ми методами. Участники семинара познакомились со спутниковым оборудованием фирмы Leica Geosystems, стали участниками мастер-класса, проведенного сотрудниками компании «Навгеоком».
Планы на ближайшее будущее определены, и коллектив КузТАГиС активно работает над их реализацией, так как уверен, что успех ждет тех, кто является фанатом своего дела и стремится быть лучшим во всем.
ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО
И. В. Путилова, преподаватель ГКПОУ «Томь-Усинский энерготранспортный техникум»
Подготовка конкурентоспособного специалиста, готового к предстоящей профессиональной деятельности, в профессиональных образовательных организациях — одна из ключевых задач современного образования. В связи с этим ФГОС СПО поставил перед организациями профессионального образования ряд проблем, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у обучающихся общие и профессиональные компетенции, а затем измерить и оценить результат. К такой технологии можно отнести технологию, основанную на портфолио учебно-профессиональных достижений, где портфолио выступает и как средство, и как метод. При этом четкого списка материалов (артефактов), необходимых для включения в портфолио, не существует.
Идея портфолио — это не только некоторое собрание учебных и профессиональных достижений обучающихся, которое содержит многообразную информацию, документирующую их приобретенный опыт и достижения, но и аутентичный способ оценивания их достижений. Аутентичное оценивание широко применяется за рубежом в практико-ориентирован-ных моделях обучения и трактуется как «истинное, настоящее, подлинное, верное оценивание» или «оценивание реальных достижений учащихся», складывающихся из совокупности всех его успехов и проявлений в соответствии с будущей профессиональной деятельностью. Оно осуществляется посредством использования аутентичных методов оценивания, к числу которых относятся исследовательские проекты, научные эксперименты, устная презентация, дискуссия, творческие работы обучащихся и др. Аутентичное оценивание ориентировано преимущественно на практические результаты деятельности обучащихся, учитывает и стимулирует их инициативу, стремление к самосовер-
шенствованию и личностному росту на основе самооценки своего продвижения к планируемому результату образовательной деятельности, обеспечивает им возможность видеть эти результаты и получать положительную оценку, признание своих достижений. Таким образом, аутентичное оценивание становится одним из важнейших средств и условий реализации подготовки будущего специалиста.
Портфолио включает систему оценивания, ориентированную на процесс оценивания, самооценивания и взаимооценивания — с одной стороны, с другой — выстраивает вокруг него учебный процесс как новую культуру учения — технологию портфолио.
Термин «портфолио» в образовании понимается не так, как в сфере бизнеса. Преподаватели используют его для развития у студентов умения анализировать и оценивать процесс собственного развития. Психологи часто говорят: «Осознал — значит изменился». Технология портфолио как раз и направлена на то, чтобы сделать процесс подобного осознания управляемым, целенаправленным и обыденным, повседневным. Для применения в педагогической практике технологии портфолио следует рассмотреть различные виды портфолио и из всего многообразия выбрать те, которые позволят решить поставленные задачи.
Портфолио документов включает в себя перечень официальных документов: дипломы, сертификаты, аттестационный лист по практике, отзыв руководителя практики, характеристика руководителя группы и т. д.
Портфолио достижений (работ) включает в себя лучшие работы студента (доклады, рефераты, курсовые работы, проекты, конспекты мероприятий и т. д.) по конкретному блоку учебного материала или профессионального модуля, оформленные всеми возможными (известными, доступными) способами.
Рефлексивный портфолио включает в себя материалы по оценке и самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов своей учебной работы; по анализу особенностей работы с различными источниками информации; ощущений, размышлений, впечатлений и т. д. Содержание портфолио зависит от того, над какой конкретной проблемой работает студент.
Проблемно-ориентированный портфолио включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной проблемы.
Тематический портфолио включает материалы, отражающие работу студента в рамках той или иной темы или структурной единицы дисциплины.
Портфолио учебно-профессиональных достижений включает свидетельства освоения ПК и ОК (фото-, видеоматериалы, оценочные листы по лабораторно-практическим работам, дневник достижений с оценкой наставника/тьютора (классного руководителя).
Портфолио творческих достижений содержит дипломы, награды, призы, фото изготовленной продукции, свидетельствующих о наличии устойчивого интереса к избранной профессии, активном участии в конкурсах профессионального мастерства различного уровня, в проектной деятельности, исследовательской работе.
