УДК 001.38
МОНИТОРИНГ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ТАМБОВСКОГО РЕГИОНА)
Ольга Николаевна Толстова
магистрант [email protected] Нина Ивановна Руднева
зав. кафедрой экономической безопасности и права, кандидат
филологических наук, доцент rudneva6363 @mail. т Павел Викторович Ерин кандидат исторических наук, доцент
Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. Авторы центрируют внимание на проблеме управления проектами в контексте обеспечения устойчивого социально-экономического развития территорий.
Исследованы приоритетные направления и успешные практики проектного управления в регионе. Статье представлен ряд региональных инициатив.
Ключевые слова: устойчивое развитие сельских территорий, управление проектами, инвестиционные проекты.
В отечественной управленческой науке и практике существует типология регионов в части имеющегося опыта развития управления проектами. На сегодняшний момент имеется опыт уровнего ранжирования, к примеру, к первому уровню относят территориальные образования, обладающие успешной результативностью в рееализации проектных инициатив; ко второму- регионы с некоторым опытом внедрения отдельных элементов проектирования (наличие соответствующих управленческих структур и персонала с соответствующими компетенциями и skills); третий уровень включает «новичков», которые готовы учиться и интегрировать в управленческую деятельность уже апробированные практики. Соответственно, лидерами являются Белгородская область, Пермский край, Ярославская область, Томская, Пензенская, Ульяновская и Волгоградская области.
Именно данные региональные территории уделяют пристальное внимание управленческим кадрам в системе региональной власти, которые генерируют и продвигают инновационные проекты, кроме того, лидеры центрируют внимание на информационных системах и совершенствовании механизмов управления проектами.
Вторая группа представлена Ханты-Мансийским автономным округом (Югра, Приморский край) и Тульской областью, здесь есть результаты эффективного внедрения отдельных элементов проектного управления. Все иные-находятся лишь в «начале» пути, формируют портфели инвестиционных проектов, создавая управленческие команды и рабочие группы. Одним из таких регионов является Тамбовская область. Не углубляясь в оценочные суждения и перечень квалиметрических признаков территориальной устойчивости (не входит в прямую компетенцию нашего исследования), проанализируем качество проектного управления, осуществляемого региональной администрацией.
Материалы и методы (Materials and Metods)
При анализе успешной практики проектного управления есть основание выделить 5 элементов проектного управления «легализации и успешности».
Данные элементы включают: 1) понятийный аппарат, организационную структуру и инструменты проектного управления; 2) обучение, оценку компетенций, проектный грейд служащего; 3) информационную, аналитическую, методическую поддержку проектов; 4) проектное премирование, нематериальную мотивацию; 5) календарно-сетевое планирование, единый архив документации, планирование и контроль освоения. В успешных регионах в среднем были реализованы около двадцати комплексных проектов [3].
Полноценное включение регионов и муниципалитетов в проектную работу -одна из ключевых задач, поставленных перед органами власти регионов на федеральном уровне и озвученных департаментом проектной деятельности Аппарата Правительства РФ во время итоговой конференции с координаторами проектной деятельности и руководителями региональных проектных офисов.
Так, в исследуемом муниципалитете (Мичуринский район) были созданы необходимые условия, разработана нормативно-правовая база реализации проектного управления, сформирован Совет по проектной деятельности, создан региональный проектный офис, проведено обучение гражданских служащих и запущены несколько проектов [1].
Согласно закону Тамбовской области от 06.03.2014 №383-3 «О государственной инвестиционной политике и поддержке инвестиционной деятельности в Тамбовской области», инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
В 2016 году администрацией Тамбовской области разработано постановление администрации Тамбовской области от 18.04.2016 №404 «О внедрении проектного управления в сфере инвестиционной деятельности в Тамбовской области», которое регламентирует работу по улучшению инвестиционного климата муниципалитетов в рамках создания проектного офиса на территории Тамбовской области.
Во исполнение данного постановления администрацией города Тамбова было разработано постановление администрации города Тамбова от 08.08.2016 №4914 «О проектной инвестиционной группе города Тамбова», которое утверждает положение о проектной инвестиционной группе и её состав.
На сегодняшний день сформирован перечень реализуемых (планируемых к реализации) инвестиционных проектов.
