УДК 009
Абрамов Егор Юрьевич Abramov Egor Yuryevich
студент student
Белгородский государственный национальный исследовательский университет Belgorod State National Research University
Савенкова Ирина Викторовна Savenkova Irina Viktorovna
к.э.н., доцент candidate of economic Sciences Белгородский государственный национальный исследовательский университет Belgorod State National Research University
ПРОЕКТНОЕ РЕШЕНИЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ БИЗНЕС-ПЛАНА «ГРИБНОЙ ФЕРМЫ
В ГОРОДЕ КУРСК)
PROJECT SOLUTION FOR POPULARIZATION AND DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ENVIRONMENTAL ENTREPRENEURSHIP (FOR EXAMPLE, THE BUSINESS PLAN "MUSHROOM FARM IN THE CITY OF KURSK)
Аннотация: Был проанализирован опыт экологического управления в крупных российских предприятиях, стремящихся внедрить принципы устойчивого развития. Нефтеперерабатывающая организация «СИБУР Холдинг» по праву считается одной из самых успешных крупных компаний, популяризирующих предприятия, целью которых является сохранение состояния окружающей среды и минимизация вреда от производства. В качестве актуального бизнес-плана для развития экологического предпринимательства, предложена концепция грибной фермы. Методами экопросвящения и популяризации предпринимательской деятельности, являются партнерские программы по обучению школьников проектному управлению в сфере экологии и бизнеса.
Abstract: The experience of environmental management in large Russian enterprises seeking to implement the principles of sustainable development was analyzed. SIBUR holding oil refining company is considered to be one of the most successful large companies that promote enterprises that aim to preserve the environment and minimize harm from production. As an actual business plan for the development of environmental entrepreneurship, the concept of a mushroom farm is proposed. Methods of eco-enlightenment and popularization of business activities are partner programs to train students in project management in the field of ecology and business.
Ключевые слова: экологическое предпринимательство, грибная ферма, СИБУР, проектный конкурс, бизнес-план, популяризация, экопросвещение.
Key words: environmental entrepreneurship, mushroom farm, SIBUR, project competition, business plan, promotion, eco-education.
Анализируя опыт успешных практик развития экологического социального бизнеса, следует отметить, что, начиная с 1995 г. в годовом докладе Торгово-промышленной палаты России имеется специальный раздел «Экологически ориентированное предпринимательство как цивилизованный бизнес». Совместная рабочая группа экспертов ТПП России, Госкомэкологии России и предпринимателей подготовили предложения проекты программ по внедрению принципов экологически ориентированного управления предприятиями, охватывающие все организационные, технологические стороны обычного предприятия и жизненного цикла продукции: от оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экоаудита до маркетинга и сбыта.
Основные требования перехода к модели устойчивого развития в России на ближайший период состоят в следующем: оживление экономического развития с приданием ему нового качества, обеспечивающего сохранение природно-ресурсного потенциала, удовлетворение основных потребностей населения в трудоустройстве, продуктах питания, чистой воде и энергии.
Таким образом переход России к модели устойчивого развития требует такой экологической ориентации, достигаемой путем повсеместного и постоянного учета экологического фактора при принятии управленческих решений. Показателями, определяющими степень экологизации хозяйственной
деятельности, может служить система показателей природо- и ресурсоемкости экономики, характеризующих уровень потребления того или иного вида природных ресурсов на единицу конечного потребления.
Предприниматели РФ, стараются следить за мировыми трендами развития бизнеса, включая и внедрение принципов устойчивого развития во все аспекты производства. Спрос на безопасность производства со стороны широкого круга потребителей, включая клиентов, партнеров, поставщиков, рекламодателей и финансовые структуры, все сильнее интегрируются в сегодняшнюю повестку устойчивого развития. Успех предпринимательской деятельности и достижение его стратегических целей, в долгосрочной перспективе, станет зависящим от его возможности нести ответственность за глобальные социальные, экологические и экономические задачи, иными словами, от его стабильности.
