Научная статья на тему 'Реализация технологии «Портфолио достижений выпускников» в техникуме'

Реализация технологии «Портфолио достижений выпускников» в техникуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ / КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столетова Елена Сергеевна

В статье сообщается об опыте проведения в колледже промежуточной аттестации студентов в форме дифференцированного зачета (защиты портфолио достижений) по завершению освоения учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация технологии «Портфолио достижений выпускников» в техникуме»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ

Реализация технологии «Портфолио достижений выпускников» в техникуме

В соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций. Для реализации данного требования студенты Ир-битского мотоциклетного техникума по завершению освоения учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» сдают промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета (защиты портфолио достижений).

СТОЛЕТОВА Елена Сергеевна,

преподаватель Ирбитского мотоциклетного техникума, г. Ирбит

(Свердловская область)

В Положении о «Портфолио достижений выпускников Ирбитского мотоциклетного техникума», утвержденном 10 ноября 2014 года, портфолио определяется как «систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии индивидуальных образовательных и профессиональных достижений студента Ирбитского мотоциклетного техникума и их презентации для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда».

Основными целями формирования «Портфолио достижений выпускников» являются:

- анализ и представление значимых результатов, процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста;

- обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста обучающегося;

- накопление и сохранение документального подтверждения собственных достижений обучающегося в процессе его обучения в образовательной организации, степени сформированное™ общих и профессиональных компетенций.

Примерная структура портфолио обучающегося техникума

1. Титульный лист

Компоненты педагогической технологии «Портфолио достижений выпускников»

Аннотация

В статье сообщается об опыте проведения в колледже промежуточной аттестации студентов в форме дифференцированного зачета (защиты порт-фолио достижений) по завершению освоения учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда»

Ключевые слова:

«Портфолио достижений выпускников», дифференцированный зачет, компоненты педагогической технологии

¡> I [ш-1 ■ 1 ки ч1! I ЕЫ 11 > птшент:

экспертнаи и цепки готовых проект»

Ир» 1ф<ШСДСМ]]И 11|)0>1СЖ>ТО'ШОИ

аттестации но УЦ ОГСЭ.Об Эффект ив его с Екшедсмнс на рынке трэда.

ЦелеВбп компонент:

ОС Эффектнинос мо рынке труда, олнакомдеиис обучающим я с фирмой и срока ни

Iфоведешш 11ромежу то1111ни

Проект

"Портфолио достижений выпускника

ГАОУ СПО СО "ПМТ" "

аттестации.

) р е а пи га е ию | еш.е и ко мно I

и н.1 и ее иду а. 1ЫI ос к ы I т.. и 1С 11 не

(ЕПу< 1:1101 ПНМ11СИ НЕЗСауДНТОрНОН рнбоТЬЕ, 1111р|10. ЕС[11ЕОП ЕЕ а ф0рМНр0ВШ1Ие ЕЕ

иакон.иенис структурных шмеитов прртфолно дос I ижеЬий.

Сод е НС1 тел ьн ые г компонент

формулируется и доееоситсн до студсЕ1тов в соответствии с Рабочей и р о е р а ммо и УД ОГС 3.06' )ффект и в нас

иовсдсеенс па рынке труда. По, [ожением о (юрефолио достижении »ынуекпимн* ГАОУ СПО СО "ИМТ^

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

2. Содержание

3. Презентационное портфолио

4. Портфолио достижений

5. Учебно-исследовательское портфолио

6. Диагностическое портфолио

7. Портфолио участия в общественной жизни

8. Оценочное портфолио

9. Творческое портфолио

10. Сводная таблица, отражающая структурные компоненты портфолио и подтверждение их реализации

С помощью «Портфолио достижений выпускников» как педагогической технологии эффективно отслеживается сформированность ключевых компетенций и компетентностей обучающегося. Наиболее значимыми и востребованными являются следующие компетенции:

- информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

- коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми, участниками образовательного процесса);

- самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы);

- самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).

Применение в профессиональной деятельности технологии «Портфолио достижений выпускников» осуществляется в соответствии с взаимосвязанными компонентами: целевым,

содержательным, организационным, эксперт-но-оценочным, которые образуют целостную систему.

В 2014/2015 учебном году в группах 4-го курса технических специальностей техникума проведена апробация «Положения о портфолио достижений выпускников». По ее итогам у обучающихся были выявлены следующие затруднения:

- недостаточное количество документов, подтверждающих участие студентов в мероприятиях разного уровня или полное их отсутствие;

- страх перед нехваткой временного ресурса на выполнение проекта;

- низкий уровень мотивации при выполнении внеаудиторной работы.

Для ликвидации указанных проблем во втором семестре 2014/2015 учебного года студенты 1-го курса по специальности «Информационные системы (по отраслям)» выполняют проект «Портфолио достижений студента Ирбитского мотоциклетного техникума» в рамках изучения учебной дисциплины «Введение в специальность».

Так осуществляется преемственность «порт-фолио студента — портфолио выпускника Ирбитского мотоциклетного техникума», повышается мотивация к образовательным достижениям студентов, начиная с 1-го курса, закладываются предпосылки для успешного прохождения государственной (итоговой) аттестации.

Педагогическая технология «Портфолио достижений выпускников» помогает эффективно отслеживать сформированность ключевых компетенций студентов

НОВЫЕ КНИГИ

Пожарская О. В. Портфолио выпускника/абитуриента. Как создать «досье успехов»

Изд-во: Учитель, 2015. 40 с.

Материалы и рекомендации пособия позволят учащемуся систематизировать документы и другие объективные показатели, подтверждающие его индивидуальные достижения и заслуги в обучении, творчестве, предметных олимпиадах, спорте, а предложенные для заполнения результатами шаблоны и формы-таблицы помогут грамотно и эффектно оформить свое «досье успехов» и отразить все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.