хологи, представители родительского комитета, социальные педагоги, медицинские работники; постоянный мониторинг и диагностика социокультурной среды поселка; повышение квалификации педагогического коллектива школы через организацию и участие в практических семинарах; организация с другими социальными и воспитательными организациями, как в поселке, так и за его пределами. В результате эффективной экспериментальной работы школа приобретает
статус - центр поселка. Субъектная позиция школьников предполагает включение их в социально значимую деятельности в социуме, участие старшеклассников как волонтеров совместно с родителями и общественностью в социальных акциях в поселке. Обеспечение целесообразной помощи со стороны школьной социально-педагогической службы в форме социально-педагогического сопровождения детям, подросткам, педагогам, родителям, жителям поселка.
И. С. Павлова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ МАЛОЧИСЛЕННОЙ ШКОЛЫ
Одним из актуальных направлений движения системы образования в сельской малочисленной школе к новому качественному состоянию является организация разновозрастного взаимодействия детей. Дети, живущие в замкнутом пространстве сельского социума, объективно вынуждены объединяться в разновозрастные группы. Совместные игры, труд, общественно-полезный досуг оказывают положительное влияние на развитие детей. Педагогически целесообразно сохранение этих групп в учебно-познавательной деятельности.
Жизнедеятельность небольшой школы происходит преимущественно в разновозрастных коллективах, где задействованы учащиеся, педагоги, родители, общественность села, поэтому разновозрастная группа является базовой единицей организации взаимодействия, а разновозрастное обучение - ресурсом качественного изменения образовательного процесса в сельской малочисленной школе.
Следует уточнить основные понятия, которые тесно взаимосвязаны между собой, но имеют и отличительные особенности в различных моделях образовательных систем с разновозрастными группами.
М. А. Мкртчан и представители красноярской школы коллективного способа обучения характеризуют разновозрастную группу как сложную самообеспечивающуюся творческую группу, где обучаются дети разного возраста, чтобы изучить какую-то часть учебного материала, каждый работает с каждым, затем дети переходят в другой сводный отряд по другим предметам; нет отдельных классов, дети комплектуются по принципу «знает-не знает» [6].
В модели общеобразовательного учебного заведения, представленной М. М. Батербиевым, разновозрастная учебная группа работает по единому учебному плану и одним и тем же программам, все члены учебной группы, независимо от хронологического возраста, изучают один и тот же модуль учебного материала [3, с. 15].
В работах Л.В. Байбородовой и представителей ярославской научной школы речь идет о разновозрастной группе, в которой объединяются дети разных классов, что в условиях сельской малочисленной школы обусловлено, в первую очередь, малой наполняемостью классов. Под разновозрастной группой понимается общность детей, отличающихся паспортным возрастом, уровнем физического и социального развития и объединенных на основе общего социального интереса. В нашем понимании, разновозрастная группа - это объединение детей, которые отличаются паспортным возрастом и должны обучаться по разным образовательным программам.
В разные периоды развития педагогической науки в поисках путей эффективного взаимодействия важную роль играли следующие направления:
- воспитательные возможности взаимодействия учащихся разного возраста;
- условия, психолого-педагогические и организационно-педагогические механизмы развития межвозрастных связей в общностях и детских объединениях;
- содержание, формы совместной деятельности школьников разного возраста.
Разновозрастное взаимодействие школьников изучалось в различных социально-педагогических системах: в школьной (Л.И. Божович, В. А. Ка-раковский, Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, В.А. Сухомлинский и др.), в системе учреждений закрытого типа (А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Россинский, Т.С. Шацкий), школ-интернатов, детских домов (Ю.В. Гербеев, В.В. Кумарин, Л.И. Уманский), в дошкольном образовании (В.Н. Аванесова, Р.С. Буре, М.В. Минкина, Н.Я. Михайленко, Л.Г Наугольных, В.В. Раева и др.).
Анализ современных моделей образовательных систем, использующих обучение в разновозрастных группах, позволяет увидеть различие подходов организации обучения.
