лагается задание: «Дать определение куба как прямоугольного параллелепипеда, параллелепипеда, призмы». Получается следующее: куб — прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны; куб — прямой четырехугольный параллелепипед, в основании которого лежит квадрат с равными ребрами; куб — правильная четырехугольная призма, у которой все ребра равны. Аналогичным образом можно связывать такие понятия, как функция, непрерывная функция, дифференцируемая функция или функция, возрастающая функция, убывающая функция, четная, нечетная функция.
Еще один прием, который мною используется — это обнаружение недостающих сведений. Он применяется следующим образом: выдается перечень вопросов по новой теме, затем просматривается видеозапись или прочитывается параграф в учебнике. После этого студенты находят ответы на вопросы, причем не все вопросы имеют готовые ответы. В такой ситуации студент актуализирует свои знания для поиска самостоятельного ответа на вопросы. Например, по те-
ме «Усеченный конус» в учебнике геометрии нет готовых ответов на следующие вопросы: по какой формуле вычисляется площадь осевого сечения, как выглядит развертка боковой поверхности усеченного конуса, какие сечения, кроме осевого, можно провести в усеченном конусе.
После создания проблемной ситуации и поиска решений проводится рефлексия. Ведь в ходе активного поиска студенты получают личностное приращение. Рефлексия направлена на осознание способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей, выявление образовательных приращений студента.
Итак, проблемные методы обучения позволяют студенту стать активным субъектом учебной деятельности, не просто усваивать готовые знания, а сопоставлять их с результатами своих экспериментов, умозаключений. Обучение ведется в активном сотрудничестве с преподавателем, обеспечивается наиболее эффективное и прочное усвоение знаний. В этом случае можно говорить о том, что преподаватель ведет урок на современном уровне.
ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В АКТИВНУЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Н. М. Сонина, А. В. Худова, преподаватели Кемеровского горнотехнического техникума
В 2014 году был принят Федеральный государственный общеобразовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), который учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении среднего общего образования. Требованием к условиям реализации основной образовательной программы является выполнение индивидуального проекта (ИП) всеми обучающимися в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.
ИП представляет собой особую форму организации образовательной познавательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Метод проектов — не новость в мировой педагогике. В 1918 году американский педагог В. Килпатрик определил его как «от души выполняемый замысел». В России с 1905 года под руководством С. Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. Однако в 1931 году
Н. М. Сонина А. В. Худова
постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был определен как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
В настоящее время метод проекта — это технология XXI века, которая предусматривает умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.
Кемеровский горнотехнический техникум с 2015/16 учебного года является пилотной пло-
щадкой по апробации ФГОС СОО. Впервые ФГОС СОО вносит требования по выполнению ИП при изучении общеобразовательных дисциплин. Выполнение ИП обязательно для каждого обучающегося, получающего образование на базе основного образования с получением среднего общего образования. Каждый обучающийся должен выполнить один ИП.
В связи с этим цепью организации работы над ИП является формирование у обучающихся навыков коммуникативной, учебно-исследо-вательской и проектной деятельности, способности к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности.
Для осуществления поставленной цели следует сформировать у обучающихся способность определять цели и правильно формулировать гипотезу исследования, способности планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Обучающиеся нашего техникума выполняют ИП второй год. Первый год выявил все плюсы и минусы. Начнем с минусов.
^ Не все преподаватели первого курса были задействованы в организации и проведении ИП (математика, иностранный язык).
^ Поздно приступили к работе над ИП (первоочередные задачи, закончилось изучение дисциплины).
^ В одном проекте участвовало несколько обучающихся.
^ Большинство ИП носили только информационный характер.
Плюсы работы над учебным проектом или исследованием: позволяет выстроить бесконфликтную педагогику; вместе с детьми вновь и вновь переживать вдохновение творчества; превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Организация работы в данном направлении начинается в августе, когда точно известен численный состав первокурсников и утвержден учебный план техникума, план изучения учебной дисциплины.
Прежде всего закрепили обучающихся за преподавателями, которые ведут у них общеобразовательные дисциплины. Данная работа проводилась по следующим формулам
Суммарное кол-во часов, отведенное на ИП
- = час./чел. (1)
Кол-во обучающихся на 1-м курсе
Суммарное кол-во часов Кол-во
на дисциплину обучающихся,
- = закрепленных (2)
часУчел. за каждым
преподавателем
——___^ Группы Дисциплина ——_________ часы ТЭО ШС ОПИ ОРГ ПРУМ ДП БУХ ЭМ
Физическая культура 72 2 2 3 9
ОБЖ 100 1 2 12
Иностранный язык 60 1 1 1 7
История ——— ^—— География 230 2 2 2 2 «X 2 27
Биология 138 1 1 1 1 1 2 2 16
Математика 80 2 2 9
Русский язык 220 3 3 3 3 3 2 2 4 26
Информатика 32 2 2 4
Русский язык 140 2 3 2 2 17
Физика 108 6 6 12
Русский язык^^—— ^—— Литература 160 2 2 2 X 2 2 X «X 2 19
Обществознание 222 2 2 2 2 2 4 2 26
История 124 3 3 2 15
Химия 160 3 2 2 3 2 19
Право ^ — ~~ Экономика 32 2 X /2 4
Работа ведется поэтапно: Этап 1. Предложение тем (вопросов) проекта. Тема проекта определяется методом мозгового штурма. Это, пожалуй, самый демократичный этап проекта, так как каждый его участник может предложить свою тему, причем все идеи принимаются на рассмотрение.
