Научная статья на тему 'Представление достижений обучающихся в электронной информационной образовательной Среде посредством формирования портфолио'

Представление достижений обучающихся в электронной информационной образовательной Среде посредством формирования портфолио Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРФОЛИО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Желонкина Е. А.

В статье исследуются педагогические проблемы проектирования электронного портфолио в системе высшего образования, его содержание, задачи и функции. Проведен анализ зарубежных и отечественных педагогических исследований практики применения электронного портфолио. Выделяются основные виды портфолио. Особое внимание уделено методике агрегирования на базе портфолио результативных данных о профессиональной компетентности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представление достижений обучающихся в электронной информационной образовательной Среде посредством формирования портфолио»

УДК 37.032

Е.А. Желонкина

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОСТИЖЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО

В статье исследуются педагогические проблемы проектирования электронного портфолио в системе высшего образования, его содержание, задачи и функции. Проведен анализ зарубежных и отечественных педагогических исследований практики применения электронного портфолио. Выделяются основные виды портфолио. Особое внимание уделено методике агрегирования на базе портфолио результативных данных о профессиональной компетентности будущих специалистов.

Ключевые слова: потрфолио, профессиональные компетенции, электронная информационно-образовательная среда, образовательные траектории.

Реализация компетентностного подхода требует от отечественного высшего образования комплексного решения проблем совершенствования качества обучения, обновления педагогических методик и технологий, а также способов контроля эффективности обучения и траекторий образовательной деятельности обучающихся. Одним из новых требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, а также лицензионных требований к образовательным организациям является разработка и использование электронных образовательных сред (далее - ЭИОС, Среда).

ЭИОС организации должна обеспечивать доступ к электронным образовательным ресурсам; фиксацию хода и результатов освоения основной образовательной программы; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса.

Одной из инновационных технологий оценивания качества обучения и уровня сформирован-ности компетенций обучающихся в современной образовательной организации является портфолио - собрание личных достижений обучающегося, которое отражает реальный уровень его подготовки и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в вузе и за его пределами.

В зарубежной образовательной практике порт-

фолио, которое в переводе с итальянского языка дословно означает «папка с документами» или «папка специалиста», определяется как технология альтернативного оценивания и активно применяется в практике образования с середины ХХ века. Анализ зарубежного опыта использования портфолио в оценке профессиональных компетенций обучающихся, представленный в исследованиях В.К. Загвоздкина, И.М. Курдюмовой, позволяет характеризовать его как коллекцию работ и результатов деятельности обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях образовательной и профессиональной деятельности [1, с. 5]. При этом авторы выделяют специфику использования портфолио в опыте зарубежных вузов: в США особое внимание уделяется возможностям аутентичного оценивания, которое определяется как вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориен-тированной деятельности и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям сферы профессиональной деятельности; в Великобритании портфолио рассматривается как инструмент оценивания, альтернативный тестированию и предоставляющий возможность не только оценить когнитивную составляющую компетенций студентов, но и реализовать личностно-центри-рованный подход в профессиональной подготовке

Желонкина Екатерина Алексеевна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Уральского юридического института МВД России

e-mail: [email protected] © Желонкина Е.А., 2016 Статья получена: 24.03.2015

будущих специалистов; в Германии приоритетное внимание уделяется накопительному характеру портфолио, который отражается и в широко используемом названии «файлы достижений».

Анализ исследований отечественного опыта использования портфолио в оценивании результатов профессиональной подготовки в вузе позволяет сделать вывод, что в современном процессе профессиональной подготовки портфолио выступает как компетентностно ориентированная технология фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения как своеобразный отчет, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса студента в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. В частности, И.А. Кныш и И.П. Пастухова определяют портфолио обучающихся как «индивидуальную, персонально подобранную совокупность разноплановых материалов, которые представляют образовательные результаты в «продуктном» виде и содержат информацию об индивидуальной образовательной траектории студента» [2, с. 61-66].

В трудах отечественных педагогов электронное портфолио рассматривается как рефлексивное инновационное оценочное средство, как форма мониторинга образовательной деятельности.

