Научная статья на тему 'Проектное обучение и деятельность студенческого научно-исследовательского сообщества'

Проектное обучение и деятельность студенческого научно-исследовательского сообщества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектное обучение и деятельность студенческого научно-исследовательского сообщества»

но на закрепление и расширение теоретических знаний и углубленное изучение выбранной темы. На старших курсах некоторые студенты уже работают по специальности. В данном случае, кроме анализа литературы, в дипломную работу может быть включен собственный практический опыт по данному вопросу, что только увеличивает научную ценность работы. Так, под руководством преподавателя В. Д. Тявина студенты-дипломники смонтировали стенд для проверки блоков электрической аппаратуры. В настоящее время будущие студенты-дипломники готовятся к разработке стенда под руководством преподавателя И. Н. Паскарь по теме «Проектирование, сбор и наладка стенда по исследованию электробезопасности».

Научно-исследовательская работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста и ученого. Каждый преподаватель техникума уделяет НИР не меньше внимания, чем к аудиторным занятиям, несмотря на то, что это отнимает много времени и сил. Ведь самая большая награда для него — это действительно образованный, всесторонне развитый и благодарный человек, который всегда будет помнить уроки, полученные в юности. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение жизни, общество получает достойного своего члена, который, обладая вышеперечисленными качествами, сможет эффективно решать задачи, поставленные перед ним.

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА

Г. В. Серозудинова, старший методист Новокузнецкого строительного техникума Р. Г. Волостных, М. А. Галета, преподаватели

Г. В. Серозудинова

Современный молодой специалист, получивший образование в профессиональной образовательной организации, должен творчески подходить к решению проблем, а следовательно, уметь решать поставленные перед ним задачи и оценивать сложившуюся ситуацию. Развитие творческого потенциала и активности студентов можно осуществлять с помощью различных форм и методов организации учебной деятельности. Одним из перспективных направлений деятельности можно считать проектную учебно-исследовательскую деятельность студентов, которая не только развивает их умственные способности и практические навыки, но и повышает адаптивность специалистов среднего звена.

В современных условиях динамического развития различных отраслей образованию нельзя отставать в решении насущных проблем общества. Переход к практико-ориентированному обучению связан с усилением практического характера образовательного процесса.

Внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуаль-

Р. Г. Волостных

М. А. Галета

ной) модели обучения формирует у обучаемых умение творчески подходить к решению производственных задач и находить способы устранения проблем, планировать собственную деятельность, анализировать факты и своевременно давать обоснования. Все эти качества развиваются при участии студентов в проектной научно-исследовательской работе.

Проектная исследовательская работа бывает двух видов:

1) учебно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами;

2) научно-исследовательская работа, т. е. работа сверх требований, которые предъявляются учебными планами.

Обе эти формы в разной степени формируют развитие исследовательских и научных способностей у студентов, но наиболее важной является работа во внеурочное время в предметных факультативах, студенческих лабораториях, итогом которой становится участие в научных и научно-практических конференциях.

Современное образовательное учреждение для организации учебно-исследовательской работы организует сообщество (группу) студентов (СНС), работа которого направлена на формирование более глубокого понимания научных основ технологий и процессов, осознанной необходимости постоянного повышения своей профессиональной компетентности. В процессе решения поставленной задачи студент (или группа при работе в команде) развивает умения и навыки самостоятельной работы с учебными, научными и научно-популярными изданиями; приобретает умения и навыки исследовательской деятельности; осваивает методики проведения эксперимента; анализирует результаты экспериментов, сопоставляет, делает выводы.

Современное проектирование содержит специальные средства, позволяющие обучаемому лучше понимать, что требуется, что возможно, что следует делать, чтобы при имеющихся ресурсах получить наилучший результат и уменьшить возможные негативные последствия. Проектные методы обучения, конечно, не гарантируют полного успеха в достижении результатов, но в свою очередь они могут повысить вероятность успеха.

Внедряя в процесс обучения элементы проектной деятельности, мы стараемся развить у обучающихся умения, необходимые во всех отраслях деятельности, независимо от того, чем будет заниматься выпускник:

1) анализировать проблемные ситуации;

2) проектировать цели;

3) планировать деятельность и достижение целей;

4) оценивать решения и делать обоснованный выбор;

5) эффективно работать в команде.

