Научная статья на тему 'РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОЧИСЛЕННОЙ ШКОЛЕ'

РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОЧИСЛЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ / МАЛОЧИСЛЕННАЯ ШКОЛА / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / УПРАВЛЕНИЕ / MULTI-AGE EDUCATION / MULTI-AGE GROUPS / SMALL SCHOOL / RURAL SCHOOL / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Семейкина Татьяна Александровна, Мулкаманова Екатерина Викторовна

В работе выделены основные характеристики четырех уровней развития пространственных представлений учащихся, выделяются и раскрываются стратегии педагогического взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Особое внимание в исследовании уделено особенностям практической реализации создания разновозрастных групп в малочисленной сельской школе, а также влиянию таких групп на управление воспитательным и образовательным процессом в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Семейкина Татьяна Александровна, Мулкаманова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENT EDUCATION AS AN EFFECTIVE METHOD OF MANAGING THE EDUCATIONAL AND EDUCATIONAL PROCESS IN A RURAL SMALL SCHOOL

The paper highlights the main characteristics of four levels of development of spatial representations of students, identifies and reveals strategies for pedagogical interaction of participants in the educational process in primary school. Special attention is paid to the peculiarities of practical implementation of the creation of different age groups in a small rural school, as well as the influence of such groups on the management of the educational process in schools.

Текст научной работы на тему «РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОЧИСЛЕННОЙ ШКОЛЕ»

4. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий — Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации" Статья 16.

5. Рекомендации Министерства просвещения РФ от 18 марта 2020 г. "Министерство просвещения рекомендует школам пользоваться онлайн-ресурсами для обеспечения дистанционного обучения" -Министерство просвещения Российской Федерации — URL: https://edu.gov.ru/press/2214/ministerstvo-prosvescheniya-rekomenduet-shkolam-polzovatsya-onlayn-resursami-dlya-obespecheniya-distancionnogo-obucheniya/ (дата обращения: 15.04.2020).

УДК 371.2

РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОЧИСЛЕННОЙ

ШКОЛЕ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); магистр, директор Семейкина Татьяна Александровна Муниципальное общеобразовательное учреждение Ананьинская основная школа Ярославского муниципального района (г. Ярославль); магистр, тьютор, заместитель директора по УВР Мулкаманова Екатерина Викторовна Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского,

Муниципальное общеобразовательное учреждение Ананьинская основная школа Ярославского муниципального района (г. Ярославль)

Постановка проблемы: Организация управления учебным и воспитательными процессами в сельской малочисленной школе при современных тенденциях системы образования требует рассмотрения новых методов работы в школе, а главное возможностей их практической реализации. Уровень сформированности навыков практической реализации по работе с разновозрастными группами позволяет решить многочисленные проблемы управления сельской школой, способствуя при этом формированию и укреплению школьного ученического коллектива, развитию самостоятельности, ответственности и инициативы; улучшению дисциплины, повышению культуры поведения; рациональному распределению ими своего внеурочного времени, развитию качеств будущего семьянина; повышению эффективности контроля за внеурочной деятельностью без увеличения штата педагогических работников, формированию у учащихся интереса к профессии педагога.

Целью статьи является определение особенностей практической реализации создания разновозрастных групп в малочисленной сельской школе, а также влиянию таких групп на управление воспитательным и образовательным процессом в школе.

Изложение основного материала исследования. Современные тенденции развития образовательной системы требуют развития новых способов системы образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой индивидуализацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, сформированности у детей универсальных умений грамотно определять цель и нахождение решения задач.

Акцент в современной системе образования переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Все это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Ввиду низкого (подушевого) финансирования учебного процесса в сельских школах, одним из эффективных способов управления образовательным и воспитательным процессом в малочисленной школе является создание системы обучения и воспитания детей в разновозрастных группах. Дети, живущие в замкнутом пространстве сельского социума, объективно вынуждены объединяться в разновозрастные группы. Совместные игры, труд, общественно-полезный досуг оказывают положительное влияние на развитие детей. Педагогически целесообразно сохранение этих групп в учебно-познавательной деятельности.

Следует уточнить основные понятия, которые тесно взаимосвязаны между собой, но имеют и отличительные особенности в различных моделях образовательных систем с разновозрастными группами.

