5. Моделируя будущую профессиональную деятельность в игре, обучающиеся смогли «примерить» различные профессиональные роли, выполняя те или иные функции руководителя организации, а также технического персонала, что позволило сформировать у них профессиональные компетенции. Игровые технологии способствовали развитию навыков работы с различными источниками информации, применению полученных знаний в производственной деятельности. Формирование профессиональных компетенций является важным условием обеспечения подготовки высококвалифицированного специалиста. Проведение деловых и ролевых игр позволило сформировать практические умения и навыки, облегчило студентам трудоустройство для прохождения производственной практики. По результатам опроса социальных партнеров и работодателей 100 % выпускников техникума оцениваются как квалифицированные специалисты, уро-
вень подготовки которых соответствует уровню современного производства.
Проведенная работа показала, что игровые технологии оказались достаточно эффективными и интересными как для самих преподавателей, так и обучающихся. В игре, приближенной к реальной ситуации, происходит формирование ключевых и профессиональных компетенций. Игровые технологии способствуют усвоению теоретических знаний, совершенствуют личностные, профессиональные навыки и умения.
Современному работодателю нужны такие выпускники, которые бы активно включались в профессиональную деятельность, были мобильными, обладали умением решать все возникающие профессиональные проблемы быстро и качественно. Подготовка таких выпускников возможна лишь в рамках компетентностного подхода, где развитие ключевых и профессиональных компетенций является важной стратегической целью.
К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИЙ
С. Н. Спиридонова, преподаватель ГОУ СПО «Таштагольский многопрофильный техникум»
Современный этап развития образования характеризуется постоянным увеличением требований к его качеству, к соответствию образовательных результатов запросам современного общества. Актуальность данных изменений обусловлена прежде всего потребностью рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных специалистах. Особенность нового поколения стандартов состоит в направленности образовательного процесса на студента и его достижения. Новым критерием качества профессиональной подготовки специалиста становится компетенция.
Компетенция — комплексная характеристика готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. Компетенция формируется в результате осознанной деятельности, приобретение компетенций зависит от активности обучаемых. Мониторинг компетенций студентов становится важной составляющей образовательного процесса.
На первых занятиях изучения дисциплины ОП. 06. Информационные технологии в профессиональной деятельности специальности
140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) знакомлю студентов с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по дисциплине, общими и профессиональными компетенциями. После изучения стандарта совместно с ребятами формируем таблицу компетенций, заполняя ее, определяем, что может являться показателями сформированности общих и профессиональных компетенций. Во время обсуждения приходим к мнению, что показателями могут быть проекты, творческие работы, презентации и видеоролики, например «Моя профессия», «Здоровый образ жизни», «Курение — яд!», «Традиции моей семьи», участие в конкурсах, мероприятиях и т. д., при этом один и тот же показатель может относиться к разным компетенциям.
Общие и профессиональные компетенции по учебной дисциплине ФИО студента, специальность, дисциплина, дата заполнения
Показатели, предлагаемые самими студентами
ОК 1
ОК n
ПК n
Обсуждая, приходим к выводу, что необходи- взгляд, является объективным оцениванием их мо заполнение данной таблицы в ходе изучения профессионального роста. Приведу фрагмент дисциплины. Самооценка обучающихся, на мой заполнения таблицы компетенций.
Общие компетенции Показатели, предлагаемые самими студентами
ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Проявляю устойчивый интерес к своей специальности, помимо часов, отведенных для занятий, ищу дополнительную информацию в Интернете. Участвую в различных конкурсах, публикую свои работы в электронных СМИ. Участвовала в областном конкурсе «Чудеса родного края» в номинации «Жемчужины Кузбасса» (диплом участника), в научно-практической конференции (3-е место)
ОК5 Использовать инфор-мационно-коммуникацион-ные технологии в профессиональной деятельности С помощью Интернета нахожу нужную информацию. Например, для своего сайта на Google нашла информацию по адресу: http://eict.ru/peredacha_inform. html. Умею работать в текстовом и табличном процессорах, графических редакторах, создавать презентации в Power Point, Prezi.com, видео в Movie Maker, публиковать информацию в Интернете
ОК6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями При подготовке к конкурсам мне помогали преподаватели, родители, друзья, Интернет, книги. Я поняла, что делать работу сообща намного эффективнее, чем делать это одной. Например, командой мы организовали и провели мероприятие «Курение — это яд!»
