Научная статья на тему 'Конкурс профессионального мастерства как форма организации профориентационной работы в профессиональной образовательной организации'

Конкурс профессионального мастерства как форма организации профориентационной работы в профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурс профессионального мастерства как форма организации профориентационной работы в профессиональной образовательной организации»

луг. Разработаны методические рекомендации, в которых представлены примерные положения по организации этой работы в детском доме, техникуме, диагностический инструментарий для проведения мониторинга успешной социальной адаптации этой категории обучающихся. На базе института проходят открытые совещания участников экспериментальной площадки ФГАУ «ФИ-РО», на которых обсуждаются актуальные направления работы педагогов для решения про-

блем социально-профессиональной адаптации выпускников детских домов.

1. Осипова Н. В. Мониторинг состояния постинтернатного сопровождения детей-сирот в учреждениях профессионального образования [Текст] / Н. В. Осипова, Т. Н. Михайлова, О. П. Катасонова И Наука и образование в жизни современного общества: материалы Международной заочной научно-практической конференции. — Тамбов, 2012. — С. 33-39.

КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Г. В. Белозерцева, преподаватель ГКПОУ Томь-Усинский энвраотранспортный техникум

Профессиональная ориентация в Томь-Усинском энерготранспортном техникуме — это непрерывный процесс, направленный на формирование будущего конкурентоспособного специалиста. При поступлении в техникум обучающиеся часто делают неосознанный выбор и интереса к профессии не испытывают, не понимают ее социальной значимости.

Как правило, старшеклассники выбирают профессию под давлением родителей, которые могут быть плохо информированы о появившихся на рынке труда новых профессиях и специальностях. Выбор может быть сделан из-за близости учебной организации к месту проживания и даже за компанию. Отсюда несоответствие между требованиями случайно избираемой профессии и личными качествами подростка. Это проявляется в слабой мотивации, неудовлетворенности учебной деятельностью, сказывается на посещаемости учебных занятий, препятствует развитию личности и вызывает ряд других нежелательных последствий. Для минимизации этого необходимо создавать ситуации успеха, оказывать помощь в профессиональном самоопределении, поэтому в техникуме создана система профессиональной ориентации абитуриентов и обучающихся. Одной из форм профориентационной работы с обучающимися является конкурс профессионального мастерства, который позволяет выявить качество и уровень их подготовки, повысить мотивацию к получению выбранной профессии.

Конкурсы профмастерства проводятся для обучающихся всех специальностях техникума, в том числе для самой «молодой» специальнос-

ти — техническое регулирование и управле- -: ~ ние качеством. Для cry- ^ дентов данной специальности конкурс организуется как воспитательное мероприятие, посвященное Всемирному дню стандартизации, в нем участвуют обучающиеся старших курсов.

Подготовительным этапом конкурса является разработка конкурсных заданий, информирование студентов, определение состава команд и жюри, согласование сроков проведения конкурса. Конкурсные задания разрабатываются творческой группой преподавателей на основе материала междисциплинарного курса «Методика проведения работ по стандартизации, подтверждению соответствия продукции, процессов, услуг, систем управления и аккредитации» и утверждаются работодателем. Конкурсные испытания предполагают выполнение теоретических и ком-петентностно-ориентированных заданий.

Конкурс профмастерства по специальности включает шесть этапов:

1. Разминка. Командам дается шесть определений из области стандартизации. В каждое определение необходимо вставить пропущенные слова.

Например:

Техническое регулирование — ...............регулирование отношений в области установ-

пения, применения и исполнения ...............

требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, ..............., перевозки,

...............и утилизации, и...............регулирование отношений в области оценки................

Критерии оценивания: оценивается соответствие определения терминологии ФЗ «О техническом регулировании».

2. Тестирование. Каждой команде необходимо решить тест по основным определениям ГОСТ Р ИСО 9000:2015. Каждое задание содержит вопрос и четыре варианта ответа. На данном этапе применяются тесты одиночного выбора.

Критерии оценивания: оценивается соответствие терминов определениям ГОСТ Р ИСО 9000:2015.

3. Работа со стандартами различных видов. На данном этапе команде для работы предоставляется нормативный документ — национальный стандарт на продукцию — и задание:

• определить категорию нормативных документов;

• определить вид нормативных документов;

• указать структуру стандартов;

• определить объекты стандартизации в каждом стандарте.

Результаты работы с документом оформляются в виде таблицы:

Номер стандарта Название стандарта Вид и категория документа Объект стандартизации Структурные элементы

Критерии оценивания: оценивается соответствие элементов таблицы содержанию нормативного документа.

Во время работы команд с текстом стандарта проводится конкурс болельщиков. Вопросы задаются последовательно болельщикам каждой команды на знание терминологии в области стандартизации и технического регулирования. Если болельщики затрудняются ответить на вопрос, право ответа переходит в команде соперников.