Участие студентов в такой работе, введение исследовательских элементов в различные формы на учебных занятиях дает возможность развить у каждого обучающегося самостоятельность, инициативность, индивидуальный профессиональный почерк и творческие способности. Построение процесса практико-ориентиро-ванного обучения с элементами исследовательской деятельности позволяет максимально приблизить содержание учебных дисциплин к буду-

щей профессии, дает возможность проектировать целостный учебный процесс, а также помогает создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих специалистов.

Работа в студенческом учебно-исследовательском сообществе помогает определить теоретические основы проведения работ: постановка целей и задач, предварительный обзор и анализ имеющейся информации, условия и методы решения задач данного класса, организация (проведение) эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов, оценка результатов исследовательской деятельности (выводы). Необходимо помнить, что всю учебно-исследовательскую деятельность студентов направляет преподаватель-руководитель. Именно он помогает в выборе темы работы, постановке целей и задач, формулировке гипотезы, подборе документов для исследования, методики проведения исследования. При этом он должен учитывать не только актуальность и новизну темы, но и потенциал студента, выполняющего данную работу. Для этого необходимо провести работу по выявлению склада ума студента, его способностей, опыта работы с научными источниками, заинтересованности в предмете.

Главной задачей преподавателя является развитие у студента способности работать с информационными источниками, для этого первые заседания студенческого сообщества необходимо проводить в библиотеке или классе, посвящая их работе с каталогами библиотек, сайтами для составления кратких обзоров (рефератов) по выбранной теме.

Основные сведения систематизируются, анализируются и обобщаются. Разрабатываются формы записи результатов: бланки, таблицы и т. п. Руководитель должен заранее прогнозировать и предвидеть, что необходимо выполнить в данной работе: типы расчетов, виды таблиц, диаграмм и графиков. Руководителю необходимо помочь студенту развить навыки в составлении тезисов, презентаций и докладов, с которым он будет защищать свою работу. Если студент не умеет правильно представить информацию аудитории, то работа не будет оценена должным образом. Задача руководителя — прослушать доклад студента, подсказать, как грамотно отвечать на вопросы. Особое внимание необходимо обратить на правильность речи, манеры и жесты, которые будут использованы во время доклада (защиты). Преподаватель-наставник обязательно должен показывать свою заинтересованность в ходе работы. Работу студента

необходимо курировать на всем протяжении выполнения, иначе у студента может пропасть интерес к ней.

Координирование деятельности преподавателей и студентов в учебно-исследовательской работе осуществляет учебно-исследовательское сообщество. Координация — это создание благоприятного психологического климата между преподавателем и студентом, рабочие доверительные отношения, слаженность работы, создание взаимовыгодных условий, планирование деятельности и достижение целей.

Результатом деятельности практико-ориен-тированного обучения и учебно-исследовательской работы является участие в конкурсах профмастерства, научно-практических и исследовательских конференциях.

Взаимодействие преподавателя и студента при участии в конференции заключается в том, что оба идут к определенному результату, и этот результат могут увидеть другие участники конференции. Стимулирование работы происходит через оценки и награждение участников. Победители внутритехникумовской конференции могут принимать участие в конференциях других учебных заведений среднего профессионального и высшего образования. На конференциях происходит знакомство с преподавателями и студентами, которые предполагают заниматься или уже занимаются научно-исследовательской работой. Руководство учебно-исследовательской работой студента требует от преподавателя продолжать самообразование, повышать уровень профессионального мастерства. Участие в конференциях помогает выявить положительные и отрицательные стороны организации учебно-исследовательской работы.

В конце учебного года по результатам участия в конференциях необходимо подводить итоги работы учебно-исследовательского сообщества, намечать пути дальнейшего развития, так как учебно-исследовательская работа студентов формирует интерес к познавательной, творческой и практической деятельности, повышает учебную мотивацию, создает условия для социального и профессионального роста, формирования логического, научного мышления, развития интереса к выбранной профессии, позволяет развить творческие и личностные качества будущих специалистов.

Профессиональная ориентация в Томь-Усинском энерготранспортном техникуме (ТУ ЭТТ) — это непрерывный процесс, направленный на формирование будущего конкурентоспособного специалиста. При поступле-

нии в техникум обучающиеся зачастую делают неосознанный выбор и интереса к профессии не испытывают, не понимают ее социальной значимости.

Основное назначение профориентационной работы в ТУ ЭТТ — создание условий для профессионального самоопределения обучающихся, которое рассматривается как длительный процесс. О его завершенности можно говорить только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности.

