Научная статья на тему 'Диагностика тенденций цифровизации системы высшего образования на примере ведущих российских университетов'

Диагностика тенденций цифровизации системы высшего образования на примере ведущих российских университетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
580
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВОЙ УНИВЕРСИТЕТ / ФАКТОРЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL TRANSFORMATION / DIGITAL UNIVERSITY / FACTORS OF DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотникова Екатерина Васильевна, Ефремова Марина Олеговна

На сегодняшний день одной из основных тенденций в мире является формирование условий и внедрение процессов цифровой трансформации в социально-экономическое развитие стран. Основой цифровой трансформации общества является система высшего образования. В рамках данного исследования проведен анализ тенденций цифровизации ведущих российских университетов и определены основные точки роста для системы высшего образования. Проведенное исследование чрезвычайно актуально с целью выявления основных направлений развития системы высшего образования и центры России с точки зрения модернизации подготовки будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of trends in digitalization of the higher education system on the example of leading Russian universities

Today, one of the main trends in the world is the formation of conditions and the introduction of digital transformation processes in the socio-economic development of countries. The basis of digital transformation of society is the system of higher education. Within the framework of this study, the analysis of digitalization trends of leading Russian universities was carried out and the main points of growth for the higher education system were determined. The study is extremely relevant in order to identify the main directions of development of the higher education system and the centers of Russia in terms of modernization of training of future specialists.

Текст научной работы на тему «Диагностика тенденций цифровизации системы высшего образования на примере ведущих российских университетов»

4. Зубаревич Н.6. Стратегия пространственного развития после кризиса. От больших проектов к индустриальной модернизации // Журнал новой экономической ассоциации. - 2015, - №2. - С 226-230.

5. Иванова Т.В., Хабзке М.8. Взаимосвязь дефи ниций "человеческие ресурсы" и "человеческий

потенциал" // Oeconomta et Jus, - 2017. - №1. - С. 10-17.

6. Прахэлад К., Рамасвами Ö. Управление взаимоотношениями с клиентами. Как использовать потребительский опыг. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2012. - С. 12-36.

5

LU

S о

LU

Z

О X

о

й

#

# *

362

DIAGNOSTICS Of TRENDS INDIGITALIZA TTONOFTHEHIGHER EDUCA TION SYSTEM ON THE EXAMPLE OF LEADING RUSSIAN UNIVERSITIES

Ptotnikova Ekaterina VasiHevna, PhD of Economics, Associate Professor Ephralm Marina Ofegovna, Undergraduate student

Higher school of Engineering and Economics, St. Petersburg Polytechnic University named after Great Peter, St Petersburg

Today, one of the main trends in the world is the formation of conditions and the introduction of digital transformation processes in the socio-economic development of countries. The basis of digital transformation of society is the system of higher education. Within the framework of this study, the analysis of digitalization trends of leading Russian universities was carried out and the main points ofgrowth for the higher education system were determined. The study is extremely relevant in order to identify the main directions of development of the higher education system and the centers of Russia in terms of modernization of training of future specialists.

Keywords; digital economy; digital transformation; digital University; factors of digitalization.

УДК 378,14 ВАК РФ 08,00,05

? Плотникова ЕЛ, 2019 5 Ефремова М. О., 2019

ДИАГНОСТИКА ТЕНДЕНЦИЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ВЕДУЩИХ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

На сегодняшний день одной из основных тенденций в мире является форми рование условий и внедрение процессов цифровой трансформации в социально-экономическое развитие стран. Основой цифровой трансформации общества является система высшего образования. В рамках данного исследо ваиия проведен анализ тенденций цифровизации ведущих российских университетов и определены основные точки роста для системы высшего образования. Проведенное исследование чрезвычайно актуально с целью выявления основных направлений развития системы высшего образования и центры России с точки зрения модернизации подготовки будущих специалистов. Ключевые слова: цифровая экономика; цифровая трансформация; цифровой университет; факторы цифровизации.

