Научная статья на тему 'Цифровая трансформация: основные тенденции и влияние на систему управления персоналом предприятия'

Цифровая трансформация: основные тенденции и влияние на систему управления персоналом предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2448
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
управление персоналом / цифровая трансформация / организационно-экономический механизм / интернет вещей / искусственный интеллект / аналитика / personnel management / digital transformation / organizational and economic mechanism / the Internet of things / artificial intelligence / analytics.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. А. Акимов, А. И. Тихонов

В статье рассматриваются вопросы развития цифровой экономики, начиная с 1995 года, когда только начиналось интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий. Очевидно, что развитие интернета и мобильных коммуникаций являются базовыми технологиями современной цифровой экономики. Но в итоге эти процессы повлияли на все секторы экономики и социальной деятельности, в том числе производство, здравоохранение, образование, финансовые услуги, транспорт и т. д. По определению Всемирного банка, цифровая экономика – это система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. Развитие технологической инфраструктуры и использование больших баз данных вызвали масштабную цифровую трансформацию нашего общества. Авторы рассматривают последовательное развитие этапов глобальной цифровизации, которые характеризуются расширением доступа в интернет для миллионов потребителей, и переходом на вышестоящий уровень интеграции широкого спектра цифровых сервисов, продуктов и систем в киберфизическую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А. А. Акимов, А. И. Тихонов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION: BASIC TRENDS AND INFLUENCE ON THE ENTERPRISE HUMAN RESOURCES MANAGEMENT SYSTEM

The article discusses the development of the digital economy since 1995, when the intensive development of information and communication technologies was just beginning. It is obvious that the development of the Internet and mobile communications are the basic technologies of the modern digital economy. But in the end, these processes have affected all sectors of the economy and social activities, including manufacturing, healthcare, education, financial services, transportation, etc. By the definition of the World Bank, the digital economy is a system of economic, social and cultural relations based on the use of digital information and communication technologies. The development of technological infrastructure and the use of large databases have caused a massive digital transformation of our society. The authors consider the sequential development of the global digitalization stages, which are characterized by the expansion of Internet access for millions of consumers, and the transition to a higher level of integration of a wide range of digital services, products and systems into the cyber-physical system.

Текст научной работы на тему «Цифровая трансформация: основные тенденции и влияние на систему управления персоналом предприятия»

Таблица 5 - Показатели рентабельности организации,

Отклонение (+/-)

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. от

2017 г. 2018 г.

Рентабельность всего капитала 6,92 8,17 2,65 -4,27 -5,52

Рентабельность собственного капитала 7,46 8,74 2,84 -4,62 -5,90

Рентабельность продаж 3,67 3,54 1,97 -1,70 -1,57

Рентабельность внеоборотных активов 127,16 189,08 80,70 -46,46 -108,38

Рентабельность оборотных активов 7,32 8,54 2,74 -4,58 -5,80

Анализ данных таблицы 5 показал снижение всех показателей рентабельности за период с 2017 г. по

2019 г.

Так в отчетном году по сравнению с 2018 г. рентабельность всего капитала снизилась на 5,53 %, рентабельность собственного капитала - на 5,91 %, рентабельность продаж - на 1,57 %, рентабельность внеоборотных активов - на 108,38%, а рентабельность оборотных активов - на 5,81 %.

Таким образом, финансовое положение исследуемой коммерческой организации можно охарактеризовать как отличное, а финансовые результаты в течение анализируемого периода - как неудовлетворительные. В целом проведенные исследования свидетельствуют о хорошем финансовом состоянии организации, ее способности отвечать по своим обязательствам в краткосрочной перспективе.

Источники:

1. Bisuttanova A.A., Zemlyakova N.S., Razzhivin O.A., Udovik E.E., Adamenko A.A. Modem trends in corporate finance management. Espacios. 2018. Т. 39. № 31.

2. Адаменко А.А. Классификация факторов риска предпринимательской деятельности / А.А. Адаменко, Д.В. Петров, В.В. Маркелов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 28 (2). - С. 10-15.

3. Берлин С.И. Современные тенденции развития российского предпринимательства / С.И. Берлин, С.Х. Берлина, Д.В. Петров // Вестник ИМСИТ. - 2015. - № 1(61). - С. 27.

4. Жинкина Т.Ю. О некоторых актуальных вопросах осуществления предпринимательской деятельности в современной России / Т.Ю. Жинкина, В.О. Шувалова // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 25 (2). - С. 125-130.

