельности, связанные с выращиванием овощей, плодов и ягод, их заготовкой, транспортировкой, хранением, переработкой и реализацией готовой продукции. Тамбовская область располагает достаточно благоприятными условиями для садоводства, производства высококачественных плодов и ягод. На территории области развитым садоводством выделяются несколько районов, а особенно Мичуринский район, где размещены питомники и производится более половины плодов и ягод [5, а 123]. Основным производителем нектаров, соусов, повидла, джемов, компотов и икры из плодоовощной продукции в Тамбовской области является ООО «Экспериментальный центр «М-КОНС-1». Сегодня большое внимание уделяется созданию предприятий по глубокой переработке плодоовощной продукции с использованием современных технологий. Обеспеченность сырьевой базой, востребованность продукции местного производства на внешних и внутренних рынках, способствует реализации на территории области инвестиционных проектов в данной отрасли.

Промышленное производство грибов сравнительно молодое и одно из перспективных направлений сельского хозяйства, которое в России растет большими темпами. За период 2019-2021 годов валовые сборы грибов в РФ увеличились почти в 3 раза.

Бизнес России инвестирует очень крупные суммы в развитие фермерских хозяйств и закупку оборудования для производства шампиньонов и вешенок. Интересной особенностью отечественного грибного рынка является тот факт, что реальный объем потребления грибов существенно превышает объем продукции, представленной на рынке. Дело в том, что российские потребители остаются верны дикоросам - семь из десяти съеденных в нашей стране грибов собраны в лесу. В целом в России в год съедают свыше 500 тыс. тонн грибов, то есть не менее 3 кг на человека в год. Ожидается, что в среднесрочной перспективе рынок свежих шампиньонов будет расти на 6-8% ежегодно за счет

повышения спроса со стороны населения на фоне увеличения популярности здорового образа жизни, а также с учетом тенденции к расширению географии присутствия розничных сетей. Для удовлетворения растущих потребностей в свежих грибах российское производство будет увеличено за счет ввода новых производственных мощностей.

Тамбовская область является привлекательной инвестиционной площадкой для реализации проектов, в том числе для строительства предприятия по производству и переработке грибов. Также, на территории региона имеются 3 крупных птицефабрики, результат деятельности которых, в частности куриный помет, будет способствовать преодолению технологического барьера посредством восполнения компоста и субстрата отечественного производства, что позволит не только снизить себестоимость грибной продукции, но и решить проблему утилизации отходов птицефабрик. Ориентировочно стоимость инвестиционного проекта мощностью до 25 тыс. тонн грибов ежегодно оценивается в 5 млрд рублей.

Исследование ретроспективной и текущей ситуации позволяет сделать выводы, что управление проектами на государственном и муниципальном уровнях доказало свою эффективность, позволяет провести ранжирование регионов включенных в процесс и выделить лидеров, чей опыт можно экстраполировать в иные муниципальные практики [4, а 111]. С методологических позиций представляется возможным выделить этапы механизма государственного и муниципального управления проектами: первое «включение» в проектирование; использование профессиональной методологии; возрастание интереса к мега-проектам. Проектное управление перемещается в практику повседневной жизни, превращаясь в инновационное проектное управление, а в условиях региона усиливается взаимовлияние устойчивости и инновационности. Управление инновационным проектом в целях обеспечения устойчивости территориального развития с использованием портфельного подхода, целью которого является аккумулирование

деятельности, выработка стратегии и управление операционной деятельностью, представляется наиболее приемлемым и перспективным.

Таким образом, подводя итоги оценки взаимовлияния проектного управления и устойчивости регионального развития можно отнести к ключевым факторам развития муниципалитетов Тамбовского региона социально-экономические, экологические и технологические факторы. Условием развития могут быть определены сферы влияния каждого фактора в условиях инвариантного сочетания инновационного и устойчивого территориального развития региона.

Список литературы:

1. Агибалов А.В, Клейменов Д.С. Теоретические аспекты механизма управления устойчивым развитием сельских территорий // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2015. № 3 (46). С. 235-239.

2. Гутман Г.Б., Мироедов А.А., Федин С.Б. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2021. 176 с.

3. Ерин П.В. Местное самоуправление в России: исторический аспект // Качество информационных услуг: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбовский государственный технический университет. 2015. С. 89-95.

4. Ерин П.В. Механизмы совершенствования профессиональной мобильности в муниципальных администрациях // Аграрная наука в инновационном развитии АПК: материалы международного молодежного аграрного форума: сборник научных статей / под редакцией В.А. Бабушкина. 2018. С. 110-114.

5. Ерин П.В. Продвижение региональной продукции сельских территорий // Инновационное развитие региона: проблемы, перспективы (IV Шаляпинские чтения): материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Мичуринск-наукоград РФ, 2021. С. 122-125.

6. Положение об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области, а также подведомственных им учреждениях и организациях. Утверждено постановлением правительства области от 31 мая 2010 года № 202-пп [электронный ресурс] // URL: https://belgorodinvest.com (дата обращения 01.11.2022).

7. Постановление о внедрении проектного управления в сфере инвестиционной деятельности в Тамбовской области. Утвержден постановлением администрации Тамбовской области от 18.04.2016 № 404 [электронный ресурс] // URL: ttps://city.tambov.gov.ru (дата обращения 2.11.2022).

8. Уткова М.А. Проектное управление в системе устойчивого развития экономики региона // Вестник алтайской академии экономики и права. 2019. № 2-1. С. 162-169.

9. Erin P.V., Melekhova N.V., Nikolashin V.P. Traditional Law and Russian Peasantry // International Journal of Engineering and Technology(UAE). 2018. Т. 7. № 4. С. 152-156.

UDC 353.5

PROJECT MANAGEMENT AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT

OF RURAL AREAS

Pavel V. Erin

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

erin1987@mail.ru Olga N. Tolstova master student rautvill7828@mail.ru Michurinsky State Agrarian University

Michurinsk, Russia

Abstract. The article deals with the issues of introducing the practice of project activities into the regional and municipal administration. The study of project management mechanisms, in the context of the development and subsequent implementation of initiatives that will ensure sustainable territorial development, innovative transformation of organizational mechanisms and sustainable development management tools, is important for Russia as a whole and for its subjects. Therefore, the study of new guidelines, the development of appropriate management mechanisms through project activities at the regional and interregional levels is a topical issue for management practice.

Key words: project management, sustainable development, rural areas, municipal district.

Статья поступила в редакцию 07.12.2022; одобрена после рецензирования 12.12.2022; принята к публикации 26.12.2022.

The article was submitted 07.12.2022; approved after reviewing 12.12.2022; accepted for publication 26.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.