ПЛОТНИКОВА Екатерина Васильевна, кандидат экономических наук, доцент

ЕФРЕМОВА Марина Олеговна, магистрант

Высшая инженерно-экономическая школа, Санкг-Пе гербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Сегодня процесс цифровизации вплотную связан с вопросами создания и развития информационно-цифрового общества [1]. Согласно открытым источникам уровень внедрения и эксплуатации информационно-телекоммуникационных систем в России гораздо ниже, чем в более развитых странах Европы и США [2]. Сложившаяся ситуация объясняется аналитиками серьезным разрывом в цифровых навыках между отдельными группами населения страны и неравенством в целом цифрового пространства. Принятая 8 июля 2017 года программа "Цифровая экономика РФ" [3] во многом предопределила основные направления цифровизации России. Одним из таких направлений является кадры и образования. Система подготовки кадров является основным источником цифрового развития страны. Несмотря на существование развитой системы высшего и профессионального образования для достижения целей цифровой экономики, необходимо создание принципиально новых образовательных проектов и стандартов. 8 качестве примера можно привести проект "Современная цифровая образовательная среда" [4], в котором собраны такие аспекты, как оценка качества дистанционного образования, реализация доступа к дистанционным курсам,

аналитическая и статистическая информация. Цифровизация образования будет способствовать ужесточению конкуренции на международном рынке образования в связи с повсеместным внедрением современных цифровых платформ.

Таким образом, цифровая трансформация становится определяющим звеном в развитии российского образования. Цель исследования заключается в оценке тенденций цифровиза-ции высшего образования и выявлении потенциальных точек роста для ведущих высших учебных учреждений РФ,

Методика исследования уровня цифровизации университетов. Современные индексы цифровизации способны оценить уровень цифровой развитости сфер экономики с точки зрения технической составляющей, что не в полной мере соответствует комплексу компонентов "цифрового университета". В рамках исследования основой для реализации поставленной цели выступила методология расчета индекса цифровизации, разработанная в Московской школеуправления"Скол-ково" [5]. Областью применения методологии является оценка экономических, технологических и социальных процессов, происходящих в РФ в связи с цифровизацией различных процессов. 8 качестве основных параметров формализованы и обоснованы 7 субиндексов:

1. Нормативное регулирование и административные показатели цифровизации.

2. Специализированные кадры и учебные программы.

3. Наличие и формирование исследовательских компетенций и технологических заделов, включая уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

4. Информационная инфраструктура,

5. Информационная безопасность.

6. Экономические показатели цифровизации.

7. Социальный эффект от внедрения цифровизации.

В рамках исследования предполагается адаптация представленной методологии для анализа уровня цифровизации образования.

Данный аспект объясняется тем, что на сегодняшний день не разработано единого подхода к оценке уровня цифровизации учебных учреждений.

В качестве исходных данных анализа уровня цифровизации университетов выступили данные их официальных сайтов; цифровые платформы и приложения, внедряемые и используемые университетами.

Таким образом,авторами исследования разработаны факторы цифровизации непосредственно для высших образовательных учреждений, структура которых представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Факторы цифровизации высших образовательных учреждений

Источник: составлено автора ми-

Определенные показатели отражают необходимые направления развития современного университета, согласно "дорожной карте" Программы "Цифроваяэкономика Российской Федерации" [3]. Проанализируем подробней выявленные факторы цифровизации, а также показатели им соответствующие.

В структуре специализированных учебных программ было определено наличие программ подготовки цифровых кадров, программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки или довузовских курсов, предлагаемых университетом в форме дистанционного обучения. Кроме того, в данный фактор были включены такие показатели, как наличие или отсутствие в университете лекции в формате аудиокниг, образовательного ютюб-кана-ла для видеолекций, а также возможности сдачи аттестационных экзаменов через сеть Интернет [6].

№ Факторы цифровизации Показатели факторов цифровизации

1 Специализированные учебные программы Количество программ по повышению квалификации или переподготовке преподавателей в области цифровизации

Наличие факультета цифровой экономики

2 Информационная инфраструктура Наличие сервисов (3-0 тур по университету, 013-технологии, форум, онлайн-новости, наличие онлайн оплаты и т.д.)

Количество онлайн курсов, размещенных на открытых порталах

Наличие личного кабинета сотрудника, студента, преподавателя, абитуриента

3 Наличие и формирование исследовательских компетенций и технологических заделов, включая уровень научно-исследовательских работ Количество изданий в электронной библиотеке

Количество издаваемых журналов, в том числе индексируемых в международных базах

Количество научных публикации в электронной библиотеке

Количество статей сотрудников в международных журналах

4 Социальный эффект от внедрения цифровизации Потребительская удовлетворенность циф ровыми сервисами