5. Кирильчук С.П. Роль предпринимательской деятельности в развитии экономики / С.П. Кирильчук, Е.В. Бондарен-ко // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 24 (1). - С. 89-97.

References:

1. Bisuttanova A.A., Zemlyakova N.S., Razzhivin O.A., Udovik E.E., Adamenko A.A. Modern trends in corporate finance management. Espacios. 2018. Т. 39. № 31.

2. Adamenko A.A. Classification of risk factors for entrepreneurial activity / A.A. Adamenko, D.V. Petrov, V.V. Markelov // Natural-humanitarian studies. - 2020. - No. 28 (2). - S. 10-15.

3. Berlin S.I. Modern Trends in the Development of Russian Entrepreneurship / S.I. Berlin, S.Kh. Berlin, D.V. Petrov // Vest-nik IMSIT. - 2015. - No. 1 (61). - S. 27.

4. Zhinkina T.Yu. About some topical issues of entrepreneurial activity in modern Russia / T.Yu. Zhinkina, V.O. Shuvalova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 25 (2). - S. 125-130.

5. Kirilchuk S.P. The role of entrepreneurship in economic development / S.P. Kirilchuk, E.V. Bondarenko // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 24 (1). - S. 89-97.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10322

А.А. Акимов - ассистент кафедры «Управление персоналом», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), aki_aa1976@yahoo.com,

A.A. Akimov - Assistant of Department «Human Resource Management», Moscow Aviation Institute (National Research University);

А.И. Тихонов - заведующий кафедрой «Управление персоналом», к.т.н., доцент, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), mai512hr@mail.ru,

A.I. Tikhonov - Head of Department «Human Resource Management», Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Moscow Aviation Institute (National Research University).

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ВЛИЯНИЕ НА СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ DIGITAL TRANSFORMATION: BASIC TRENDS AND INFLUENCE ON THE ENTERPRISE HUMAN RESOURCES MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития цифровой экономики, начиная с 1995 года, когда только начиналось интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий. Очевидно, что развитие интернета и мобильных коммуникаций являются базовыми технологиями современной цифровой экономики. Но в итоге эти процессы повлияли на все секторы экономики и социальной деятельности, в том числе

производство, здравоохранение, образование, финансовые услуги, транспорт и т. д. По определению Всемирного банка, цифровая экономика - это система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. Развитие технологической инфраструктуры и использование больших баз данных вызвали масштабную цифровую трансформацию нашего общества. Авторы рассматривают последовательное развитие этапов глобальной цифровизации, которые характеризуются расширением доступа в интернет для миллионов потребителей, и переходом на вышестоящий уровень интеграции широкого спектра цифровых сервисов, продуктов и систем в киберфизическую систему.

Abstract. The article discusses the development of the digital economy since 1995, when the intensive development of information and communication technologies was just beginning. It is obvious that the development of the Internet and mobile communications are the basic technologies of the modern digital economy. But in the end, these processes have affected all sectors of the economy and social activities, including manufacturing, healthcare, education, financial services, transportation, etc. By the definition of the World Bank, the digital economy is a system of economic, social and cultural relations based on the use of digital information and communication technologies. The development of technological infrastructure and the use of large databases have caused a massive digital transformation of our society. The authors consider the sequential development of the global digitalization stages, which are characterized by the expansion of Internet access for millions of consumers, and the transition to a higher level of integration of a wide range of digital services, products and systems into the cyber-physical system.

Ключевые слова: управление персоналом, цифровая трансформация, организационно-экономический механизм, интернет вещей, искусственный интеллект, аналитика.

Keywords: personnel management, digital transformation, organizational and economic mechanism, the Internet of things, artificial intelligence, analytics.

Сегодня цифровой мир входит в каждый аспект нашей жизни, начиная от того, как мы тратим время, и до того, как распоряжаемся деньгами. Он меняет привычный способ коммуникации, развлечений и получения новой информации. Бурно развивающаяся цифровая экономика стремительно меняет и модели ведения бизнеса, требует от руководства компаний перестройки всех бизнес-процессов для достижения конкурентоустойчи-вости как в текущей, так и долгосрочной перспективе. Происходящее сегодня слияние онлайн и офлайн-сфер подтверждает внушительные перспективы цифровой экономики. Это стало возможным благодаря нескольким фундаментальным факторам - всеобщей подключенности к мировым сетям, стремительному распространению сенсорных устройств и большим базам данных. Помимо людей, интернетом сегодня «пользуются» около 10 млрд. машин и механизмов - устройств, датчиков и приборов, а к концу 2020 года прогнозируется двукратное увеличение этого числа. 99% мировых данных уже оцифровано и более 50% имеет IP-адрес. В дальнейшем, согласно прогнозу The Boston Consulting Group (BCG), объем данных будет удваиваться каждые два года. [1]

