Научная статья на тему 'Организация профориентации обучающихся профессиональных образовательных организаций'

Организация профориентации обучающихся профессиональных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация профориентации обучающихся профессиональных образовательных организаций»

ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ

«Всемирный день стандартизации». Третий этап конкурса выявляет практические навыки работы с нормативными документами. Участникам необходимо назвать категорию нормативного документа, определить его вид, структуру, объекты стандартизации в каждом стандарте. Во время работы команд с текстом стандарта проводится конкурс болельщиков. Конкурс капитанов представляет собой блиц-опрос. В ходе шестого этапа конкурса командам предлагаются конверты с карточками. На карточках указаны этапы разработки стандартов. Задача команд — выложить карточки по порядку разработки стандартов. На последнем этапе каждому игроку команд-соперников в порядке жеребьевки присваивается должность специалиста по стандартизации, согласно которой специалист выполняет поставленную задачу и обосновывает свои действия.

Выполнение заданий конкурса способствует развитию и формированию общих и профессиональных компетенций, закреплению умений и знаний, приобретенных в ходе изучения междисциплинарного курса и прохождения производственной практики. Обучающиеся при выполнении заданий конкурса закрепляют навыки работы с нормативной документацией, эффективной работы в команде. Проведение конкурса профессионального мастерства расширяет кругозор обучающихся, стимулирует желание учиться и совершенствоваться.

Таким образом, конкурс профессионального мастерства способствует подготовке конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда, профессионала, готового найти оптимальное и эффективное решение поставленной задачи.

организация профориентации обучающихся профессиональных образовательных организаций

Т. Н. Чашникова, профконсультант Кемеровского горнотехнического техникума

Т. С. Суфиярова, методист

Профессиональная ориентация школьников является одним из важнейших направлений деятельности нашего техникума. На протяжении всего учебного года ведется работа по этому направлению с образовательными организациями города Кемерово и Кемеровского района.

В Кемеровском горнотехническом техникуме разработан комплекс профориентационных мероприятий, реализуемых в школах города и районах области, с целью информирования выпускников школ, оказания помощи в профориента-ционном выборе.

Одним из направлений профориентацион-ной работы являются профессиональные пробы для школьников. Через профессиональные пробы и углубленное профильное изучение основ профессий, через лабораторно-практические занятия, выполнение производственных заданий, практикумы на реальном оборудовании в учебных мастерских, мастер-классы происходит не только знакомство с профессией, но и максимальная адаптация к условиям студенческой жизни. Наш техникум в 2017 году первый раз проводил профессиональные пробы по трем направлениям: горные работы, бухгалтер, обогащение полезных ископаемых. Прошли занятия в игровой форме, где каждый школьник попробовал се-

Т. Н. Чашникова

Т. С. Суфиярова

бя в роли бухгалтера, лаборанта по обогащению угля. Самым запоминающимся для всех школьников стало вождение на тренажерах-симулято-рах БелАЗ, экскаватора ЭКГ-8 и грейдера, которое сопровождалось описанием специфики работы на горных машинах. Преподавателями была продемонстрирована 3D-модель интерактивного стенда «Изучение устройства и принципа действия очистного комбайна, проходческого комбайна избирательного действия и технологической схемы шахты с длинными очистными забоями», где каждый желающий мог сам попробовать поработать на данном стенде и выстроить схемы. В этом мероприятии приняли участие пять школ

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 4 (55) 2017

59

путь в профессию

города, 65 школьников получили сертификаты об изучении курса и приобретении определенных компетенций по выбранному направлению. Данные профессиональные пробы позволят сориентироваться в выборе профессии, востребованной на рынке труда в Кемеровской области.

Еще одно значимое мероприятие в нашем техникуме — региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенциям «электрослесарь подземный» и «предпринимательство». На данное мероприятие приглашаются обучающиеся 8-9-х классов. Школьников знакомят с движением WorldSkills Russia, затем проводят экскурсию по площадкам, где учащиеся школ могут увидеть работу участников чемпионата.

Также в целях профагитации два раза в год в Кемеровском горнотехническом техникуме проводится День открытых дверей, куда приглашаются учащиеся всех общеобразовательных школ города и близлежащих поселков, деревень, куда привлекаются не только школьники выпускных классов, а так же учащиеся 7-8-х классов.

На Дне открытых дверей агитбригада, состоящая из студентов техникума, представляет специальности и рассказывает о жизни в техникуме. Проходят экскурсии по учебным кабинетам, где

преподаватели рассказывают о дисциплинах, показывая их связь с особенностями каждой из специальностей, по которым ведется обучение в техникуме. В техникуме есть горный полигон, на котором проводятся мастер-классы, демонстрирующие специфику горных специальностей.

В профориентационную деятельность внедрены и элементы информатизации. С целью повышения престижа горных профессий и мотивации абитуриентов на поступление в техникум сотрудники и студенты создали электронную экскурсию, которая с 2016 года распространяется в социальных сетях. Все это помогает абитуриенту из любой точки Кузбасса в онлайн-режиме познакомиться с оснащением лабораторий и оценить материально-техническую базу техникума. Неоспоримым преимуществом данной экскурсии является то, что она имеет мобильную версию.

Проделанная профориентационная работа способствовала тому, что количество поданных заявлений в техникум в 2017 году увеличилось по сравнению с 2016 годом на 30 %. Ведь правильная подача информации является определяющим фактором в осознанном выборе профессии. Эффективность различных форм проф-ориентационной работы повышает мотивацию выпускников и влияет на выбор профессии.

ПРОВЕДЕНИЕ ЕДИНОГО ДНя ПРОФОРИЕНТАцИИ

для обучающихся

М. Л. Долженко, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования, г. Белово

Процесс профориентационной работы с обучающимися регламентирует закон «Об образовании в Российской Федерации» [1], Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 № 1897 [2]. В стандарте отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.

В соответствии с Распоряжением Губернатора Кемеровской области от 12.01.2017 № 3-рг «Об утверждении плана профориентационных мероприятий на 2017 год», с планом департамента образования и науки Кемеровской области и планом образовательных услуг КРИРПО в разных городах Кузбасса прошел Единый областной день профориентации, посвященный Дню молодежи

России. Цель его проведения — привлечение обучающихся и воспитанников к выбору профессий, востребованных на рынке труда Кемеровской области.

В ходе мероприятий решались задачи:

• повышение уровня информированности обучающихся/воспитанников о профессиях и специальностях, востребованных на рынке труда Кемеровской области;

• популяризация и повышение престижа рабочих профессий;

• содействие подросткам и молодежи в профессиональном самоопределении.

60

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСтВО» №4 (55) 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.