В условиях массовой общеобразовательной школы:
- с группой учащихся общеобразовательного класса (временные разновозрастные группы для проведения обобщающих занятий - СОШ N° 6 г. Калуги);
- без специальных требований к уровню интеллектуального развития учащихся (коллективные занятия в учебной группе с разновозрастным разноуровневым составом - 1-11 классы СОШ № 141 г. Красноярска и др.);
- в разновозрастных специальных (коррекционных) классах VII вида с детьми, имеющими смешанное специфическое расстройство психического (психологического) развития для организации коррекционно-развивающей работы;
- с группой учащихся, имеющих пробелы в знаниях или требующих индивидуального психо-лого-педагогического подхода (постоянные разновозрастные занятия «Обучение в диалоге» -СОШ №87 г.Ярославля, разновозрастные групповые занятия за счет часов вариативной части учебного плана - СОШ № 34 г. Тулы и др.);
- в разновозрастных профильных группах (Великосельская школа Г аврилов-Ямского МО Ярославской области);
- в разновозрастной группе продленного дня (образовательные учреждения г. Перми);
В условиях лицея или гимназии:
- реализация идей развивающего обучения в разновозрастных учебных микрогруппах подростков (сменные разновозрастные учебные группы для усвоения учебного материала, разбитого на модули, - 7-11 классы Усть-Илимского экспериментального многопрофильного учреждения);
- сочетание индивидуальной работы ученика с учителем и взаимного обучения (разновозрастные группы-экипажи непрерывного дошкольного, начального, основного общего, полного среднего общего образования, программы опережающего и профильного обучения - Азовский экспериментальный социально-педагогический комплекс);
- с группой одаренных детей (разновозрастные групповые занятия детей 9-11 классов для факультативного обучения на повышенном уровне сложности - гимназия № 4 г. Щебекина).
В условиях авторской школы закрытого типа:
- коллективный способ обучения в разновозрастных группах путём целостного образовательного пространства (взаимообучение в разновозрастных экипажах - государственный общеобразовательный лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков М.П. Щетинина);
В условиях образовательных учреждений нового типа - школа № 95 г. Екатеринбурга осваивает образовательную систему «Парк-школа».
В условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната с учащимися VIII вида:
- психокоррекция «трудных» учащихся в совместно-разновозрастных занятиях изобразительным творчеством и спортом (постоянные разновозрастные группы учащихся - школа-интернат г. Торжка).
В условиях реабилитационного центра:
- разновозрастное сотрудничество детей с различными соматическими заболеваниями или особенностями развития как средство оптимизации образования детей (непостоянные разновозрастные группы учащихся - ОДРЦ «Крепыш» при СОШ № 90 г. Тюмени);
- адаптивное обучение в классе-комплекте с разновозрастными учащимися малокомплектной школы - центра реабилитации (г. Ульяновск).
В условиях экстенобразования (двухдневные еженедельные разновозрастные групповые занятия в диалоге - «Экстерн-школа В.И. Андреева» г. Санкт-Петербурга).
В условиях сельской малочисленной общеобразовательной школы:
- объединение детей разного возраста и разного уровня подготовленности при организации обучения в разновозрастных группах малокомплектной школы (постоянный или сменный состав учащихся - малочисленные и малокомплектные школы Вологодской, Красноярской, Костромской, Орловской, Ярославской и др. областей).
Во многих сельских малочисленных школах во внеучебной работе создаются постоянно действующие объединения, отряды, которые организуют повседневные дела школы. По существу они могут стать первичными коллективами. При формировании этих объединений учитываются желания детей, место жительства, предусматривается наличие лидера, способного организовать группу учащихся и регулировать отношения между старшими и младшими. Наряду с такими формированиями создаются объединения по интересам, кружки, секции, творческие коллективы, которые могут сплотить почти всех учащихся, а также педагогов и родителей. Целесообразно создание временных разновозрастных объединений в ходе подготовки и проведения школьных дел: творческих групп, а также советов дел, выполняющих роль органов самоуправления.
Временные и постоянные разновозрастные группы также целесообразно создавать при проведении учебных занятий. Исследования позволили определить, что обучение в разновозрастных группах достаточно давно распространено в малочисленной начальной школе, а также по некоторым предметам в основной. Однако на разновозрастных занятиях, как показывает педагогическая практика, чаще всего учащиеся из разных классов работают друг от друга независимо, фактически не осуществляется взаимодействие детей разного возраста.
Воспитательный потенциал обучения реализуется тогда, когда на учебном занятии происходит на основе сотрудничества, сотворчества и взаимной ответственности совместная учебная деятельность детей. На разновозрастном учебном занятии отсутствуют жесткие временные рамки учебного процесса, может быть сменный состав учащихся, объединяются дети разного возраста и разного уровня подготовленности.
Таким образом, мы говорим о принципиальном подходе к организации учебных занятий, для
которых характерно взаимообучение учащихся в разновозрастной группе.