В условиях сельской малочисленной школы дети разных классов, в виду их малой наполняемости, объединяются в одну разновозрастную группу. Представители ярославской научной школы под руководством профессора, доктора педагогических наук, Байбородовой Л.В. дают следующее определение.

М.А. Мкртчан и представители красноярской школы коллективного способа обучения характеризуют разновозрастную группу как сложную самообеспечивающуюся творческую группу, где обучаются дети разного возраста, чтобы изучить какую-то часть учебного материала, каждый работает с каждым, затем дети переходят в другой сводный отряд по другим предметам; нет отдельных классов, дети комплектуются по принципу «знает-не знает» [5, С. 218].

В модели общеобразовательного учебного заведения, представленной М.М. Батербиевым, разновозрастная учебная группа работает по единому учебному плану и одним и тем же программам, все члены учебной группы, независимо от хронологического возраста, изучают один и тот же модуль учебного материала [2].

Л.И. Божович подчеркивает, что общение детей разных возрастов создает у ребенка опыт многообразных отношений: младшему он должен уступить, защитить его, позаботиться о нем; старшему он должен подчиниться, он может подражать его поступкам, учиться у него организованности, ответственности.

Весь этот опыт отношений «способствует формированию у детей различных черт ума и характера, способствует их многостороннему развитию» [3, С. 15].

В педагогической науке признано положение о том, что разновозрастные группы и взаимодействие в них детей способствует решению проблемы создания единого коллектива учебного заведения, организации воспитательного процесса в нем.

Следует отметить очень важную отличительную особенность разновозрастного коллектива - освоение и принятие каждым его членом своей социальной роли в данном сообществе в данное время.

«Наблюдения показывают, что общение человека с другими людьми происходит главным образом с каждым в отдельности, по очереди, а это основной путь или основной фактор индивидуального развития» -считал В.К. Дьяченко. При этом важно, чтобы личные интересы ребенка не вступали в конфликт с интересами других членов микрогруппы. Общение и взаимодействие в разновозрастных группах благоприятно влияет на формирование личности и индивидуальности учащихся и воспитанников. Оно формирует опыт разносторонних отношений, а также создает предпосылки для развития важнейших качеств, таких как нравственность, инициирует процесс освоения культурных ценностей [4, С. 45-46, 84].

В работах Л.В. Байбородовой и представителей ярославской научной школы речь идет о разновозрастной группе, в которой объединяются дети разных классов, что в условиях сельской малочисленной школы обусловлено, в первую очередь, малой наполняемостью классов и дает следующее определение: «под разновозрастным обучением мы понимаем организацию совместной учебной деятельности детей разного возраста, направленной на решение как общих, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач». Главная проблема при таком обучении, состоит в том, каким образом организовать совместную деятельность детей разного возраста, распределив работу между ними, обеспечив тем самым успешное решение образовательных задач [1, С. 145].

При формировании этих объединений учитываются желания детей, место жительства, предусматривается наличие лидера, способного организовать группу учащихся и регулировать отношения между старшими и младшими. Наряду с такими формированиями создаются объединения по интересам, кружки, секции, творческие коллективы, которые могут сплотить почти всех учащихся, а также педагогов и родителей.

На разновозрастном учебном занятии отсутствуют жесткие временные рамки учебного процесса, может быть сменный состав учащихся, объединяются дети разного возраста и разного уровня подготовленности. Таким образом, мы говорим о принципиальном подходе к организации учебных занятий, для которых характерно взаимообучение учащихся в разновозрастной группе. Следует отметить, что разновозрастное обучение и обучение в разновозрастных группах не являются понятийными синонимами. Обучение в разновозрастной группе в сельской малочисленной школе является экономической и педагогической необходимостью одного из способов организации учебной деятельности при малом контингенте учащихся.

В педагогической науке признано положение о том, что разновозрастные группы и взаимодействие в них детей способствует решению проблемы создания единого коллектива учебного заведения, организации воспитательного процесса в нем. В разновозрастном коллективе формируются социальные компетентности, необходимые человеку XXI в.: ответственность перед другими, способность к кооперации и сотрудничеству, способность критиковать и воспринимать критику, способность к коммуникации, языковая и межкультурная компетентность.

