РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕй СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕцИАЛИСТА
Г. В. Серозудинова, старший методист ГПОУ «Новокузнецкий строительный техникум»
Р. Г. Волостных, преподаватель М. А. Галета, преподаватель И. Б. Харитонцева, руководитель по учебной работе
Совершенствование технологий, развитие информатизации и автоматизации производственных процессов обусловили появление новых, более высоких требований к профессиональной подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, их профессиональной мобильности, компетентности, профессиональному мастерству. Независимо от специализации и характера работы, выпускник должен обладать базовыми знаниями, профессиональными умениями и навыками, опытом творческой, исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности.
Еще в 2008 году группе экспертов (социальным партнерам) была предложена анкета для ранжирования компетенций, необходимых для успешной карьеры выпускников Новокузнецкого строительного техникума. Опрос проводился среди руководителей кадровой службы, учебных пунктов предприятий, подразделений, самих работников.
Анализ анкетных данных показал, что предприятия дают нашим выпускникам высокие оценки по знанию технологического процесса, организации рабочего места, использованию информационных технологий; умению выполнять простейшие операции вручную и с применением средств механизации, решать несложные производственные задачи. В то же время работодатели низко оценивают способность к умению видеть проблему, к анализу продуктивности собственной трудовой деятельности, сложности выполняемой работы, умение анализировать результаты, соотносить их с заданной целью; коммуникативные умения (умение работать в команде, результативно взаимодействовать с коллегами); умение организовать собственную деятельность.
Г. В. Серозудинова
Р. Г. Волостных
М. А. Галета
И. Б. Харитонцева
Ранжирование компетенций позволило нам сделать вывод, что работодатели и преподаватели одинаково понимают конкурентоспособность выпускника. И объединяющим началом стало четкое понимание необходимости формирования:
• постоянной готовности к самообучению и пополнению знаний, поскольку в условиях внедрения прогрессивных технологий полученные ранее знания быстро устаревают, снижая уровень профессиональной компетентности работника;
• способности к инновациям, которая включает техническое творчество, поиск оригинальных решений, умение определять время и условия замены техники и технологии на более совершенные;
• способности к анализу продуктивности собственной трудовой деятельности;
• инициативности, технической компетентности, предприимчивости, активности;
• умения представлять свои мысли в устной и письменной формах;
• умения эффективно работать в команде, сочетать самостоятельность с готовностью помогать лидеру в достижении целей;
• ответственности за качество выполняемой работы.
Маркетинговые исследования по выявлению конкурентоспособности наших выпускников на предприятиях проводятся ежегодно. При ответе на вопрос «Какие характеристики составят конкурентные преимущества при устройстве
на работу после окончания техникума и помогут успешно адаптироваться к условиям производства?» получены результаты, которые позволяют сделать вывод:
• растет значимость творческих способностей выпускников среднего звена за счет того, что человек с развитыми творческими способностями более успешно справляется с профессиональными задачами, достигает значимых успехов;
• одной из составляющих профессиональной компетенции современного квалифицированного рабочего является такое качество лич-ности,как творческий потенциал.
На основе анализа современных социально-экономических условий мы выделили характерные факторы социально-экономической среды и адекватные ей социально-педагогические условия для внедрения исследовательской, творческой деятельности в процессе подготовки специалистов среднего звена.
Факторы социально-экономической среды
Высокая скорость устаревания профессиональных знаний
Социально-педагогические условия профессионального образования
Направленность на непрерывное образование и самообразование
Сокращение сферы малоквалифицированного труда
Многоуровневость структуры профессионального образования
Структурные изменения в сфере —1 Готовность личности к
занятости социальной динамике
Изменение спроса со стороны государства и потребностей
Ограниченность ресурсов личности
(временных, материальных и др.)
Вариантность структуры и объема подготовки специалистов
Адаптивность уровней образования
Исследовательские, творческие умения и навыки как основные компоненты личности будущего специалиста отражают значимые характеристики процесса его профессионального становления, активизируют способности к творческой самореализации, определяют эффективность познавательной деятельности, способствуют перенесению знаний, умений и навыков исследовательской деятельности в любую область познавательной, практической и профессиональной деятельности.