ОК7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий Умею работать в команде, брать на себя ответственность за работу участников своей команды, контролировать ход выполнения заданий и отвечать за результат выполнения заданий. Например, организовывала мероприятие для первокурсников «Всемирный день информации», была организатором флеш-моба «День борьбы с туберкулезом». Несколько раз была ведущей на различных мероприятиях
ОК9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Пытаюсь ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессии и стараюсь сразу же освоить нововведения. Когда у меня нет возможности пользоваться стационарным компьютером или ноутбуком, я использую планшет, телефон, с их помощью продолжаю начатую работу
Полученные результаты позволяют определить локальные недочеты в образовании отдельных студентов. При данном подходе происходит согласование целей обучения с личными целями обучающихся, возрастает мотивация наполнения портфолио, повышается самооценка, студенты осознанно подходят к изучению материала. На заданный студентам вопрос «Что дает лично вам заполнение таблицы компетенций?» были получены ответы, приведу некоторые из них: «Дисциплинирует, помогает сформировать более профессиональные взгляды», «С помощью заполнения таблицы по компетенциям я точно могу понять, что от меня требуется на моей специальности», «Я могу контролировать свое развитие. Чему я научилась и чему мне следует научиться», «При заполнении компетенций я делаю об-
щий вывод обо всем, что я знаю и умею. Так я могу оценить эффективность своей учебы», «Я могу делать выводы о том, что я научилась делать за некоторый промежуток времени», «Это помогает раскрыть индивидуальные качества каждого студента», «Помогает лучше познать себя», «Помогает мне организовать мою работу», «Демонстрация знаний и доказательство самому себе, что ты знаешь», «Я начинаю понимать, насколько важна моя будущая профессия».
Заполнение таблицы — инструмент для систематического анализа компетенций студентов, просмотра и комментирования результатов их деятельности, освоенных компетенций на протяжении всего периода обучения. Знакомясь со стандартом специальности и рассматривая компетенции на первом занятии, переходим
к формированию «досье успехов» — портфолио. Осознанное и заинтересованное наполнение личного портфолио каждым студентом обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок их деятельности. В результате мы получаем не простую совокупность знаний, умений и навыков, а основанную на них личную, социальную и профессиональную компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.
1. Золотарева Е. В. Портфолио как средство мониторинга профессионального роста учителя и повышения качества образования в целом. Научно-издатель-
ский центр «Социосфера», 2012, [Электронный ресурс] // URL: sociosphera.com/publication/conference/ 2012/153/portfolio_kak_sredstvo_monitoringa_ professionalnogo_rosta_uchitelya_i_povysheniya_ kachestva_obrazovaniya_v_celom.
2. Ломшин М. И., Лузгин С. Е. Система компетенций, формируемых в среднем профессиональном образовании (на примере специальности «Программирование в компьютерных системах») : Электронный научно-методический журнал, 2012, № 1 УДК 378.1 [Электронный ресурс] // URL: http://inobr. mrsu.ru/?view=remind.
3. Лысенко Е. А. Система мониторинга и оценки изменений профессиональных компетенций студентов: Новые информационные технологии в образовании. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 12-15 марта 2013 г [Электронный ресурс] // URL: nito.rsvpu.ru/ files/nito2013/nito2013.pdf.
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О. П. Старицына, начальник отдела по учебно-методической работе ГОУ СПО «Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий» Л. Б. Журова, преподаватель, председатель цикловой комиссии информационных технологий
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны. Востребованными в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные выпускники, адаптировавшиеся к новым социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Способность быстро и качественно решать сложные задачи, уметь видеть и решать проблему, предлагая творческие варианты — эти и другие задачи может решить человек, обладающий исследовательской компетенцией. Исследовательская компетентность является основанием для развития других более конкретных и предметно-ориентированных компетентностей, поскольку помогает студенту обучаться, позволяет стать ему более гибким, конкурентоспособным, помогает быть более успешным в дальнейшей жизни, что и определяет значимость ее формирования.
По сути исследовательская компетенция в ФГОС СПО не обозначена, между тем подготовка выпускной квалификационной работы предусматривает именно наличие исследовательских знаний, умений и навыков.
л
14 л- :
О. П. Старицына Л. Б. Журова
Как показывает опыт работы преподавателей цикловой методической комиссии «Информационные технологии», дипломное проектирование, выполняемое студентами специальности «компьютерные системы и комплексы», носит учебно-исследовательский характер, поэтому выполнению дипломного проекта должна предшествовать систематическая работа по формированию исследовательских умений обучающихся на протяжении всего периода обучения. Важными путями развития исследовательских навыков и умений являются активные методы обучения, и одно из ведущих мест здесь занимает метод проектов.