Следует отметить очень важную отличительную особенность разновозрастного коллектива - освоение и принятие каждым его членом своей социальной роли в данном сообществе в данное время.

Взаимодействие разных возрастов рассматривается как фактор осуществления преемственности, как способ освоения, переработки опыта и информации от поколения к поколению, конкретное поведение с одной стороны и подражание этому поведению с другой. У ребенка освоение опыта и овладение им всегда происходит через взрослого или старшего в совместной деятельности и общении.

Чтобы овладеть опытом и «присвоить» его себе, ребенок вступает во взаимодействие с более опытным, старшим. В процессе совместной деятельности и общения школьников происходит преобразование имеющегося опыта старших и обогащение, развитие опыта младших. В этом случае важное значение приобретает не только обмен информацией, но и формирование отношения к этой информации, при этом через взаимообучение происходит развитие.

Сравнивая воспитательный потенциал одновозрастных и разновозрастных коллективов, можно выделить ряд преимуществ последних:

1) благодаря разновозрастному взаимодействию активнее передается опыт старших младшим, укрепляются процессы преемственности, общения, межвозрастного сотрудничества, совместного управления, которые обеспечивают процессы развития каждого подростка и всего разновозрастного коллектива в целом;

2) разновозрастное взаимодействие обеспечивает успешность освоения подростками различных социальных ролей;

3) в разновозрастных сообществах создаются условия, при которых воспитание становится непрерываемым, так как младшие члены коллектива постоянно ощущают заботу старших;

4) в разновозрастных сообществах создаются более благоприятные условия для воспитания у подростков организаторских умений и навыков, способности находить правильное решение жизненных вопросов, возникающих в различных ситуациях;

5) разновозрастной коллектив обеспечивает социальную и социально-психологическую защиту в виде помощи старших младшим при организации их жизнедеятельности, поддержки тех подростков, которые не могут реализовать себя по тем или иным причинам в группе сверстников [6, С. 13-15].

Взаимодействие с людьми разного возраста мы наблюдаем повсеместно: семья, работа, школа, больница, институт. Разновозрастное общение в подростковой среде характеризуется так называемыми психологическими механизмами.

В книге Е.Б. Штейнберг, «Педагог и подростки: трудности и радости совместного бытия» рассматривается диссертация Е.В. Киселевой «Межвозрастное общение как фактор личностного развития школьников», где в центре внимания также процесс межвозрастного общения. В данном исследовании серьезное внимание уделено проблеме педагогического управления процессом межвозрастного общения. Автор подчеркивает, что только педагог способствует реализации условий, о которых шла речь выше, только

педагог дает возможность создать оптимальную эмоционально-благоприятную атмосферу - атмосферу «принятия» участниками общения друг друга. Педагогическое управление процессом межвозрастного общения помогает детям обходить социокультурные барьеры между взрослым и ребенком в процессе его социализации, позволяет педагогу действовать опосредованно (через других детей) при управлении процессом развития школьника. Весьма важным для нашего исследования оказались выводы Е.В. Киселевой о функциях разновозрастного общения:

- идентификации (осознание каждым ребенком собственной значимости для себя и других);

- децентрации, эмоциональной защиты (ощущение собственной нужности для «значимых других»);

- самообщения, погружение в собственное «Я», освоение внутреннего диалога, самоутверждения в новых возрастных кругах, реализация ответственности (принятие ответственной зависимости, развитие эмпатии);

- информативности (снижение информационной неопределенности).

Автор прослеживает связь этих функций межвозрастного общения с процессом развития личности. Вывод автора: межвозрастное общение вносит существенный вклад в процесс развития личности школьника, так как способствует удовлетворению ведущих подробностей подросткового возраста, восприятию и освоению актуальных норм, ценностей, способов деятельности и опыта поведения других возрастных групп, а также сохранению и развитию позитивных достижений предыдущего возрастного периода [9, С. 231-232, 246, 268]

Опираясь на труды Байбородовой Л.В., коллектив МОУ Ананьинской ОШ ЯМР использует в своей работе ряд следующих принципов построения деятельности в разновозрастной группе:

принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, способов взаимодействия детей разного возраста на каждом этапе проектной деятельности;

При организации совместной проектной деятельности, прежде всего, возникает немало проблем, связанных с отбором общего содержания и совместных видов деятельности учащихся разного возраста.

