исследовательская деятельность
В конкурсе участвуют обучающиеся третьего и четвертого курсов. Задания разработаны на основе материала междисциплинарного курса «Методика проведения работ по стандартизации, подтверждению соответствия продукции, процессов, услуг, систем управления и аккредитации». Учебно-методический комплект содержит материалы конкурсных заданий, эталоны ответов, способы оценивания обучающихся.
Конкурс начинается с исторической справки о возникновении праздника. Всемирный день стандартов, или Всемирный день стандартизации, — международная дата, призванная обратить внимание людей на важность связанных с созданием единых стандартов действий и отдать дань уважения совместным усилиям десятка тысяч специалистов, посвящающих свою жизнь ответственной и необходимой работе. День стандартов отмечается ежегодно 14 октября по всему миру.
Конкурс состоит из семи этапов: разминка, тестирование, работа со стандартами, конкурс болельщиков, конкурс капитанов, порядок разработки стандартов, индивидуальное задание.
В ходе разминки конкурсанты показывают владение профессиональной терминологией. Тестовые задания направлены на выявление знаний и умений работы с нормативной документацией. Пока команды-участницы работают с тестовыми заданиями, болельщики и гости смотрят фильм «Всемирный день стандартизации». Третий этап конкурса выявляет практические навыки работы с нормативными документами. Участ-
никам необходимо назвать категорию нормативного документа, определить его вид, структуру, объекты стандартизации в каждом стандарте. Во время работы команд с текстом стандарта проводится конкурс болельщиков. Конкурс капитанов представляет собой блиц-опрос. В ходе шестого этапа конкурса командам предлагаются конверты с карточками. На карточках указаны этапы разработки стандартов. Задача команд — выложить карточки по порядку разработки стандартов. На последнем этапе каждому игроку команд-соперников в порядке жеребьевки присваивается должность специалиста по стандартизации, согласно которой специалист выполняет поставленную задачу и обосновывает свои действия.
Выполнение заданий конкурса способствует развитию и формированию общих и профессиональных компетенций, закреплению умений и знаний, приобретенных в ходе изучения междисциплинарного курса и прохождения производственной практики. Обучающиеся при выполнении заданий конкурса закрепляют навыки работы с нормативной документацией, эффективной работы в команде. Проведение конкурса профессионального мастерства расширяет кругозор обучающихся, стимулирует желание учиться и совершенствоваться.
Таким образом, конкурс профессионального мастерства способствует подготовке конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда, профессионала, готового найти оптимальное и эффективное решение поставленной задачи.
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Л. К. Юрьева, преподаватель Юргинского техникума машиностроения и информационных технологий
Изменения, происходящие в экономике страны, вхождение России в общеевропейское и мировое образовательное пространство требуют новых подходов в профессиональном образовании. В Государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы отмечается необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов всех уровней, в том числе среднего звена, в соответствии с социальными и экономическими потребностями общества и запросами личности.
Актуальность формирования исследовательской компетентности студентов подтверждается практикой деятельности профессионального образовательного учреждения: качественная подготовка специалиста-профессионала требует
исследовательская деятельность
Д«ухгг<
грамотной организации формирования исследовательской компетентности студентов. Исследовательская компетентность является основанием для развития других более конкретных и профессионально ориентированных компетенций, поскольку помогает студенту обучаться, стать успешным в дальнейшей жизни, что и определяет значимость ее формирования.
Проблема формирования исследовательской компетентности студентов заключается, по моему мнению, в том, что исследовательская компетенция в ФГОС СПО обозначена нечетко и достаточно фрагментарно, в основном через общие компетенции. В качестве одной из общих компетенций указывается умение выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, однако данное умение необходимо демонстрировать в рамках решения конкретных практических задач. Так, подготовка студентом выпускной квалификационной работы предусматривает именно наличие исследовательских знаний, умений и навыков.
Анализ научной литературы, посвященной проблеме компетентностного подхода, позволил заключить, что понятия «компетентность» и «компетенция», введенные в отечественный педагогический лексикон в 90-е годы ХХ века, до настоящего времени толкуются неоднозначно.
Исследовательская компетентность студента — потенциальная готовность решать задачи со знанием дела. Она включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение ее решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях.