Портфолио позволяет: а) проследить индивидуальный прогресс обучающегося в течение длительного периода обучения в широком образовательном пространстве; б) оценить его результаты и дополнить данные тестирования и других традиционных форм контроля; в) осуществить рефлексию и самооценивание.

Современные исследователи отмечают, что ис-пользованиепортфолиовобразовательномпроцессе вуза позволяет усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность образования; достичь оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний, направленности образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; расширить применение интерактивных форм обучения; развить навыки самостоятельной работы; усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса; выявить одаренных студентов и организовать индивидуальный процесс их включения в научно-исследовательскую деятельность; развить у студентов навык саморефлексии.

В качестве наиболее значимых функций портфолио как технологии оценивания профессиональных

компетенций студента отечественные исследователи, наряду с контрольно-оценочной функцией, выделяют учетно-информационную и контрольно-корректирующую функции, которые позволяют организовать длительное накопление, целенаправ-ленныйотбориотражениеспециальнымобразомот-бираемых материалов, демонстрирующих уровень сформированности профессиональных компетенций обучающихся, а также провести коррекцию его профессионально-образовательной деятельности.

Кроме того, работа над портфолио позволяет в полной мере выявить склонности и способности студента, помочь осуществить правильный выбор в сфере дальнейшей профессионализации, в частности, между практической и научно-исследовательской деятельностью в рамках избранной специальности.

В зависимости от целей создания выделяют несколько видов портфолио. Традиционно в образовательной практике используются три типа портфолио: портфолио документов, портфолио работ и портфолио отзывов.

Портфолио документов - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений, который позволяет дать не только качественную, но и количественную оценку образовательных достижений студента. Недостатком данного типа портфолио является то, что оно дает представление о результатах, но не описывает процесс профессионального и личностного развития студента, разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т. п.

Большие возможности в этом направлении предоставляет портфолио работ как собрание личных достижений студента, которое показывает реальный уровень его подготовки и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в вузе и за его пределами. Данный тип портфолио может объединять различные творческие и проектные работы студента, содержать описание основных форм и направлений его учебной, исследовательской и творческой активности (участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.). Чаще всего портфо-лио работ оформляется в виде творческой папки с приложениями работ в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Портфолио отзывов содержит тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем, предоставленных преподавателями, научным руководителем, куратором, возможно, однокурсниками, работниками системы дополнительного образования, и позволяют получить всестороннюю характеристику отношений студента к

различным видам деятельности. Кроме того, данный вид портфолио может содержать рефлексивный компонент, представленный в виде письменного самоанализа студентом своей деятельности и ее результатов. Таким образом, использование данного вида портфолио позволяет включить механизмы самооценки студента, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и профессиональной деятельностью.

Одним из недостатков портфолио отзывов является сложность формализации и учета собранной информации. Кроме того, в практике вузовского обучения могут быть использованы такие типы портфолио, как «папка достижений», отражающая учебные, исследовательские и творческие успехи обучающегося. Такое портфолио может предъявляться как результат освоения отдельной учебной дисциплины или как квалификационный результат творческого и научного развития на итоговой аттестации по специальности.

Второй тип - рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития студента, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы: публикации, эссе, рефераты, зачетные и курсовые работы в течение определенного срока.

Третий тип портфолио - проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научно-исследовательской или курсовой работой, подготовкой к выступлению на конференции.

Четвертый тип портфолио - тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса, дисциплины, прохождения практики.

Суть использования портфолио как технологии и как пакета документов - обеспечить эффективное взаимодействие студентов с научными руководителями, преподавателями и кураторами в вузе в период обучения, а также с потенциальными работодателями до и после окончания образовательной организации.

Несмотря на многообразие подходов к классификации портфолио студентов, в алгоритме реализации данной технологии можно выделить следующие этапы:

1. Ориентировочно-мотивационный этап, который включает действия педагогических работников, направленные на формирование мотивации и целеполагания студента по созданию портфолио.

2. Исполнительно-операционный этап, который включает разработку совместной деятельности преподавателей, работодателей и студентов по определению и разработке структуры мате-

риалов портфолио, планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации; выработку критериев оценивания материалов портфолио.