принцип педагогизации означает делегирование ученикам ряда педагогических функций, а также приобретение учащимися допрофессионального опыта педагогической деятельности. Это развивает у детей навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, формирует умения бесконфликтного взаимодействия, учит находить выход из спорных ситуаций и в целом обеспечивает эффективность достижения личностных результатов старшими и младшими школьниками.

принцип взаимообучения, т.е. овладение знаниями, умениями, навыками, способами деятельности и отношений в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга. В зависимости от ситуации каждый член группы может временно выполнять роль учителя, обучая своего товарища. При этом ученик не только передает информацию, но в процессе коммуникации актуализирует имеющиеся знания, осмысливает их по-новому, воспринимает с другой стороны. Во время разновозрастного занятия по биологии, ученики 9 класса с большим удовольствием и профессионализмом во время образовательной вертушки по изученному ими материалу осваивали для себя профессию преподавателя, объясняя материал более младшим товарищам. По проведенной рефлексии и срезу образовательных результатов, мы пришли к выводу, что проведение таких разновозрастных занятий очень плодотворно влияет на повышение потенциала как старших, так и младших школьников. Реализация данного принципа предусматривает: выполнение каждым учеником роли обучаемого и обучающего, что предполагает использование различных вариантов объединения детей в разновозрастные группы, предусматривающих изменение ролевых позиций учащихся; так, чтобы в одном случае ученик выполняет роль учителя, то есть обучающего, в другом - ученика, обучаемого. Очевидно, реализация принципов педагогизации и взаимообучения в процессе проектной деятельности обеспечивает формирование субъектной позиции у старших и младших школьников, если осуществляется регулирование их взаимодействия.

принцип регулирования взаимодействия учащихся разного возраста, реализация которого направлена на то, чтобы не допустить подавления одних детей другими, младших старшими, обеспечить психологическую защищенность каждого ребенка, успешность его отношений в группе;

принцип оптимальности возрастного диапазона состава учащихся в РВГ, который зависит от того, какие задачи являются приоритетными на конкретном этапе работы, как соотносится содержание образовательного процесса, планируемые результаты в различных классах, сочетаются способности, подготовленность детей разных классов по учебным предметам и по данной теме, какими методическими средствами и приемами пользуется учитель. В своей практической деятельности в нашей школе происходит объединение детей в возрастном диапазоне от 1 до 3 лет;

принцип гибкости, вариативности, разнообразия и динамики организации деятельности в РВГ при выборе способов ее формирования (использование различных признаков при отборе классов в РВГ, адекватных конкретному проекту; определение количества возрастных групп, объединяемых в разновозрастную группу, отбор индивидуальных, парных, групповых форм деятельности в ходе работы и др.) [1].

Основными задачами регулирования взаимодействия определили следующие:

Изучение реально сложившегося взаимодействия в процессе активной деятельности в разновозрастных группах;

Выявление соотношения целенаправленных или стихийных, организованных или неорганизованных тенденций такого взаимодействия;

Превращение взаимодействия в разновозрастных группах в эффективное средство социализации учащихся;

Регулирование, упорядочение деятельности разновозрастных групп и отношения школьников в них; Развитие самоуправления в разновозрастной группе;

Развитие гуманных и демократичных отношений между школьниками и педагогами в процессе превращения взаимодействия в разновозрастных группах в целостный воспитательный процесс.

Развитие взаимодействия в разновозрастных группах, прежде всего влияет на преобразование окружающей среды.Это проявляется в развитии крепких связей в школьном коллективе, формировании благоприятной психологической атмосферы.

Специфика групповой работы в разновозрастной группе заключается в том, что должны быть четко распределены ролевые позиции старших и младших учащихся как со-субъектов деятельности. Педагогу

важно регулировать количественный и качественный состав микрогрупп, обеспечить удобство размещения их в пространстве, психологическую совместимость детей, успешность их взаимоотношений, объективность мнений и оценок, использовать способы стимулирования совместной деятельности, обучать учащихся культуре общения, навыкам совместной работы, организаторской деятельности.

