УДК 371
ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);
начальник отдела обеспечения деятельности Ушакова Олеся Валерьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)
Постановка проблемы. На сегодняшний день изменения в сфере высшего образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития. Перед университетами поставлена задача воспитания специалистов нового поколения, уровень образования которых позволяет расширить традиционный объем приобретаемых в вузе компетенций. Выпускники вузов должны обладать такими знаниями и умениями, которые позволили бы им в дальнейшем создавать собственные проекты, от идеи до их претворения в жизнь. В «Стратегии инновационного развития Российской Федерации» которая одной из своих приоритетных задач ставит развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций говорится: - «о необходимости подготовки кадров с современными компетенциями, опирающимися на требования меняющейся экономики нашей страны» [11. Этот факт констатируют государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" [2], «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы». [3] В Федеральной государственной программе "Развитие образования", рассчитанная на 2018-2025 гг., говорится что: - «подготовка высококвалифицированных специалистов в вузе должна осуществляться с учетом современных стандартов и передовых технологий». [4]
Именно по этой причине система высшего образования России, наряду с традиционными методами и практиками, планирует внедрить и частично уже внедрила проектно-ориентированное обучение. Большой опыт включения проектно-ориентированного обучения в образовательный процесс вузов имеется во многих странах за рубежом. Проектно-исследовательская деятельность студентов высших учебных заведений за рубежом является одной из наиболее широко используемых и эффективных форм обучения, которая базируется на методе проектов и успешно реализуется. Проектно-ориентированное обучение планируется использовать в вузах с целью повышения качества образования. За последние несколько лет особое место в образовательном дискурсе заняла тематика модернизации образовательного процесса, предполагающая внедрение форматов освоения проектно-ориентированных навыков. Задача освоения студентами новых компетенций и навыков, позволяющих им реализовывать комплексные проекты и инициативы, широко принимается и поддерживается преподавателями и работодателями.
Изложение основного материала исследования. Организация процесса обучения в вузе в новой информационно-образовательной среде основывается на современных образовательных технологиях, одной из таких технологий является проектно-ориентированное обучение.
На сегодняшний день проектно-ориентированная форма обучения в России пока стала частью программ лишь в некоторых вузах, но достаточно популярная в вузах США, Дании, Нидерландов, Германии, и других университетах мира.
Наибольшее распространение проектно-ориентированное обучение получило в США. Данный метод обучения практикуется в вузах США уже не одно десятилетие. Проектно-ориентированное обучение зародилось как метод проектов во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ Джон Дьюи. На волне интереса к методу проектов в США, возникли многочисленные педагогические течения, различающиеся по своим целям и формам включения проектно-ориентированного обучения в образовательный процесс. Американскими учеными была предложена первая в мире классификацию учебных проектов. Обучение в рамках проектно-ориентированного обучения основывалось на идее о том, что знание является побочным продуктом какого-либо вида деятельности. То, что изучается в процессе деятельности, должно быть полезным и значимым для каждого элемента включенного в систему [5]. На сегодняшний день все участники образовательного процесса могут проявить в проектах свои творческие способности, практикуется эксперимент с междисциплинарными подходами к решению тех или иных задач. Проектная деятельность в вузах США лишена строгих университетских требований к участникам и позволяет группам молодых исследователей изучать проблемы с помощью любых доступных инструментов, средств и знаний. Университеты, которые используют проектно-ориентированное обучение в своем образовательном процессе, высоко оценивают его эффективность и стремятся совершенствовать навыки его применения. В образовательных организациях США применяются различные внутренние методики оценки результатов учебных проектов, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки, свою степень достоверности и свой набор показателей.
В университетах Нидерландов, так же как и в Дании распространен проблемно-ориентированный подход к обучению — Assignment-based learning. Фактически учеба в нидерландский и датских вузах носит характер сменяющих друг друга проектов, управление которыми и есть основная работа студента. Такой подход к учебе достаточно необычен для российских вузов, где в большей степени распространена традиционная образовательная система.
В вузах Нидерландов и Дании для того, чтобы получить знания и навыки студент проявляет в образовательном процессе максимальную активность: выстраивать партнерские отношения с другими студентами и преподавателем, четко формулировать свои цели и учебные задачи, вырабатывать совместно с тьютором и наставником алгоритм их решения. Конечно, студенты изучают всю необходимую теорию, но при этом в ходе обучения они приобретают ценные навыки, которые необходимы современному профессионалу, — умение формулировать цели, задачи и пути их решения, то есть вести работу над проектом, делать презентации и выступать перед аудиторией, формировать собственную точку зрения и
логически ее обосновывать и т.д. Учебные задачи формулируются таким образом, чтобы студентам было максимально ясно, как они смогут применять полученную информацию в дальнейшем.