Благодаря подключенности и обмену данными, возникает отличная возможность более эффективного использования ресурсов, совместного пользования инфраструктурой, более полноценной загрузки мощностей -это так называемая «экономика взаимопомощи», или «экономика совместного потребления», - все эти явления принципиальным образом меняют устройство глобальной экономической системы: возможности потребителей, структуру отраслей, роль государств [2]. В промышленности драйвером цифрового развития является концепция «Индустрия 4.0» и «умная фабрика» как технологическое ядро «Индустрии 4.0» (Рис.1) [3].

Роботизация

Блокчейн

Моделирование и прогнозирование

Большие данные и продвинутая аналитика

Дополненное производство непрерывная ЗО-печать

«Интернет вещей» (MoT}

Дополнительна? реальность

Горизонтальная и вертикальная интеграция

Облачные вычисления и хранение данных

Ки бербе зопасн ость

Рис. 1. Концепция «Индустрия 4.0»

Но в 2016 году Япония поделилась с миром большим планом общественных преобразований - концепцией «Общество 5.0», и если немецкая «Индустрия 4.0» - это своего рода «умный бизнес», то «Общество 5.0» -это «суперумное общество». Новейшая программа направлена на цифровизацию на всех уровнях японского общества и цифровую трансформацию самого общества (Рис. 2) [4].

Интеллектуальные транспортные системы

Цепочки энергетической ценности

«Умные» цепи создания пищевой

Платформа Общества 5.0

Новые технологические системы

«Умные» п рои зво детве иные системы

Стандартизация интерфейсов и

форматов ■

Повышенна безопасности и исполыован ие в обществе

Использование стандартных данных

Интегрированиях система социальной защиты

Интегрированная система разработки материалов

Объединенная

рэзра&оту-а и н фэ г с трукгуры 1СТ

Реформирование

норм И СИСТЕМ для новых услуг

Развитие человеческих ресурсов

(Также «использование существующих снстам, например, систем позиционирования и Глобальная платформа верификации) Новые вилы

экологической бизнеса и услуги

информации Системы

гостеприимства

Обслуживание и обновление инфраструктуры

Устойчивость к стихийным! бедствиям

Рис. 2. Новая программа «Общество 5.0»

Важную роль в развитии новой концепции играют также и интернет вещей, и искусственный интеллект, и аналитика («Большие данные» - «BigData»), но теперь речь идет не только о современных технологиях в жизни людей: в концепции описаны проблемы, которые актуально и для других стран - старение населения, стихийные бедствия, загрязнение окружающей среды и т.д. Не все процессы цифровой трансформации связаны с технологиями, многие из них - культурные, меняющие мышление коллектива, целеполагание и мотивацию. Появилось большое количество новых профессий и компетенций, были созданы совершенно новые методологии управления проектами и подразделениями, появились полностью цифровые компании и крупнейшие глобальные инфраструктуры.

В последние несколько лет тема цифровой трансформации стала активно обсуждаться и в российском бизнес-сообществе, вне всякого сомнения являясь на сегодня одной из самых обсуждаемых фундаментальных тем развития бизнеса и общества в мире: со всех информационных площадок и в рамках международных конференций звучат призывы готовиться к трансформации бизнес-процессов в ответ на появление новых игроков, уже обладающих опытом работы в цифровом мире. За это время такие термины как «автоматизация», «цифро-визация», «диджитализация» уже прочно закрепились в рабочих обсуждениях, программах панельных дискуссий на экономических форумах и профильных конференциях. Рассмотрим, чем же «цифровая трансформация» отличается от цифрового преобразования и цифровизации (диджитализации) и как соотносятся эти понятия (Рис. 3) [1].

