DOI 10.38197/2072-2060-2020-226-6-311-326
ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВУЗА PROJECT FINANCING OF THE DIGITAL TRANSFORMATION STRATEGY OF THE UNIVERSITY
ПОКАМЕСТОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Аспирант кафедры финансов и цен Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
DMITRY A. POKAMESTOV
Й4&. Graduate student Department of Finance and Prices, Plekhanov Russian University of Economics
КОНДРАТЬЕВА АЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА
Соискатель кафедры предпринимательства и логистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
ALLA A. KONDRATYEVA
Applicant for the Department of Entrepreneurship and Logistics, Plekhanov Russian University of Economics
312
АННОТАЦИЯ
Цифровая трансформация российских вузов, отвечая на вызовы и требования нового технологического уклада, предполагает формирование информационно-образовательной среды, включающей цифровую инфраструктуру и технологии, трансформирующие деятельность вуза в соответствии с условиями и требованиями цифровой экономики. В разработке и апробации модели «цифрового университета» сегодня участвуют 20 ведущих отечественных вузов, включивших в программы стратегического развития модули цифровой трансформации и использующих в качестве основного инструмента организации базовых процессов реализации ПСР проектную деятельность. Однако далеко не в каждой программе представлена бизнес-модель, и практически отсутствует финансовая модель, интерпретирующая соотношение затрат и выгод от проектов цифровиза-ции. Предложенный в исследовании финансовый контур стратегии цифровой трансформации вуза доказывает целесообразность развития проектного финансирования в сфере высшего образования и позволяет сформировать информационно-ресурсные и финансовые модели базовых проектов стратегии цифровой трансформации вуза. ABSTRACT
The digital transformation of Russian universities, responding to the challenges and requirements of the new technological order, supposes the formation of an informative and educational environment, including digital infrastructure and technologies that transform the activities of the university in accordance with the conditions and requirements of the digital economy. Today, 20 leading universities are involved in the development and testing of the "digital university" model, which have included digital transformation modules in the strategic development programs and use project activities as the main tool for organizing the basic processes of RPS implementation. However, program presents a business model and there is practically no financial model that interprets the ratio
of costs and benefits from digitalization projects. The financial outline of the university's digital transformation strategy proposed in the study proves the feasibility of developing project financing in the field of higher education and makes it possible to form information-resource and financial models of basic projects of the university's digital transformation strategy.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Цифровая трансформация, цифровой университет, программа стратегического развития вуза, бизнес-модель, проектное финансирование. KEYWORDS
Digital transformation, digital university, university strategic development program, business model, project financing.
B настоящее время перед руководствами российских вузов стоит непростая задача — обеспечить цифровую трансформацию экономики кадрами с новыми компетенциями. Для выполнения этой задачи российские вузы должны создать интуитивно понятную информационно-образовательную среду для взаимодействия не только сотрудников Университета и студентов, но и работодателей и заказчиков образовательных услуг. Создание такой среды сегодня становится обязательным условием цифровой трансформации сферы образования, ключевым звеном которой должен стать «цифровой университет». «Цифровой университет» — это комплекс новых методологических подходов, информационно-образовательной инфраструктуры и цифровых технологий, обеспечивающих организацию и функционирование образовательной, научной и административно-управленческой деятельности вуза в соответ-
314
ствии с условиями и требованиями цифровой экономики. В рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (общее финансирование проекта 143,1 млрд руб.) сформирована концепция «цифрового университета», включающая четыре ключевых направления: «информационную систему управления университетом, онлайн-поддержку образовательного процесса, ключевые компетенции цифровой экономики и управление учебным процессом на базе индивидуальной образовательной траектории»1. Трансформация ведущих вузов страны в «цифровые университеты» будет проходить поэтапно. На первом этапе (2019 г.) уже были отобраны 5 пилотных университетов для разработки модели «цифрового университета» и ее экспериментальной апробации. Это: НИУ ВШЭ, УрФУ, НИУ ИТМО, НИУ ТГУ, Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова. На втором этапе (в текущем 2020 г.) должны быть отобраны еще 15 университетов-спутников для «обкатки» экспериментальной модели вместе с партнерами. На третьем этапе (2022-2023 гг.) планируется включить в эксперимент более широкий круг российских вузов и завершить трансформацию университетов к 2024 г. Для разработки, апробации и внедрения моделей «цифрового университета» «будет оказана господдержка до 100 млн руб. в форме субсидий. Всего в период с 2019 по 2021 гг. в разработку модели и ее тиражирование вложат 6,14 млрд руб»2. Примером стратегии трансформации университета, отвечающей требованиям концепции «цифрового университета», может быть «Стратегия развития университета ИТМО до 2027 г.» (рис. 1).
