- исследовательская деятельность
сти при проектировании, чему научились. В зависимости от вида практики, вида проекта возможны различные способы рефлексии. Одним из вариантов является проведение конференций по итогам практики по профилю специальности. Работа коллектива педагогов и обучающихся по технологии проектного обучения в самом разгаре, систематизируются наработки, полученные ранее, осваиваются новые приемы работы, и к концу учебного года будут обобщены ее результаты.
Участие в проектном обучении работодателей и образовательной организации взаимовыгодно. Предприятие получает разработанный проект, который в целом или с доработками можно применить практически. Механизм оценива-
ния проектов еще находится в фазе активной доработки, и возможны его изменения, но уже сегодня общая картина ясна.
Таким образом, использование проектного метода в практическом обучении позволяет студентам овладеть навыками самостоятельного выполнения рабочих приемов, возлагаемых на специалистов среднего звена предприятий и организаций, отработать умения обработки технической информации, получить навыки работы с документами, регламентирующими деятельность предприятия. Применение этой технологии в условиях практики способствует лучшему пониманию приемов метода проектов и реализации этого метода в будущей профессиональной деятельности специалиста.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
т. В. Сапрыкина, преподаватель Кемеровского горнотехнического техникума
Приобщение талантливых и способных ребят к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации. Речь идет об исследовательской деятельности как самостоятельном компоненте образовательного процесса в техникуме.
Естественно, научно-исследовательская работа (НИР) не может носить массовый характер и проводится с наиболее увлеченными, способными и подготовленными ребятами. Задача этой работы — подготовить студентов к исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, сформировать социально активную жизненную позицию.
Могут быть определены педагогические требования, которых необходимо придерживаться при организации научно-исследовательской деятельности обучающихся. Деятельность эта должна быть основана на базовом образовании техникума, направлена на получение первичных научных и профессиональных знаний и умений; способствовать формированию научного мировоззрения, развитию логического мышления.
Исследовательская деятельность позволяет развить у подростков умение вычленять и решать наиболее важные проблемы с учетом социальных, экономических, экологических ус-
ловий и отражать новейшие достижения в определенной научной области. Ознакомление с методами системного анализа (компонентным, сущностным, интегративным, прогнозным) и приемами познания сложных систем необходимо совмещать с обучением навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации (работа с научной и специальной литературой, периодической печатью, справочниками). Налаживание контактов с людьми, составление анкет, опросников и проведение их анализа; организация наблюдений, самостоятельное применение научных приборов и оборудования; проведение опытов и экспериментов — вот еще направления этой работы. Желательно знакомить студентов с реальными условиями труда в лаборатории, на полигоне, в научном коллективе.
Научно-исследовательская деятельность направлена на образование, воспитание и развитие обучающихся, на стимулирование у студента познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического, научного мышления.
Руководство НИР обучающихся осуществляется через объединения студентов, имеющих исследовательскую направленность.
Можно выделить следующие направления работы с обучающимися в студенческом научно-исследовательском обществе (СНИО) Кемеровского горнотехнического техникума:
— исследовательская работа, выполняемая обучающимися в учебном процессе, проведение занятий, носящих исследовательский характер;
— организационно-массовые мероприятия (олимпиады, научно-практические конференции, встречи с интересными людьми и т. д.);
— научно-исследовательская работа во вне-учебное время.
Данная система организации СНИО с обучающимися по-новому определяет цели и задачи образовательной деятельности. Она ориентирует на поиски оптимальных путей для развития каждого студента с учетом его индивидуальных способностей и образовательных потребностей. Педагогический коллектив ставит перед собой задачу выявить способности, задатки, интересы каждого студента и развить их.
В организации научно-исследовательской работы студентов выделяют три этапа, а именно: подготовительный, развивающий и завершающий.
Работа студенческого научно-исследовательского общества в техникуме построена следующим образом. Во-первых, обучающиеся разбиваются на группы по интересам (творческие коллективы), согласно выбранным темам НИР, которые тесно связаны по своему содержанию с биологией, физикой, литературой, историей и другими предметами, изучаемыми студентами. Во-вторых, по данной теме (НИР) обучающиеся проводят информационный поиск. В-третьих, используя накопленную информацию, находят пути решения данной проблемы. В-четвертых, оформляют результаты и представляют их на обсуждение. Основным видом творческой деятельности чаще все являются творческие работы обучающихся, которые они представляют на студенческих научно-практических конференциях и конкурсах.