РОСТПРИВЫЛИ

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИИ

ЭКОНОМИЯ ДЕНЕГ / И/ГП0М

ОЦИФРОВКА

ЦИФРОВОЙ БИЗНЕС ЦИФРОВЫЕ ПРОДУКТЫ ЦИФРОВАЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ

ЦИФРОВЫЕ РЕШЕНИЯ

АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ СКОРОСТЬ

ЦИФРОВОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

доступность ИНФОРМАЦИЯ данные

Рис. 3. Иерархия понятий в цифровом мире

Цифровизация бизнес-процессов или диджитализация - это переход компаний на электронные платформы. Нередко цифровизацию приравнивают к автоматизации, позволяющей перенести часть задач с персонала на программные решения. Однако автоматизация это лишь первый этап цифровизации. Автоматизация -это перенос бизнес-процессов в электронные системы для хранения и обмена данными в существующем виде, так, как они работают в компании. Цифровизация - это следующий этап, на котором происходит оптимизация бизнес-процессов с адаптацией к инструментам и технологиям цифровой экономики. Но важно понимать, что в результате цифровизации повышается производительность труда, но бизнес-модель не меняется (Рис. 4) [5].

II

Оцифровка

Информация становится доступной а цифровом формате

Цифровизация

Оцифрованная информация применяется для упрощения конкретных операций

Создаются новые бизнес-приложения, которые интегрируют все оцифрованные данные и приложения

Рис. 4. Бизнес-модель цифровой экономики

Благодаря цифровизации процесс постановки задач и оценки качества их выполнения становится автоматизированным, прозрачным, централизованным, эффективным и главное - его результатом становится накапливаемая структурированная информация. Следующий этап развития бизнеса - цифровая трансформация, которая предусматривает качественное изменение всей бизнес-модели, начиная от стратегии компании и заканчивая цифровизацией производственных процессов. Цифровая трансформация это процесс изменения существующих бизнес-моделей с помощью новых технологий. Она идет дальше, чем цифровизация, создавая новые стратегии, позволяющие приносить еще больше пользы клиентам, а также экономить самые ценные корпоративные ресурсы - время и деньги. Бизнес может использовать цифровую трансформацию для выхода на новые рынки, разработки новых продуктов и привлечения новых клиентов - в широком смысле это процесс перехода к цифровому бизнесу [6]. Итак, если цифровизация означает, прежде всего, метод изменения процессов или объектов на автоматизированные (цифровые), то цифровая трансформация представляет собой процесс реорганизации и адаптации бизнеса со стратегическим прицелом для создания обновленной модели бизнеса. Наглядно это можно представить как изменение текущей формы А в новую форму Б на Рис 5. [7]

Глобальные изменения в экономике и обществе под влиянием цифровых технологий, форматах потребления информации, коммуникациях, методах социального и технологического взаимодействия людей и т.д.

Перестройка бизнеса в условиях нового технологического цикла, социальных и экономических изменений, внедрение новых технологий в цикл производства, изменение продуктов и услуг,

преобразование бизнес-моделей с

использованием цифровых технологий и данных.

Рис. 5. Обновленная модель современного бизнеса

Если цифровизацию можно воспринимать как технологию, где внедрение инноваций заканчивается на этапе модернизации производства, то цифровая трансформация понятие более глубокое, затрагивающее все сферы бизнеса, включая процессы, продуктовую линейку, сервисы и подходы к применению решений. Цифровая трансформация бизнеса это не простоинтеграция инновационных технологий, а изменение мышления в новых условиях цифровой экономики. Цель такой трансформации бизнеса - создать обновленную устойчивую бизнес-модель организации, способную эффективно работать и адаптироваться в условиях цифрового технологического цикла. Данный процесс требует не только знания технологий, но главное - понимания принципов построения активов нового поколения, способных поддерживать и развивать инновационные бизнес-модели [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, цифровая трансформация - самый широкий из всех терминов, это, можно сказать, верхушка диджитал эволюции. Поскольку цифровая трансформация выглядит по-разному для каждой компании, сложно дать однозначное определение, которое применимо ко всем. И все же нужно понимать, что речь идет не столько о внедрении современных технологий в бизнес-процессы предприятия (установку современного оборудования или программного обеспечения), но и фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешних коммуникациях. Это стратегический управляемый процесс адаптации бизнеса в условиях вызовов цифровой экономики, результирующий эффект от внедрения которых повышает производительность каждого сотрудника и уровень удовлетворенности клиентов, а компания приобретает репутацию прогрессивной и современной.

