тинскому языку, на которой выполняют задания повышенной сложности. У студентов появляется возможность попробовать свои силы и приобрести уверенность в себе.
Студенты-кружковцы также принимают участие в конкурсах различного уровня, занимая призовые места в номинациях «Лучший реферат», «Лучший тематический кроссворд», «Мы за здоровый образ жизни», «Творческая мастерская». Любое подготовленное сообщение не только занимательно, но и информативно, заставляет лучше разобраться в теме исследования. Работа кружка способствует серьезному отношению к научно-исследовательской деятельности, развивает способности к ней и формирует устойчивый интерес. Руководитель предметного кружка проводит мастер-классы по подго-
товке и защите рефератов, презентаций, позволяет начинающим исследователям чувствовать себя увереннее и быть готовым к различным дискуссиям.
Наиболее активные и способные студенты выступают с очными докладами на городских и областных научно-практических конференциях, публикуют тезисы и статьи.
Стремление к знаниям, заинтересованность в поиске и обработке полученной информации, желание разобраться в новой теме, стремление научиться грамотно представлять свою работу — эти качества присущи студентам, занимающимся учебно-исследовательской деятельностью и всем желающим саморазвиваться и совершенствовать свой интеллектуально-культурный уровень.
ПОРТФОЛИО КАК РЕЗУЛЬТАТ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
т. С. Калугина, преподаватель Кемеровского коммунально-строительного техникума
имени В. И. Заузелкова
В настоящее время перед системой профессионального образования стоит важнейшая задача, связанная с конкурентоспособностью и востребованностью выпускника на рынке труда. Проблема трудоустройства стала актуальной особенно в последнее время, когда конкуренция происходит не только среди выпускников, но и среди специалистов с опытом работы. Согласно ФГОС СПО образовательные организации должны обеспечить не только процесс формирования компетенций специалиста, но и отслеживать и предъявлять результаты достижений его деятельности будущему работодателю. Возникает необходимость составить портфолио, которое будет демонстрировать сильные стороны обучающихся, свидетельствовать об уровне его обученности, приобретенных умениях и навыках.
Одной из современных педагогических технологий, позволяющей эффективно планировать и оценивать процесс и результаты обучения, является технология портфолио. Данное
слово произошло от итальянского portfolio, что в переводе означает «портфель, папка для документов». Таким образом, портфолио — это сборник (портфель, папка) образцов работ, дающих представление о возможностях автора портфолио.
Использование портфолио в образовательном процессе способствует развитию у студентов навыков исследовательской работы с различными видами учебной и профессиональной информации, систематизации профессиональных знаний, формированию профессиональной рефлексии. Одной из важнейших функций портфолио является развитие у обучающихся самостоятельного исследовательского подхода, формирование различного рода когнитивных навыков, среди которых далеко не последнее место занимает умение рефлексировать, оценивать собственную работу, пересматривать сделанные выводы и т. д. В формировании исследовательских умений портфолио оказывается неоценимым средством, а самостоятельное структурирование позволяет формировать организаторские навыки и умение планомерно выстраивать исследование.
В условиях компетентностного подхода порт-фолио выступает как способ демонстрации, развития и оценки компетенций обучающихся, ме-
ханизм мониторинга его прогресса. Это своеобразный отчет по различным видам деятельности обучающегося: учебной, научно-исследовательской, творческой, практической, общественной и т. д. Использование портфолио позволяет отслеживать индивидуальную траекторию развития обучающегося, демонстрировать его способности практически применять приобретенные знания, навыки и умения.
Основной целью создания портфолио обучающегося является накопление и сохранение документальных подтверждений собственных достижений в процессе обучения. Смысл портфолио — показать все, на что способен. Задача составления портфолио решается обучающимся самостоятельно. Преподаватели могут лишь дать обучающемуся общие рекомендации по ведению портфолио и содействовать в размещении готового портфолио для ознакомления с ним потенциальных работодателей. Созданное в процессе обучения портфолио будет являться наглядной демонстрацией достижений выпускника и может послужить одним из факторов, опираясь на который, работодатель примет решение о приеме на работу именно автора портфолио.
Однако помимо повышения конкурентоспособности будущего специалиста, портфолио выполняет и другие функции:
— Поддержка высокой мотивации к обучению и образовательным достижениям. Обучающийся будет стремиться к наполнению портфолио: участию в конкурсах, семинарах, получению высоких оценок, успешному прохождению практики.
— Механизм мониторинга достижений обучающегося. Необходимостью составления портфо-лио является стремление к получению преимуществ по сравнению с другими обучающимися, что часто приводит к желанию получения дополнительных знаний в профессиональной области и повышения собственной профессиональной компетентности.
— Развитие рефлексии, оценки (самооценки) обучающегося. Необходимость представления собственных достижений в более выгодном свете по сравнению с другими приводит к тому, что автор портфолио стремится подчеркнуть и в конечном итоге развить свои наиболее сильные стороны.