Под исследовательской деятельностью мы понимаем процесс решения учебно-исследова-
тельских заданий как в учебное, так и во вне-учебное время, результатом которого является тот или иной уровень сформированности исследовательских умений, навыков и личностных качеств, обеспечивающих успешность исследовательской деятельности.
Нами определен следующий перечень исследовательских умений:
• осуществлять аналитико-синтетическую переработку изучаемых первоисточников;
• производить их теоретический анализ; наблюдать и анализировать различные явления;
• решать нестандартные задачи;
• планировать, проводить эксперимент и обрабатывать его результаты.
Под результатом мы понимаем определенный шаг в развитии личности, проявляющийся в его деятельности по решению конкретных исследовательских задач и личностном самосовершенствовании.
Основные задачи функционирования НИРС в техникуме:
• создание предпосылок для воспитания и самореализации личностных и творческих способностей студентов;
• содействие всестороннему развитию личности студента, формированию его объективной самооценки;
• развитие у студентов способностей к самостоятельным обоснованным суждениям и выводам.
ФГОС отражает переход в конструировании содержания образования от знаний к способам деятельности, поэтому при выборе технологий и методов обучения для реализации компетентностного подхода особое внимание уделяется методам, обеспечивающим включение обучающихся в активную деятельность. Развивая инициативу и ответственность посредством использования внеаудиторной самостоятельной работы, у нас появляется возможность сформировать навыки работы с дополнительными источниками, умения классифицировать и обобщать полученную информацию, активно использовать электронные ресурсы.
Преподаватели техникума стараются использовать самостоятельную работу не только для овладения знаниями и освоения учебного материала, но и как возможность применения этих наработок для его дальнейшего углубленного изучения и использования в творческой исследовательской деятельности.
Поиск необходимой информации и самостоятельная работа заинтересовывают обучающегося в дальнейшем изучении определенной тематики, что приводит к разработке проекта или участию в научно-практических конференциях.
Студенты и преподаватели техникума принимают активное участие в различных студенческих конкурсах и конференциях всероссийского, регионального и областного уровней. Разнообразие номинаций и выбранных тем говорят о разносторонних интересах наших студентов.
Это и исторические и краеведческие исследования, социально значимые проекты, внедрение новых технологий в строительстве, изучение экологических проблем и их решение.
Формирование культуры исследовательской, творческой деятельности способствует:
• освоению учебного материала, развитию активности, становлению творческой позиции обучающихся;
• формированию у обучающихся умения выбрать направление индивидуального развития и способности строить собственную образовательную траекторию;
• формированию рефлексивных навыков и развитию творческих способностей;
• овладению обучающимися навыками исследовательской деятельности в силу их индивидуальных способностей;
• повышению количественных и качественных показателей участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях различных уровней.
С каждым годом число желающих участвовать в исследовательской, творческой деятельности растет и повышается результативность этого участия. В 2015/2016 учебном году более 30 студентов приняли участие в различных конференциях и заняли 12 призовых мест в различных номинациях.
Успеху в исследовательской деятельности содействует, как и в любом другом виде деятельности, прежде всего теоретическая вооруженность и наличие у студента необходимого объема исследовательских умений, опыт руководителя и творческий подход. Так, при участии в студентов в молодежном форуме «Тех-ноноватор» под руководством преподавателей К. А. Дробахина и Н. Д. Панченко были разработаны проекты восстановления деталей при ремонте дорожных машин и внедрения новых методов технического обслуживания автомобилей. В дальнейшем эти темы легли в основу дипломных проектов.
Исследовательский поиск — увлекателен! Проблема определения степени результативности учебно-исследовательской деятельности внешне представляется простой, но на самом деле очень сложна.
Что следует считать результатом? А результат таков — наши выпускники востребованы и их уровень подготовки соответствует современным требованиям работодателей.