Получается, что цифровая трансформация - это глубокое преобразование продуктов и услуг, структуры организации, стратегии развития, работы с клиентами и корпоративной культуры. Иными словами, это революционная трансформация модели организации. Но в центре успешной стратегии цифровой трансформации все равно стоит человек: нет смысла развивать инновации ради инноваций. Сам термин «цифровая трансформация» не совсем корректен: это люди трансформируют организации и управляют ростом бизнеса, а инновации дают им возможности генерировать идеи, менять ход работы и находить новых партнеров. Организация может приспособить для своих нужд только те технологии, которые понимают, ценят и используют ее сотрудники, такую технологическую трансформацию, что может раскрыть их человеческий потенциал в полной мере. Технологии - это часть мозаики, а её основной, связующий элемент - люди. Цифровая трансформация - это переосмысление способов организации работы сотрудников для их эффективного взаимодействия с клиентами за счёт использования современных технологий и анализа данных. Это целый путь к привлечению набора возможностей и изменению ряда процессов, функций, моделей и многого другого с целью использовать эти изменения и возможности цифровых технологий и их влияние на общество в целом стратегическим и приоритетным способом [9]. В самое ближайшее время бизнесу станут не так уж и нужны большие активы и трудовые резервы для обеспечения его жизнедеятельности, - напротив, компания будущего это мобильная, быстро развивающаяся, способная быстро разрабатывать и выводить продукты на рынок, обладающая гибкой структурой. Можно утверждать, что структура HR предприятия играет в процессе цифровой трансформации одну из ведущих ролей, ведь знание о том, какие ресурсы доступны бизнесу, где их взять и как организовать под конкретную задачу, может стать ключевым фактором конкурентоспособности. Главная задача HR в процессе трансформации бизнеса - это создание новой корпоративной культуры, формирование новых ценностей, которые выражаются в компетенциях и личностных качествах, необходимых сотрудникам в новых условиях работы бизнеса. Для этого HR-руководитель должен, в первую очередь, трансформироваться сам, обладать стратегическим видением, быть интегратором изменений и найти способ помочь командам трансформироваться, не потеряв ценности и преимущества традиционного бизнеса.

Итак, мы поняли главное: в основе цифровой трансформации компании лежат не новые технологии сами по себе, а новые бизнес-модели. Ключ к трансформации - появление новых бизнес-моделей, которые ме-

няют и создают новые цифровые рынки и экосистемы. При этом в авангарде изменений такого масштаба стоят конкретные компании-лидеры, внедряющие новые технологии для достижения этих целей. Активнее всего технологии в HR внедряют IT-компании и стартапы: они в целом открыты для новых решений, понимают, какую пользу получат, им проще начать пользоваться технологическими продуктами из-за особенностей корпоративной культуры. Через них технологии становятся мейнстримом, глубже проникают в другие сферы [3] .

Развитие технологий меняет не только IT, но и многие другие отрасли: промышленность, строительство, транспорт, банковское дело, ритейл, сельское хозяйство, сферу гостеприимства, образование и госуправление. В России уже есть компании с высоким цифровым интеллектом: Сбербанк, «Сибур», «Газпром нефть», «Вкусвилл», МТС, Те1е2. В банковской сфере, по данным департамента цифрового бизнеса ВТБ «IT Трансформация», больше 70% участников рынка планируют проводить цифровую трансформацию в ближайшее время, а более 90% считают этот процесс жизненно необходимым для бизнеса. ВТБ в рамках стратегии развития до 2022 года готовится к переходу на системы нового поколения для рывка в технологическом развитии. Одной из ее стратегических целей является предложение клиентам полностью цифрового обслуживания и 100% доступность продуктов в онлайн-каналах. Руководство ПАО «Сбербанка» говорит прямо: «Мы уже давно считаем Сбербанк не банком, а IT-компанией» Меньше чем за десять лет из офлайна в онлайн перешли более 200 тыс. клиентов - юридических лиц банка, которые сегодня совершают дистанционно 99% банковских операций. Одна из главных целей Сбербанка, обозначенных им в «Стратегии 2020», - стать высокотехнологичной компанией, предлагающей клиенту не только классические финансовые услуги, но и множество дополнительных, создать целую экосистему, которая в перспективе охватит многие сферы: финансы, бизнес, образование, здравоохранение, госуслуги и т. д., в которой огромная сеть организаций строится на единой технологической платформе [10].

