Научная статья на тему 'Формирование и развитие конкурентной среды рынка продукции грибоводства России'

Формирование и развитие конкурентной среды рынка продукции грибоводства России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Набоких А.А.

Современное состояние конкурентной среды российской экономики свидетельствует не только о низкой конкурентоспособности российских рынков, но и деформации самой структуры конструктивной конкуренции, которая способствовала бы развитию рынков и конкурентоспособности национальных предприятий, особенно, в сельском хозяйстве. Одним из высокорентабельных, экологически чистых сельскохозяйственных номенклатурных видов производств является грибоводство. В статье исследуются состояние и перспективы рынка продукции грибоводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие конкурентной среды рынка продукции грибоводства России»

Развитие АПК

12 (51) - 2007

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ РЫНКА ПРОДУКЦИИ ГРИБОВОДСТВА РОССИИ

А. А. НАБОКИХ

Вятский государственный университет

Современное состояние конкурентной среды российской экономики свидетельствует не только о низкой конкурентоспособности российских рынков, но и деформации самой структуры конструктивной конкуренции, которая способствовала бы развитию рынков и конкурентоспособности национальных предприятий, особенно в сельском хозяйстве.

Одним из высокорентабельных, экологически чистых сельскохозяйственных номенклатурных видов производств является грибоводство.

При проведении реформ в российской экономике был реализован подход, делавший ставку на радикальное введение конкуренции. Поэтому, подходя к вопросу о формировании конкурентной среды с практической стороны, следует исходить из того положения, которое уже сложилось в экономике: резкое снижение конкурентного потенциала российских предприятий; доминирование на рынках иностранных производителей; вытеснение отечественных производителей в периферийные рыночные сегменты, характеризующиеся высокой степенью стандартизации продукции и низкой доходностью; усиление монополистических проявлений; отсутствие коммуникационного взаимодействия между участниками рынка.

Все это свидетельствует не только о низкой конкурентности российских рынков, но и о деформации самой структуры конструктивной конкуренции, которая способствовала бы развитию рынков и конкурентоспособности национальных предприятий. Если же проанализировать названные выше характеристики, то становится ясно, что главными препятствиями на пути становления конкуренции в российской экономике являются неравенство конкурентных условий и слабая отраслевая организация рынков. Для более продуктивного вхождения в рынок и развития предприятий в рамках конкурентной борьбы следует систематически проводить диагностику конкурентной среды.

Одна из проблемных отраслей экономики, которая нуждается в инвестиционной привлекательности, а также в государственной защиты и поддержке, является сельское хозяйство. По расчетам специалистов, тем, что произрастает на территории России, можно прокормить не менее 500 млн. человек, а сельхозпродукция имеет возможность стать одной из основных статей российского экспорта.

Но сегодня ситуация такова, что многие холдинги начинают задумываться над тем, как вернуть без потерь уже вложенные в агробизнес деньги. Компании считают основным препятствием для поставок за рубеж внутреннюю политику государства, которая не только не помогает экспорту, но даже препятствует ему (завышенные железнодорожные тарифы, негармонизированные стандарты, отсутствие за рубежом наших сертификационных агентств, экспортные пошлины).

Что нужно сделать для увеличения инвестиций в село? По мнению автора, основными перспективными направлениями аграрной политики должны стать поддержка агрессивного экспорта, расширение мер «зеленой корзины» и содействие притоку инвестиций в сектор для исследования и формирования новых, высокорентабельных сельскохозяйственных номенклатурных видов производств.

«Зеленая корзина» — это меры, направленные не на поддержание цен производителей, а на совершенствование инфраструктуры, научные исследования, образование, информационно-консультационное обслуживание, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, распространение рыночной информации, содержание стратегических продовольственных запасов, программы регионального развития, страхование урожая, содействие структурной перестройке сельского хозяйства и т. д.

Только при этих условиях сельское хозяйство сможет устойчиво развиваться.

Экологически чистым высокорентабельным производством является, на взгляд автора, грибоводство.

Лесные грибы население России собирает в большом количестве, но тенденция показывает, что с изменением климатических условий и загрязнением окружающей среды лесные грибы теряют свои потребительские свойства. Но несмотря на это, они еще многие десятки лет будут в нашем рационе.

К числу культивируемых грибов относятся шампиньон, вешенка и шиитаке. Шампиньоны — безусловный «хит», их доля в структуре мирового производства грибов составляет 80 %, в России — 68,7 %. Шампиньоны во многих странах — привычный продукт питания: по статистике их потребление в мире достигает трех, а то и шести килограммов в год на человека. Причем их с удовольствием едят даже там, где к грибам традиционно относятся с недоверием и опаской, например, на Британских островах и в Скандинавии. В шампиньонах есть все незаменимые аминокислоты, витамины В1, В2, В6, В12, D, D2, биотин, никотиновая и пантотеновая кислоты. У тех, кто употребляет шампиньоны регулярно, уровень холестерина в крови ниже на 34 %, снижается опасность атеросклероза и инфаркта.

