Научная статья на тему 'Формирование исследовательской компетенции студентов в проектной деятельности'

Формирование исследовательской компетенции студентов в проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
614
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование исследовательской компетенции студентов в проектной деятельности»

к формированию «досье успехов» — портфолио. Осознанное и заинтересованное наполнение личного портфолио каждым студентом обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок их деятельности. В результате мы получаем не простую совокупность знаний, умений и навыков, а основанную на них личную, социальную и профессиональную компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

1. Золотарева Е. В. Портфолио как средство мониторинга профессионального роста учителя и повышения качества образования в целом. Научно-издатель-

ский центр «Социосфера», 2012, [Электронный ресурс] // URL: sociosphera.com/publication/conference/ 2012/153/portfolio_kak_sredstvo_monitoringa_ professionalnogo_rosta_uchitelya_i_povysheniya_ kachestva_obrazovaniya_v_celom.

2. Ломшин М. И., Лузгин С. Е. Система компетенций, формируемых в среднем профессиональном образовании (на примере специальности «Программирование в компьютерных системах») : Электронный научно-методический журнал, 2012, № 1 УДК 378.1 [Электронный ресурс] // URL: http://inobr. mrsu.ru/?view=remind.

3. Лысенко Е. А. Система мониторинга и оценки изменений профессиональных компетенций студентов: Новые информационные технологии в образовании. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 12-15 марта 2013 г [Электронный ресурс] // URL: nito.rsvpu.ru/ files/nito2013/nito2013.pdf.

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О. П. Старицына, начальник отдела по учебно-методической работе ГОУ СПО «Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий» Л. Б. Журова, преподаватель, председатель цикловой комиссии информационных технологий

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны. Востребованными в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные выпускники, адаптировавшиеся к новым социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Способность быстро и качественно решать сложные задачи, уметь видеть и решать проблему, предлагая творческие варианты — эти и другие задачи может решить человек, обладающий исследовательской компетенцией. Исследовательская компетентность является основанием для развития других более конкретных и предметно-ориентированных компетентностей, поскольку помогает студенту обучаться, позволяет стать ему более гибким, конкурентоспособным, помогает быть более успешным в дальнейшей жизни, что и определяет значимость ее формирования.

По сути исследовательская компетенция в ФГОС СПО не обозначена, между тем подготовка выпускной квалификационной работы предусматривает именно наличие исследовательских знаний, умений и навыков.

Л

14 л- :

О. П. Старицына Л. Б. Журова

Как показывает опыт работы преподавателей цикловой методической комиссии «Информационные технологии», дипломное проектирование, выполняемое студентами специальности «компьютерные системы и комплексы», носит учебно-исследовательский характер, поэтому выполнению дипломного проекта должна предшествовать систематическая работа по формированию исследовательских умений обучающихся на протяжении всего периода обучения. Важными путями развития исследовательских навыков и умений являются активные методы обучения, и одно из ведущих мест здесь занимает метод проектов.

Более 10 лет преподаватели цикловой методической комиссии (ЦМК) используют в своей работе проектные технологии обучения. В процессе работы обозначилось два основных направления проектной деятельности:

- проектирование аппаратно-программных комплексов на базе микропроцессорных систем;

- разработка программных продуктов.

В целом система работы по формированию исследовательских навыков и умений студентов подразделяется на несколько этапов:

- на первом этапе работы обучающиеся принимают участие в научно-практических конференциях различного уровня;

- на втором этапе студенты приступают к курсовому проектированию;

- на третьем этапе — работают над выпускной квалификационной работой (ВКР).

Цель деятельности преподавателей ЦМК состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач (проектов);

- развивают системное мышление;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспериментов, анализа, построения гипотез, обобщения).

За период обучения в техникуме каждый студент самостоятельно выполняет ряд различных

работ: доклады, рефераты, курсовые работы (проекты) и выпускную квалификационную работу. Кроме того, в процессе обучения многие студенты активно участвуют в научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах различного уровня. Каждая новая работа должна отличаться от предыдущей возрастающими степенью трудности и объемом.

Как правило, результаты работы студенты представляют при защите с применением электронной презентации. Отметим, что создать качественную электронную презентацию курсового проекта — достаточно сложная задача.

Курсовые работы (проекты) можно рассматривать не только как учебно-исследовательскую деятельность, направленную на анализ исследуемого материала, его комбинирование и получение собственных выводов по исследуемой проблеме, оценивание их значимости в сфере профессиональной деятельности, но и как способ обучения, результат которого демонстрируется при защите работы (проекта).

Итогом индивидуальной или групповой проектной деятельности обучающихся является реальный, осязаемый практический результат, оформленный тем или иным образом, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности: программные продукты, технические реальные или виртуальные модели, аппаратно-программные комплексы.