Активная цифровизация происходит в здравоохранении: «облачные» решения для хранения результатов анализов, снимков, телемедицина, приборы удаленного мониторинга состояния пациентов и мобильные приложения по поиску врача меняют подход к лечению. Цифровая трансформация происходит и в образовании: сейчас в современной школе висят интерактивные доски, у школьников есть электронные дневники, а учителя активно пользуются соцсетями, чтобы оставаться с учениками на связи и консультировать по домашней работе. Правда, цифровая трансформация образования не исчерпывается заменой тетради компьютером. Технологии позволяют применять новые методы, которые не могут быть реализованы при обычном контактном обучении, -например, ученики должны создавать аудио- и видео-контент, делать совместные проекты, - то есть IT начинает выступать в качестве важного инструмента мышления. Цифровая трансформация происходит также в сельском хозяйстве, строительстве, госуправлении и многих других сферах [11].

Ожидаемая цифровая революция обладает высоким потенциалом трансформации, конечно же, для российской промышленности. Компании, которые смогут использовать ключевые рычаги создания стоимости с помощью технологий «Индустрии 4.0», получат устойчивое конкурентное преимущество и смогут усилить свои позиции как на домашних рынках, так и на международном уровне. Своевременное проведение цифровых преобразований в промышленности - стратегический императив для многих стран, в том числе и России. Сейчас российским предприятиям представляется особый шанс сократить отставание от мировых лидеров. На текущий момент отсутствуют однозначные страны-лидеры внедрения технологий «Индустрии 4.0» и у «пионеров» внедрения этих технологий появится возможность получить преимущество над конкурентами за счет эффекта раннего старта и даже задать стандарты для отраслевых решений нового поколения в мировом масштабе. Это касается как игроков промышленного сектора, так и компаний-производителей цифрового инструментария «Индустрии 4.0», так как спрос на него со стороны российских предприятий будет стимулировать предложение от лидеров отечественного ИТ-сектора и инновационных стартапов [12].

Можно назвать успешные примеры внедрения передовых технологий промышленного производства и в российском машиностроении, в атомной промышленности. Здесь достаточно широко распространены системы компьютерного проектирования и управления жизненным циклом продукции (Product Lifecycle Management, PLM). Цифровое пространство промышленности России развивается под влиянием программы «4.0 RU», предложенной в 2017 году в Екатеринбурге. Её принцип - объединить цифровое конструирование, технологии и производство. Авиационная промышленность движется в этом же направлении: она адаптирована к новой цифровой фазе развития, благодаря постепенным структурным преобразованиям и в самой отрасли, и в смежных областях [13]. В авиастроении и вертолетостроении появляются «умные» системы: в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) используется концепция виртуального конструкторского бюро, когда инженеры из нескольких конструкторских бюро и производственных площадок работают над проектированием модели самолета в единой цифровой среде. В авиационно-космической отрасли также успешно используются аддитивные технологии, производятся композиционные материалы (керамические и полимерные), роботы выполняют лазерную сварку и перфорацию, наносят термобарьерные покрытия [14].

Искусственный интеллект - первый помощник в накоплении, анализе и передаче данных в унифицированном формате. Объединенная авиастроительная корпорация отмечает, что 3-D программы сокращают проектирование в 2 раза. Все чертежи, оторвавшись от бумаги, быстро адаптируются и переносятся на специальные пятикоординатные станки [13]. В нефтяной и газодобывающей отрасли используются инструменты трехмерного моделирования месторождений, а в горнодобывающих отраслях активно применяются датчики и порта-

тивные устройства, помогающие отслеживать состояние и местонахождение техники, местонахождение рабочих, уровень загазованности шахт, а также оптимизировать работу ремонтных бригад. В строительстве атомных электростанций постепенно внедряются инструменты многомерного проектирования и планирования строительства [15].

Польза цифровой трансформации для бизнеса невероятно высока: это и более легкое управление ресурсами, и доступ к большему количеству информации о клиентах, рост гибкости и привлечение инноваций, выход на новый уровень прозрачности, расширение прав и возможностей сотрудников, формирование цифровой культуры. Внедрение современных технологий в процессе цифровой трансформации способно значительно улучшить деятельность предприятий в целом ряде областей:

- В области управления производственными операциями могут содействовать оптимизации и автоматизации основных производственных и управленческих бизнес-процессов, повысить эффективность использования оборудования за счет обработки получаемых в реальном времени массивов данных и выявления скрытых взаимозависимостей, а также усовершенствовать планирование расхода сырья и графика выпуска готовой продукции.

- Повышение эффективности в сфере управления складскими запасами и логистическими процессами предприятия. Внедрение автоматизированных систем управления цепочками поставок позволяет добиться значительной оптимизации запасов готовой продукции, сырья, запасных частей, хранящихся на складах предприятия. Цифровые инструменты также сокращают логистические издержки, помогают эффективнее планировать маршруты, контролировать загрузку транспорта, точнее расставляют приоритеты логистических операций в масштабах всего предприятия.