Примером успешного ведения бизнеса и популяризации социального экологического предпринимательства, можно считать публичную компанию «СИБУР Холдинг».
«СИБУР Холдинг» на сегодняшний день является главной нефтехимической компанией в России, не просто утилизирующей отходы нефтегазовых компаний, но перерабатывающей их в ходе собственного производства. Так, к примеру, ПАО СИБУР, ежегодно предотвращает загрязнение атмосферы более 85 млн тонн загрязняющих веществ из попутного нефтяного газа.
Можно насчитать около 20 филиалов СИБУРа более чем в 20 регионах России. Предприятие реализует продукцию потребителям в сферах автомобилестроения, строительства, топливно-энергетическом комплексе, производстве товаров повседневного спроса, химической и других отраслях в 70 странах мира. Количество сотрудников организации насчитывает более 25 000 человек.
Концепция устойчивого развития СИБУРа, базируется на лучших международных практиках управления на нефтехимиеских предприятиях. В
январе 2020 года, Советом директоров ПАО «СИБУР Холдинг» была согласована стратегия в области устойчивого развития вплоть до 2025 года, целеполаганиями которой стали: ответственное ведение бизнеса, забота об окружающей среде, нацеленность на партнерство и снижение климатического воздействия в местах собственного присутствия. С целью достижения успехом в своей деятельности была внедрена интегрированная система менеджмента (ИСМ), которая соответствует всем требованиям мировых стандартов:
OHSAS 18001 - система менеджмента профессионального здоровья и безопасности, для сохранения и отдачи приоритета жизни и профессионального здоровья работников организации,
ISO 9001 - система менеджмента качества - основа для предупреждения рисков качества конечного продукта и поиск постоянной возможности улучшения качества производства,
ISO 14001 - система экологического менеджмента, ISO 50001 - система энергоменеджмента.
С 2009 года, в СИБУРе, начала действовать система экологического менеджмента, которая ежегодна проходит сертификацию на соответствие ИСО 14001. Стратегические цели компании в сфере охраны окружающей среды, отражены в политике интегрированной системы менеджмента, в основе которой лежат принципы энергоемкого производства с учетом объективной оценки рисков и влияния производства на окружающую среду.
Опираясь на аналитические результаты существующих проблем развития экологической обстановки и популяризации экологического предпринимательства публичной компании «СИБУР Холдинг», можно предложить следующую модель процесса популяризации социального экологического предпринимательства в городе Курск:
Сегодня крайне актуально развивать предприятия, имеющие сельскохозяйственную направленность. Как правило, эти предприятия должны строиться на принципах безотходного производства, сохранения экологии и
применения научных новшеств в работе, таким образом, мы бы хотели предложить бизнес-план, направленный на развитие и популяризации грибной фермы в городе Курск.
Преимуществом данного вида деятельности с точки зрения экологичности производства является не только высокое качество готового продукта, но практически отсутствие вредных отходов. Так как грибы в естественной среде для своего роста поглощают помимо минералов из почвы, еще и продукты распада вредных веществ из земли и воздуха, они могут содержать в себе вредные токсичные вещества. В производственных же условиях, при небольших расходах на субстрат и удобрение, грибы получают натуральные и безвредные вещества для своего стабильного роста, оставаясь при этом полностью безопасным продуктом, сохраняя при этом все свои полезные свойства, что позволяет покупателю полностью быть уверенным в добросовестности производителя и качестве продукта. Ресурсы, приобретаемые для выращивания грибов, являются натуральными и быстро разлагаемыми в естественной среде не нанося вред окружающей среде, что также касается и отходов производства, так как переработанный компост, может быть в дальнейшем продан местными фермами в качестве натурального удобрения, что также приносить дополнительную прибыль.
Актуальность данного бизнес-плана обусловлена следующим:
В 2014 в Российской Федерации был введен запрет на импорт ряда товаров, в числе которого под этот запрет попала и грибная продукция. Важно подчеркнуть тот факт, что до введения запрета 89% грибной продукции было импортной.