Портфолио-отчет содержит индивидуальные текущие работы: тесты, эссе, проектные работы, списки литературы и т. д. Это своеобразный дневник самостоятельной деятельности.
Портфолио-самооценка содержит как работы обучающегося, так и заметки преподавателя по поводу работ, оценки за выполненные задания с характеристикой и объяснениями, а также самооценки обучающегося.
Смешанный тип портфолио включает в себя несколько видов портфолио.
Внешне портфолио выглядит как набор каких-либо работ обучающихся, это может быть папка с продуктами творческой деятельности студентов, рисунками, схемами, конспектами (портфолио как средство).
Но технология портфолио представляет собой не только воплощение идеи активного сбора информации, сведений, но и подробный алгоритм развития исследовательских умений в процессе работы с информацией (портфолио как метод).
Портфолио может быть полезным для студентов:
- как возможность определять направление в собственном поиске;
- возможность для рефлексии студентами собственной работы;
- документ, в котором отражено развитие студента и результаты его самовыражения;
- для подготовки и обоснования целей будущей работы;
- демонстрация сторон интеллекта студента и особенностей его культуры;
- возможность для обучающихся самим устанавливать связи между предыдущим знанием и новым знанием.
В своей практической деятельности я организую учебный процесс по методу формирования портфолио учебно-профессиональных достижений (портфолио междисциплинарного курса, профессионального модуля), что, на мой взгляд, позволяет решить задачи формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся как одно из требований образовательных стандартов и осуществить подготовку обучаемых к производственной деятельности.
Результатом этой деятельности является разработка содержания и подходов к применению портфолио учебно-профессиональных достижений для формирования общих и профессиональных компетенций, приемов оценки уровня сфор-мированности компетенций, а также интеграция различных подходов в обучении для обеспечения подготовленности обучаемого к предстоящей профессиональной деятельности. В частности разработаны различные виды занятий, способствующие реализации технологии портфолио, и методика работы с оценочным листом.
Методика работы с оценочным листом состоит в следующем:
1. В начале учебного занятия преподаватель называет тему занятия, обозначает ее актуальность и проблематичность (чаще формулируется производственная ситуация). Предлагает способы деятельности при решении проблемы и дает характеристику результатов для обучающегося при выборе того или иного способа деятельности.
2. Обучающиеся выбирают способ деятельности и в соответствии с ним обводят или вы-
деляют цветом в оценочном листе позицию той компетенции (ОК или ПК), которую предполагают формировать (развивать) на данном учебном занятии, т. е. осуществляют целепо-лагание.
3. В конце занятия обучающиеся в соответствии с ранее разработанными (совместное обсуждение обучающихся и преподавателя) критериями оценки сформированности компетенций проставляют уровень сформированности в каждой выделенной ранее клеточке: «низкий» — 1 балл, «средний» — 2 балла, «высокий» — 3 балла. Выставленные баллы обсуждаются в микрогруппе и, если необходимо, корректируются.
4. Подсчитывается итог за занятие: выводится средний уровень сформированности комплекса ОК и ПК на данном занятии, и полученный балл переводится в соответствии со шкалой в оценку за занятие. Если проводилось нестандартное занятие, обобщающее занятие и т. п., то обучающемуся выдается сертификат. Разработаны сертификаты по следующим номинациям:
- за освоение профессионального модуля;
- за лучшее оформление и защиту практических занятий (лабораторных работ);
- за лучшее выполнение и защиту курсового проекта (курсовой работы);
- за освоение определенных компетенций и т. п.
5. По окончании изучения междисциплинарного курса (профессионального модуля) подводится итог по уровню сформированности каждой компетенции и в целом по МДК, что учитывается при выставлении оценки по итогам промежуточной аттестации в учебной ведомости и в сводной ведомости по оценке уровня сфор-мированности компетенций.
6. Обучающиеся используют рефлексивный анализ по результатам оценочного листа при выставлении оценок на учебном занятии, при сдаче экзамена (зачета) по МДК (ПМ), на итоговой государственной аттестации при защите по схеме «дипломный проект + портфолио».