- Вносят существенный вклад в повышение безопасности производства и совершенствование охраны труда на предприятиях. Прежде всего, это касается возможности размещения датчиков на эксплуатируемом оборудовании и персонале для автоматизированного мониторинга их перемещений по производственной площадке, анализа потенциально опасных действий, предотвращения травматизма и несчастных случаев на производстве.

- На основе анализа данных о фактическом использовании продукции клиентами может осуществляться разработка ее новых типов, а также повышение эффективности процесса предпродажной аналитики при выводе новых продуктов на рынок.

- Внедрение отдельных элементов современных ИТ-систем также может позволить добиться улучшений в области производительности персонала. Современные системы с доступом к данным, поступающим с производственных линий, позволяют сократить количество допускаемых сотрудниками ошибок за счет оптимальной подачи сырья, обеспечить более полную загрузку производственного оборудования [2].

Таким образом, цифровая трансформация отечественных предприятий приведет к общему повышению качества и конкурентоспособности российской продукции, как на внутреннем, так и на мировых рынках. Конечно, она требует инвестиций, но выгода значительно превышает сопутствующие ей расходы (Рис. 6). Ежегодный эффект от внедрения элементов «Индустрии 4.0» в России к 2025 году

Упраалете про-

I■-'.■•*! Iм -'Г

Превентивное обслужимте

Оптимизация товарных запасов

послепродажного

шл и юге цнии

чекей доступно-

ЕДЕ

50-275 и.-од рув

Производите/*.-ность работников

НИОКР

и производство

140-звьи.чсйруа

1ЭО-190ит»РГ0<

^Лрявпгшрпгч» что и безопасность

Логистжа и складское хозяйство

Предпродажна* аналитика

Рис. 6. Экономический эффект от внедрения элементов «Индустрии 4.0»

Источники:

1. Цифровизация: история, перспективы, цифровые экономики России и мира. Альманах «Управление производством». 2017. - Режим доступа: http://www.up-pro.ru/library/strategy/tendencii/cyfrovizaciya-trend.html.

2. Масютин С.А. Базовая стратегия предприятия в условиях перехода к концепции «Индустрия 4.0» // ruselprom.ru>upload/iblock/3c5/elmash_2018.

3. Цифровой HR: новые тренды управления персоналом. По материалам конференции «Основные тренды управления персоналом в условиях цифровой экономики» Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС -Режим доступа: https://ria-stk.ru/ds/adetail.php?ID=175634.

4. Что такое цифровая трансформация? РБК - Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/5d695a969a79476ed81148ef

5. Чухно Ю. Управление изменениями в VUCA-мире: как вовлечь людей и помочь им стать лидерами новых решений - Режим доступа: http://novaterracoaching.su/change-management-in-vuca.

6. Цифровая трансформация бизнеса. - Режим доступа: https://best-crm.ru/what-is-digital-business-transformation/

7. Цифровизация промышленности как инструмент повышения эффективности производства. Лучшие практики и новые решения - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3744965. 2018. №5. с. 84-86.

8. Цифровая Россия: новая реальность - Режим доступа: https://levashove.ru/tsifrovizatsiya-rossii/

9. Свиридов П. HR-тренды: скоро ли ждать цифровой трансформации найма. Журнал «Завтра облачно» (журнал об IT-бизнесе, технологиях и цифровой трансформации) - Режим доступа: https://mcs.mail.ru/blog/hr-trendy-skoro-li-zhdat-cifrovoj-transformacii-najma.

10. Алешкина Т., Ярош Ю. Сбербанк - это по сути IT - компания. РБК. - Режим доступа: ttp://www.rbc.ru/newspaper/2015/06/24/56bcc4ea9a7947299f72beb0.

11. Вклад цифровизации в рост российской экономики. - Режим доступа: https://issek.hse.ru/data/2018/07/04/1152915836/NTI_N_91_04072018.pdf/

12. Бизнес-трансформация становится глобальным трендом - Режим доступа: https://forbes.kz/process/expertise/biznes-transformatsiya_stanovitsya_globalnyim_trendom/

13. Цифровые технологии в авиастроении. Шаг в будущее. Дайджест. 2019. 2 (63) - Режим доступа: http://ntp1.ru/files/digest1902.pdf

14. В ОАК начало работу «виртуальное КБ» // http://www.uacrussia.ru/ru/press-center/ news/v-oak-nachalo-rabotu-virtualnoe-kb

15. Носов Н. Ставка на цифровую экономику // Подробнее на IKSMEDIA.RU: http:// www.iksmedia.ru/news/5420892-Stavka-na-cifrovuyu-ekonomiku.html#ixzz5Rji8AbJw // 10 июля 2017.