Обучающиеся разновозрастного коллектива обладают высоким уровнем самостоятельности, стремлением качественного и лучшего изменения, способны к самоопределению и саморегулированию [7; 8].

Школьники, участвующие в групповой деятельности, решая ряд общих задач, одновременно помогают себе в решении собственных актуальных задач развития, обучения и творчества.

При правильной организации совместной деятельности старшеклассников с их младшими товарищами, прежде всего, формируются регулятивные универсальные учебные действия. Более взрослые школьники проводят совместно с младшими целеполагание, планируют и анализируют деятельность, оценивают с ними полученные результаты, выполняя при этом педагогические функции. Взаимное обучение, подражание младших школьников действиям старших учеников, поиск, обработка и активная работа с различными видами информации, где дети сами ищут ответы на возникшие вопросы, способствуют развитию познавательных универсальных учебных действий.

Особенность сельской школы заключается в том, что при организации учебно-воспитательного процесса образовательной организации принимают участие все члены социума и максимально используются социокультурные возможности окружения.

Выводы. Выше изученные факты убедительно доказывают, что правильно организованная работа в разновозрастной группе способствует: формированию и укреплению школьного ученического коллектива, развитию самостоятельности, ответственности и инициативы; улучшению дисциплины, повышению культуры поведения; рациональному распределению ими своего внеурочного времени, развитию качеств будущего семьянина; повышению эффективности контроля за внеурочной деятельностью без увеличения штата педагогических работников, формированию у учащихся интереса к профессии педагога.

Аннотация. В работе выделены основные характеристики четырех уровней развития пространственных представлений учащихся, выделяются и раскрываются стратегии педагогического взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Особое внимание в исследовании уделено особенностям практической реализации создания разновозрастных групп в малочисленной сельской школе, а также влиянию таких групп на управление воспитательным и образовательным процессом в школе.

Ключевые слова: разновозрастное обучение, разновозрастные группы, малочисленная школа, сельская школа, управление.

Annotation. The paper highlights the main characteristics of four levels of development of spatial representations of students, identifies and reveals strategies for pedagogical interaction of participants in the educational process in primary school. Special attention is paid to the peculiarities of practical implementation of the creation of different age groups in a small rural school, as well as the influence of such groups on the management of the educational process in schools.

Keywords: multi-age education, multi-age groups, small school, rural school, management.

Литература:

1. Байбородова, Л.В. Теория, методика и практика взаимодействия в разновозрастных группах учащихся [Текст]: монография / Л.В. Байбородова. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 336 с.

2. Батербиев, М.М. Разновозрастное обучение: От идеи до реализации (Б-чка учителя разновозрастного обучения) [Текст] / М.М. Батербиев. - Братск: Изд-во Усть-Илимский экспериментальный лицей, 2001. - 165 с.

3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Владос, 2008. - 76 с.

4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы [Текст] /

B.К. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.

5. Мкртчян, М.А, Лебединцев, В.В. Разновозрастный учебный коллектив: учительско-ученическое самоуправление [Текст] / М.А. Мкртчян, В.В. Лебединцев // Народное образование. - 2009. - № 2. -

C. 218-227.

6. Мкртчян, М.А. Фазы переходного периода от группового способа обучения к коллективному [Текст] / М.А. Мкртчян // Коллективный способ обучения. - 1995. - № 2. - С. 13-14.

7. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Поломошнова С.А. Проектная организация духовно-нравственного воспитания школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 334-337.

8. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Поломошнова С.А. Оценка эффективности проектной организации духовно-нравственного воспитания школьников: критерии, показатели и уровни оценки // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 346-350.

9. Штейнберг, Е.Б. Педагог и подростки: трудности и радости совместного бытия [Текст] / Е.Б. Штейнберг. - Москва: МЗ - Пресс, 2002. - 271 с.