Следует отметить, что разновозрастное обучение и обучение в разновозрастных группах не являются понятийными синонимами. Обучение в разновозрастной группе в сельской малочисленной школе является экономической и педагогической необходимостью одного из способов организации учебной деятельности при малом контингенте учащихся. На учебном занятии могут присутствовать учащиеся разного хронологического возраста, при этом активного разновозрастного взаимодействия при обучении может и не быть. Разновозрастное обучение является высшим уровнем организации образовательного процесса в разновозрастной группе учащихся. Воспитательный и образовательный потенциал обучения в данном случае возрастает, когда присутствует разновозрастное взаимодействие.
В современной педагогической литературе термин «разновозрастное обучение» представлен различными трактовками. У зарубежных авторов встречаются «комбинированное», «многоуровневое», «мультивозрастное», «неградуиро-ванное», «неклассифицированное», «смешанновозрастное», обучение [5]. Отечественные педагоги используют наименования «разновозрастное» или «межвозрастное», «разновозрастное разноуровневое» обучение (Г.С. Айкашев, Л.В. Байбородова, М.М. Батербиев, В.К. Дьяченко, Е.В. Киселева, Т.Н. Леонтьева, М.А. Мкртчан, Г.Ф. Суворова и др.).
В данной работе мы придерживаемся трактовки определения отечественных ученых, в частности Л.В. Байбородовой. Под разновозрастным обучением (РВО) мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач [2, с. 118].
Воспитательный потенциал взаимодействия учащихся рассматривается нами в нескольких аспектах: как особый инструмент прикосновения к личности, способ взаимовлияния детей друг на друга, средство формирования взаимоотношений между школьниками, осуществление преемственности в детских объединениях и создание общешкольного коллектива, способ опосредованного управления жизнедеятельностью детей. Все исследователи подчеркивают важность общения, совместной деятельности детей разного возраста.
Благодаря развитию коллективистских способов взаимодействия, совместному характеру деятельности, наличию возможности общения с представителями разных возрастов, такой коллектив предоставляет больше возможностей приобретения нравственных качеств (чуткость, внимание, взаимопомощь, великодушие, требовательность) и освоения правил поведения, удовлетворение потребности в социальной отдаче. В разновозрастном коллективе формируются социальные компетентности, необходимые человеку XX? в.: ответственность перед другими, способность к кооперации и сотрудничеству, способность критиковать и воспринимать критику, способность к коммуникации, языковая и межкультурная компетентность.
Л.И. Божович подчеркивает, что общение детей разных возрастов создает у ребенка опыт многообразных отношений: младшему он должен уступить, защитить его, позаботиться о нем; старшему он должен подчиниться, он может подражать его поступкам, учиться у него организованности, ответственности. Весь этот опыт отношений «способствует формированию у детей различных черт ума и характера, способствует их многостороннему развитию» [1, с. 26].
В педагогической науке признано положение о том, что разновозрастные группы и взаимодействие в них детей способствует решению проблемы создания единого коллектива учебного заведения, организации воспитательного процесса в нем.
Гуманистические отношения, по мнению Т.Е. Конниковой, формируются в большом коллективе, включающем учащихся разных классов и возрастов при условии, если имеется значимая для всех школьников цель коллективной деятельности, выполняемой ради других. О сформиро-ванности таких отношений свидетельствуют проявление интереса, доброжелательности, заботы и внимания ко всем членам коллектива, готовность прийти на помощь не только внутри коллектива и в межколлективных связях.
М.А. Попов отмечает, что потребность в общении с детьми разного возраста в различной степени проявляется у всех учащихся, старших школьников обнаруживается более глубокое понимание личности другого человека, но нет особого интереса к общению с младшими. У младших, наоборот, менее глубокое понимание личности другого, но больший интерес к общению со старшими. Общение учащихся с детьми раз-
ного возраста автор рассматривает как необходимость и как важнейшее условие познания самих себя и других людей [7, с. 19-20].
Следует отметить очень важную отличительную особенность разновозрастного коллектива -освоение и принятие каждым его членом своей социальной роли в данном сообществе в данное время. Участник разновозрастного взаимодействия попадает в позиции «младшего» и «старшего», «ведомого» и «ведущего», «ученика» и «наставника», приобретает опыт социального поведения, который будет в дальнейшем востребован в жизни.
Во взаимообучении учащихся в разновозрастной группе заложены большие образовательные возможности. Взаимодействие разных возрастов рассматривается как фактор осуществления преемственности, как способ освоения, переработки опыта и информации от поколения к поколению, конкретное поведение с одной стороны и подражание этому поведению с другой. У ребенка освоение опыта и овладение им всегда происходит через взрослого или старшего в совместной деятельности и общении. Чтобы овладеть опытом и «присвоить» его себе, ребенок вступает во взаимодействие с более опытным, старшим. В процессе совместной деятельности и общения школьников происходит преобразование имеющегося опыта старших и обогащение, развитие опыта младших.