3. Рефлексивно-оценочный этап, который предполагает сбор и оформление материалов портфо-лио, пробы в его презентации, собственно презентацию и оценку портфолио.

Следует отметить, что при отборе материалов и структуризации портфолио важную роль играет рефлексия обчающихся, суть которой состоит в фиксации успехов и трудностей, возникающих при организации работы над портфолио. Рефлексия направлена на выявление так называемых точек опоры - уже имеющихся знаний, умений, навыков, которые позволяют добиваться успехов в выполняемой деятельности, и точек роста - дефицитов и трудностей, которые тормозят достижение запланированных результатов. Рефлексивное осмысление точек опоры и точек роста позволяет зафиксировать достижения в деятельности относительно ожидаемых результатов, а также значимые изменения, происходящие в самом субъекте деятельности, в частности, в формировании его компетенций. Для организации рефлексии деятельности можно использовать такие формы и методы работы, как групповая и индивидуальная работа студентов над портфолио; обсуждение материалов портфолио на семинарских занятиях; тренинги и консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио. Пробы в презентации портфолио включают рефлексию и самооценку деятельности на заключительном этапе работы над портфолио и могут быть осуществлены в рамках семинарских занятий, заседаний научных обществ, тренингов и консультаций по формированию необходимых знаний и навыков студентов по созданию и презентации портфолио. Собственно презентация портфолио включает представление материалов портфолио-продукта лицам, заинтересованным в информации о достижениях его владельца, планах по его дальнейшему саморазвитию. При этом исследователи отмечают, что презентация является итоговым, технологии, так как, кроме готового портфолио - продукта в виде папки с материалами - могут быть получены и другие результаты работы, не менее значимые для его владельца и других участников [3].

Рефлексия деятельности позволяет перевести результаты практической деятельности в опыт для его дальнейшего использования.

В каждом конкретном случае создания и использования портфолио необходимо разрабатывать систему показателей для его оценки. Она будет напрямую зависеть от типа портфолио и целей его использования. При выработке критериев

для оценивания материалов портфолио необходимо придерживаться следующих принципов:

- принцип обеспечения полноты оценивания, с позиций которого параметры и критерии оценивания вырабатываются на основе уже имеющихся в образовательной практике представлений о необходимых качествах портфолио как продукта деятельности студента и с учетом собственного творческого вклада участников создания портфо-лио, необходимого для полноты оценивания;

- принцип совместной деятельности, который предполагает выработку системы оценивания (процедуры и критерии оценки) в процессе совместного обсуждения всех сторон и участников, заинтересованных в успешных результатах использования портфолио-технологии;

- принцип цикличности деятельности, сущность которого заключается в том, что совместная деятельность по выработке критериев оценивания встраивается в два такта портфолио-техноло-гии: проба по созданию и использованию портфо-лио и оценка работы обучающегося.

Следует отметить, что в настоящее время в практике оценивания портфолио наметился переход от ориентации на оценку собственно презентационных умений студентов к оценке конкретных компетенций (общекультурных, профессиональных, профессионально-специализированных). Например, для оценки уровня сформированности исследовательских компетенций могут быть использованы такие результаты исследовательской деятельности обучающихся, как рефераты, курсовые и научные работы, доклады, тезисы выступлений, фото- и видеоматериалы с конференций и т. д.

Дляоценкирефлексивныхкомпетенцийстудентов используются эссе, резюме, различные виды планов и самоанализов, выполненные обучающимися.

Оценка профессиональных компетенций может быть осуществлена через оценивание образовательных результатов, полученных в ходе изучения различных инвариантных и вариативных дисциплин профессиональной подготовки, диагностических материалов, отражающих формирование профессиональных компетенций, отчетов по различным видам практик и т. д.

В связи с этим широкое распространение в практике профессиональной подготовки приобрело электронное портфолио. Специфика структурирования данного типа портфолио и требования к его оформлению представлены в работах С.В. Панюковой, В.Ю. Переверзева, С.А. Синельникова. Так С.В. Панюкова определяет электронное портфолио как «организованную обучающимся на базе средств ИКТ совокупность документов, включающую результаты квалификационных ра-

бот и их примеры, подтверждения сертификатов и дипломов в системе академического образования, а также результаты непрерывного оценивания и прогнозирования личных достижений вне образовательной системы» [4, с. 85].