В ФГОС специальности «компьютерные системы и комплексы» есть два взаимосвязанных профессиональных модуля:

ПМ.01. Проектирование цифровых устройств;

ПМ.02. Применение микропроцессорных систем, установка и настройка периферийного оборудования.

В рамках данных модулей формируется способность проектировать и применять технические системы и комплексы на базе микропроцессорных систем, другими словами, формируется инженерно-техническое мышление. Инженерно-техническое мышление — вид мышления, проявляющийся при решении задач проектирования и эксплуатации технических систем и комплексов. В современных условиях при создании

сложных технических систем и высоких технологий проблема формирования инженерно-технического мышления является особо актуальной.

Если для организаций высшего образования задача формирования инженерно-технического мышления является сложной, то для СПО задача формирования компетенций, связанных с проектированием микропроцессорных систем, сложна в еще большей степени. Формирование исследовательской компетенции у студентов способствует более успешному решению этой задачи.

Преподавателями ЦМК выделены моменты, на которые необходимо обратить внимание: показать студентам важность информационно-технологических знаний для профессионального роста; научить выделять главное в большом информационном потоке; научить упорству в ситуациях состязательности; научить организовывать себя и других для успешной деятельности; выработать умения находить «оригинальные» и эффективные решения при возникновении нестандартных ситуаций; обучение должно обладать высокой степенью вариативности и предоставлять студентам возможности поиска и реализации собственных творческих решений; выработать навыки работы в условиях неопределенности. Так появилась идея создания студенческого конструкторского бюро (СКБ).

СКБ является одной из форм организации проектной деятельности. Оно было создано в техникуме четыре года назад, в его состав входят студенты третьего и четвертого курсов специальности «компьютерные системы и комплексы» и преподаватели ЦМК, имеющие многолетний опыт использования деятельностных технологий обучения.

Цель деятельности СКБ—повышение эффективности формирования общих и профессиональных компетенций студентов технической специальности посредством применения метода проектного обучения. Суть метода заключается в том, что студенты выполняют не типовые задачи курсового и дипломного проектирования, а решают конкретные конструкторские и расчетные задачи отрасли, наиболее актуальные на текущий момент.

Работа бюро осуществляется по двум направлениям:

- проектирование аппаратно-программных комплексов автоматизированного контроля и управления техническими устройствами на базе современных микропроцессорных систем;

- разработка виртуальных моделей технических систем и комплексов.

Большое внимание в работе СКБ «КСиК» уделяется разработке виртуальных моделей технических систем и комплексов, разработке виртуальных лабораторий междисциплинарных курсов. Разработка и использование виртуальных моделей способствуют повышению активности студентов, лучшему восприятию и усвоению учебного материала за счет его мультимедийно-сти. Использование виртуальных моделей как тренажеров для программирования технических систем позволяет постепенно перейти в процессе обучения к программированию реальных микропроцессорных систем. Особенностью данной технологии является то, что студенты каждого последующего потока обучения используют и накапливают опыт работы предыдущего и, базируясь на этом опыте, развивают и совершенствуют свои профессиональные знания и опыт, создают новые более сложные виртуальные модели для обучения последующих поколений студентов. В результате этого процесса формируются профессиональные компетенции на базе современных технологий, которые в сфере 1Т-профессий меняются каждый год.

С каждым годом появляется все большее количество разнообразных механизмов, в частности роботов, которые могут ездить, ползать, ходить и даже летать. Все это множество устройств требует развития существующих и создания новых алгоритмов в области теории управления, теории обработки сигналов, изображений. Поэтому актуальным стал проект «Проектирование мобильного робота колесного типа». Работа над проектом вызвала живой интерес у студентов к получаемой профессии, способствовала развитию инженерно-технического мышления.

Результаты работы СКБ — это технические проекты:

- «Виртуальная модель автоматизированного контроля и управления техническими системами проходческого комбайна «Ковчег»;

- «Проектирование и оптимизация управления мобильным роботом колесного типа»;

- «Разработка лабораторных стендов на базе микропроцессорных систем»;

- «Исследование и создание комплексных лабораторных стендов по изучению протоколов передачи данных между удаленно расположенными микропроцессорными системами и комплексами»;

- Создание виртуальной лаборатории по исследованию работы цифровых устройств» и др.

Каждый проект был достойно представлен студентами на научно-практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства

на городском, областном, всероссийском и международных уровнях. В 2014 году на Всероссийском конкурсе работ научно-технического творчества студентов, обучающихся по программам СПО, в номинации «Радиоэлектроника» проект по робототехнике отмечен дипломом призера и представлен Министерством образования и науки РФ в составе лучших достижений образовательных учреждений СПО на Международном конгрессе-выставке «Образование без границ — 2014» (25-26 ноября 2014 г, г. Москва).