Этап 2. Выбор одной темы проекта. Он довольно сложен для преподавателя, так как нужно подтолкнуть обучающихся к выбору темы, приемлемой с точки зрения технических возможностей и того учебного материала, который должен быть внесен в проект по замыслу преподавателя. При этом преподавателю нельзя давить на обучающихся, настоятельно рекомендуя или запрещая ту или иную тему. В противном случае теряется смысл первого этапа.
Этап 3. Выбор методов и ресурсов для работы над проектом, выбор формы презентации, результатов проекта. Спектр методов для выполнения проекта чрезвычайно широк — это могут быть эксперимент, интервью, социологический опрос, экскурсия, изучение литературы, поиск информации в сети Интернет. Преподавателю важно познакомить обучающихся с имеющимися возможностями, предоставив право выбора им самим. В любом случае презентация подготавливается обучающимся самостоятельно, с минимальной помощью преподавателя.
Этап 4. Работа над проектом. Занимает основное время, отведенное на проект. Время определяется преподавателем (7-8 месяцев). Преподаватели, у которых дисциплина заканчивается в I семестре, проводят научно-практическую конференцию (НПК) в декабре в рамках предметной недели. Также преподаватель определяет сроки промежуточного контроля. Основную работу обучающиеся проводят во внеурочное время.
Этап 5. Подготовка к защите проекта. Данный этап может включать в себя:
s оформление материала на стендах (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта);
S оформление материала в виде презентации в различных программах (например, MS Power Point);
S подготовка устной презентации проекта; S подготовка команды для ответов на каверзные и серьезные вопросы оппонентов;
S создание специальной папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена логика работы над проектом.
Этап 6. Презентация проекта. Проводится в две ступени: 1-я ступень — предварительная защита у всех преподавателей по своим дисципли-
нам; 2-я ступень — общетехникумовская научно-практическая конференция, где представлены ИП, победившие на первой ступени. НПК включает в себя три секции: гуманитарных дисциплин; социально-экономических; естественно-научных.
В нашем техникуме такие конференции проводятся каждый год в конце апреля. НПК имеет название «Вклад молодежи в инновационный потенциал Сибири». По итогам НПК выпускается сборник материалов.
Для защиты проектов на любой ступени локальным актом, разработанным научно-методи-ческим отделом техникума (НМО), приняты критерии оценивания ИП обучающихся.
У преподавателей, работающих с обучающимися над ИП, возник вопрос: какой вид проекта эффективнее использовать: индивидуальный или групповой? Чтобы ответить на него, мы рассмотрели преимущества каждого вида проекта.
Преимущества индивидуальных проектов:
1) план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;
2) у обучающихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта и его качество зависят только от него самого;
3) обучающиеся приобретают опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта — от замысла до итоговой рефлексии;
4) у обучающихся полноценно формируются общие компетенции (ОК) и их формирование оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:
1) у участников проектной деятельности формируются навыки сотрудничества, что очень важно для жизни в современном обществе;
2)проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
3) каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы, на котором может в полной мере раскрыть себя как личность;
4) в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
В связи с этим мы внесли в НМО предложение изменить положение об организации ИП на следующий учебный год.
После завершения работы над проектом был проведен опрос студентов:
S 88% обучающихся считают, что данное занятие способствовало формированию ОК 8 «Са-
Критерии оценивания индивидуальных проектов обучающихся
Критерии оценки проекта Содержание критерия оценки Количество баллов
Актуальность поставленной проблемы (до 4 баллов) Обоснованность актуальности От 0 до 1
Определение целей От 0 до 1
Определение и решение поставленных задач От 0 до 1
Новизна работы От 0 до 1
Теоретическая и/или практическая ценность (до 7 баллов) Возможность применения на практике результатов проектной деятельности. От 0 до 2
Соответствие заявленной теме, целям и задачам проекта От 0 до 2
Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной области От 0 до 2
Автор в работе указал теоретическую и/или практическую значимость От 0 до 1
Качество содержания проектной работы (до 6 баллов) Структурированность и логичность, которая обеспечивает понимание и доступность содержания От 0 до 2
Выводы работы соответствуют поставленным целям От 0 до 2
Наличие исследовательского аспекта в работе От 0 до 2
Оформление работы (до 9 баллов) Титульный лист От 0 до 1
Оформление оглавления, заголовков разделов, подразделов От 0 до 2
Оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений От 0 до 2
Информационные источники От 0 до 2
Форматирование текста, нумерация и параметры страниц От 0 до 2
Грамотность речи, владение специальной терминологией по теме работы (до 12 баллов) Грамотность речи От 0 до 3
Владение специальной терминологией От 0 до 3
Научность речи От 0 до 3
Ответы на вопросы От 0 до 3
Итого: 38
мостоятепьно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации»;
^ 84 % — говорят о формировании ОК 2 «Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество»;
^ 84% — ОК 4 «Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития»;
^ 82% — ОК 5 «Использовать информацион-но-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности».
А ведь именно формирование указанных общих компетенций на занятиях общеобразовательных дисциплин и является сегодня основной задачей реализации стандарта ФГОС СОО для специальностей технического профиля.
Проектная деятельность позволяет преподавателю осуществлять индивидуальный подход к каждому студенту, распределять обязанности в группах по способностям и интересам студентов. В ходе проектирования преподаватель должен быть консультантом: давать рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направлять в верное русло, обсуждать со студентами этапы реализации проекта.