Научная статья на тему 'Использование технологии проектного обучения при организации практики'

Использование технологии проектного обучения при организации практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование технологии проектного обучения при организации практики»

исследовательская деятельность

той, позволяющей обучающемуся реально представить свой образовательный уровень, увидеть резервы, определить направления профессионального самосовершенствования.

Портфолио также дает возможность студентам и выпускникам, которые стремятся к новым знаниям и достижениям, быть конкурентоспособными на рынке труда:

— составить свое профессиональное портфо-лио, позволяющее привлечь внимание работодателя и подчеркнуть свои конкурентные преимущества по сравнению с другими претендентами;

— развивать свои интеллектуальные и творческие способности через участие в конкурсах, стажировках и других мероприятиях;

— познакомиться с деятельностью компаний посредством участия в исследовательской и проектной деятельности.

Итак, портфолио отвечает запросам всех участников образовательного процесса: студента, преподавателя, работодателя.

Формирование портфолио является творческой работой, позволяющей на основе всестороннего системного осмысления проанализировать и обобщить результаты своей образовательной и профессиональной деятельности, что, несомненно, является способом определения направлений и стимулом дальнейшего профессионального развития. Портфолио позволяет наилучшим образом объединить в себе потребности образовательного процесса и научной деятельности в образовательном учреждении, а также сформировать интерес к творческой и научной деятельности, всестороннему развитию личности обучающихся в процессе обучения.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ

С. С. Неделько, руководитель по учебно-производственной работе Новокузнецкого строительного техникума

Не секрет, что именно активная самостоятельная деятельность обучающегося в процессе обучения дает наилучшие результаты освоения профессиональных компетенций. Деятельност-ный подход в профессиональном образовании, когда обучающиеся непосредственным образом включены в активный познавательный процесс, самостоятельно формулируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют возможные варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность, формируя «по кирпичику» новое знание, приобретая новый учебный и жизненный опыт, может быть реализован с использованием технологии проектного обучения.

В общих чертах суть технологии состоит в следующем: обучающиеся получают определенную задачу; создают рабочую среду, определяют этапы работы, временные рамки, пути решения, отбирают наиболее оптимальные решения, по окончании работы предоставляют готовый продукт и делают презентацию результатов. Проект — это средство активизации познавательной деятельности студентов и одновременно форма контроля и оценки учебных достижений.

Учитывая огромное разнообразие видов проектов для реализации проектного обучения, мы

решили использовать в своей работе следующие виды проектов, существующие в отечественной образовательной практике.

Учебные проекты подразумевают ознакомление студентов с проектированием и началом освоения наиболее простых профессиональных компетенций, не требующих производственной среды. Учебные проекты можно использовать при проведении учебной практики.

Исходя из особенностей специальностей, по которым реализуются программы подготовки, мы предположили, что:

• исследовательские проекты, где есть и лабораторный эксперимент, и моделирование применимы на учебной практике по общей технологии строительных материалов, практике по тех-анализу;

• творческие и информационные проекты, где предполагается максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению резуль-

татов, могут использоваться на учебных практиках по специальностям «информационные системы», «информационная безопасность», «архитектура»;

• практико-ориентированные проекты, где продукт заранее определен и может быть использован в жизни, наиболее эффективны на учебных практиках технических специальностей.

Учебно-производственные проекты подразумевают освоение более сложных компетенций, требующих участия работодателя и включения производственной среды. При реализации таких проектов должна осуществляться интеграция на всех уровнях между дисциплинами профессионального цикла, профессиональными модулями, профессиональными компетенциями и требованиями работодателя. Студенты участвуют во всех стадиях технологического процесса, начиная от разработки и заканчивая реализацией, наглядно видят результаты своей деятельности, что способствует формированию адекватной самооценки. Такие проекты могут использоваться как на учебной практике, так и на практике по профилю специальности. Например, в рамках учебной практики по организации работы предприятия обучающиеся ряда специальностей технического направления выполняется проект по созданию бизнес-плана. В рамках практики по профилю специальности обучающиеся получают задание на выполнение проекта по разработке технического решения одной из проблем, сформулированной в соответствии с направлением работы, выполняемой в период прохождения практики. Например, «Как устранить неполадки в работе того или иного оборудования?», «Как изготовить ту или иную конструкцию?» и др. Студенты формулируют цели и задачи, решаемые в проекте, разрабатывают решения этих задач, практически выполняют работу в условиях производства и, получив результат своего труда, имеют возможность увидеть его и оценить.

Производственные проекты требуют большего включения организации-работодателя. Такие проекты являются важным звеном в профессиональной подготовке будущих специалистов. Выполняются они по заданию предприятия в производственных условиях. Они могут применяться на практике по профилю специальности и преддипломной практике. Ярким примером здесь служат проекты, созданные студентами-архитекторами по заданиям Администрации г. Новокузнецка, Новокузнецкого муниципального района, ООО «Кузнецкая крепость», ООО «Кузбасская ярмарка» и др. Сейчас плани-

исследовательская деятельность -

руется выполнение производственного проекта по заданию промышленной компании «КАМСС», в котором будут разрабатываться планировочные решения здания учебного центра компании и благоустройства прилегающей территории.