5 Экономические показатели цифровизации Инвестиции в цифровую экономику

Безналичные платежи с использованием цифровых технологий

Поступления от цифровых сервисов

LH

s о

LH 3-

s X

О X

о

л

#

* *

364

Следующий блок "информационная инфраструктура" включает в себя наличие целого ряда цифровых сервисов: официальный сайтунивер-ситета, вспомогательные сайты для визуализации актуальной информации о деятельности университета, наличие электронного расписания занятий. Обязательным условием траектории развития "цифрового университета" является реализации собственным курсов университета на внешних образовательных платформах на международном и российском уровне [7]. Для специальных условий пользования университеты предоставляют возможность регистрации студентов, абитуриентов и преподавателей с помощью личного кабинета, Дополнительными условиями комфортного пользования информацией являются вспомогательные сервисы виртуальной экскурсии по университету, технология бесконтактного считывания информации, блок или новостная колонка на сайте университета, а также форум, где абитуриенты могут задать волнующие их перед поступлением вопросы.

Основополагающим компонентом блока "научная деятельность" является бесконтактный доступ в электронную библиотеку, где можно найти методические и образовательные пособия, а также ознакомиться с научными разработками сотрудников университетов. Курс на развитие научно-исследовательских компетенций университета диктует не только повышение доли статей преподавателей и студентов университета, но и непосредственное индексирование их в международных базах.

Необходимым фактором цифровизации является социальный аспект, то есть оценка качества предоставляемых услуг, В качестве оценки был принят рейтинг, выставленный пользователями приложений в Арр Store и Google Piay. Данная оценка имеет 5-балльную шкалу, и ставится пользователями, скачавшими и использующими образовательные приложения и утилиты со своего смартфона.

Пятым фактором цифровизации является отражение экономических показателей цифровизации университетов посредством наличия денежных отчислений на развитие цифровых и научно-исследовательских компетенций университета. Данные показатели отслеживаются через финансовые отчетности в открытом доступе университета. Также, дополняющим условием является наличие сервиса онлайн-оплаты обучающих курсов и программ через виртуальный сервис оплаты на сайте университета. Здесь же отражается наличие или отсутствие поступлений от использования

платных Интернет-сервисов, таких как Интер-нет-магазин или платные образовательные услуги по основным направлениям подготовки или дополнительным образовательным программам.

Для анализа существующего уровня цифровой трансформации российских университетов были приняты во внимание университеты-участники Программы "5-100-2020" [8], являющиеся наиболее перспективными претендентами для выхода на мировой уровень образовательных услуг:

- Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта {БФУ имени И. Канта);

- Высшая школа экономики (ВШЭ);

- Дальневосточный федеральный университет (Д8ФУ);

- Казанский федеральный университет (КФУ);

- Московский физико-технический институт (МФТИ);

- Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС" (НИТУ "МИСиС");

- Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (НИЯУ "МИФИ"};

- Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского {ННГУ имени Н. И. Лобачевского};

- Новосибирский государственный университет (НГУ);

- Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. {МГМУ им. И. М. Сеченова);

- Российский университет Дружбы народов (РУДН);

- Самарский национальный исследовательский университет имени академика СЛ. Королева {СамНИУ имени академика С. П. Королёва);

- Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЯЭТИ" (СПбГЭУ "ЛЭТИ");

- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ Петра Великого);

- Сибирский федеральный университет (СФУ);

- Томский государственный университет

ПТУ);

- Томский политехнический университет (ТПУ);

- Тюменский государственный университет (ТюмГУ);

- Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО);

- Уральский федеральный университет (УрФУ);

- Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ).

Допопопкигепьнсе образование 100%

Прокторинг 80% 6С%

/ / 4С%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лекции в формате аудио- 20%

Образовательный ютюб-канал

Факультеты цифровой ■ экономики

Данный проект призван способствовать наращиванию научно-исследовательского потенциала российских университетов, укреплению их конкурентных позиций на глобальном рынке образовательных услуг.

Результаты исследования тенденций цифро-визации в российских университетах. Согласно определенным факторам цифровизации были сформированы подгруппы лока-

профессионапьнэя г " г'

71% переподготовка зателей по каждому из фак-

торов в отдельности, и было установлено их наличие или отсутствие, а также количественная оценка по кзждо-

повышение квалификации ■ 86%

общеразвивэющне

90%

программы

95%

дивузовская подготовка

Рисунок 1 - Специализированные учебные

программы Источник: составлено автора ми-

муиз исследуемых университетов (табл. 2),

В результате сбора информации согласно идентифицированным факто-; рам цифровизации университетов, авторами исследования были выявлены возможные точки роста университетов в условиях цифровизации экономики.