К преимуществам электронного портфолио могут быть отнесены высокая степень мобильности его дополнения и коррекции, широкие возможности для художественного оформления, многовариантность выбора средств оформления и структурирования, доступность для внешнего и дистанционного оценивания. Здесь важная роль должна отводиться программному обеспечению для формирования качественного и объективного портфолио обучающегося. Такую роль может сыграть электронная информационно-образовательная среда. ЭИОС обычно определяется как информационная система, объединяющая посредством сетевых технологий технические и программные средства, организационное и методическое обеспечение, предназначенное для повышения эффективности и доступности образовательного процесса подготовки специалистов.

Среда обеспечивает альтернативные инновационные формы обучения и целенаправленную реализацию дистанционных образовательных технологий в учебном процессе.

ЭИОСпредназначенадля разработки,управления и распространения учебных материалов по дисциплинам и курсам с обеспечением к ним совместного доступа и представляет собой систему инструментов для организации образовательного процесса.

Она направлена на обеспечение следующих функций: создание и развитие фонда информационных ресурсов вуза; информационное обслуживание всех участников образовательного процесса; реализация дистанционных образовательных технологий, направленных на самостоятельное и углубленное изучение обучающимися учебного материала с возможностью проведения автоматизированного тестирования; обеспечение высокой степени индивидуализации обучения и, одновременно, организация обучения как коллективного процесса; формирование средств коммуникации между всеми субъектами образовательного процесса; реализация всестороннего и оперативного контроля состояния учебного процесса в целом и всех его компонентов в отдельности [5, с.87-89].

Учебно-методические материалы в Среде представлены текстами или тезисами лекций, сопровождаемыми презентациями, тестовыми заданиями, анкетами, опросами, заданиями для практического выполнения, требующими от обучающегося обязательного ответа в виде прикрепляемых файлов (файла), содержащих результат деятельности.

В Среде формируется электронный журнал,

в котором отражаются результаты обучающихся по тестированию и выставляются оценки преподавателем за выполнение практических заданий. Для каждого обучаемого автоматически формируется личный электронный дневник.

Система обмена сообщениями предоставляет участникам ЭИОС возможность обмениваться личными сообщениями. Каждый пользователь Среды может вести свой блог, обмениваться файлами, мнениями на форуме и в чате, которые, в свою очередь, сохраняясь, создают структурные элементы портфолио.

Кроме того, система обладает достаточно разнообразным спектром средств для организации их асинхронного взаимодействия, что дает возможность участникам образовательного процесса работать и учиться в удобное для них время. Полноценное использование Среды позволяет обеспечить многовариантность представления учебной ин-

формации, интерактивность обучения, многократное повторение изучаемого материала, структурирование образовательных ресурсов, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, получающих воплощение в электронном портфолио.

Все это делает использование ЭИОС соответствующим принципам успешного обучения и позволяет значительно повысить эффективность и качество образовательного процесса.

А электронное портфолио современного обучающегося является индивидуальным, персонально подобранным пакетом материалов, которые в виде конкретного продукта представляют образовательные и профессиональные результаты и достижения обучающегося, характеризуют способы анализа и планирования его образовательной деятельности и профессиональной карьеры, позволят оценить уровень сформированности его профессиональных компетенций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Егорова Г.И. Интеллектуализация профессиональной подготовки специалиста технического вуза: дис. ... докт. пед. наук. СПб., 2009, 402 с.

2. Кныш И.А., Пастухова И. П. Электронное портфолио студента: особенности формирования и внедрения в практику образовательного процесса // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2007. № 11. С. 61-66.

3. Григоренко Е.В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию. Томск: ТГУ, 2007. 134 с.

4. Панюкова С. В. Электронный портфолио ученика // Информатика и образование. 2007. № 2. С. 85-86.

5. Гуде С.В. Информационная образовательная среда ФГКОУ ВПО «РЮИ МВД России» как фактор повышения качества учебного процесса // Информационные технологии, связь и защита информации МВД России. 2012. № 2. С. 87-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.