Специалисты отмечают, что 1 кг шампиньонов содержит такое же количество белка, как и 1 литр коровьего молока. Шампиньоны идеальны для культивирования, их выращивание имеет долгую историю, а современные технологии доведены до полной автоматизации [2].

Себестоимость шампиньонов при интенсивной и экстенсивной технологиях достаточно высока, но и спрос на них не маленький. Шампиньон находится на первом месте по объему производства и употребления.

Доля производства вешенок в России составляет немногим более 31,1 %. Вешенка богата белком, витаминами, понижает уровень холестерина в организме, помогает снизить риск атеросклероза. Вешенка по вкусовым качествам уступает шампиньону. Однако производство шампиньонов очень технологично. Мицелий вешенки растет быстрее, чем у многих других съедобных грибов, и обладает высокой конкурентоспособностью, может сам вытеснять постороннюю микрофлору. Этот гриб может расти на отходах производства, содержащих целлюлозу и лигнин. Субстрат для него прост в приготовлении, чем компост для шампиньона, и нет нужды в покровной почве. Вешенка более устойчива к болезням. К тому же ее плодовые тела обладают хорошей лежкостью и пригодны для транспортировки в свежем виде. Все это обеспе-

чило вешенке прочные позиции в мировом производстве грибов [3].

Доля производства шиитаке в России незначительна — 0,2 %. Шиитаке — древнейший культивируемый гриб. Упоминания о нем находят в старинных рукописях, возраст которых исчисляется едва ли не тысячелетием. До сих пор его почитают в Японии и Китае как «эликсир жизни». Еще во время китайской династии Минь (XIV-XVII вв. н. э.) знаменитый целитель Ву Руи (Wu Rui) писал в своем медицинском трактате, что этот гриб, именуемый по-китайски Хоан-Ко, дает людям бодрость и энергию, а заодно служит профилактическим средством против инсульта [4]. Шиитаке называют «шампиньоном Востока». Вкус этого гриба напоминает нечто среднее между белым грибом и шампиньоном, а продают его свежим или сушеным, что определяет невысокую стоимость переработки продукции. Растет шиитаке на деревянных чурбаках, покрытых корой, так что сырье тоже недорогое. Шиитаке благодаря целебным свойствам и низкой себестоимости с каждым годом набирает темпы производства.

Открытость рынка для межрегиональной и международной торговли является важным условием развития конкуренции. Возможность входа на грибной рынок продавцов из других стран существенно снижает рыночную концентрацию, сокращает долю, занимаемую на рынке отечественными продавцами.

Высокая включенность грибного рынка в международный обмен снижает концентрацию на рынке и увеличивает долю, занимаемую на нем отечественными продавцами, со всеми вытекающими отсюда последствиями для российских покупателей. Ориентировочно степень открытости рынка для участия в межрегиональной и международной торговле можно оценить по доле импортной продукции в общем объеме реализации на конкретном грибном рынке.

Доля импортных грибов в российском годовом розничном товарообороте увеличилась, что свидетельствует о возросшем влиянии импорта на развитие конкуренции и расширение возможностей выбора для покупателя. Существует оценка угрожающей доли импорта («агрессивного» импорта) для национального рынка. Доля импорта в объеме потребления грибов в России сравнительно высока -за 2006 г. импорт свежих и переработанных грибов составил 92 % (135969 т), а российское производство - 8 % (11901 т) [5].

Особую роль на грибном рынке играют лесные грибы, которые собираются населением России в последние годы примерно в объеме 250 тыс. т в год. Но по результатам исследований, проведенных

Развитие АПК

12 (51) - 2007

специалистами ООО «Школа грибоводства», данный объем лесных грибов потребляют в основном жители с низким платежеспособным спросом отдаленных сел, окраин, поселков Урала, Сибири и Дальнего Востока, где производство и реализация культивируемых грибов низкая. К тому же в этих регионах с каждым годом наблюдается тенденция роста отказа от лесных грибов по причине частых отравлений и мутации съедобных грибов (в 1999 г. в России было собрано лесных грибов в объеме 500 тыс. т [6]). Однако если исходить из того, что на одного россиянина за 2006 г. потребление культивируемых грибов пришлось 1,04 кг, а с учетом лесных грибов — 2,3 кг, следовательно, рынок грибной продукции реально может принять еще многих производителей и дать возможность быстрого вхождения и развития, не концентрируясь в зонах крупных производителей [5].

У российских хозяйствующих субъектов, занимающих наибольшую долю на рынке грибной продукции по отношению к своим конкурентам, отсутствует рыночный потенциал, то есть возможность хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта может быть связан с наличием его доминирующего положения на рынке. В федеральном Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, предприятия грибного сектора сельского хозяйства отсутствуют.

Интегральным показателем рыночного потенциала хозяйствующего субъекта, действующего на грибном рынке, является устанавливаемая им цена, превышающая уровень конкурентных цен на данном товарном рынке, в том числе монопольно высокая цена. Монопольные цены на рынке грибной продукции отсутствуют, что также свидетельствует об отсутствии рыночного потенциала.