В этом случае важное значение приобретает не только обмен информацией, но и формирование отношения к этой информации, при этом через взаимообучение происходит развитие. «Процесс взаимообучения подчиняется следующим формулам (правилам): старший опекает младшего; старший учит младшего; младший хочет быть похожим на старшего (берет с него пример); старшему не к лицу, если младший в чем-то начинает его превосходить; младшему очень престижно учиться на уровне старшего, а кое в чем превосходить его» [4, с. 23]. Сотрудничество, взаимопомощь, совместный труд позволяют легко создать атмосферу взаимоуважения и взаимопонимания. А что может способствовать в большей мере развитию творческой активности детей, чем благоприятный микроклимат, дух сотрудничества и взаимопонимания.
При организации обучения в разновозрастных группах старшие учащиеся не только передают имеющиеся у них знания, учатся (постулат
Я.А. Коменского - «учится тот, кто учит»), но и, взаимодействуя с младшими, приобретают опыт планирования совместной работы, общения, сотрудничества, пробуют устанавливать контакты, излагать свои мысли, аргументированно спорить, находить компромиссы. Участвуя в совместной деятельности с другими людьми, школьники учатся оценивать их деловые и нравственные качества, а так же в сопоставлении с ними оценивать и свои собственные возможности (В.В. Давыдов). Совершенствуются навыки познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности, формируются современные ключевые компетентности (компетенция в сфере самостоятельной деятельности, приобретения знаний из различных источников, умение самостоятельно и в группе приобретать знания, применение знаний в быту и др.), что и определяет современное качество содержания образования.
Наблюдения показывают, что общение человека с другими людьми происходит главным образом с каждым в отдельности, по очереди, а это основной путь или основной фактор индивидуального развития (В.К. Дьяченко). При этом важно, чтобы личные интересы ребенка не вступали в конфликт с интересами других членов микрогруппы. Именно поэтому многие организаторы разновозрастного обучения отмечают большую роль не только содержания образования, но и способов организации взаимодействия детей в процессе совместной учебной деятельности: в них они видят достаточно высокий воспитательный потенциал (М.М. Батербиев, А.М. Гольдин, В.К. -Дьяченко, О.М. Леонтьева, Г.В. Сорвачева и др.).
Реализация воспитательного потенциала разновозрастного обучения, его социально-педагогических, образовательных и коммуникативных функций зависит также от того, насколько педагогически целесообразно организованы разновозрастные учебные занятия.
Анализ отечественного и зарубежного опыта позволил выявить идеи, которые могут получить дальнейшее развитие и воплощение в современной школе: ориентация на потребности детей и
включение их в совместную деятельность, обучение навыкам общения, взаимодействия, сотрудничества, формирование потребности в самосовершенствовании, самоутверждении и умении уживаться с другими людьми, предоставление детям возможности осознанного выбора видов деятельности для самореализации, включение ребенка в реальные общественные отношения, создание условий для освоения различных социальных ролей.
В сельской малочисленной школе создаются благоприятные условия для интеграции средств учебной и внеучебной деятельности, использования воспитательного и образовательного потенциала социального окружения, привлечения местных специалистов, разнообразия места проведения занятий, что позволяет расширить образовательное пространство урока, контакты детей, развивать познавательные интересы, обогатить сферу социальных связей, способствует более успешной социализации.
Библиографический список
1. Байбородова Л. В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся. Ярославль, Академия развития, 2007.
2. Байбородова Л. В. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе: Учеб. пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2004.
3. Батербиев М. М. Дидактические основы проектирования образовательного учреждения с разновозрастными учебными группами (УП-Х! классы общеобразовательной школы): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002.
4. Батербиев М. М. Разновозрастное обучение: От идеи до реализации (Б-чка учителя разновозрастного обучения) / МО РФ. Институт образовательной политики «Эврика». Усть-Илимский экспериментальный лицей. - Братск, 2001.
5. Митина В. С. Частные школы в развитых странах Запада // Педагогика. - 1996. - № 4. - С.87-91.
6. Мкртчян М. А. Фазы переходного периода от группового способа обучения к коллективному // Коллективный способ обучения. - 1995. - № 2.
7. Попов М. А. Межличностное понимание в разновозрастных группах школьников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1983.