Исследовательская компетентность проявляется в способности к деятельности, и поэтому как типичные элементы исследовательской ком-
петентности студента выделяют способности человека осуществлять:
• целеполагание, то есть выделение цели деятельности;
• целевыполнение, то есть определение предмета, средств деятельности, реализацию намеченных действий;
• рефлексию, анализ результатов деятельности, то есть соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью.
Считаю, что для успешного формирования исследовательской компетентности необходимо привлечение студентов к научной работе, начиная с первого курса, постепенное усложнение работы. Например: сначала сообщение и доклад на уроке, потом подготовка и защита реферата, самостоятельная работа для участия в викторине или предметной олимпиаде, конкурсе, студенческой конференции, а затем курсовая работа и выпускная квалификационная работа.
В формировании исследовательской компетентности студентов условно выделяю два направления:
1) специальное направление — целенаправленная подготовка к викторинам, олимпиадам, конкурсам, конференциям, к деловым и ролевым играм, к диспутам и дискуссиям;
2) текущее направление — постоянное выполнение студентами внеаудиторной работы.
Для иллюстрации работы по первому направлению приведу примеры из опыта.
С ноября 2013 года по март 2014 года студентами разрабатывался исследовательский проект «Статистическое исследование «Осторожно, батарейка!». Они сначала выступили перед группой, обучающиеся которой тоже изучали статистику, а затем участвовали в студенческой областной научно-практической конференции «Актуальные научные исследования — 2014», которая проходила в Прокопьевском промышленно-экономическом техникуме. Их проект был опуб-
ликован в сборнике материалов конференции. В результате участники проекта на практике освоили основные методы исследования, получили опыт публичного выступления — это им пригодилось в работе над дипломнымой исследованием.
В апреле 2016 года в Юргинском технологическом колледже проводилась региональная научно-практическая конференция «Развитие творческой деятельности обучающихся в условиях непрерывного многоуровневого и многопрофильного образования». Тема научно-исследовательской работы студентов нашего техникума — «Исследование жилищной проблемы студентов техникума». Они продолжили изучение этой проблемы и уже в феврале 2017 года приняли участие в XV Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием «Наука и производство: состояние и перспективы». Уровень выступлений студентов вырос.
Всем известно, что в конференциях, конкурсах, олимпиадах участвуют далеко не все студенты техникума, а формировать исследовательскую компетентность необходимо у каждого обучающегося. Исследовательская компетентность формируется в ходе выполнения студентами внеаудиторной работы следующих видов:
• подготовка к текущим занятиям (лекциям, практическим и семинарским занятиям, лабораторным работам);
• выполнение домашних заданий: решение задач, создание презентаций, разработка и составление схем, выполнение графических работ, построение сравнительных таблиц и др.;
• выполнение индивидуальных заданий;
• выполнение самостоятельной работы во время прохождения практики и подготовки к отчету по практике.
Эффективное решение исследовательских задач студентами во многом зависит от руководителя. КРИРПО в начале 2016 года организовал курсы для преподавателей по програм-
исследовательская деятельность
ме «Исследовательская деятельность студентов в учреждении профессионального образования», которые помогли мне в педагогической деятельности при формировании исследовательской компетентности студентов.
Результаты формирования исследовательской компетентности студентов заключаются в повышении уровня подготовки и защиты выпускных квалификационных работ студентами, в успешном завершении обучения в техникуме, что подтверждается статистикой успеваемости, в продолжении обучения в высших учебных заведениях, в повышении конкурентоспособности на рынке труда.
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» предусматривает обобщенную трудовую функцию, в которой описываются трудовые действия: «Руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью обучающихся по программам СПО и (или) ДПП, в том числе подготовкой выпускной квалификационной работы». Следовательно, каждый педагог обязан заниматься формированием исследовательской компетентности студентов. Исследование в современном быстро меняющемся мире рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль современного человека.
Студентам, которые сомневаются в необходимости заниматься исследовательской деятельностью, можно привести слова венгерского и американского математика Дьердь Пойа: «Задача, которую вы решаете, может быть скромной, но если она бросает вызов вашей любознательности и заставляет вас быть изобретательными, то вы можете испытать ведущее к открытию напряжение ума и насладиться радостью победы».