Подход к обучению, принятый в Нидерландах и Дании, помогает студенту осознать, что именно он является главным действующим лицом, активно заинтересованным в собственном обучении и профессиональном росте. В процессе обучения в университете прикладных наук Нидерландов студент приобретает не только необходимые знания, но и успевает качественно отработать навыки, которые необходимы в его будущей профессии.
В Германии, также как и в России, обращение к проектно-ориентированному обучению обусловлено вступлением страны в Болонский процесс. В результате подписания Болонского соглашения в педагогический инструментарий вошло понятие «компетенции» (знания, умения и навыки). Компетенции, согласно новой международной педагогической концепции, необходимо развивать, создавая для этого оптимальные педагогические условия, что ставило вопрос о необходимости связи знаний с жизнью. [6] Вот только несколько основных компетенций, которые необходимы выпускнику вуза для его успешной карьеры: умение решать сложные задачи, креативность, критическое мышление, умение управлять, вести переговоры и конечно работа в команде. На современном мировом рынке труда нужны универсальные сотрудники, умеющие одинаково хорошо справляться с любыми задачами. Соответственно на всех ступенях обучения возник интерес к проектной деятельности, которая реализует это требование.
Для того, чтобы проанализировать опыт какой из стран включившей проектно-ориентированное обучение в образовательный процесс наиболее близок российским вузам и с успехом может быть применен и использован сравним основные характеристики проектно-ориентированного обучения, которые были предложены А.П. Казун и Пастуховой Л.С. в процессе исследовательской работы по изучению проектного метода и проектно-ориентированного обучения [9]. Сравнительные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Практики применения проектно-ориентированного обучения
Характеристики США Нидерланды Германия Россия
проектно-
ориентированного обучения
Долгосрочность От нескольких От нескольких От нескольких Преимуществен
выполнения месяцев до одного месяцев до одного месяцев до но не
проекта года - сроки могут варьироваться года одного года долгосрочные проекты
Междисциплинарн Включение в проект Включение в Включение в Включение в
ость проекта большого количества проект большого проект проект
дисциплин количества большого ограниченного
дисциплин количества дисциплин количества дисциплин
Коллективность Коллективное Коллективное Коллективное Коллективное
обучения включение в проект включение в проект включение в включение в
в проекте неограниченного неограниченного проект проект
количества участников количества небольших небольших
участников групп (4-5 человек) групп (4-5 человек)
Сосредоточенность Полное включение в Полное включение Полное Частичное
на проблеме и ее проект в проект включение в включение в
решении проект проект
Если сравнить подход к проектно - ориентированному обучению в разных странах с обучением студентов в российских вузах, то можно отметить, что студенты в российских вузах работают, как правило, в малокомплектных группах и почти не ведут проекты, которые несут долгосрочный характер. Опыт и практика других стран показывает, что именно на этой базе сменяющих друг друга междисциплинарных проектов строится получение профессиональных навыков и компетенций. Постоянная работа над проектом превращает обучение в активное и в значительной степени самостоятельное формулирование учебных задач, заменяет получение готового материала поиском информации, ответов и решений под руководством преподавателя. Междисциплинарность проектов и того насколько много дисциплин вовлечено в проект позволяет избежать жесткой специализации, дает возможность попробовать студенту себя в различных видах деятельности, обучение, понимание и запоминание материала происходит намного эффективнее, позволяет формировать необходимые профессионально значимые метапредметных компетенций.
Можно сделать вывод, что российских вузы для успешной реализации проектно-ориентированного обучения может быть использовать опыт многих европейских стран и США. Но поскольку в США проектная деятельность в вузах лишена строгих университетских требований и ориентирована на получение знаний в процессе реализации проектов любыми доступными способами, в группах с неограниченным количеством участников, а проектно - ориентированное обучение в российских вузах все же должно быть включено в образовательный процесс с учетом требований государственных образовательных стандартов, российские вузы в меньшей степени могут перенять опыт США, за исключением каких либо отдельных элементов и методов проектно-ориентированного обучения.