ОУ

т—I

о

СИ -О

X 2

cu

ел

Таблица 2 - Показатели цифровизации университетов-участников программы "5-100-2020"

Mí Факторы Показатели фа*торое Название университетов

цифровиза-ции цифровизации е ш а Л 3 fö О г ^ А ü (Ту i LO С (1 & Л s i s X" s т" s fe s :r e ^ t T. & X Ü7 s. ^ E Ö с £ o i- I- e c. > i LH s. s. & o a T í £ ß

1 Специализированные учебные Платформенные курсы, 1ÜT 23 69 35 2 0 32 3S 34 14 0 7 52 23 0 31 13 14 0 0 0 5

программы openedu.ru 0 53 36 2 0 32 0 24 0 0 7 44 20 0 31 0 0 0 0 0 5

саигаегаещ 0 S 0 0 0 0 и 10 1¿ 0 0 S 3 0 0 0 0 0 0 0 0

un/vefsarium.org 23 3 0 0 0 0 9 0 0 0 0 0 0 0 0 13 14 0 0 0 0

Дополнительное образование йл" 4 4 i 3 4 i Л 3 4 4 2 4 4 3 i 3 3 2 3 3 3

професеионеть ная переподготовка í í 1 f * * * * 1 1 1 í 1 1 1

повышение квалификации í í 1 Í i i i i i i i i i i i i i i

общервэвивающие программы í í 1 Í * * * 1 * * * * * < * * < < *

довузовская подготовка 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Факультеты цифровой экономики 1 0 1 0 1 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0 0 0 0 1 0

Образовать ьну й кл"юб канал 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 0 1 1 1

Ленч и и а формате аудиокниг 0 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0 1 1 0 0 0 0 1 0 0 1

i ¡рокторинг 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 0 0

2 Информационная веб-сайт 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

инфраструктура Электронное Расписание 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1

Активные ооц сети, шг 3 S 7 Б 2 4 4 7 5 5 7 6 6 7 s 5 6 3 5 5 s

Внутренние сайты, шг. 0 3 4 2 3 2 1 2 1 1 1 2 3 0 2 0 0 3 1 2 3

Приложения для системы IOS, Lur 2 4 5 0 0 1 0 0 4 0 0 0 3 i 1 1 2 3 1 1 2

Приложения для системы Google Päay. шт. <1 А 7 1 7 0 1 3 0 1 2 1 3 3 2 1 2 2 1 3

Личный кабинет игт 1 3 2 3 3 2 2 2 3 1 i 3 1 3 i i 1 1 1 1 1

абитуриента 1 1 1 1 1 1 1 1

студента 1 1 1 1 1 1 1 i 1 1 1 i 1 1 1 1 1 1 1 1

преподавателя 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Платформы МООК, шт. 2 7 4 2 0 3 4 3 3 0 1 4 s 1 3 2 1 1 0 0 3

httpj/openedu.ru 1 1 1 1 1 1 1 1 1 f

s

365

UJ

S ^

О UJ

Z

О X

о sc rt

■X

■X *

366

https ://stepik. org/catabg 1 1 1

https ://gaidaruniversity.ru 1

https;/Avww tentorium, tv 1 f J 1 J 1

htfps ://universarium. org 1 1 1 1 1

coursers.org 1 1 1 1 1 1

https./Аы ww. edx. org 1 1 1 1

https ¡//online, edu m 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

3-D тур no университету 1 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1 1 1 0 0 0 0 1 0 0 0

GR-технологии 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Форум/блог 0 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1 0 0 0 0 0 1 1 1 1

Онл айн-новости 0 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 0 0 1 0 1 1 1 1

3 Наличие и формирование исследовательских компетенций и Количество изданий а электронной библиотеке, шг. (О (О Ё £> S $ г^ CD CO CM Щ 1 СЧ к СМ ? i о о § Ш ® If? # <с 1 m CM | ы со г- 1 см г^ о ж о о к СМ о о i£> (О в (N о о о о (D 1 V CN СО « ю § со т.- ю 1

технологических заделов., включая уровень научно-исследовательских работ Собственные журналы, ил- сО ¡3 S3 in СВ - м w a> - m СЧ h— о 1Л (О й