Одной из форм профориентационной работы с обучающимися является конкурс профессионального мастерства, который позволяет определить качество и уровень их подготовки, повысить их мотивацию к получению выбранной профессии. Основная цель конкурса — профессиональная ориентация обучающихся старших курсов, создание условий для применения теоретических знаний и практических навыков при выполнении компетентностно-ориентированных заданий.

Задачи конкурса:

— способствовать применению усвоенных алгоритмов деятельности при выполнении ком-петентностно-ориентированных заданий;

— развивать умение анализировать конкретную информацию, отслеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы, выбирать оптимальные методы решения поставленных задач;

— способствовать формированию у обучающихся положительного отношения к себе как к субъектам профессиональной деятельности, умения работать в коллективе и управлять эмоциями, воспитывать чувство гордости за выбранную профессию.

Мною разработан учебно-методический комплект конкурса профессионального мастерства среди обучающихся по специальности «техническое регулирование и управление качеством». Конкурс проводится как воспитательное мероприятие, посвященное Всемирному дню стандартизации. Стандартизация — сложное и многоплановое понятие, получившее широкое развитие сравнительно недавно. Так как в современных странах, в том числе и в России, преобладает рыночная экономика с большим разнообразием продукции, работ, услуг, стандартизация просто необходима. Эта необходимость обусловлена тем, что в настоящие время на потребительский рынок выходит все большее количество фальсифицированной продукции, которая негативно влияет на жизнь и здоровье людей.

В конкурсе участвуют обучающиеся третьего и четвертого курсов. Задания разработаны на основе материала междисциплинарного курса «Методика проведения работ по стандартизации, подтверждению соответствия продукции, процессов, услуг, систем управления и аккредитации». Учебно-методический комплект содержит материалы конкурсных заданий, эталоны ответов, способы оценивания обучающихся.

Конкурс начинается с исторической справки о возникновении праздника. Всемирный день стандартов, или Всемирный день стандартизации, — международная дата, призванная обратить внимание людей на важность связанных с созданием единых стандартов действий и отдать дань уважения совместным усилиям десятка тысяч специалистов, посвящающих свою жизнь ответственной и необходимой работе. День стандартов отмечается ежегодно 14 октября по всему миру.

Конкурс состоит из семи этапов: разминка, тестирование, работа со стандартами, конкурс болельщиков, конкурс капитанов, порядок разработки стандартов, индивидуальное задание.

В ходе разминки конкурсанты показывают владение профессиональной терминологией. Тестовые задания направлены на выявление знаний и умений работы с нормативной документацией. Пока команды-участницы работают с тестовыми заданиями, болельщики и гости смотрят фильм «Всемирный день стандартизации». Третий этап конкурса выявляет практические навыки работы с нормативными документами. Участ-

никам необходимо назвать категорию нормативного документа, определить его вид, структуру, объекты стандартизации в каждом стандарте. Во время работы команд с текстом стандарта проводится конкурс болельщиков. Конкурс капитанов представляет собой блиц-опрос. В ходе шестого этапа конкурса командам предлагаются конверты с карточками. На карточках указаны этапы разработки стандартов. Задача команд — выложить карточки по порядку разработки стандартов. На последнем этапе каждому игроку команд-соперников в порядке жеребьевки присваивается должность специалиста по стандартизации, согласно которой специалист выполняет поставленную задачу и обосновывает свои действия.

Выполнение заданий конкурса способствует развитию и формированию общих и профессиональных компетенций, закреплению умений и знаний, приобретенных в ходе изучения междисциплинарного курса и прохождения производственной практики. Обучающиеся при выполнении заданий конкурса закрепляют навыки работы с нормативной документацией, эффективной работы в команде. Проведение конкурса профессионального мастерства расширяет кругозор обучающихся, стимулирует желание учиться и совершенствоваться.

Таким образом, конкурс профессионального мастерства способствует подготовке конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда, профессионала, готового найти оптимальное и эффективное решение поставленной задачи.

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Л. К. Юрьева, преподаватель Юргинского техникума машиностроения и информационных технологий

Изменения, происходящие в экономике страны, вхождение России в общеевропейское и мировое образовательное пространство требуют новых подходов в профессиональном образовании. В Государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы отмечается необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов всех уровней, в том числе среднего звена, в соответствии с социальными и экономическими потребностями общества и запросами личности.

Актуальность формирования исследовательской компетентности студентов подтверждается практикой деятельности профессионального образовательного учреждения: качественная подготовка специалиста-профессионала требует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.