В 2019 году, объем рынка грибов в России составлял около 90000 тонн, а для покрытия импортозамещения необходимо примерно 160 тыс. тонн.
Рынок сбыта грибной продукции в городе Курск достаточно свободный. Так как в городе существует лишь одна компания («Грибная радуга, существующая с 2015 года), производством и продажей грибов, но основная
специфика этой компании в том, что свою продукции они ориентируют на крупные предприятия розничной торговли, игнорируя при этом сферу общественного питания и небольшие магазины.
2. Сегодня грибная продукция является достаточно популярной. Это обусловлено пропагандой здорового образа жизни и правильного питания. Уровень потребления грибов растет в сторону увеличения доли свежих грибов, так как свежие грибы являются экологически чистым, полезным, не содержащим консервантов продуктом.
3. Развитие грибной городской фермы может стать примером популяризации экологического бизнеса, так как, во-первых, эта бизнес модель строится на принципах производства экологически чистого продукта, а во-вторых, не допускает вредных для окружающей среды отходов.
4. Данный проект (бизнес-план) будет иметь три основные фазы развития) (см. таблицу 1):
Таблица 1. Фазы развития предприятия
1. Предынвестиционная 2. Инвестиционная 3. Эксплуатационная
1.1. Создание и корректировка бизнес-плана, технико-экономическое обоснование. 2.1. Формирования технологий управления. 3.1. Выход проекта на рынок продаж.
1.2. Привлечение инвестиционных вложений в бизнес-план. 2.2 Проведение ремонтных работ в арендуемом помещении. 3.2. Выход проекта на уровень самоокупаемости.
1.3. Регистрация индивидуального предпринимательства. 2.3. Приобретение оборудования. Монтаж оборудования. 3.3. Анализ эффективности реализации проекта.
1.4. Двустороннее соглашение с арендодателем. 2.4. Найм и обучение персонала. 3.4. Модернизация проекта.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие отрасли производства именно свежих грибов обладает наибольшим потенциалом для развития и популяризации экологического предпринимательства в городе Курск.
Анализ Курского грибного рынка показал наличие больших перспектив для открытия собственного производства. На данный момент в городе Курск существует лишь одна компания «Грибная радуга», реализующая свою продукцию на крупные предприятия розничной торговли, игнорируя при этом сферу общественного питания и небольшие магазины. На проведенный анализ, предлагается бизнес-план, направленный на создание грибной фирмы в городе Курск.
Краткое описание бизнеса: ферма по выращиванию грибов.
Ферма будет работать по голландской системе выращивания грибов. Производство будет разделено на три основные камеры выращивания грибов. В каждой из которых устанавливаются стеллажи.
Существенный плюс организации будет заключаться в том, данная система производства требует маленький штат персонала и минимизирует затраты на хранение продукции.
Производимый продукт компании - гриб, двухспоровый шампиньон, сорта портобелло.
Энергетическая ценность сорта портобелло:
- белки: 2.11 г.
- жиры: 0.35 г.
- углеводы: 2.57 г.
Продукция будет выращена в специализированной питательной среде (субстрате).
Данный способ выращивания грибов зарекомендовал себя как экологичный, так как не допускает попадания в продукцию вредных веществ и бактерий.
Потенциальные потребителями продукта будут выступать потребитель сферы общественного питания и небольшие магазины розничной торговли станут.
Необходимый стартовый капитал на развитие бизнес-плана составляеи 1 790 000 рублей.
Среди основных источников стартового капитала можно выделить:
- 300 000 предоставляет государство в качестве льгот на открытие малого бизнеса;
- 1 490 000 кредит от «Россельхозбанка» под 15% сроком на 7 лет.