1 «Цифровой университет» готовится к летней сессии. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://niac.adm-nao.ru/pages/news/13732 (дата обращения 14.10.2020).
2 Там же.
ИТ-УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ
НАУКА И ИННОВАЦИИ
ф
в ИТ-ИНФРАСТРУКТУРА
Я Ф
КОМПЕТЕНЦИИ СОТРУДНИКОВ
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ (ВЫГОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ)
Рис. 1. Стратегия развития университета ИТМО до 2027 г.3
Руководство ИТМО на основании вызовов и требований цифровой экономики (возрастающая сложность экономических и социальных процессов перехода к новому технологическому укладу; снижение уровня безопасности современных информационных и киберфизических систем; нарастающий кризис информационно-коммуникационной и энергетической инфраструктуры и производствен-
3 Составлено автором по материалам стратегии развития университета ИТМО.
31
ных мощностей; демографический переход, связанный с увеличением продолжительности и изменением образа жизни) определило миссию университета — «открывать возможности для гармоничного развития конкурентоспособной личности и вдохновлять на решение глобальных задач и стратегическую цель университета — генерация новых знаний, рынков и бизнесов, навигация человека в мире информации, обеспечивающая баланс физической и виртуальной реальностей»4, а также основные приоритеты и задачи развития университета на период 2018-2027 годов. Стратегические задачи ИТМО формируют его новую модель в цифровом мире как открытый, прогрессивный, адаптивный к изменениям вуз. В стратегии заложено, что развитие новой модели будет осуществляться на принципах сотрудничества, партисипативного управления, развития умной среды и информационных сервисов, прозрачности и открытости.
Автоматизация ключевых процессов вуза «создает единую информационную среду для обмена лучшими управленческими и учебными практиками, кардинального повышения качества образования за счет применения инновационных цифровых технологий»5. Основной системой, обеспечивающей комплексную автоматизацию процессов управления деятельностью «цифрового университета», является «ИТ-УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ», включающая блоки: Центр проектного управления, АИС «Приемная комиссия», АИС «Управление учебным процессом», СЭД (система электронного документооборота); СУП (система управления персоналом), АИС управления финансами и активами.
4 Стратегия развития университета ИТМО до 2027. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://itmo.ru/ru/page/172/razvitie_universiteta.htm (дата обращения 12.10.2020).
5 Цифровой университет [Электронный ресурс] — Режим доступа https://softline.ru/solutions/ resheшya-dlya-gos-orgaшzatsiy/resheшya-dlya-obrazovaшya/tsifrovoy-uшversitet (дата обращения 12.10.2020).
При этом проектная деятельность используется как основной инструмент организации всех базовых процессов университета, начиная с образовательного процесса и заканчивая формированием новых профессиональных компетенций сотрудников. Результативность стратегии цифровой трансформации измеряется социально-экономическими выгодами и новыми перспективами развития по четырем направлениям:
• для обучающихся — обучаясь по индивидуальным траекториям в рамках цепочки ценностей университета, формируют востребованные цифровой экономикой новые компетенции (soft-skills и hard-skills), вовлечены в процесс непрерывного образования;
• для преподавателей и исследователей — открыты к изменениям, реализуя программы саморазвития и самореализации, осваивают гибкие образовательные модули; развивая функции экспертов-аналитиков и исследователей, осуществляют научные исследования мирового уровня; совместно с представителями реального сектора экономики, региональным и международным сообществом участвуют в инновационной деятельности;
• для партнеров и работодателей — инвестируя в развитие человеческого потенциала обучающихся и обучаемых, получают кадры с компетенциями, необходимыми для цифровизации бизнес-процессов; участвуя в вузовских научных и инновационных проектах, имеют доступ к результатам разработок; используя университетскую информационно-образовательную среду, имеют возможность подключать сотрудников к процессу непрерывного образования;
318
• для социума и региона — решаются ключевые задачи национального проекта «Цифровая экономика»; экономика региона обеспечивается кадрами для нового технологического уклада; научные разработки для реального сектора экономики региона способствуют росту его инновационного потенциала; через партисипативное бюджетирование общественные организации получает возможность более широкого участия в управлении вузом. Примерно по такой же логике построена стратегия развития УрФУ на период 2019-2028 гг., также предусматривающая поэтапную трансформацию в «цифровой университет». Однако в отличие от ИТМО в ней присутствует финансово-экономический модуль на среднесрочный период реализации стратегии (см. таблицу).