Журналы в Scopus, шт. 0 10 с 0 1 1 1 0 1 0 0 1 i 1 2 1 1 2 2 2 1

Нучные публикации, UJT о <о о о о О о о о о g 1 о о О о о ш (С- (О О И (N

Количество статей в международных журналах, шт 0 1 а о с. § сь й с. а S rj о с. о с. (D N о а-.- о о о S Сй о fO О со в

4 Социальный эффект от внедрения цифровизации Рейтинг цифровых сервисов AppStore щ чГ to V см о о с- о о о С" с- о --] 1й м щ см 1Л со" h-чГ с-

Рейтинг цифровых сервисов Google Market Л Ч-" in in D№ о чг' Л Ч-" с. ifl чг" Л Ч-" щ V' о о" (В V. 01 тг" ч тГ S см (О S (О со" (С со" W

5 Экономические показатели цифровизации Инвестиции в цифровую экономику 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1 1 1 1 0 1 0 0 1 0 1 1

Исследования и разработки 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Поступления от цифровых сервисов 0 1 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Онлайн-оплата 0 1 0 0 0 0 0 1 1 0 0 1 0 0 0 1 0 1 0 0 1

Источник: составлено авторами

Анализ фактора "Специализированные учебные программы" {рис. 1) позволил идентифицировать тот факт, что каждый из исследуемых университетов в условиях цифровизации внедрил дополнител ьные образовательные онлайн программы, связанные с цифровизацией.

Анализ аннотаций, целей и задач программ позволил идентифицировать следующее:

- 95% университетов предлагают обучение школьникам;

- 90% университетов создали программы общего развития;

- 86% программ способствуют повышению квалификации своих сотрудников;

- 71% программ предоставляют профессиональную переподготовку.

Доступ к видеоматериалам возможно получить в 86% университетов, к аудиолекциям в 29% университетов. Отметим, что в целом университеты ориентированы на цифровиза-циюдеятельности. Тем не менее, только 29% университетов получили аккредитацию для создания факультета цифровой экономики. Возможность сдать экзамен по пройденной дисциплине посредством прокторинга предоставляют 14% вузов.

Несомненными лидерами рейтинга поданному фактору были определены следующие

университеты: ДВФУ, ВШЭ, ИТМО, НИЯУ "МИФИ" СЛбПУДГУ.

Наблюдаемая тенденция подчеркивает необходимый уровень развития дополнительного онлайн образования в целом, но главным недостатком остается отсутствие должного количества курсов профессиональной переподготовки и факультетов цифровой экономики, что является существенной проблемой в эпоху цифровизации. Цифровое будущее диктует исчезновение существенного количества профессий, и единственным выходом для специалистов является обучение новым компетенциям в короткие сроки. Согласно "Атласу новых профессий" [9] для цифровой трансформации экономики необходимы специалисты, владеющие компетенциями в области сквозных технологий: большие данные, блокчейн, искусственный интеллект, робототехника, виртуальная и дополненная реальность, нейротехнологии, овладение которыми требует создание полноценной программы обучения. Также, опираясь на американские практики, прокторинг, аудио и видео лекции являются неотъемлемой частью современного цифрового образования и повышает его привлекательность.

Анализ показателя "Информационная инфраструктура" (рис, 2) позволил выявить следующее:

QR-Технологии

Онлайн-hoeocti Форум/on о i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

624

3-D тур по университету

Платформы ШОК _

oiiline.edu. ги

- университеты активно использует социальные сети для продвижения образовательных услуг;

- только один университет (ДВФУ) интегрировал в деятельность 013 коды. Данные технологии подразумевают кодирование информации в графические картинки, считывание которых посредством смартфонов выдает сведения об университете, к которому она привязана. Коды быстрого реагирования моментально распознаются фотокамерой гаджета и доступны каждому, тем самым, экономят время передачи информации и места для ее размещения, не требуют дополнительного программного обеспечения, Зарубежная практика также навязывает использование СЖ-техноло-гий в процессе обучения с помощью кодирования заданий для студентов;

- отметим, что университеты уделяют мало внимзния размещению курсов на международных образовательных платформах (stepik.org, exd.org, coursera.org}. Данный факт говорит о недоступности курсов для иностранных студентов, что является несомненным недостатком, поскольку Программой "Цифровая экономика РФ" диктуется необходимость привлечения студентов из зарубужных стран к российскому образованию, а, как следствие, трудоустройству их в России;

- 81% из анализируемых университетов использует хотя бы одну из образовательных платформ. Лидерами по количеству аккредитованных образовательных курсов и используемых платформ для их размещения являются университеты: ВШЭ, ИТМО, НИЯУ МИФИ, СПбПУ, ТГУ;

- 95% вузов имеют сервис личного кабинета студента, где обучающиеся пользуются конфиденциальной информацией и создают электронное портфолио; 57% вузов регистрируют преподавателей и только 38% - предоставляют возможность зарегистрироваться абитуриентам до поступления.