Таблица 2. SWOT-анализ
Сильные стороны Слабые стороны
Государственная поддержка сельского хозяйства Отсутствие тех. специалистов, владеющих технологиями выращивания
Передовые технологии в производстве Изначально небольшие объемы производства
Возможность изменить тип конечного продукта в случае угрозы высокой конкуренции
Быстрая окупаемость проекта
Возможности Опасности
Возможность увеличения объемов производства за счет установки новых линий Появление крупных конкурентов
Продажа технологии, оборудования или франшизы Срыв поставок, отсутствие поставщиков, некачественный субстрат
Аммортизационные издержки и поломка оборудования
Форс-мажорные ситуации (пожар, затопление и т.д.
Число сильных сторон 3
Число слабых сторон 2
Число возможностей 2
Число опасностей 4
Процесс производства будет состоять из четырех основных стадий: Производство компоста:
Оборудование для производства компоста, а также сам технологический процесс является трудоемким и дорогостоящим. Поэтому в случае производства объема продукции, ориентированного на потребителей сферы общественного питания и небольших магазинов розничной торговли, необходимо рассматривать возможность приобретения готового компоста у
специализированных производителей. Компост закупается в уже готовых брикетах и доставляется на предприятие.
Выращивание грибов:
Сначала в компост вносится мицелий, затем компост с мицелием перемещают в специально установленные для выращивания стеллажи.
3. Плодоношение и сбор шампиньонов:
Как правило, урожай вырастает через 45 дней с момента заполнения камер стеллажей компостом.
Средняя урожайность производства: 180-250 кг/т, это не предел, так как урожайность может вырасти до 300 кг/т. и выше. На стадии сбора шампиньонов должна поддерживаться определенная температура 17-18°С.
Качество собранного продукта определяется содержанием в нем сухого вещества, оно должно быть не выше 8%, в ином случае срок хранения шампиньонов сокращается до 2-х дней. Сбор урожая производится с соблюдением гигиенических норм.
4. Реализация продукции.
Первый год для поставки продукции будут привлекаться организации, занимающиеся доставками. Через год в организацию планируется приобретение транспортного средства.
Структура управления: На предприятии будет действовать линейно-функциональная структура управления, где за каждым участником рабочего процесса, будут закреплены определенные обязанности. Всю ответственность берет на себя директор предприятия (см. рис. 1).
Среди основных рисков, связанных с деятельностью организации можно выделить следующие:
- низкий уровень урожайности, связанный в основном с нарушениями технологии производства;
- низкий уровень профессиональной подготовки персонала организации;
- увеличение количества конкурентов на рынке;
- рост цен на ресурсы, необходимые для производства;
- чрезвычайная ситуация, которая может быть вызвана пожаром или затоплением.
Рис. 1. Организационная структура предприятия
Основная цель создания и функционирования «Грибной фермы» -популяризация социального экологического предпринимательства, так как основные принципы организации - отсутствие вреда окружающей среде.
Управление маркетингом организации будет направлено на создание положительного образа экологических предприятий. Необходимо подчеркнуть, что создать положительный образ, будет возможно лишь при открытом ведении бизнеса. Именно поэтому, маркетинговая политика организации будет открыто демонстрировать применение инновационных технологий в производстве. Большинство предпринимателей заинтересованы в именно наличии работающей модели социально-ориентированного бизнеса, приносящего доходы владельцу. Поэтому популяризация подобных эко и социальных технологий практически невозможна без наличия, поэтапно расписанного и возможного к реализации бизнес плана, в роли которого выступает наша «Грибная ферма».
В качестве инструментов популяризации необходимо использовать средства массовой коммуникации, желательно опираясь на социальные сети и
интернет, так как последние имеют наибольший охват целевой аудитории (см. таблицу 3).