Финансово-экономический модуль стратегии цифровой трансформации УрФУ увязывает ключевые направления трансформации университета с мероприятиями его Программы Стратегического развития (ПСР) и показателями результативности. Наряду с этим в УрФУ в 2019 году создан Центр управления цифровой трансформацией для отработки модели «цифрового университета» во главе с Управляющим Комитетом, а также разработана концепция автоматизированной системы управления цифровой трансформацией, определены ее ключевые участники, закреплена их ответственность и полномочия, создана информационная система управления проектами цифровой трансформации. По прогнозам экономического блока университета, финансовым итогом реализации стратегии цифровой трансформации УрФУ должен стать стабильный рост доходов в основном от образовательной деятельности: в 2019 г. — 5,8 млрд руб., в 2024 г. — 7,7 млрд руб., в 2028 г. — 9,7 млрд руб.
Та бл и ца
Финансово-экономический модуль цис >ровой трансформации УрФУ (2019-2021 гг.)6
Направления трансформации Количество мероприятий ПСР Бюджет, млн руб. Показатели результативности Значения показателей
Система управления на основе баз данных 409 77 Доля субъектов УрФУ с цифровыми инструментами обратной связи и проактивного управления 70%
Доля доступных пользователям цифровых сервисов 80%
Доля расходов на ИТ в общих расходах вуза 9%
Цифровые образовательные технологии 633 65 Количество студентов других вузов на онлайн-курсах 6000
Доля цифрового контента в единой цифровой среде 100
Доля ОП,с внешними онлайн-курсами по выбору 100
Доля онлайн-курсов, с численностью не менее 5000 чел., на зарубежных ООП 75%
Количество ОК на ООП с численностью не менее 5000 чел. 70
Индивидуальные образовательные траектории 508 81 Среднее количество студентов на уникальных ИОТ 2
Доля обучающихся с уникальной ИОТ 50%
Доля обучающихся, которые используют индивидуализированные сервисы навигации 10%
Компетенции цифровой экономики 141 70 Доля образовательных программ с освоением цифровых компетенций 90%
Источник: разработано авторами на основе материалов ПСРУрФУ.
6 Особенности модели цифрового университета УрФУ. [Электронный ресурс] — Режим доступа (https://pro.urfu.ru/PWA/digital/) (дата обращения 13.10.2020)
320
Анализ Программ Стратегического развития ведущих российских вузов показывает, что практически в каждой программе присутствует блок цифровой трансформации, однако далеко не в каждой из них есть бизнес-модель, а тем более финансовая модель, интерпретирующие соотношение затрат и выгод от цифровизации вуза. На наш взгляд, бизнес-модель цифровой трансформации вуза необходимо рассматривать как концептуальное описание логической структуры необходимой для понимания взаимосвязи внутривузовских бизнес-процессов (рис. 2).
Рис. 2. Стратегическое управление цифровой трансформацией вуза7
7 Разработано авторами.
В пилотных вузах концепция цифровой трансформации сферы высшего образования предопределяет основные цели и задачи программ стратегического развития (ПСР) на ближайшие 8-10 лет. Поставленные задачи по основным направлениям развития вуза трансформируются в комплексы мероприятий, в рамках которых определяются проекты. Конкретные мероприятия и проекты формируют проектную деятельность вуза, в то время как их комплекс отражает основные процессы (бизнес-процессы). Реализация проектов в конечном счете и определяет степень решения задач ПСР, обеспечивая достижение показателей ее эффективности. В связи с этим основными функциями Центра проектного управления являются: на этапе разработки ПСР — определение системы целевых показателей проектов, непосредственно влияющих на индикаторы эффективности основных видов деятельности вуза; на этапе ее реализации — мониторинг целевых показателей; на этапе подведения итогов — соотношение целевых показателей с критериальными значениями, установленными МОН или/и достигнутыми вузами-конкурентами. Бизнес-модель дополняет проектную деятельность, «не ориентируясь на критерии результативности и эффективности ПСР, она является планом того, как стратегия должна реализовываться в рамках ее внутренних структур, процессов и систем».