4. Конкурс капитанов. Капитаны команд отвечают на блиц-опрос. Каждому капитану задается 10 вопросов на владение терминологией в области стандартизации и технического регулирования. Капитаны отвечают по очереди. Время на обдумывание — 5 секунд. Если капитан не отвечает на поставленный вопрос, право ответа переходит к сопернику.

5. Порядок разработки стандартов. Командам предлагаются конверты с карточками.

На карточках указаны этапы разработки стандартов. Задача команд — восстановить порядок разработки стандартов.

Критерии оценивания: скорость и правильность выполнения задания.

6. Индивидуальное задание. Каждому игроку команд-соперников в порядке жеребьевки присваивается должность специалиста по стандартизации.

В соответствии с указанной должностью специалист выполняет поставленную задачу и обосновывает свои действия:

• отказ в регистрации стандарта;

• отказ в принятии заявки на разработку стандарта;

• отмена действующего стандарта;

• принятие решения о пересмотре стандарта;

• разработка стандарта организации;

• составление заявки на разработку стандарта.

Критерии оценивания: обоснованность принятых решений каждым участником команды.

Оценивание выполнения конкурсных заданий производится группой экспертов из числа преподавателей профессионального цикла, представителя работодателя и обучающихся — участников профессиональных конкурсов и олимпиад по специальности. Параллельно с работой экспертной группы для участников конкурса и болельщиков транслируется видеофильм «Мой выбор». Фильм подготовлен первыми выпускниками техникума по специальности «стандартизация и сертификация (по отраслям)» для поведения профориентационной работы со школьниками и обучающимися техникума.

Результаты анкетирования участников позволяют оценить роль конкурса профмастерства в профессиональном самоопределении обучающихся. Так, по результатам анкетирования более половины респондентов неосознанно выбрали данную специальность. Оценка важности конкурса в профессиональном самоопределении: очень важно — 88% участников, не важно — 3%, затруднились ответить — 9%. Проведение конкурса профмастерства способствовало: пониманию значимости выбранной профессии — 74% обучающихся, закреплению профессиональных знаний, умений, навыков — 63%, формированию навыка работы в команде — 92%, другое —11%.

Таким образом, основное назначение конкурса профмастерства — создание условий для профессионального самоопределения студентов, которое рассматривается как длительный процесс. При проведении конкурса профес-

сионального мастерства у обучающихся формируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Конкурсы профессионального мастерства соз-

дают оптимальные условия для творческой самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации, для становления конкурентоспособного специалиста.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ВОСПИТАННИКА ДЕТСКОГО ДОМА

Т. В. Гольцвардт, заместитель директора МКОУ «Детский дом» г. Осинники

Н. А. Серова, методист

Теория и практика профессиональной ориентации детей имеет почти столетнюю историю, если вести ее отсчет со времени создания первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 году или со времени открытия специализированного бюро в Бостоне в 1908 году. И за это время накоплен ценный опыт и множество методов работы.

Почему же эта проблема актуальна во все времена и эпохи? Почему не прекращается научный и практический поиск, направленный на совершенствование подготовки подрастающего поколения к жизненному, личностному, профессиональному самоопределению?

Одной из основных причин поиска новых подходов к решению данной проблемы является перманентный характер профессиональной ориентации молодежи, обусловленный социально-экономическими изменениями, происходящими в обществе, и научными достижениями в области профессионального самоопределения.

В условиях современной России перед выпускниками детских домов образуются преграды для проявления себя как личности: экономический фактор, общественное мнение, психологическое состояние самого подростка и т.д. Поэтому в наше время возрастает необходимость в помощи специалистов по профессиональному ориентированию личности.

Для воспитанников детского дома в силу их психологических, поведенческих, личностных особенностей профессиональное самоопределение особенно важно. Дети психологически от-чуждены от людей. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское «мы». Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих» — мы и они. От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Если к этим особенностям добавляюся еще и интеллектуаль-

Ш^И

Т. В. Гольцвардт

ные или физиологические «дефекты», то становиться ясно, что профориентационная работа — одно из важнейших направлений деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Профориентационная работа включает целый комплекс взаимосвязанных действий: экономических, педагогических, психологических, социальных, поэтому ее организацию осуществляют все специалисты: педагоги-психологи, воспитатели, социальные педагоги, инструкторы по труду и др.

Работа по профессиональной ориентации воспитанников строится с учетом возраста детей и подростков.

Работа с дошкольниками и младшими школьниками предусматривает введение в мир профессий и носит на данном этапе в основном информационный характер (используются такие формы, как беседа, встреча, экскурсия, игровая программа, конкурс, сюжетно ролевая игра) и практический (дошкольнику предоставляются возможности проявлять себя и свои способности в творческой и бытовой деятельности, используются следующие формы: трудовые поручения, участие в выполнении труда по самообслуживанию, кружковые занятия, занятия по интересам, трудовая деятельность в мастерской).

Н. А. Серова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.