исследовательская деятельность
той, позволяющей обучающемуся реально представить свой образовательный уровень, увидеть резервы, определить направления профессионального самосовершенствования.
Портфолио также дает возможность студентам и выпускникам, которые стремятся к новым знаниям и достижениям, быть конкурентоспособными на рынке труда:
— составить свое профессиональное портфо-лио, позволяющее привлечь внимание работодателя и подчеркнуть свои конкурентные преимущества по сравнению с другими претендентами;
— развивать свои интеллектуальные и творческие способности через участие в конкурсах, стажировках и других мероприятиях;
— познакомиться с деятельностью компаний посредством участия в исследовательской и проектной деятельности.
Итак, портфолио отвечает запросам всех участников образовательного процесса: студента, преподавателя, работодателя.
Формирование портфолио является творческой работой, позволяющей на основе всестороннего системного осмысления проанализировать и обобщить результаты своей образовательной и профессиональной деятельности, что, несомненно, является способом определения направлений и стимулом дальнейшего профессионального развития. Портфолио позволяет наилучшим образом объединить в себе потребности образовательного процесса и научной деятельности в образовательном учреждении, а также сформировать интерес к творческой и научной деятельности, всестороннему развитию личности обучающихся в процессе обучения.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
С. С. Неделько, руководитель по учебно-производственной работе Новокузнецкого строительного техникума
Не секрет, что именно активная самостоятельная деятельность обучающегося в процессе обучения дает наилучшие результаты освоения профессиональных компетенций. Деятельност-ный подход в профессиональном образовании, когда обучающиеся непосредственным образом включены в активный познавательный процесс, самостоятельно формулируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют возможные варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность, формируя «по кирпичику» новое знание, приобретая новый учебный и жизненный опыт, может быть реализован с использованием технологии проектного обучения.
В общих чертах суть технологии состоит в следующем: обучающиеся получают определенную задачу; создают рабочую среду, определяют этапы работы, временные рамки, пути решения, отбирают наиболее оптимальные решения, по окончании работы предоставляют готовый продукт и делают презентацию результатов. Проект — это средство активизации познавательной деятельности студентов и одновременно форма контроля и оценки учебных достижений.
Учитывая огромное разнообразие видов проектов для реализации проектного обучения, мы
решили использовать в своей работе следующие виды проектов, существующие в отечественной образовательной практике.
Учебные проекты подразумевают ознакомление студентов с проектированием и началом освоения наиболее простых профессиональных компетенций, не требующих производственной среды. Учебные проекты можно использовать при проведении учебной практики.
Исходя из особенностей специальностей, по которым реализуются программы подготовки, мы предположили, что:
• исследовательские проекты, где есть и лабораторный эксперимент, и моделирование применимы на учебной практике по общей технологии строительных материалов, практике по тех-анализу;
• творческие и информационные проекты, где предполагается максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению резуль-
татов, могут использоваться на учебных практиках по специальностям «информационные системы», «информационная безопасность», «архитектура»;
• практико-ориентированные проекты, где продукт заранее определен и может быть использован в жизни, наиболее эффективны на учебных практиках технических специальностей.
Учебно-производственные проекты подразумевают освоение более сложных компетенций, требующих участия работодателя и включения производственной среды. При реализации таких проектов должна осуществляться интеграция на всех уровнях между дисциплинами профессионального цикла, профессиональными модулями, профессиональными компетенциями и требованиями работодателя. Студенты участвуют во всех стадиях технологического процесса, начиная от разработки и заканчивая реализацией, наглядно видят результаты своей деятельности, что способствует формированию адекватной самооценки. Такие проекты могут использоваться как на учебной практике, так и на практике по профилю специальности. Например, в рамках учебной практики по организации работы предприятия обучающиеся ряда специальностей технического направления выполняется проект по созданию бизнес-плана. В рамках практики по профилю специальности обучающиеся получают задание на выполнение проекта по разработке технического решения одной из проблем, сформулированной в соответствии с направлением работы, выполняемой в период прохождения практики. Например, «Как устранить неполадки в работе того или иного оборудования?», «Как изготовить ту или иную конструкцию?» и др. Студенты формулируют цели и задачи, решаемые в проекте, разрабатывают решения этих задач, практически выполняют работу в условиях производства и, получив результат своего труда, имеют возможность увидеть его и оценить.
Производственные проекты требуют большего включения организации-работодателя. Такие проекты являются важным звеном в профессиональной подготовке будущих специалистов. Выполняются они по заданию предприятия в производственных условиях. Они могут применяться на практике по профилю специальности и преддипломной практике. Ярким примером здесь служат проекты, созданные студентами-архитекторами по заданиям Администрации г. Новокузнецка, Новокузнецкого муниципального района, ООО «Кузнецкая крепость», ООО «Кузбасская ярмарка» и др. Сейчас плани-
исследовательская деятельность -
руется выполнение производственного проекта по заданию промышленной компании «КАМСС», в котором будут разрабатываться планировочные решения здания учебного центра компании и благоустройства прилегающей территории.