Оценочный лист, сертификаты, выполненные работы — это материалы, свидетельствующие об истинных, подлинных результатах, являющиеся неотъемлемыми слагающими портфолио в целом.
В процессе работы с оценочным листом и над созданием портфолио у обучаемого формируются:
- общеучебные умения (систематизация, обобщение, сравнение, анализ, синтез и др.);
- прогностические и проектировочные умения (выбор и формирование целей, определение последовательности и результата деятельности, планирование, выбор способов деятельности и др.);
- организационные умения (умение вести деловые записи, находить необходимые данные, использовать различные способы работы с информацией и др.).
Помимо накопительной, портфолио выполняет и модельную (технологическую) функцию:
- отражает динамику развития обучающегося, результатов его самореализации;
- демонстрирует стиль учения, свойственный обучающемуся, показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта;
- помогает обучающемуся проводить рефлексию собственной учебной и профессиональной деятельности;
- служит формой обсуждения и самооценки результатов работы обучающихся на семинаре, зачете, экзамене;
- помогает обучающимся самостоятельно установить связи между усвоенными ранее и новыми знаниями.
Процесс формирования портфолио помогает решить следующие педагогические задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
- формировать у обучающихся умение учиться, а именно: ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности самообучения;
- формировать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, формировать адекватную самооценку;
- содействовать персонализации образования, определять количественные и качественные индивидуальные достижения;
- создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников и конкурентоспособности их на рынке труда.
Философия портфолио предполагает:
- смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данному профессиональному модулю;
- интеграцию количественной и качественной оценок;
- перенос педагогического «ударения» с оценки преподавателя на самооценку обучающегося;
- портфолио — стимул роста, создание ситуации успеха.
Таким образом организация формирования портфолио обучающимся позволяет в полной мере применить компетентностный подход в обучении, эффективно планировать и оценивать процесс и результат своего обучения. Для обеспечения вышеперечисленных результатов учебные занятия следует проектировать и проводить по-иному: в рамках технологии портфо-лио профессионального модуля.
Работа по внедрению технологии портфолио студента в образовательный процесс ведется планомерно: она включается в годовой план работы проблемно-творческой группы по теме «Освоение и реализация технологии сравнительной оценки и достижений (портфолио учебно-профессиональных достижений), планы работы цикловых методических комиссий, индивидуальный план работы преподавателя. Кроме того, каждый преподаватель, работающий по внедрению портфолио в учебный процесс, должен предусмотреть в своей педагогической деятельности и отразить в учебно-методических материалах, обеспечивающих образовательный процесс (программах учебной дисциплины или профессионального модуля, планах учебных занятий, методических разработках занятий, учебных пособиях и т. д.), систему планирования, реализации, контроля и оценивания результатов индивидуальной образовательной деятельности студента с точки зрения формирования портфолио.
Каждый студент обеспечивается в начале своего обучения в техникуме папкой со структурой портфолио. Обучение студентов ведению портфолио осуществляется на семинарских занятиях. Ответственным за ведение портфолио является студент, преподаватель может лишь рекомендовать ему внести ту или иную оцененную работу в портфолио, составить отзыв о ней.
Необходимо помнить, что все работы, оцененные преподавателем и внесенные в порт-фолио студента, косвенно отражают также качество работы этого преподавателя (почему именно так оценена эта работа, почему она включена в портфолио и т. д.). Поэтому относиться к организации учебно-исследовательской работы и ведения портфолио студента нужно ответственно.
Классный руководитель группы имеет право ознакомиться с портфолио студента, напомнив о его регулярном пополнении, анализе, самооценке, назначить в группе менеджера по формированию портфолио.
В течение учебного года работа по внедрению технологии портфолио в образовательный
процесс анализируется преподавателями, членами творческой группы, заслушивается на заседании творческой группы, методического совета, результаты отражаются в отчетах, намечаются действия по улучшению и дальнейшей реализации исследования.
Лучшие портфолио с согласия студентов могут быть представлены на выставках, конференциях, конкурсах, применяться обучающимися на квалификационных экзаменах, на защите выпускной квалификационной работы и при устройстве на работу.
Структура портфолио:
• Титульный лист.
• Оглавление с перечнем материалов, включающее описание соответствующих разделов портфолио, с указанием страниц.