Роль бизнес-модели для успешной реализации стратегии цифровой трансформации вуза заключается в том, что последняя, «в отличие от традиционной автоматизации, подразумевает полный реинжиниринг бизнес-процессов на основе внедрения современных цифровых технологий».
Однако специфика проектной деятельности усложняет ситуацию — каждый проект может показывать качествен-
3 22
ные результаты, выходящие за рамки установленных количественных показателей. На наш взгляд, для эффективной реализации общепроектных мероприятий цифровой трансформации вуза целесообразно разработать комплексную методологию не только управления ПСР ее проектами, но и управления финансированием этих проектов.
Очевидно, что цифровая трансформация с позиции проектного и процессного подходов потребует перестройки системы управления и содержания всех видов деятельности вуза, а также дополнительных финансовых ресурсов. По нашему мнению, несмотря на то что сегодня российские вузы имеют широкий спектр возможностей для привлечения финансирования в зависимости от организационно-правовой формы, в которой они функционируют, для целей цифровой трансформации эту линейку следует расширить за счет современных методов проектного финансирования. Рассматривая проектное финансирование сферы высшего образования как финансовый процесс, включающий скоординированную деятельность органов управления и финансирования образования, направленную на достижение целей комплексного и эффективного функционирования и развития высшего образования и реализуемую в рамках отдельного проекта, можно сформулировать следующее определение: «проектное финансирование вуза — это финансовый процесс, позволяющий вузу достигать определенных целей с помощью инструментов привлечения долгосрочного финансирования, основанных на инвестировании в человеческий капитал и/ или полезном эффекте, полученном от реализации проекта».
Проектное финансирование — не только способ привлечения дополнительных финансовых ресурсов для реализации стратегии цифровой трансформации вуза, но и метод станов-
ления прочных партнерских связей с институциональными и частными инвесторами (рис. 3).
Рис. 3. Финансовый контур стратегии цифровой трансформации вуза8
Финансовые ресурсы проектов стратегии цифровой трансформации могут быть сформированы как за счет бюджетных (субсидии, гранты), так и за счет внебюджетных источников финансирования (гранты, взносы, возвратное финансирование). Действующая сегодня в РФ законодательно-нормативная база не ограничивает правовыми рамками проектное финансирование в сфере высшего образования. Проблемы заключаются: для государственного инвестора — в социально-экономической эффективности использования полученных вузом средств, а для институциональных и частных инвесторов — в получении результатов в оптимальном соотношении «выгоды-затраты-риски». На наш взгляд, для решения этих проблем целесообразно использовать информационно-ре-
8 Разработано авторами.
324
сурсные и финансовые модели проектов стратегии цифровой трансформации вуза. Информационно-ресурсная модель, формализуя исходную первичную информацию по проекту, формирует необходимые базы данных, а финансовая модель на основе этих данных позволяет оценить эффективность и инвестиционную привлекательность проекта.
Таким образом, анализ модулей цифровой трансформации в программах Стратегического развития ведущих российских вузов показывает, что далеко не в каждом из них есть бизнес-модель и финансовая модель, интерпретирующие выгоды и эффективность ключевых проектов цифровизации вуза. Для успешной реализации стратегий цифровой трансформации российским вузам следует не только использовать проектную деятельность в качестве основного инструмента организации всех базовых процессов университета, но и расширить линейку возможных источников финансовых ресурсов за счет современных методов проектного финансирования.
Библиографический список
1. «Цифровой университет» готовится к летней сессии. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://niac.adm-nao.ru/pages/ пе™$/13732 (дата обращения 14.10.2020).
2. Стратегия развития университета ИТМО до 2027. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://itmo.ru/ru/page/172/razvitie_ universiteta.htm (дата обращения 12.10.2020).
3. Цифровой университет [Электронный ресурс] — Режим доступа https://softline.ru/solutions/resheniya-dlya-gos-organizatsiy/resheniya-dlya-obrazovaniya/tsifrovoy-universitet (дата обращения 12.10.2020).