Использование таких видов проектов позволяет вести обучающихся в образовательном процессе от простого к сложному, что способствует наиболее эффективному освоению компетенций. Продолжительность проектов ограничивается сроками практики. Причем проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми.
Выполнение проекта осуществляется в три этапа: подготовительный, технологический, заключительный. Следует отметить, что на всех этапах проекта важна роль преподавателя (или мастера производственного обучения), который выступает организатором (на подготовительном этапе), координатором и партнером в проектной деятельности (на технологическом этапе), экспертом (на заключительном этапе). От уровня профессиональной подготовленности педагога во многом зависит уровень освоения профессиональных компетенций обучающимися. Обозначить единство подходов к организации проектного обучения, направить преподавателей к более эффективному использованию потенциала проектной деятельности помогли методические рекомендации, созданные в нашем техникуме.
Реализация проектного обучения, особенно при выполнении учебно-производственных и производственных проектов, невозможна без участия работодателей. На каждом этапе выполнения проектов мы стараемся привлечь наших партнеров максимально. На подготовительном этапе проводились семинары и круглые столы с обсуждением необходимых работодателю профессиональных качеств специалиста, информации о заказах, выбирались объекты, формировались проектные группы. На технологическом этапе руководители проекта от работодателя проводят консультирование. Если результатом выполнения проекта должно быть готовое изделие, то оно изготавливается на производственном оборудовании предприятия и из материалов предприятия. На заключительном этапе работодатели должны участвовать в оценке проектной деятельности и при необходимости давать рекомендации по корректировке работы.
Особенно важным моментом в проектной технологии является организация заключительного (рефлексивно-оценочного) этапа, на котором нужно проанализировать ход выполнения проекта, выявить недостатки и определить их причины; определить, в чем испытывали трудно-
- исследовательская деятельность
сти при проектировании, чему научились. В зависимости от вида практики, вида проекта возможны различные способы рефлексии. Одним из вариантов является проведение конференций по итогам практики по профилю специальности. Работа коллектива педагогов и обучающихся по технологии проектного обучения в самом разгаре, систематизируются наработки, полученные ранее, осваиваются новые приемы работы, и к концу учебного года будут обобщены ее результаты.
Участие в проектном обучении работодателей и образовательной организации взаимовыгодно. Предприятие получает разработанный проект, который в целом или с доработками можно применить практически. Механизм оценива-
ния проектов еще находится в фазе активной доработки, и возможны его изменения, но уже сегодня общая картина ясна.
Таким образом, использование проектного метода в практическом обучении позволяет студентам овладеть навыками самостоятельного выполнения рабочих приемов, возлагаемых на специалистов среднего звена предприятий и организаций, отработать умения обработки технической информации, получить навыки работы с документами, регламентирующими деятельность предприятия. Применение этой технологии в условиях практики способствует лучшему пониманию приемов метода проектов и реализации этого метода в будущей профессиональной деятельности специалиста.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
т. В. Сапрыкина, преподаватель Кемеровского горнотехнического техникума
Приобщение талантливых и способных ребят к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации. Речь идет об исследовательской деятельности как самостоятельном компоненте образовательного процесса в техникуме.
Естественно, научно-исследовательская работа (НИР) не может носить массовый характер и проводится с наиболее увлеченными, способными и подготовленными ребятами. Задача этой работы — подготовить студентов к исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, сформировать социально активную жизненную позицию.
Могут быть определены педагогические требования, которых необходимо придерживаться при организации научно-исследовательской деятельности обучающихся. Деятельность эта должна быть основана на базовом образовании техникума, направлена на получение первичных научных и профессиональных знаний и умений; способствовать формированию научного мировоззрения, развитию логического мышления.
Исследовательская деятельность позволяет развить у подростков умение вычленять и решать наиболее важные проблемы с учетом социальных, экономических, экологических ус-
ловий и отражать новейшие достижения в определенной научной области. Ознакомление с методами системного анализа (компонентным, сущностным, интегративным, прогнозным) и приемами познания сложных систем необходимо совмещать с обучением навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации (работа с научной и специальной литературой, периодической печатью, справочниками). Налаживание контактов с людьми, составление анкет, опросников и проведение их анализа; организация наблюдений, самостоятельное применение научных приборов и оборудования; проведение опытов и экспериментов — вот еще направления этой работы. Желательно знакомить студентов с реальными условиями труда в лаборатории, на полигоне, в научном коллективе.
Научно-исследовательская деятельность направлена на образование, воспитание и развитие обучающихся, на стимулирование у студента познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического, научного мышления.