• Содержание разделов портфолио, свидетельствующее о достижениях выпускника, сформированности ОК и ПК, результативности разных видов и форм образовательной деятельности (в отдельных файлах с указанием номера страницы и даты составления документа).
Раздел 1. Общие сведения о выпускнике. Данный раздел включает материалы, отражающие личностные характеристики:
• фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место проживания; семейное положение (количество, возраст детей);
• образование (что и когда окончил, наличие специальности и квалификации);
• характеристика (отражает личностные качества студента);
• наличие опыта работы (организация, специальность, дата приема на работу, дата увольнения, общий стаж);
• повышение квалификации и дополнительное образование (название структуры, где прослушивались курсы, дата, продолжительность занятий, проблематика курсов);
• жизненные планы на краткосрочный (2-3 года) и долгосрочный (5-7 лет) период;
• копии документов, подтверждающих наличие соответствующего уровня образования, спортивного разряда, грамот, благодарственных писем, наград (значков, знаков отличия, медалей и т. п.), дипломов, свидетельств участника (призера) олимпиад, конкурсов, форумов, конференций и иных документов по усмотрению обучающегося.
Раздел 2. Подтверждения сформированно-сти общих компетенций.
Этот раздел содержит результаты:
• участия в деятельности на учебных занятиях (аттестационные листы);
• участия в студенческом самоуправлении в качестве актива группы (староста, заместитель старосты, редколлегия, физорг, культорг, менеджер по портфолио и т. д., дата назначения, выполняемые обязанности);
• участия во внеурочных мероприятиях обучающихся (дата и место проведения, название, цели, задачи и достигнутые результаты, грамоты, свидетельства, отзывы, отчеты).
Раздел 3. Подтверждения сформированно-сти профессиональных компетенций
В этот раздел включаются результаты:
• освоения профессиональных модулей (аттестационные листы, копии сертификатов, грамот, дипломов, отзывов преподавателей МДК, менеджеров ПМ и т. п.);
• курсовых и дипломных работ/проектов (копии отзывов руководителей дипломов, грамот);
• учебно-производственных практик (курс, дата и место прохождения практики, краткое описание достигнутых результатов, отзывы руководителей практик, оценка; представить копии характеристик, аттестационных листов, благо-
дарственных писем, грамот, отчетов; могут быть приложены конспекты занятий, внеклассные мероприятия, фотографии и т. п.);
• олимпиад, конкурсов, конференций по профилю получаемого образования (дата и место проведения мероприятия; представить копии сертификатов, грамот, дипломов и т. п.);
• учебной деятельности.
В целом работа по внедрению портфолио в учебный процесс показала, что применение портфолио учебно-профессиональных достижений (портфолио профессионального модуля) является одним из альтернативных (аутентичных) средств оценивания, соответствующего современным технологиям обучения и образовательным ценностям, средством оценки готовности обучающегося к будущей профессиональной деятельности и может послужить основой для разработки интегрирующей технологии, способной максимально раскрыть индивидуальные способности каждого обучающегося, создать условия для самореализации и самоактуализации.
ПРОВЕДЕНИЕ НА УРОКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗМИНОК ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И. Н. Рубакова, преподаватель ГАПОУ «Юргинский техникум агротехнологий и сервиса»
Одним из самых эффективных методов, позволяющих реализовывать компетентностный подход, является интерактивное обучение, которое основано на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса. Интерактив невозможен без создания комфортных условий обучения, таких, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, когда поддерживается его самостоятельность, предоставляются возможности для его самореализации, создается деловой стиль обсуждения.
Но собственный опыт использования интерактивных методов, а также анализ подобной деятельности других педагогов показывает, что обучающиеся, в большинстве своем привыкшие к традиционному занятию, когда главный — преподаватель, а они только слушают и повторяют услышанное, оказываются не го-
товыми к взаимодействию. Сказывается закрепощенность, скованность, традиционность поведения. Поэтому перед педагогом встает задача изменения эмоционального фона урока.
Атлет, придя на тренировку, не хватается за штангу без разминки. Каратисты начинают с медитации. Каждый новый вид работы, деятельности требует определенного настроя, тем более такой сложный и непривычный для обучающихся, как обучение в интерактивном режиме. Поэтому возникла необходимость проведения в начале урока разнообразных интеллектуальных разминок.