УДК 371

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

начальник отдела обеспечения деятельности Ушакова Олеся Валерьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. На сегодняшний день изменения в сфере высшего образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития. Перед университетами поставлена задача воспитания специалистов нового поколения, уровень образования которых позволяет расширить традиционный объем приобретаемых в вузе компетенций. Выпускники вузов должны обладать такими знаниями и умениями, которые позволили бы им в дальнейшем создавать собственные проекты, от идеи до их претворения в жизнь. В «Стратегии инновационного развития Российской Федерации» которая одной из своих приоритетных задач ставит развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций говорится: - «о необходимости подготовки кадров с современными компетенциями, опирающимися на требования меняющейся экономики нашей страны» [11. Этот факт констатируют государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" [2], «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы». [3] В Федеральной государственной программе "Развитие образования", рассчитанная на 2018-2025 гг., говорится что: - «подготовка высококвалифицированных специалистов в вузе должна осуществляться с учетом современных стандартов и передовых технологий». [4]

Именно по этой причине система высшего образования России, наряду с традиционными методами и практиками, планирует внедрить и частично уже внедрила проектно-ориентированное обучение. Большой опыт включения проектно-ориентированного обучения в образовательный процесс вузов имеется во многих странах за рубежом. Проектно-исследовательская деятельность студентов высших учебных заведений за рубежом является одной из наиболее широко используемых и эффективных форм обучения, которая базируется на методе проектов и успешно реализуется. Проектно-ориентированное обучение планируется использовать в вузах с целью повышения качества образования. За последние несколько лет особое место в образовательном дискурсе заняла тематика модернизации образовательного процесса, предполагающая внедрение форматов освоения проектно-ориентированных навыков. Задача освоения студентами новых компетенций и навыков, позволяющих им реализовывать комплексные проекты и инициативы, широко принимается и поддерживается преподавателями и работодателями.

Изложение основного материала исследования. Организация процесса обучения в вузе в новой информационно-образовательной среде основывается на современных образовательных технологиях, одной из таких технологий является проектно-ориентированное обучение.

На сегодняшний день проектно-ориентированная форма обучения в России пока стала частью программ лишь в некоторых вузах, но достаточно популярная в вузах США, Дании, Нидерландов, Германии, и других университетах мира.

Наибольшее распространение проектно-ориентированное обучение получило в США. Данный метод обучения практикуется в вузах США уже не одно десятилетие. Проектно-ориентированное обучение зародилось как метод проектов во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ Джон Дьюи. На волне интереса к методу проектов в США, возникли многочисленные педагогические течения, различающиеся по своим целям и формам включения проектно-ориентированного обучения в образовательный процесс. Американскими учеными была предложена первая в мире классификацию учебных проектов. Обучение в рамках проектно-ориентированного обучения основывалось на идее о том, что знание является побочным продуктом какого-либо вида деятельности. То, что изучается в процессе деятельности, должно быть полезным и значимым для каждого элемента включенного в систему [5]. На сегодняшний день все участники образовательного процесса могут проявить в проектах свои творческие способности, практикуется эксперимент с междисциплинарными подходами к решению тех или иных задач. Проектная деятельность в вузах США лишена строгих университетских требований к участникам и позволяет группам молодых исследователей изучать проблемы с помощью любых доступных инструментов, средств и знаний. Университеты, которые используют проектно-ориентированное обучение в своем образовательном процессе, высоко оценивают его эффективность и стремятся совершенствовать навыки его применения. В образовательных организациях США применяются различные внутренние методики оценки результатов учебных проектов, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки, свою степень достоверности и свой набор показателей.

В университетах Нидерландов, так же как и в Дании распространен проблемно-ориентированный подход к обучению — Assignment-based learning. Фактически учеба в нидерландский и датских вузах носит характер сменяющих друг друга проектов, управление которыми и есть основная работа студента. Такой подход к учебе достаточно необычен для российских вузов, где в большей степени распространена традиционная образовательная система.

В вузах Нидерландов и Дании для того, чтобы получить знания и навыки студент проявляет в образовательном процессе максимальную активность: выстраивать партнерские отношения с другими студентами и преподавателем, четко формулировать свои цели и учебные задачи, вырабатывать совместно с тьютором и наставником алгоритм их решения. Конечно, студенты изучают всю необходимую теорию, но при этом в ходе обучения они приобретают ценные навыки, которые необходимы современному профессионалу, — умение формулировать цели, задачи и пути их решения, то есть вести работу над проектом, делать презентации и выступать перед аудиторией, формировать собственную точку зрения и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.