луг. Разработаны методические рекомендации, в которых представлены примерные положения по организации этой работы в детском доме, техникуме, диагностический инструментарий для проведения мониторинга успешной социальной адаптации этой категории обучающихся. На базе института проходят открытые совещания участников экспериментальной площадки ФГАУ «ФИ-РО», на которых обсуждаются актуальные направления работы педагогов для решения про-
блем социально-профессиональной адаптации выпускников детских домов.
1. Осипова Н. В. Мониторинг состояния постинтернатного сопровождения детей-сирот в учреждениях профессионального образования [Текст] / Н. В. Осипова, Т. Н. Михайлова, О. П. Катасонова И Наука и образование в жизни современного общества: материалы Международной заочной научно-практической конференции. — Тамбов, 2012. — С. 33-39.
КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Г. В. Белозерцева, преподаватель ГКПОУ Томь-Усинский энвраотранспортный техникум
Профессиональная ориентация в Томь-Усинском энерготранспортном техникуме — это непрерывный процесс, направленный на формирование будущего конкурентоспособного специалиста. При поступлении в техникум обучающиеся часто делают неосознанный выбор и интереса к профессии не испытывают, не понимают ее социальной значимости.
Как правило, старшеклассники выбирают профессию под давлением родителей, которые могут быть плохо информированы о появившихся на рынке труда новых профессиях и специальностях. Выбор может быть сделан из-за близости учебной организации к месту проживания и даже за компанию. Отсюда несоответствие между требованиями случайно избираемой профессии и личными качествами подростка. Это проявляется в слабой мотивации, неудовлетворенности учебной деятельностью, сказывается на посещаемости учебных занятий, препятствует развитию личности и вызывает ряд других нежелательных последствий. Для минимизации этого необходимо создавать ситуации успеха, оказывать помощь в профессиональном самоопределении, поэтому в техникуме создана система профессиональной ориентации абитуриентов и обучающихся. Одной из форм профориентационной работы с обучающимися является конкурс профессионального мастерства, который позволяет выявить качество и уровень их подготовки, повысить мотивацию к получению выбранной профессии.
Конкурсы профмастерства проводятся для обучающихся всех специальностях техникума, в том числе для самой «молодой» специальнос-
ти — техническое регулирование и управле- -: ~ ние качеством. Для cry- ^ дентов данной специальности конкурс организуется как воспитательное мероприятие, посвященное Всемирному дню стандартизации, в нем участвуют обучающиеся старших курсов.
Подготовительным этапом конкурса является разработка конкурсных заданий, информирование студентов, определение состава команд и жюри, согласование сроков проведения конкурса. Конкурсные задания разрабатываются творческой группой преподавателей на основе материала междисциплинарного курса «Методика проведения работ по стандартизации, подтверждению соответствия продукции, процессов, услуг, систем управления и аккредитации» и утверждаются работодателем. Конкурсные испытания предполагают выполнение теоретических и ком-петентностно-ориентированных заданий.
Конкурс профмастерства по специальности включает шесть этапов:
1. Разминка. Командам дается шесть определений из области стандартизации. В каждое определение необходимо вставить пропущенные слова.
Например:
Техническое регулирование — ...............регулирование отношений в области установ-
пения, применения и исполнения ...............
требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, ..............., перевозки,
...............и утилизации, и...............регулирование отношений в области оценки................
Критерии оценивания: оценивается соответствие определения терминологии ФЗ «О техническом регулировании».
2. Тестирование. Каждой команде необходимо решить тест по основным определениям ГОСТ Р ИСО 9000:2015. Каждое задание содержит вопрос и четыре варианта ответа. На данном этапе применяются тесты одиночного выбора.
Критерии оценивания: оценивается соответствие терминов определениям ГОСТ Р ИСО 9000:2015.
3. Работа со стандартами различных видов. На данном этапе команде для работы предоставляется нормативный документ — национальный стандарт на продукцию — и задание:
• определить категорию нормативных документов;
• определить вид нормативных документов;
• указать структуру стандартов;
• определить объекты стандартизации в каждом стандарте.
Результаты работы с документом оформляются в виде таблицы:
Номер стандарта Название стандарта Вид и категория документа Объект стандартизации Структурные элементы
Критерии оценивания: оценивается соответствие элементов таблицы содержанию нормативного документа.
Во время работы команд с текстом стандарта проводится конкурс болельщиков. Вопросы задаются последовательно болельщикам каждой команды на знание терминологии в области стандартизации и технического регулирования. Если болельщики затрудняются ответить на вопрос, право ответа переходит в команде соперников.
4. Конкурс капитанов. Капитаны команд отвечают на блиц-опрос. Каждому капитану задается 10 вопросов на владение терминологией в области стандартизации и технического регулирования. Капитаны отвечают по очереди. Время на обдумывание — 5 секунд. Если капитан не отвечает на поставленный вопрос, право ответа переходит к сопернику.