- электронное расписание создают 95% университетов;

- приложения для скачивания на смартфоны имеют практически все университеты - 95%, лишь у 67%- приложения совмещены с системой IOS и у 90% - с системой Android.

- новостные события транслируют 76% университетов, форум ведут - 62%, у 33% имеются дополнительные сервисы виртуальной экскурсии.

В общей сложности, наибольшее количество сервисов, платформ и цифровых преимуществ наблюдается у ВШЭ, ИТМО, НИЯУ МИФИ, СПбПУ и ТГУ.

100% Веб-сайт

Электронное расписаний

изные социальные сети

Внутренние сайты

81%

effi.org

Y '■

coutsera.org

unive г Eanunorg

¡ektoriumtv gafdarunNerslty.rLi

-— openeduai step Ж. org

Приложения в Ар pStore

Приложения в Google Play 90%

н абитуриента Й5%

студента

преподаеатепя 100%

Яичный кабинет

СО

т—I

О

СИ _р

X 2

cu

s

367

Рисунок 2 - Информационная инфраструктура

Источник; составлено авторами

Несомненным достоинством российских университетов по фактору "Информационная инфраструктура" является факт наличия привычных информационных сервисов, освоение информационных приложений и социальных сетей, в то время как наблюдается необходимость в наращение количества дополнительных цифровых сервисов визуализации, а также освоение большего количества обучающих платформ, в частности международного уровня.

Анализ показателя "Научная деятельность" (рис, 3} позволил определить следующее:

- исследуемые университеты имеют электронную библиотеку и размещают там методические и образовательные пособия в открытом доступе;

- 95% вузов публикуют в электронном виде вузовские научные журналы;

- 33 % университетов предоставляют публикации трудов сотрудников в электронном виде, что свидетельствует о низком уровне

отцифрованности документальной базы уни верситетов.

Электронная Библиотека

100%

Ш

S ^

О LU

Z

О X

о ¥

■X

■X *

368

Статьи в международных журналах

Нучные публикации

Рисунок 3 - Научная деятельность Источник; составлено авторами

- 10% университетов (ВШЭ, КФУ) имеют денежные поступления от платных курсов, что говорит о востребованности дополнительного образования и возможности окупаемости курсов в этих университетах в будущем. Недостатком определен тот факт, что на данном этапе внедрения цифровой экономики в образовательные учреждения отсутствует окупаемость создаваемых курсов обучения и поступления от них минимизированы.

Наилучшие показатели в рей-Журналы в Scopus tnwre по данному показателю установлены у университетов: ВШЭ, КФУ, СПб Л У, СФУ и ТюмГУ.

Собственные журналы

95%

Поступления от цифровых сервисов

Несмотря на это, уровень развития научной деятельности у ВШЭ, КФУ, НИЯУ МИФИ, СПбЛУ, ТПУ, СФУ, ЮУрГУ, РУДН, ТюмГУ выше остальных вузов.

Положительным фактором является открытый доступ к на-учно-исследовательской литературе, а также вовлеченность университетов в научную деятельность. Недостатком является отсутствие оцифрованных результатов научной деятельности, а также недостаточное количество публикаций в международный индексируемых базах, что понижает конкурентный уровень российских университетов на международном рынке образования.

Анализ показателя "Экономические показатели цифровизации" {рис. 4) позволил определить следующее:

- на современном этапе проникновения цифровой экономики вузы стремятся производить финансирование научно-исследова-тельских работ и разработок. Осознанное финансирование является основополагающим фактором развития цифровых университетов;

- 71 % вузов стремятся модернизировать и развивать цифровые сервисы, инвестируя в развитие цифровых компетенций университета;

- 33% вузов имеют сервисы онлайн-опла-ты обучения на сайте, что позволяет коммерческим студентам посредствам удаленного доступа производить оплату за семестр или курс;

Инвестиция в цифровую экономику 100%

Исследования и разработки 100%

Онлайн-оплата

Рисунок 4 - Экономические показатели цифровизации Источник; составлено авторами

Анализ показателя "Удовлетворенность цифровыми сервисами" (рис. 5) позволил вывести следующее:

- на данный момент современные приложения на смартфонах не могут полноценно заменить компонентную составляющую сайта университета и социальных сетей, поэтому не удовлетворяют своим качеством студентов, что подтверждает низкий рейтинг разработанных приложений;

- приложения всех университетов на Android признаны лучше по качеству и наполнению (в сравнение с системой IOS) и в среднем имеют оценку 3,77 баллов из 5 доступных. Наиболее удовлетворяющее качество приложений на Android у ВШЭ - рейтинг 5, НГУ - 4,9, СПбПУ- 4,9,

приложения для ÍOS имеют среднюю оценку 1,9 баллов из 5, Наиболее удовлетво-

ряющее качество приложении для данной системы у ВШЭ - 4,8 и у ЮУрГУ - 4,7;

- наилучшие приложения и утилиты на обеих системах признаются /университетов: Д8ФУ - 4,7 балла, ВШЭ - 4,9, ТГУ - 4,25, ЮУрГУ - 4,25.

5

4,5

4

3.5

с 3

с ■ 2,5

да 2

1,5

1

0,5

0

1 77

1.90

Рейтинг IOS Рейтинг Android

Рисунок 5 - Удовлетворенность цифровыми

сервисами Источник: составлено авторами

Обобщая все результаты, авторами исследования были определены ряд вузов, имеющих наивысшие рейтинги по разработанным факторам цифровизации. Университетами-лиде-рами, обладающими наивысшим уровнем цифровизации, стали: ВШЭ как безусловный лидер; СПбПУ и НИЯУ "МИФИ" лидировали по4 факторам из 5; ИТМО, ТГУ, КФУ, СФУ, ТюмГУ и ЮУрГУ представили наилучшие показатели по половине факторов из всех исследуемых.

Также, были идентифицированы сильные стороны российских научно-образовательных лидеров: наличие во всех университетах дополнительного образования, обязательных информационных сервисов, платформенных курсов, высокого уровня научно-образова-тельной среды, финансирование научной сферы и цифровизации вузов.

Несмотря на ряд достоинств, уровень цифровизации российской экономики достаточно низок по сравнению с уровнем зарубежных стран. Исследование подтвердило, что университеты России не в полной мере реализуют свои возможности посредством использования современных цифровых технологий. Данный факт говорит о недостаточном уровне цифровизации сферы образования в РФ на данный момент, что в будущем повлечет отсталость образования от новейших технологий и подготовке специалистов с невостребованными на рынке компетенциями. Во избежание выявленной тенденции были определены ключевые точки роста для российских университетов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- для повышения значимости фактора "специализированные учебные программы"

необходимо внедрение технологий удаленного обучения: прокторинг, аудио- и видеолекций; создание факультета цифровой экономики и внедрение программы профессиональной переподготовки во всех университетах;

- "информационная инфраструктура" - наращение количества дополнительных цифровых сервисов визуализации; освоение международных обучающих платформ; создание всеми университетами приложений для мобильных устройств всех типов;

- "научная деятельность" - повышение количества статей в международных журналах; увеличение доли оцифрованных статей;

- "экономические показатели цифровизации" - улучшение сервисов онлайн-оплаты и привлекательности платных цифровых программ обучения и иных коммерциализированных сервисов;

- "удовлетворенность цифровыми сервиса-■ ми" - повышение качества компонентов приложений для смартфонов.

Данные мероприятия идентифицированы как точки роста ведущих университетов страны в рамках цифровизации, которые будут способствовать цифровой трансформации и повышению конкурентоспособности высших учебных учреждений РФ на международном уровне.

Примечания:

1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N? 203 "0 Стра тегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" [Элек тронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc. LAW_216363/ (дата об ращения: 05.10.201 Я).

2. Днепровская Н.В. Оценка готовности российс кого высшего образования к цифровой эконо мике [Электронный ресурс] / Статистика и экономика. - 2018. №4. С 16 28. URL https:// су ber leninka.ru/art ide/n/otsenka-got ovnos ti-rossiyskogo-vysshego-obrazovaniya-k-tsifrovoy -ekoriomike{flaTa обращения: 21.01.2019).

3. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. 1632-р Программа "Цифровая эконо мика Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consuitant.ru/document/ cons_doc_LAW_2217 56/ (дата обращения: 05.102016).