4. Особенности модели цифрового университета УрФУ. [Электронный ресурс] — Режим доступа (https://pro.urfu.ru/PWA/digital/) (дата обращения 13.10.2020).
5. Межов С.И., Болденков А.В. Понятие бизнес-модели: сущность, типология и основные принципы построения; [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ ponyatie-biznes-modeli-suschnost-tipologiya-i-osnovnye-printsipy-postroeniya (дата обращения 14.10.2020).
6. Сундукова Г.М., Бобылева Н.В., Деревягина Л.Н. Стратегическое управление вузом в условиях цифровой экономики // Вестник Евразийской науки, 2019, № 3, том 11, с. 1-15.
7. Крюков В.В., Луговой Р.А., Солдатов Ю.А., Шахгельдян К.И. «Разработка программы стсратегического развития университета: требования, показатели, процесс». [Электронный ресурс] — Режим доступа: file:///C:/Users/PC/Downloads/razrabotka-programmy-strategicheskogo-razvitiya-universiteta-trebovaniya-pokazateli-protsess.pdf
8. Укуев Б.Т. Проблемы создания единой интегрированной среды вуза. Проблемы современной науки и образования. 2016. № 76. С. 34-37.
9. Мрдуляш П.Б. Проектирование развития в формате стратегических сессий. Университетское управление: практика и анализ. 2019. 23(1-2). С. 155-164.
References
1. «Tsifrovoi universitet" gotovitsya k letnei sessii. [Elektronnyi resurs] — Rezhim dostupa: http://niac.adm-nao.ru/pages/news/13732 (data obrashcheniya 14.10.2020)
2. Strategiya razvitiya universiteta ITMO do 2027. [Elektronnyi resurs] — Rezhim dostupa: https://itmo.ru/ru/page/172/razvitie_universiteta. htm (data obrashcheniya 12.10.2020)
3. Tsifrovoi universitet [Elektronnyi resurs] — Rezhim dostupa https://soft-line.ru/solutions/resheniya-dlya-gos-organizatsiy/resheniya-dlya-obra-zovaniya/tsifrovoy-universitet (data obrashcheniya 12.10.2020)
32
4. Osobennosti modeli tsifrovogo universiteta UrFU. [Elektronnyi resurs] — Rezhim dostupa (https://pro.urfu.ru/PWA/digital/) (data obrashcheniya 13.10.2020)
5. Mezhov S.I., Boldenkov A.V. Ponyatie biznes-modeli: sushchnost', tipologiya i osnovnye printsipy postroeniya; [Elektronnyi resurs] — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-biznes-modeli-suschnost-tipologiya-i-osnovnye-printsipy-postroeniya (data obrashcheniya 14.10.2020)
6. Sundukova G.M., Bobyleva N.V., Derevyagina L.N. Strategicheskoe up-ravlenie vuzom v usloviyakh tsifrovoi ekonomiki // Vestnik Evraziiskoi nauki, 2019 № 3, tom 11, s. 1-15
7. Kryukov V.V., Lugovoi R.A., Soldatov Yu. A., Shakhgel'dyan K.I. «Raz-rabotka programmy stsrategicheskogo razvitiya universiteta: trebo-vaniya, pokazateli, protsess». [Elektronnyi resurs] — Rezhim dostupa: file:///C:/Users/PC/Downloads/razrabotka-programmy-strategichesk-ogo-razvitiya-universiteta-trebovaniya-pokazateli-protsess.pdf
8. Ukuev B.T. Problemy sozdaniya edinoi integrirovannoi sredy vuza. Problemy sovremennoi nauki i obrazovaniya. 2016 g. № 76, s. 34-37.
9. Mrdulyash P.B. Proektirovanie razvitiya v formate strategicheskikh sessii. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2019; 23(1-2), s. 155-164.
Контактная информация / Contact information
ФБГОУ ВО «Российский экономический университет имени
Г.В. Плеханова»
117997, Россия, Москва, Стремянный переулок, 36.
Plekhanov Russian University of Economics, 36, Stremyanny'j pereulok,
Moscow, 117997, Russia
Дмитрий Александрович Покаместов / Dmitry А. Pokamestov
Алла Александровна Кондратьева / Alla A. Kondratyeva