16. Тихонов А.И., Новиков С.В., Федотова М.А. Взаимодействие вузов и предприятий в сфере высокотехнологичного производства//Мир транспорта. 2017. -Т.15 -№1 (68). - С. 232-241.

References:

1. Cifrovizaciya: istoriya, perspektivy, cifrovye ekonomiki Rossii i mira. Al'manah «Upravlenie proizvodstvom». 2017. -Rezhim dostupa: http://www.up-pro.ru/library/strategy/tendencii/cyfrovizaciya-trend.html.

2. Masyutin S.A. Bazovaya strategiya predpriyatiya v usloviyah perekhoda k koncepcii «Industriya 4.0» // ruselprom.ru>upload/iblock/3c5/elmash_2018.

3. Cifrovoj HR: novye trendy upravleniya personalom. Po materialam konferencii «Osnovnye trendy upravleniya personalom v usloviyah cifrovoj ekonomiki» Moskovskoj mezhdunarodnoj vysshej shkoly biznesa MIRBIS - Rezhim dostupa: https://ria-stk.ru/ds/adetail.php?ID=175634.

4. CHto takoe cifrovaya transformaciya? RBK - Rezhim dostupa: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/5d695a969a79476ed81148ef

5. CHuhno YU. Upravlenie izmeneniyami v VUCA-mire: kak vovlech' lyudej i pomoch' im stat' liderami novyh reshenij - Rezhim dostupa: http://novaterracoaching.su/change-management-in-vuca.

6. Cifrovaya transformaciya biznesa. - Rezhim dostupa: https://best-crm.ru/what-is-digital-business-transformation/

7. Cifrovizaciya promyshlennosti kak instrument povysheniya effektivnosti proizvodstva. Luchshie praktiki i novye resheniya - Rezhim dostupa: https://www.kommersant.ru/doc/3744965. 2018. №5. s. 84-86.

8. Cifrovaya Rossiya: novaya real'nost' - Rezhim dostupa: https://levashove.ru/tsifrovizatsiya-rossii/

9. Sviridov P. HR-trendy: skoro li zhdat' cifrovoj transformacii najma. ZHurnal «Zavtra oblachno» (zhurnal ob IT-biznese, tekhnologiyah i cifrovoj transformacii) - Rezhim dostupa: https://mcs.mail.ru/blog/hr-trendy-skoro-li-zhdat-cifrovoj-transformacii-najma.

10. Aleshkina T., YArosh YU. Sberbank - eto po suti IT - kompaniya. RBK. - Rezhim dostupa: ttp://www.rbc.ru/newspaper/2015/06/24/56bcc4ea9a7947299f72beb0.

11. Vklad cifrovizacii v rost rossijskoj ekonomiki. - Rezhim dostupa: https://issek.hse.ru/data/2018/07/04/1152915836/NTI_N_91_04072018.pdf/

12. Biznes-transformaciya stanovitsya global'nym trendom - Rezhim dostupa: https://forbes.kz/process/expertise/biznes-transformatsiya_stanovitsya_globalnyim_trendom/

13. Cifrovye tekhnologii v aviastroenii. SHag v budushchee. Dajdzhest. 2019. 2 (63) - Rezhim dostupa: http://ntp1.ru/files/digest1902.pdf

14. V OAK nachalo rabotu «virtual'noe KB» // http://www.uacrussia.ru/ru/press-center/ news/v-oak-nachalo-rabotu-virtualnoe-kb

15. Nosov N. Stavka na cifrovuyu ekonomiku // Podrobnee na IKSMEDIA.RU: http:// www.iksmedia.ru/news/5420892-Stavka-na-cifrovuyu-ekonomiku.html#ixzz5Rji8AbJw // 10 iyulya 2017.

16. Tihonov A.I., Novikov S.V., Fedotova M.A. Vzaimodejstvie vuzov i predpriyatij v sfere vysokotekhnologichnogo pro-izvodstva//Mir transporta. 2017. -T.15 -№1 (68). - S. 232-241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.