4. Постановление правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (с изменениями на 19 декабря 2013 года). [Электронный ресурс]. - UFU: http://docs.cntd.ru/document/556183093 (дата об ращения: 21,01.2019).

5. Методология расчета индекса цифровизации [Электронный ресурс]. - URL: https:// finance.skolkovo.ru/downioads/documents/ FinChair/Research_Reports/SKOLKOVO_Digita!_

ОУ

т—I

о

tu _р

X 2

cu

ел 2

s

369

5

UJ

S ^

О UJ

Z

О X

о

rt

■X

■X *

370

Russia_Methodology_2018-l0_ru.pdf (дата обращения 30,11.2018).

6. Никулина T.B,, Стариченко Е.Б, Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. - 2018, - Ne 8, С 107 - 113. URL: http://joumals.uspii.ru/attachments/ article/2133/14.pdf (дата обращения: 21.01.2019).

7. Омарова С.К. Современные тенденции образования е эпоху Цифровизации [Электронный ресурс] / Педагогика. Вопросы теории и практики. 201 В, - с. 78 - 83. URL: http$://cyberleni nka.ru/article/ п/ sou re me n ny е - te n de n ts i i -о braz о va n iy а - v-e ро h u-tsifrovizatsii (дата обращения: 21.01.2019).

8. Университеты-участники программы "5-100-2020" [Электронный ресурс]. - URL: https://

www.Stop100.ru/urtiversities/ (дата обращения: 05.102018).

9. Аглае новых профессий [Электронный ресурс]. - URL: http://atias100.ru/ {дата обращения: 05.102018).

10.Современная цифровая образовательная среда. [Электронный ресурс]. - URL: http:// neorusedu.ru/ (дата обращения: 21.01.2019).

11.Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N" 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" [Электронный ресурс]. - URL: http:// base.garant.ru/701 70946/ (дата обращения: 05.102018).

METHODOLOGICAL ASPECTS OF ANALYSIS OF NON-FINANCIAL ASSETS IN HEALTH CARE INSTITUTIONS Sveshnikova Ohga Nikofaevna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Accounting, Analysis and Audit, National Research Mordovia State University named after N.P Ogareva, Saransk

The article is devoted to the development of methods for analyzing non-financial assets in medical institutions of public health. Its relevance is determined by the role of non-financial assets in the formation of the property potential of the institution. The author substantiate the possibility of applying in the analysis of non-financial assets elements of the methodology of material resources (fixed assets, inventories) of commercial organizations and its adjustment, taking into account the specifics of financial provision of budget institutions.

Keywords; analysis; methodology; non-financial assets; budgetary institutions; health service; efficiency.

УДК 657.1.614.2 ВАК РФ 08,00,12

МЕТОДИЧЕСКИЕ А СПЕКТЫ АНАЛИЗА НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

0 Свешникова ОМ, 2019

Статья посвящена выработки методики анализа нефинансовых активов в лечебных учреждениях здравоохранения. Ее актуальность определяется ролью нефинансовых активов в формировании имущественного потенциала учреждения. Автор обосновывает возможность применения в анализе нефинансовых активов элементов методики материальных ресурсов (основных средств, ма териальных запасов) коммерческих организаций и ее корректировки с учетом специфики финансового обеспечения бюдже тных учреждений.

Ключевые слова; анализ; методика; нефинансовые активы; бюджетные учреждения; здравоохранение; эффективность.

СВЕШНИКОВА Ольга Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Бухгалтерского уче та, анализа и аудита, Национальный исследова тельский Мордовский гос.ударе геенный университет им. Н.П. Огарева, Саранск

Любое бюджетное учреждение, как получатель бюджетных средств, выполняя свои функции, предусмотренные уставной деятельностью, наделяется распорядителями имуществом, которое используется им на условиях оперативного управления. Одним из направлений экономической эффективности деятельности бюджетных учреждений является минимизация стоимости оказываемых услуг, тем более, что это показывает насколько менеджмент организации умело управляет выделенными собственником ему ресурсами. К сожалению, вопросам анализа состояния, использования имущественного потенциала учреждениями государственного сектора не уделено должного внимания в современных научных исследованиях, статьях, учебно-методических изданиях. 8 большей степени поднимаются более общие вопросы - управленческого учета в бюджетных организациях, оценки эффективности деятельности учреждений в целом, анализа финансового состояния. Однако и при оценке эффективности деятельность бюджетных учреждений рассматривается система показателей, одним из элементов кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.