Работа над портфолио создает у обучающихся мотивацию к постоянной работе с ним. С самого начала формируется понимание того, что портфолио не является застывшей формой фиксации некой деятельности, напротив, отдельные разделы портфолио и вся работа в целом могут и должны подвергаться постоянному переосмыслению, обработке, редактированию, дополнению.
Портфолио создается в течение всего периода обучения в образовательном учреждении. В конце каждого учебного года обучающийся должен проанализировать свое портфо-лио и по результатам анализа оценить свою деятельность в техникуме, свое развитие как студента и личности: что нового он узнал, чему научился, а чему нет, и почему, как можно использовать полученные знания и умения в жизни. Обучающемуся необходимо определить цели и пути своего развития на следующий учебный год по каждому виду деятельности (учебной, научно-исследовательской, творческой, спортивной, общественной), составить примерный план достижения этих целей. Вести портфолио нужно регулярно, аккуратно, оценивая его после окончания каждой дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля, производственной практики или другого важного этапа образовательной деятельности.
Таким образом, создание портфолио — это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами, важен сам процесс участия в учебной, спортивной, творческой, научной работе и в общественной жизни техникума. В дальнейшем портфолио может служить основой для составления резюме выпускника при трудоустройстве, продолжении образования, а также стать основой для портфолио специалиста.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации. Оно позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности. Таким образом, портфолио является инструментом выражения качественной и многоуровневой оценки компетенций, измерения индивидуального прогресса обучающихся, самопрезентацией для работодателей, а значит, важным элементом прак-тико-ориентированного, деятельностного, ком-петентностного подходов к образованию.
Портфолио в нашем понимании является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений человека за определенный период времени. Его применение позволяет решать задачи не только контроля, но и планирования, организации и самоорганизации, включения студента в процесс развития своих компетенций, поощрения активности и самостоятельности, расширения возможностей обучения и самообучения, развития навыков рефлексии и оценивания различных направлений деятельности будущего специалиста. Ведение портфолио является творческой рабо-
той, позволяющей обучающемуся реально представить свой образовательный уровень, увидеть резервы, определить направления профессионального самосовершенствования.
Портфолио также дает возможность студентам и выпускникам, которые стремятся к новым знаниям и достижениям, быть конкурентоспособными на рынке труда:
— составить свое профессиональное портфо-лио, позволяющее привлечь внимание работодателя и подчеркнуть свои конкурентные преимущества по сравнению с другими претендентами;
— развивать свои интеллектуальные и творческие способности через участие в конкурсах, стажировках и других мероприятиях;
— познакомиться с деятельностью компаний посредством участия в исследовательской и проектной деятельности.
Итак, портфолио отвечает запросам всех участников образовательного процесса: студента, преподавателя, работодателя.
Формирование портфолио является творческой работой, позволяющей на основе всестороннего системного осмысления проанализировать и обобщить результаты своей образовательной и профессиональной деятельности, что, несомненно, является способом определения направлений и стимулом дальнейшего профессионального развития. Портфолио позволяет наилучшим образом объединить в себе потребности образовательного процесса и научной деятельности в образовательном учреждении, а также сформировать интерес к творческой и научной деятельности, всестороннему развитию личности обучающихся в процессе обучения.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
С. С. Неделько, руководитель по учебно-производственной работе Новокузнецкого строительного техникума
Не секрет, что именно активная самостоятельная деятельность обучающегося в процессе обучения дает наилучшие результаты освоения профессиональных компетенций. Деятельност-ный подход в профессиональном образовании, когда обучающиеся непосредственным образом включены в активный познавательный процесс, самостоятельно формулируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют возможные варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность, формируя «по кирпичику» новое знание, приобретая новый учебный и жизненный опыт, может быть реализован с использованием технологии проектного обучения.
В общих чертах суть технологии состоит в следующем: обучающиеся получают определенную задачу; создают рабочую среду, определяют этапы работы, временные рамки, пути решения, отбирают наиболее оптимальные решения, по окончании работы предоставляют готовый продукт и делают презентацию результатов. Проект — это средство активизации познавательной деятельности студентов и одновременно форма контроля и оценки учебных достижений.
Учитывая огромное разнообразие видов проектов для реализации проектного обучения, мы
решили использовать в своей работе следующие виды проектов, существующие в отечественной образовательной практике.
Учебные проекты подразумевают ознакомление студентов с проектированием и началом освоения наиболее простых профессиональных компетенций, не требующих производственной среды. Учебные проекты можно использовать при проведении учебной практики.
Исходя из особенностей специальностей, по которым реализуются программы подготовки, мы предположили, что:
• исследовательские проекты, где есть и лабораторный эксперимент, и моделирование применимы на учебной практике по общей технологии строительных материалов, практике по тех-анализу;
• творческие и информационные проекты, где предполагается максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению резуль-