Всего на данный момент в регионе реализуют 12 крупных проектов, они позволят создать около четырех тысяч новых рабочих мест.
Таблица 1
Инвестиционные проекты сферы АПК Тамбовской области, признанные приоритетными
для экономики региона в 2017-2022 гг. [6].
Наименование инвестиционного проекта Инвестор Объем инвестиций, млн руб.
Строительство системы орошения площадью 833,4 га на полях ООО «Золотая Нива» в с. Дуплято-Маслово Знаменского района Тамбовской области ООО «Золотая Нива» 184,9
Строительство промышленного кролиководческого предприятия ИП Киреев Олег Анатольевич 443,0
Строительство центра разделки мяса ООО «ФИЛЬЕ ПРОПЕРТИ» 2 481,4
Строительство селекционно-семеноводческого ООО «Возрождение» 1 005,5
центра для выращивания безвирусных семян картофеля на базе ООО «Возрождение»
Строительство убойного производства в Тамбовской области ООО «Тамбовский бекон» 5 054,7
Строительство рыбоводческого комплекса по разведению товарной рыбы мощностью 200 тонн в год в Тамбовской области на территории Горельского сельсовета ООО «Тамбовский осетр» 312,4
Строительство пяти свинокомплексов и племенной фермы, общей проектной производительностью 96 тысяч тонн мяса в живом весе с увеличением производительности комбикормового завода до 800 тыс. тонн к/к в год в Тамбовской области ООО «Тамбовский бекон» 22 918,9
Создание предприятия по производству, хранению, реализации картофеля, зерновых и технических культур, строительство картофелехранилища на 7,5 тыс. тонн (1 очередь) ООО «Белая Дача Фарминг» 758,4
Комплекс зерноочистительно-сушильный с участком ж/д и автозагрузки, отделением хранения ООО «Рассказовское» 428,6
Строительство завода по глубокой переработке зерна ООО «Ладесол-Тамбов» 2 244,2
Реконструкция Кирсановского сахарного завода с созданием дополнительных мощностей производительностью не менее 20 000 тонн сахарной свеклы в сутки. Реконструкция Кирсановского маслозавода с созданием дополнительных мощностей производительностью не менее 3 000 тонн подсолнечника в сутки ООО «Кристалл» 22 996,3
Строительство зерноочистительного,
сушильного, элеваторного комплекса с
возможностью автомобильной и
железнодорожной отгрузки производительностью ООО «Липовка» 184,9
150 тонн в час и емкостью хранения 21 тыс. тонн
в р.п. Ржакса Ржаксинского района Тамбовской
области
Реконструкция тепличного комплекса
(строительство блока теплиц) и строительство энергетического центра для нужд тепличного АО «Тепличное» 390,3
комплекса
Тепличный комбинат «Мичуринский» с
инженерными коммуникациями в Мичуринском ООО «ТК Мичуринский» 8 089,64
районе Тамбовской области. 1 Этап
Строительство комплекса по приемке, очистке и
сушке зерновых и масличных культур с ООО «Брахросагро» 596,2
отделением хранения объемом 54081 м3
Расширение производства переработки семян
подсолнечника с 375 тонн в сутки до 700 тонн в
сутки, расположенного по адресу: Тамбовская АО «Экоойл» 870,0
обл., Тамбовский р-н, с.Большая Липовица, ул.