Работа в составе СКБ над проектами позволяет студентам развивать способность к исследованиям, получить устойчивые навыки и умения в области проектирования и программирования аппаратно-программных комплексов на базе микропроцессорных систем, развить способности работать в команде, способность презентовать и защищать свою работу. Она делает образовательный процесс интересным, творческим, что привлекает все большее количество студентов к проектной деятельности. В настоящее время студенты работают над проектом «Умный дом». Проектно-исследовательская деятельность студентов по направлению «Проектирование аппаратно-программных комплексов на базе микропроцессорных систем» привлекает не только юношей, но и девушек специальности «компьютерные системы и комплексы», оказывает существенное влияние на выбор темы для курсового и дипломного проекта.

Направление проектно-исследовательской деятельности «Разработка программных продуктов» направлено на формирование дополнительных профессиональных компетенций, определенных в вариативной части образовательной программы специальности «Компьютерные системы и комплексы». Дополнительные компетенции направлены на подготовку студентов в области программирования информацион-

ных систем, что позволит повысить конкурентоспособность специалистов на рынке труда или в дальнейшем продолжить обучение в учреждении высшего образования.

Все проектные работы имеют практическую направленность. Можно выделить три основных направления проектно-исследовательской работы:

- разработка программных продуктов на платформе 1С: Предприятие;

- разработка web-сайтов;

- формирование интернет-ресурсов для учебного процесса.

Практическое применение в управлении образовательным процессом нашли следующие проекты студентов:

- разработка уникальной конфигурации «Электронный секретарь», предназначенной для автоматизации некоторых участков деятельности секретаря-документоведа;

- создание конфигурации «Расписание экзаменов», предназначенной для использования в работе заведующими отделениями техникума;

- разработка информационной системы «Спутник классного руководителя»;

- реализация информационной системы «Электронное портфолио преподавателя», предназначенной для автоматизации учета достижений преподавателя образовательного учреждения в учебных и внеучебных видах деятельности. На Всероссийском конкурсе проектов при МГУ им. Ломоносова в 2013 году проект информационной системы «Электронное портфолио преподавателя» удостоен диплома победителя;

- создание конфигурации «Журнал учета самостоятельной работы», предназначенной для автоматизации планирования преподавателем самостоятельной работы по дисциплинам и учета результатов ее выполнения обучающимися.

Кроме того, разработаны конфигурации: «Ка-лендарно-тематическое планирование», «Учеб-

ные практики», «Мои дипломники», «Журнал учета консультаций», «Электронный паспорт кабинета».

В настоящее время специалисты, обладающие навыками работы в программной среде «1С: Предприятие», востребованы на рынке труда, поэтому работа в этом направлении актуальна и вызывает интерес у студентов.

Направление работы по разработке web-сайтов организуется в рамках учебной и производственной практики по ПМ.05 «Интернет-технологии». В рамках учебной практики по созданию проектного продукта — web-сайта — студенты самостоятельно выбирают тематику и структуру будущих сайтов, а также технологию их создания. Знания основ различных технологий создания web-сайтов были получены при изучении междисциплинарного курса «Технологии Интернет». Но для достижения запланированного результата требуется самостоятельное углубленное изучение технологий web-строительства. Для достижения запланированного результата формируются творческие группы студентов, занимающиеся углубленным изучением разных технологий создания сайтов. На зачетном заня-

тии творческие группы представляют работу созданных интернет-сайтов, обмениваются знаниями и опытом работы. Во время производственной практики создают макет интернет-сайта предприятия.

Работа по созданию интернет-ресурсов для учебного процесса направлена на формирование информационных материалов и тестовых заданий по междисциплинарным курсам профессиональных модулей. Для работы в данном направлении привлекаются студенты, проявляющие интерес к этому виду деятельности.

Результативность работы цикловой методической комиссии оценивается в конечном итоге достижениями студентов в образовательном процессе и успешностью освоения исследовательской компетенцией.

Формирование исследовательских умений и навыков способствует более качественному выполнению дипломных проектов и их защите. Динамика изменения качества отражена на рисунке. Анализ данных показывает устойчивый процесс повышения качества защиты дипломных проектов. В 2014 году качество защиты дипломных проектов составило 100 %.

2012 Год выпуска

Рис. Динамика качественной защиты дипломных проектов на государственной итоговой аттестации

В заключение можно сказать, что процесс развития исследовательской компетенции студентов ориентирован на реализацию их исследовательского и личностного потенциала, становление готовности к активной творческой деятельности, что, безусловно, соотносится с формированием таких общих компетенций, как:

- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

73 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.