Таблица 3. План популяризации предприятия «Грибная ферма»
№ Наименование Описание Сроки
1. Ведение и продвижение бизнес аккаунтов «Грибной фермы в социальных сетях» На регулярной основе в социальных сетях будет вноситься краткая информация с приведение примеров используемых в производстве инноваций, а также демонстрацией готового продукта. При помощи этой технологии популяризации мы сможем охватить основных потребителей продукта и предполагаемых партнеры. На регулярной основе
2 Интернет сайт Информационная интернет страница, с описанием технологии производства, материалами по готовой продукции и обратной связью с организацией. На регулярной основе
3 Региональные бизнес-выставки Участие в бизнес-ярмарках, оформление собственного стенда, дегустация и демонстрация шампиньонов как продукта организации, презентация организации и экологического подхода в управлении производством. Два раза в год
4 Кейс-чемпионат Отбор команды школьников для участия в партнерском чемпионате «ECO-friends». Ежегодно, один раз в год: с сентября по декабрь
5 Деловые игры для школьников Финансирование и поддержка победившей в кейс-чемпионате команды для принятия участия в экологическом, обучающем проекте «ECO-friends». Ежегодно: в июне
Аккаунт фермы в социальных сетях будет представлен в виде кратко -информирующей страницы с приведение примеров используемых в производстве инноваций, а также демонстрацией готового продукта. Целевой аудиторий данной страницы, станут, как и конечные потребители, так и предполагаемые партнеры.
Интернет сайт, созданный специально для нашего предприятия -станет ресурсом, хранящим информацию об организационной структуре, описании применяемых в производстве передовых технологий и возможных поисков обратной связи для будущих партнеров и заинтересованных лиц.
Отдельным форматом не только рекламы, но и популяризации, самой системы устойчивого производства в предприятии, станет принятие участия в различных региональных бизнес-выставках, ярмарках. Помимо очевидных бонусов для небольших организаций в поиске партнеров и предоставлении доступного канала сбыта, ярмарки предоставляют возможность и продемонстрировать готовый, функционирующий эко бизнес. Участие в мероприятиях подобного уровня позволит провести презентацию предпринимательского эко-проекта для обучения потенциальных эко-предпринимателей основам ведения бизнеса с использованием технологий устойчивого развития.
Однако главной технологией популяризации социально-ориентированного предпринимательства было выбрано именно участие в партнерских программах НКО «Фонд регионального экономического развития Инвестиции и регионы», целью фонда является формирование в подрастающем поколении путём экопросвещения компетенций и выработки лидерских качеств, необходимых в сфере устойчивого развития общества.
Грибной фермой на регулярной основе будет проводиться серии деловых игр для школьников, нацеленных на формирование особой формы мышления, нацеленного на решение экологических проблем. Перед организацией деловых игр стоят следующие задачи:
- сформировать осознанный образ жизни у школьников;
- развить навыки проектной деятельности;
- показать опыт положительного взаимодействия между государством и частным бизнесом;
- развить предпринимательские навыки у школьников;
- популяризировать идеи социально-ориентированного предпринимательства.
В качестве модели взаимодействия партнерской программы между данным НКО и «Грибной фермой», помимо согласованного финансирования проекта,
будет также осуществлен поиск участников для обучающего проекта. Для этого будет необходимо создать собственную онлайн-площадку, рекламируемую в социальных сетях, предназначенную для поиска инициатив среди молодежи города Курска в сфере проектного управления и создания экологических стартапов.
Также Грибной фермой будет проведен онлайн «Кейс-чемпионат» для школьников, победители которого будут отправлены как команда в проект фонда регионального экономического развития «ECO-friends», представляющие «грибную-ферму» на правах партнера организации.
Важно понимать, что явной выгодой для «Грибной фермы» от реализации деловых игр и проведения «Кейс чемпионата» со школьниками с социально -значимой стороны станет возможность проявить себя как социально-ориентированный бизнес и получить возможность привлечь молодежную целевую аудиторию. Экономическим бонусом для организации станет реклама от партнерской деятельности.
Сегодня как никогда, необходимо понимать, что именно экологическое предпринимательство стоит в авангарде экономического благосостояния развитых стран, обеспечивая тем самым не просто рост экономики, но улучшение качества жизни общества в целом. Данный вид деятельности, обеспечивает поддержку и стимулирование устойчивого развития общества, что благоприятно воздействует на весь социум.