Советская, 77 А
Строительство производственного комплекса по переработке молока ООО Маслозавод «Дружба» 136,0
Животноводческий комплекс молочного
направления на 406 голов дойного стада с
орошаемым кормовым участком площадью 844 га ООО «Золотая Нива» 227,2
в с. Дуплято-Маслово Знаменского района
Тамбовской области
Комплекс (ферм), объектов животноводства по производству мяса индейки ООО «Тамбовская индейка» 6 038,4
Реконструкция тепличного комплекса (строительство блока теплиц, 2 этап) АО «Тепличное» 164,3
Строительство бройлерных площадок в Тамбовской области ООО «Тамбовский бройлер» 2 504,95
Строительство элеватора мощностью хранения 340 тыс.тн в с. Бокино Тамбовская область (силосного хранения 90 тыс.тонн. и ЗП на 250 тыс.тн.) ООО «Агротехнологии» 2 053,5
Строительство элеваторного комплекса в р/п Сосновка Тамбовской области ООО «Агрофирма «Жупиков» 879,84
Строительство многопрофильного сельскохозяйственного предприятия «Птицефабрика Родина» ООО «СПС АгроГрупп» 2 648,7
Увеличение производственной мощности МПП. Расширение технологического процесса углубленной переработки мясного сырья ООО «Тамбовский бекон» 5 678,5
Для привлечения инвестиций в регион очень важны мероприятия, повышающие уровень предсказуемости, открытости, определенности ситуации, что снижает уровень риска для инвесторов. С этой точки зрения задача проектного управления - активизация инвестиционного процесса и повышение его эффективности. Муниципальная власть заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию средств, вкладываемых на территории муниципального образования, составляет суть муниципальной инвестиционной политики.
Реализация целей инвестирования предполагает формирование инвестиционных проектов, которые обеспечивают инвесторов и других
участников проектов необходимой информацией для принятия решения об инвестировании.
На наш взгляд, проекты в контексте оценки реализации системы устойчивого развития территории региона, можно условно разделить на 3 основные группы: экономические, социальные и экологические.
Соответственно: экономические включают направление строительства безопасных и качественных автомагистралей в целях обеспечения логистики с федеральным центром и ^-технологии, что для аграрной сфере является критически важным в контексте формирования SMART-AGRO, несколько предпринимательских инициатив по инновационному сельхозпроизводству. Социальный контекст представлен инициативами в рамках национальных проектов «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», региональных проектов «Культура», «Создание детского технопарка «Кванториум» («Кванториум»), «Внедрение в деятельность медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, принципов бережливого производства», «Создание эффективной системы оказания паллиативной медицинской помощи на территории региона», «Создание единого органа по управлению гражданской службой и реализации кадровой политики в области («Единая кадровая служба»).
Экологические проекты в регионе представлены инициативами в рамках национального проекта «Экология», региональных проектов «Реформа системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории области [2].
Представленное ранжирование подтверждает, что проектное управление направлено на обеспечение устойчивости развития территорий региона, поскольку Тамбовщина- это регион аграрный [1].
Список литературы:
1. Руднева Н.И., Короткова Г.В., Коротков А., Порядина Е.С. Зарубежный опыт развития систем знаков экологического маркирования// Приоритетный направления научно-технологического развития агропромышленного комплекса России: материалы национальной научно-практической конференции. 2019. С.308-314.
2. Соловьев В.О., Короткова Г.В. Применение метода моделирования с целью формирования исследовательско-прогностической компетентности студентов аграрного вуза // Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся: сборник материалов научно-практической конфренции/ под ред. И.М. Ильковской. 2015. С.235-239.
3. Руднева Л.Н., Важенина Т.М. Обеспечение устойчивого развития периферийного му-ниципального образования // Тюмень: ТюмГНГУ. 2013. 100с.
4. Савенкова О.Ю. Модель разработки стратегии социально-ориентированного развития сельских территорий / О.Ю. Савенкова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. №9 (81). С. 6.
5. SARUD - a project for implementation of master studies in Russia and Kazakhstan // Erie. International conference.2018/Proceedings of the 15th International Conference Efficiency and Responsibility in Education 2018 7th - 8th June 2018 Prague, Czech Republic. EU. 2018. P.36-46.
6. Уткова М.А. Проектное управление в системе устойчивого развития экономики региона // Вестник алтайской академии экономики и права. 2019. № 21. С. 162-169.
UDC 001.38
MONITORING OF PROJECT ACTIVITIES (BEST PRACTICES OF THE
TAMBOV REGION)
Olga N. Tolstova
Master's student [email protected] Nina I. Rudneva
Head of the Department of Economic Security and Law, Candidate of Philological
Sciences, Associate Professor rudneva6363 @mail .ru Pavel V. Erin
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor
[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The authors focus on the problem of project management in the context of ensuring sustainable socio-economic development of territories.
Priority directions and successful practices of project management in the region are investigated. The article presents a number of regional initiatives.
Keywords: sustainable rural development, project management, investment projects.
Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.
The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.