Научная статья на тему 'Формирование исследовательской компетентности студентов'

Формирование исследовательской компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование исследовательской компетентности студентов»

исследовательская деятельность

В конкурсе участвуют обучающиеся третьего и четвертого курсов. Задания разработаны на основе материала междисциплинарного курса «Методика проведения работ по стандартизации, подтверждению соответствия продукции, процессов, услуг, систем управления и аккредитации». Учебно-методический комплект содержит материалы конкурсных заданий, эталоны ответов, способы оценивания обучающихся.

Конкурс начинается с исторической справки о возникновении праздника. Всемирный день стандартов, или Всемирный день стандартизации, — международная дата, призванная обратить внимание людей на важность связанных с созданием единых стандартов действий и отдать дань уважения совместным усилиям десятка тысяч специалистов, посвящающих свою жизнь ответственной и необходимой работе. День стандартов отмечается ежегодно 14 октября по всему миру.

Конкурс состоит из семи этапов: разминка, тестирование, работа со стандартами, конкурс болельщиков, конкурс капитанов, порядок разработки стандартов, индивидуальное задание.

В ходе разминки конкурсанты показывают владение профессиональной терминологией. Тестовые задания направлены на выявление знаний и умений работы с нормативной документацией. Пока команды-участницы работают с тестовыми заданиями, болельщики и гости смотрят фильм «Всемирный день стандартизации». Третий этап конкурса выявляет практические навыки работы с нормативными документами. Участ-

никам необходимо назвать категорию нормативного документа, определить его вид, структуру, объекты стандартизации в каждом стандарте. Во время работы команд с текстом стандарта проводится конкурс болельщиков. Конкурс капитанов представляет собой блиц-опрос. В ходе шестого этапа конкурса командам предлагаются конверты с карточками. На карточках указаны этапы разработки стандартов. Задача команд — выложить карточки по порядку разработки стандартов. На последнем этапе каждому игроку команд-соперников в порядке жеребьевки присваивается должность специалиста по стандартизации, согласно которой специалист выполняет поставленную задачу и обосновывает свои действия.

Выполнение заданий конкурса способствует развитию и формированию общих и профессиональных компетенций, закреплению умений и знаний, приобретенных в ходе изучения междисциплинарного курса и прохождения производственной практики. Обучающиеся при выполнении заданий конкурса закрепляют навыки работы с нормативной документацией, эффективной работы в команде. Проведение конкурса профессионального мастерства расширяет кругозор обучающихся, стимулирует желание учиться и совершенствоваться.

Таким образом, конкурс профессионального мастерства способствует подготовке конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда, профессионала, готового найти оптимальное и эффективное решение поставленной задачи.

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Л. К. Юрьева, преподаватель Юргинского техникума машиностроения и информационных технологий

Изменения, происходящие в экономике страны, вхождение России в общеевропейское и мировое образовательное пространство требуют новых подходов в профессиональном образовании. В Государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы отмечается необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов всех уровней, в том числе среднего звена, в соответствии с социальными и экономическими потребностями общества и запросами личности.

Актуальность формирования исследовательской компетентности студентов подтверждается практикой деятельности профессионального образовательного учреждения: качественная подготовка специалиста-профессионала требует

исследовательская деятельность

Д«ухгг<

грамотной организации формирования исследовательской компетентности студентов. Исследовательская компетентность является основанием для развития других более конкретных и профессионально ориентированных компетенций, поскольку помогает студенту обучаться, стать успешным в дальнейшей жизни, что и определяет значимость ее формирования.

Проблема формирования исследовательской компетентности студентов заключается, по моему мнению, в том, что исследовательская компетенция в ФГОС СПО обозначена нечетко и достаточно фрагментарно, в основном через общие компетенции. В качестве одной из общих компетенций указывается умение выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, однако данное умение необходимо демонстрировать в рамках решения конкретных практических задач. Так, подготовка студентом выпускной квалификационной работы предусматривает именно наличие исследовательских знаний, умений и навыков.

Анализ научной литературы, посвященной проблеме компетентностного подхода, позволил заключить, что понятия «компетентность» и «компетенция», введенные в отечественный педагогический лексикон в 90-е годы ХХ века, до настоящего времени толкуются неоднозначно.