Выводы. Итак, опыт разных стран свидетельствует о том, что запрос на формирование метапредметных компетенций: умения работать в команде, лидерства, коммуникационных компетенций - может быть удовлетворен посредством проектного-ориентированного подхода к организации учебной и учебно-воспитательной деятельности на всех уровнях образования [7, 9, 10]. Целостный взгляд на применение учебного проектирования в современной социально-культурной реальности позволяет говорить о нем как об инновационной развивающей образовательной технологии. Имеющиеся варианты проектно-
ориентированного обучения не противоречат друг другу и потенциально могут сочетаться в различных комбинациях, как мы можем видеть на примере других стран, которые имеют большой опыт включения проектно-ориентированного обучения в образовательный процесс вузов. Следует признать, что современный мир фактически становится одной большой лабораторией, в которой, в частности, в экспериментальном порядке создаются различные версии проектно-ориентированного обучения. Разнообразные практики применения проектно-ориентированного обучения в разных странах, описанные в настоящей статье, могут стать ориентиром для российских вузов. На сегодняшний день проектно-ориентированное обучение является одной из популярнейших в мире образовательных технологий, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем и задач в современной деятельности.
Аннотация. В статье поднимается вопрос использования в современном образовательном процессе проектно-ориентированного обучения в России и за рубежом.
Ключевые слова: проектно-ориентированное обучение, образовательный процесс, проектный метод.
Annotation. The article raises the issue of using project-based learning in Russia and abroad in the modern educational process.
Keywords: project-oriented learning, educational process, project method.
Литература:
1. Стратегии инновационного развития Российской Федерации» [Электронный ресурс] // https://ac.gov.ru/files/attachment/4843.pdf (дата обращения: 24.04.2020).
2. Государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" [Электронный ресурс] // http://government.ru/rugovclassifier/823/events/ (дата обращения: 24.04.2020).
3. «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] // http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 24.04.2020).
4. Федеральная государственная программа "Развитие образования", рассчитанная на 2018-2025 гг., [Электронный ресурс] // http://static.government.ru/media/files/313b7NaNS3VbcW7qWYslEDbPCuKi6lC6.pdf (дата обращения: 24.04.2020).
5. Владимиров А.И. Об инновационной деятельности вуза / А.И. Владимиров. - М.: ООО «Издательский дом Недра», 2016. - 72 с.
6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. - М. Академия, 2016 - 272с.
7. Панькова Н.М., Кабанова Н.Н. современные образовательные технологии в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2017. №2-3.; [Электронный ресурс] // URL:http://science-education.ru/ru/article/view?id=23746 (дата обращения: 24.04.2020).
8. Пастухова Л.С., Казун А.П Теория и практика применения «проектного метода» Образование и наука. Том 20, № 2. 2018
9. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Поломошнова С.А. Проектная организация духовно-нравственного воспитания школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 334-337.
10. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Поломошнова С.А. Оценка эффективности проектной организации духовно-нравственного воспитания школьников: критерии, показатели и уровни оценки // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 346-350.
УДК 159.9.072
ПРАКТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ»
доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);
кандидат педагогических наук, педагог-психолог Поломошнова Светлана Анатольевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Североморская школа полного дня» (г. Североморск)
Постановка проблемы. В последние десятилетия российская политика ориентирована на социальную поддержку семьи, признание ее первостепенной роли в становлении личности ребенка, его физическом, нравственном и интеллектуальном развитии.
Вместе с тем, как показывает практика, множество семей, имеющих детей, устраняются от их воспитания, зачастую семья не способна влиять на нравственные устои подрастающего поколения, не готова в полной мере к реализации родительской педагогической роли. Многие родители не имеют четких представлений о возрастном развитии, зачастую переоценивают или недооценивают возможности ребенка, предъявляют к детям чрезмерно высокие требования, или наоборот отстраняются от воспитания [2]. Данные факты свидетельствуют о необходимости формирования у родителей педагогической компетентности.
Изложение основного материала исследования. Проект «Поддержка семей, имеющих детей» является одним из федеральных проектов, входящих в национальный проект «Образование». В Мурманской области координатором реализации проекта является ГОБУ МО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». В рамках проекта, задача которого - создание в Мурманской области эффективной системы родительского просвещения и семейного воспитания, родителям (законным представителям) оказывались услуги по психолого-педагогической, методической и консультативной помощи.
К оказанию консультативной помощи были привлечены 236 высококвалифицированных специалистов из 111 образовательных организаций Мурманской области: 78 педагогов-психологов, 90 учителей-логопедов, 40 учителей-дефектологов, 28 социальных педагогов. Все специалисты прошли курсы повышения квалификации «Навигация, консультирование родителей, воспитывающих детей с разными образовательными потребностями и оказание им информационно- методической помощи», 72 часа (ГАУДПО МО «Институт развития образования»).