Научная статья на тему 'Конкурс профессионального мастерства как фактор профессиональной ориентации будущего специалиста'

Конкурс профессионального мастерства как фактор профессиональной ориентации будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белозерцева Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурс профессионального мастерства как фактор профессиональной ориентации будущего специалиста»

конкурс профессионального МАСТЕРСТВА как фактор профессиональной ориентации

БУДУЩЕГО СПЕцИАЛИСТА

Г. В. Белозерцева, преподаватель Томь-Усинского энерготранспортного техникума

Профессиональная ориентация в Томь-Усинском энерготранспортном техникуме (ТУ ЭТТ) — это непрерывный процесс, направленный на формирование будущего конкурентоспособного специалиста. При поступлении в техникум обучающиеся зачастую делают неосознанный выбор и интереса к профессии не испытывают, не понимают ее социальной значимости.

Основное назначение профориентационной работы в ТУ ЭТТ — создание условий для профессионального самоопределения обучающихся, которое рассматривается как длительный процесс. О его завершенности можно говорить только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности.

Одной из форм профориентационной работы с обучающимися является конкурс профессионального мастерства, который позволяет определить качество и уровень их подготовки, повысить их мотивацию к получению выбранной профессии. Основная цель конкурса — профессиональная ориентация обучающихся старших курсов, создание условий для применения теоретических знаний и практических навыков при выполнении компетентностно-ориентированных заданий.

Задачи конкурса:

— способствовать применению усвоенных алгоритмов деятельности при выполнении ком-петентностно-ориентированных заданий;

— развивать умение анализировать конкретную информацию, отслеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы, выбирать оптимальные методы решения поставленных задач;

— способствовать формированию у обучающихся положительного отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности, умения работать в коллективе и управлять эмоциями, воспитывать чувство гордости за избранную профессию, .

Мною разработан учебно-методический комплект конкурса профессионального мастерства среди обучающихся по специальности «техническое регулирование и управление качеством». Конкурс проводится как воспитательное мероприятие, посвященное Всемирному дню стандартиза-

ции. Стандартизация — сложное и многоплановое понятие, получившее широкое развитие сравнительно недавно. Так как в современных странах, в том числе и в России, преобладает рыночная экономика с большим разнообразием продукции, работ, услуг, стандартизация просто необходима. Эта необходимость обусловлена тем, что в настоящие время на потребительский рынок выходит все большее количество фальсифицированной продукции, которая негативно влияет на жизнь и здоровье людей.

В конкурсе участвуют обучающиеся третьего и четвертого курсов. Задания разработаны на основе материала междисциплинарного курса «Методика проведения работ по стандартизации, подтверждению соответствия продукции, процессов, услуг, систем управления и аккредитации». Учебно-методический комплект содержит материалы конкурсных заданий, эталоны ответов, способы оценивания обучающихся.

Конкурс начинается с исторической справки о возникновении праздника. Всемирный день стандартов, или Всемирный день стандартизации, — международная дата, призванная обратить внимание людей на важность связанных с созданием единых стандартов действий и отдать заслуженную дань уважения совместным усилиям десятка тысяч специалистов, посвящающих свою жизнь ответственной и необходимой работе. День стандартов отмечается ежегодно 14 октября по всему миру.

Конкурс состоит из семи этапов: разминка, тестирование, работа со стандартами, конкурс болельщиков, конкурс капитанов, порядок разработки стандартов, индивидуальное задание.

В ходе разминки конкурсанты показывают владение профессиональной терминологией. Тестовые задания направлены на выявление знаний и умений работы с нормативной документацией. Пока команды-участницы работают с тестовыми заданиями, болельщики и гости смотрят фильм

«Всемирный день стандартизации». Третий этап конкурса выявляет практические навыки работы с нормативными документами. Участникам необходимо назвать категорию нормативного документа, определить его вид, структуру, объекты стандартизации в каждом стандарте. Во время работы команд с текстом стандарта проводится конкурс болельщиков. Конкурс капитанов представляет собой блиц-опрос. В ходе шестого этапа конкурса командам предлагаются конверты с карточками. На карточках указаны этапы разработки стандартов. Задача команд — выложить карточки по порядку разработки стандартов. На последнем этапе каждому игроку команд-соперников в порядке жеребьевки присваивается должность специалиста по стандартизации, согласно которой специалист выполняет поставленную задачу и обосновывает свои действия.

Выполнение заданий конкурса способствует развитию и формированию общих и профессиональных компетенций, закреплению умений и знаний, приобретенных в ходе изучения междисциплинарного курса и прохождения производственной практики. Обучающиеся при выполнении заданий конкурса закрепляют навыки работы с нормативной документацией, эффективной работы в команде. Проведение конкурса профессионального мастерства расширяет кругозор обучающихся, стимулирует желание учиться и совершенствоваться.

Таким образом, конкурс профессионального мастерства способствует подготовке конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда, профессионала, готового найти оптимальное и эффективное решение поставленной задачи.

организация профориентации обучающихся профессиональных образовательных организаций

Т. Н. Чашникова, профконсультант Кемеровского горнотехнического техникума

Т. С. Суфиярова, методист

Профессиональная ориентация школьников является одним из важнейших направлений деятельности нашего техникума. На протяжении всего учебного года ведется работа по этому направлению с образовательными организациями города Кемерово и Кемеровского района.

В Кемеровском горнотехническом техникуме разработан комплекс профориентационных мероприятий, реализуемых в школах города и районах области, с целью информирования выпускников школ, оказания помощи в профориента-ционном выборе.

Одним из направлений профориентацион-ной работы являются профессиональные пробы для школьников. Через профессиональные пробы и углубленное профильное изучение основ профессий, через лабораторно-практические занятия, выполнение производственных заданий, практикумы на реальном оборудовании в учебных мастерских, мастер-классы происходит не только знакомство с профессией, но и максимальная адаптация к условиям студенческой жизни. Наш техникум в 2017 году первый раз проводил профессиональные пробы по трем направлениям: горные работы, бухгалтер, обогащение полезных ископаемых. Прошли занятия в игровой форме, где каждый школьник попробовал се-

Т. Н. Чашникова

Т. С. Суфиярова

бя в роли бухгалтера, лаборанта по обогащению угля. Самым запоминающимся для всех школьников стало вождение на тренажерах-симулято-рах БелАЗ, экскаватора ЭКГ-8 и грейдера, которое сопровождалось описанием специфики работы на горных машинах. Преподавателями была продемонстрирована 3D-модель интерактивного стенда «Изучение устройства и принципа действия очистного комбайна, проходческого комбайна избирательного действия и технологической схемы шахты с длинными очистными забоями», где каждый желающий мог сам попробовать поработать на данном стенде и выстроить схемы. В этом мероприятии приняли участие пять школ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.