Использование таких видов проектов позволяет вести обучающихся в образовательном процессе от простого к сложному, что способствует наиболее эффективному освоению компетенций. Продолжительность проектов ограничивается сроками практики. Причем проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Выполнение проекта осуществляется в три этапа: подготовительный, технологический, заключительный. Следует отметить, что на всех этапах проекта важна роль преподавателя (или мастера производственного обучения), который выступает организатором (на подготовительном этапе), координатором и партнером в проектной деятельности (на технологическом этапе), экспертом (на заключительном этапе). От уровня профессиональной подготовленности педагога во многом зависит уровень освоения профессиональных компетенций обучающимися. Обозначить единство подходов к организации проектного обучения, направить преподавателей к более эффективному использованию потенциала проектной деятельности помогли методические рекомендации, созданные в нашем техникуме.

Реализация проектного обучения, особенно при выполнении учебно-производственных и производственных проектов, невозможна без участия работодателей. На каждом этапе выполнения проектов мы стараемся привлечь наших партнеров максимально. На подготовительном этапе проводились семинары и круглые столы с обсуждением необходимых работодателю профессиональных качеств специалиста, информации о заказах, выбирались объекты, формировались проектные группы. На технологическом этапе руководители проекта от работодателя проводят консультирование. Если результатом выполнения проекта должно быть готовое изделие, то оно изготавливается на производственном оборудовании предприятия и из материалов предприятия. На заключительном этапе работодатели должны участвовать в оценке проектной деятельности и при необходимости давать рекомендации по корректировке работы.

Особенно важным моментом в проектной технологии является организация заключительного (рефлексивно-оценочного) этапа, на котором нужно проанализировать ход выполнения проекта, выявить недостатки и определить их причины; определить, в чем испытывали трудно-

- исследовательская деятельность

сти при проектировании, чему научились. В зависимости от вида практики, вида проекта возможны различные способы рефлексии. Одним из вариантов является проведение конференций по итогам практики по профилю специальности. Работа коллектива педагогов и обучающихся по технологии проектного обучения в самом разгаре, систематизируются наработки, полученные ранее, осваиваются новые приемы работы, и к концу учебного года будут обобщены ее результаты.

Участие в проектном обучении работодателей и образовательной организации взаимовыгодно. Предприятие получает разработанный проект, который в целом или с доработками можно применить практически. Механизм оценива-

ния проектов еще находится в фазе активной доработки, и возможны его изменения, но уже сегодня общая картина ясна.

Таким образом, использование проектного метода в практическом обучении позволяет студентам овладеть навыками самостоятельного выполнения рабочих приемов, возлагаемых на специалистов среднего звена предприятий и организаций, отработать умения обработки технической информации, получить навыки работы с документами, регламентирующими деятельность предприятия. Применение этой технологии в условиях практики способствует лучшему пониманию приемов метода проектов и реализации этого метода в будущей профессиональной деятельности специалиста.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

т. В. Сапрыкина, преподаватель Кемеровского горнотехнического техникума

Приобщение талантливых и способных ребят к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации. Речь идет об исследовательской деятельности как самостоятельном компоненте образовательного процесса в техникуме.

Естественно, научно-исследовательская работа (НИР) не может носить массовый характер и проводится с наиболее увлеченными, способными и подготовленными ребятами. Задача этой работы — подготовить студентов к исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, сформировать социально активную жизненную позицию.

Могут быть определены педагогические требования, которых необходимо придерживаться при организации научно-исследовательской деятельности обучающихся. Деятельность эта должна быть основана на базовом образовании техникума, направлена на получение первичных научных и профессиональных знаний и умений; способствовать формированию научного мировоззрения, развитию логического мышления.

Исследовательская деятельность позволяет развить у подростков умение вычленять и решать наиболее важные проблемы с учетом социальных, экономических, экологических ус-

ловий и отражать новейшие достижения в определенной научной области. Ознакомление с методами системного анализа (компонентным, сущностным, интегративным, прогнозным) и приемами познания сложных систем необходимо совмещать с обучением навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации (работа с научной и специальной литературой, периодической печатью, справочниками). Налаживание контактов с людьми, составление анкет, опросников и проведение их анализа; организация наблюдений, самостоятельное применение научных приборов и оборудования; проведение опытов и экспериментов — вот еще направления этой работы. Желательно знакомить студентов с реальными условиями труда в лаборатории, на полигоне, в научном коллективе.

Научно-исследовательская деятельность направлена на образование, воспитание и развитие обучающихся, на стимулирование у студента познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического, научного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.