Такая форма СНИО является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. Это легко объяснить: если студент в свободное время готов заниматься вопросами какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно — мотивации студента к занятиям. Студент уже настолько развит, что работать с ним можно не как с учеником, а как
исследовательская деятельность -
с младшим коллегой. То есть студент из сосуда, который следует наполнить информацией, превращается в источник последней. Он следит за новинками литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке.
Для того чтобы получать такие результаты, надо «гореть» самому. Одним из примеров такого заинтересованного преподавателя, который достиг успехов в научно-исследовательской деятельности, является преподаватель нашего техникума Анна Вадимовна Худова.
2017 год был объявлен Годом экологии, и преподаватель химии А. В. Худова, выполняя требования ФГОС СОО, успешно занималась научно-исследовательской работой — студенты 1-го курса выполняли индивидуальные проекты. Например, была изучена проблема твердых бытовых отходов и выбрана тема научно-исследовательской работы: «Биодеградальные материалы. Правда или миф?». В результате работы, проводимой под строгим контролем преподавателя химии, студенты убедились, что полиэтилен не разрушился ни в одном из реакционных препаратов, в то время как с биодеградальными пакетами произошли хотя незначительные, но изменения. Сделав соответствующие выводы, студенты Кемеровского горнотехнического техникума провели акцию «Полиэтилену — НЕТ!».
В техникуме активно применяется такой вид научно-исследовательской работы, как учебная научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами. К этому виду СНИО можно отнести курсовые работы, выполняемые в течение всего срока обучения в техникуме, а также дипломную работу, выполняемую на последнем курсе.
Во время выполнения курсовых работ студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой (если это необходимо, то и с иностранной), приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. Если на втором курсе требования к курсовой работе минимальны, и написание ее не представляет большого труда для студента, то уже на следующий год требования заметно повышаются, и работа над курсовой превращается в действительно творческий процесс. Так, повышая с каждым годом требования к курсовой работе, техникум способствует развитию студента как исследователя, делая это практически незаметно для него.
Выполнение дипломной работы имеет целью дальнейшее развитие творческих и познавательных способностей студента и направле-
исследовательская деятельность
но на закрепление и расширение теоретических знаний и углубленное изучение выбранной темы. На старших курсах некоторые студенты уже работают по специальности. В данном случае, кроме анализа литературы, в дипломную работу может быть включен собственный практический опыт по данному вопросу, что только увеличивает научную ценность работы. Так, под руководством преподавателя В. Д. Тявина студенты-дипломники смонтировали стенд для проверки блоков электрической аппаратуры. В настоящее время будущие студенты-дипломники готовятся к разработке стенда под руководством преподавателя И. Н. Паскарь по теме «Проектирование, сбор и наладка стенда по исследованию электробезопасности».
Научно-исследовательская работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста и ученого. Каждый преподаватель техникума уделяет НИР не меньше внимания, чем к аудиторным занятиям, несмотря на то, что это отнимает много времени и сил. Ведь самая большая награда для него — это действительно образованный, всесторонне развитый и благодарный человек, который всегда будет помнить уроки, полученные в юности. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение жизни, общество получает достойного своего члена, который, обладая вышеперечисленными качествами, сможет эффективно решать задачи, поставленные перед ним.
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА
Г. В. Серозудинова, старший методист Новокузнецкого строительного техникума Р. Г. Волостных, М. А. Галета, преподаватели
Г. В. Серозудинова
Современный молодой специалист, получивший образование в профессиональной образовательной организации, должен творчески подходить к решению проблем, а следовательно, уметь решать поставленные перед ним задачи и оценивать сложившуюся ситуацию. Развитие творческого потенциала и активности студентов можно осуществлять с помощью различных форм и методов организации учебной деятельности. Одним из перспективных направлений деятельности можно считать проектную учебно-исследовательскую деятельность студентов, которая не только развивает их умственные способности и практические навыки, но и повышает адаптивность специалистов среднего звена.
В современных условиях динамического развития различных отраслей образованию нельзя отставать в решении насущных проблем общества. Переход к практико-ориентированному обучению связан с усилением практического характера образовательного процесса.
Внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуаль-
Р. Г. Волостных
М. А. Галета
ной) модели обучения формирует у обучаемых умение творчески подходить к решению производственных задач и находить способы устранения проблем, планировать собственную деятельность, анализировать факты и своевременно давать обоснования. Все эти качества развиваются при участии студентов в проектной научно-исследовательской работе.
Проектная исследовательская работа бывает двух видов:
1) учебно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами;
2) научно-исследовательская работа, т. е. работа сверх требований, которые предъявляются учебными планами.