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей позволил более точно охарактеризовать структуру рынка грибной продукции как низкоконцентрированную и оценить степень развития состояния конкурентной среды как развитую. Однако данные за 2006 г. показываютусиление концентрации на рынке грибной продукции как следствие давления импортных поставщиков.

Разработка конкретных мероприятий по формированию конкурентной среды на рынке продукции грибоводства должна включать защитные меры, которые необходимо ввести сейчас с

целью развития отечественного производства. Необходимо постоянно отслеживать процесс — вести мониторинг, чтобы удовлетворить спрос за счет отечественного производителя грибов при снижении или по крайней мере стабилизации цен в соответствии с общим уровнем инфляции.

При этом уже сейчас необходимо продумать и начинать внедрять меры по защите отечественного производителя грибов, не противоречащие требованиям Всемирной торговой организации.

Отказ от проведения кардинальных мер по развитию грибоводства в России (при вступлении в ВТО) может привести к тому, что мы редко будем видеть на прилавках магазинов свежие отечественные грибы.

Подтверждение тому — показатели интервальной оценки прогноза производства шампиньонов и вешенки за 2007 — 2009 гг., полученные экономет-рическим путем (табл. 1).

Таблица 1

Показатели интервальной оценки прогноза производства шампиньонов и вешенки с надежностью 0,95 за 2007-2009 гг.

Год Шампиньоны Вешенки

(тонн) (тонн)

2007 7857,79 - 9129,84 3568,664 - 4045,918

2008 8071,092 - 9511,725 3895,859 - 4388,431

2009 8282,287 - 9895,692 4174 - 4779,331

По данным сводной таблицы можно сказать, что к 2009 г. относительно 2006 г. объемы производства шампиньонов увеличатся на 1717,692 т, вешенки — на 1073,331 т, по среднему значению. В целом данная динамика показывает, что темпы производства грибов в России недостаточны для удовлетворения российских потребителей, учитывая масштаб территории и численности населения нашей страны.

Малые фермы, не набрав обороты, вынуждены останавливаться из-за недостаточных знаний как в технологии, так и в экономике ведения грибного бизнеса, а крупные, достигнув предела объема производства, с недостаточным ускорением стремятся расширять производственную базу.

Для решения изложенных в данной статье проблем законодательным и исполнительным органам власти необходимо уделить особое внимание реализации следующих мероприятий: существенно сократить импорт свежих грибов на территорию РФ; создать современное высокотехнологичное производство в РФ; разработать и внедрить образовательный Государственный стандарт по обучению специалистов различного профиля в области промышленного

грибоводства; направить государственные инвестиции в развитие отечественной промышленности для грибного комплекса.

Эффективность социально-экономических и экологических последствий реализации данных мероприятий позволит:

1) увеличить годовой объем промышленного производства свежих грибов до 30 тыс. т;

2) ежегодно экономить до 55 млн долл., в основном за счет сокращения поставок свежих грибов по импорту преимущественно из Польши, Голландии, Чехии, Литвы и Германии;

3) получать ежегодно до 600 млн руб. прибыли в год за счет эффективного функционирования грибоводческих комплексов и отлаженной системы реализации;

4) создать более 20 тыс. рабочих мест в сельском хозяйстве;

5) образовательным учреждениям сохранить или увеличить уровень контингента, а, соответственно, и величину подушевого финансирования благодаря открывшейся образовательной нише, востребованной рынком труда в области промышленного грибоводства;

6) улучшить экологическую обстановку за счет переработки соломы, которая в основном разбросана на полях и в дальнейшем сжигается, а также куриного помета в субстрат по выращиванию грибов, который после завершения цикла выращивания является прекрасным удобрением;

7) создать прочный фундамент для дальнейшего развития промышленного грибоводства в Российской Федерации.

Хочется надеяться, что указанные мероприятия в грибоводстве и в целом по сельскому хозяйству будут учтены при подготовке Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, разрабатываемой в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» № 264-ФЗ от 29 декабря 2006 г.

Сегодня несмотря на трудные шаги развития грибоводства в России, российская наука о грибах и сами производители грибов создают реальные предпосылки сделать Россию ведущим производителем грибов в мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Щеглов А. Спасение сельского хозяйства спрятано в «зеленой корзине». — http:/www. agroparty. ru/smi/1111.

2. Дараков О. Б. Грибной огород — и здоровье, и доход / Как вырастить грибы: Справочник. — М.: Топикал, 1995. 192 с., ил.

3. Карпов Ф. Ф., Хомякова Н. Ф. Целебные свойства гриба вешенка / Школа грибоводства. 2000. № 4.

4. К. Jones Shiitake. The Healing Mushroom. — Healing Arts Press Rochester, Vermont. 1995. P. 113.

5. Хренов А В. Грибной рынок России 2006 года / Школа грибоводства. 2007. № 2.

6. Хренов А. В. Грибной рынок России 1999 года / Сборник материалов семинара «Маркетинг в сфере грибоводства» 10 апреля 2000 г.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4. При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2006 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2007 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2007 года. Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 621-69-49 (495)621-91-90

http:\\www.financepress.ru E-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.