5. Порядок разработки стандартов. Командам предлагаются конверты с карточками.
На карточках указаны этапы разработки стандартов. Задача команд — восстановить порядок разработки стандартов.
Критерии оценивания: скорость и правильность выполнения задания.
6. Индивидуальное задание. Каждому игроку команд-соперников в порядке жеребьевки присваивается должность специалиста по стандартизации.
В соответствии с указанной должностью специалист выполняет поставленную задачу и обосновывает свои действия:
• отказ в регистрации стандарта;
• отказ в принятии заявки на разработку стандарта;
• отмена действующего стандарта;
• принятие решения о пересмотре стандарта;
• разработка стандарта организации;
• составление заявки на разработку стандарта.
Критерии оценивания: обоснованность принятых решений каждым участником команды.
Оценивание выполнения конкурсных заданий производится группой экспертов из числа преподавателей профессионального цикла, представителя работодателя и обучающихся — участников профессиональных конкурсов и олимпиад по специальности. Параллельно с работой экспертной группы для участников конкурса и болельщиков транслируется видеофильм «Мой выбор». Фильм подготовлен первыми выпускниками техникума по специальности «стандартизация и сертификация (по отраслям)» для поведения профориентационной работы со школьниками и обучающимися техникума.
Результаты анкетирования участников позволяют оценить роль конкурса профмастерства в профессиональном самоопределении обучающихся. Так, по результатам анкетирования более половины респондентов неосознанно выбрали данную специальность. Оценка важности конкурса в профессиональном самоопределении: очень важно — 88% участников, не важно — 3%, затруднились ответить — 9%. Проведение конкурса профмастерства способствовало: пониманию значимости выбранной профессии — 74% обучающихся, закреплению профессиональных знаний, умений, навыков — 63%, формированию навыка работы в команде — 92%, другое —11%.
Таким образом, основное назначение конкурса профмастерства — создание условий для профессионального самоопределения студентов, которое рассматривается как длительный процесс. При проведении конкурса профес-
сионального мастерства у обучающихся формируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Конкурсы профессионального мастерства соз-
дают оптимальные условия для творческой самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации, для становления конкурентоспособного специалиста.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ВОСПИТАННИКА ДЕТСКОГО ДОМА
Т. В. Гольцвардт, заместитель директора МКОУ «Детский дом» г. Осинники
Н. А. Серова, методист
Теория и практика профессиональной ориентации детей имеет почти столетнюю историю, если вести ее отсчет со времени создания первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 году или со времени открытия специализированного бюро в Бостоне в 1908 году. И за это время накоплен ценный опыт и множество методов работы.
Почему же эта проблема актуальна во все времена и эпохи? Почему не прекращается научный и практический поиск, направленный на совершенствование подготовки подрастающего поколения к жизненному, личностному, профессиональному самоопределению?
Одной из основных причин поиска новых подходов к решению данной проблемы является перманентный характер профессиональной ориентации молодежи, обусловленный социально-экономическими изменениями, происходящими в обществе, и научными достижениями в области профессионального самоопределения.
В условиях современной России перед выпускниками детских домов образуются преграды для проявления себя как личности: экономический фактор, общественное мнение, психологическое состояние самого подростка и т.д. Поэтому в наше время возрастает необходимость в помощи специалистов по профессиональному ориентированию личности.
Для воспитанников детского дома в силу их психологических, поведенческих, личностных особенностей профессиональное самоопределение особенно важно. Дети психологически от-чуждены от людей. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское «мы». Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих» — мы и они. От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Если к этим особенностям добавляюся еще и интеллектуаль-
Ш^И
Т. В. Гольцвардт
ные или физиологические «дефекты», то становиться ясно, что профориентационная работа — одно из важнейших направлений деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Профориентационная работа включает целый комплекс взаимосвязанных действий: экономических, педагогических, психологических, социальных, поэтому ее организацию осуществляют все специалисты: педагоги-психологи, воспитатели, социальные педагоги, инструкторы по труду и др.
Работа по профессиональной ориентации воспитанников строится с учетом возраста детей и подростков.
Работа с дошкольниками и младшими школьниками предусматривает введение в мир профессий и носит на данном этапе в основном информационный характер (используются такие формы, как беседа, встреча, экскурсия, игровая программа, конкурс, сюжетно ролевая игра) и практический (дошкольнику предоставляются возможности проявлять себя и свои способности в творческой и бытовой деятельности, используются следующие формы: трудовые поручения, участие в выполнении труда по самообслуживанию, кружковые занятия, занятия по интересам, трудовая деятельность в мастерской).
Н. А. Серова