Исследовательская компетентность студента — потенциальная готовность решать задачи со знанием дела. Она включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение ее решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях.

Исследовательская компетентность проявляется в способности к деятельности, и поэтому как типичные элементы исследовательской ком-

петентности студента выделяют способности человека осуществлять:

• целеполагание, то есть выделение цели деятельности;

• целевыполнение, то есть определение предмета, средств деятельности, реализацию намеченных действий;

• рефлексию, анализ результатов деятельности, то есть соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью.

Считаю, что для успешного формирования исследовательской компетентности необходимо привлечение студентов к научной работе, начиная с первого курса, постепенное усложнение работы. Например: сначала сообщение и доклад на уроке, потом подготовка и защита реферата, самостоятельная работа для участия в викторине или предметной олимпиаде, конкурсе, студенческой конференции, а затем курсовая работа и выпускная квалификационная работа.

В формировании исследовательской компетентности студентов условно выделяю два направления:

1) специальное направление — целенаправленная подготовка к викторинам, олимпиадам, конкурсам, конференциям, к деловым и ролевым играм, к диспутам и дискуссиям;

2) текущее направление — постоянное выполнение студентами внеаудиторной работы.

Для иллюстрации работы по первому направлению приведу примеры из опыта.

С ноября 2013 года по март 2014 года студентами разрабатывался исследовательский проект «Статистическое исследование «Осторожно, батарейка!». Они сначала выступили перед группой, обучающиеся которой тоже изучали статистику, а затем участвовали в студенческой областной научно-практической конференции «Актуальные научные исследования — 2014», которая проходила в Прокопьевском промышленно-экономическом техникуме. Их проект был опуб-

ликован в сборнике материалов конференции. В результате участники проекта на практике освоили основные методы исследования, получили опыт публичного выступления — это им пригодилось в работе над дипломнымой исследованием.

В апреле 2016 года в Юргинском технологическом колледже проводилась региональная научно-практическая конференция «Развитие творческой деятельности обучающихся в условиях непрерывного многоуровневого и многопрофильного образования». Тема научно-исследовательской работы студентов нашего техникума — «Исследование жилищной проблемы студентов техникума». Они продолжили изучение этой проблемы и уже в феврале 2017 года приняли участие в XV Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием «Наука и производство: состояние и перспективы». Уровень выступлений студентов вырос.

Всем известно, что в конференциях, конкурсах, олимпиадах участвуют далеко не все студенты техникума, а формировать исследовательскую компетентность необходимо у каждого обучающегося. Исследовательская компетентность формируется в ходе выполнения студентами внеаудиторной работы следующих видов:

• подготовка к текущим занятиям (лекциям, практическим и семинарским занятиям, лабораторным работам);

• выполнение домашних заданий: решение задач, создание презентаций, разработка и составление схем, выполнение графических работ, построение сравнительных таблиц и др.;

• выполнение индивидуальных заданий;

• выполнение самостоятельной работы во время прохождения практики и подготовки к отчету по практике.

Эффективное решение исследовательских задач студентами во многом зависит от руководителя. КРИРПО в начале 2016 года организовал курсы для преподавателей по програм-

исследовательская деятельность

ме «Исследовательская деятельность студентов в учреждении профессионального образования», которые помогли мне в педагогической деятельности при формировании исследовательской компетентности студентов.

Результаты формирования исследовательской компетентности студентов заключаются в повышении уровня подготовки и защиты выпускных квалификационных работ студентами, в успешном завершении обучения в техникуме, что подтверждается статистикой успеваемости, в продолжении обучения в высших учебных заведениях, в повышении конкурентоспособности на рынке труда.

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» предусматривает обобщенную трудовую функцию, в которой описываются трудовые действия: «Руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью обучающихся по программам СПО и (или) ДПП, в том числе подготовкой выпускной квалификационной работы». Следовательно, каждый педагог обязан заниматься формированием исследовательской компетентности студентов. Исследование в современном быстро меняющемся мире рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль современного человека.

Студентам, которые сомневаются в необходимости заниматься исследовательской деятельностью, можно привести слова венгерского и американского математика Дьердь Пойа: «Задача, которую вы решаете, может быть скромной, но если она бросает вызов вашей любознательности и заставляет вас быть изобретательными, то вы можете испытать ведущее к открытию напряжение ума и насладиться радостью победы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.