Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / PROJECT ORGANIZATION OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN / CULTURAL APPROACH / PROJECT APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поломошнова Светлана Анатольевна

В статье обосновывается необходимость применения культурологического и проектного подходов к исследованию проектной организации духовно-нравственного воспитания школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поломошнова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE PROJECT ORGANIZATION OF THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The article substantiates the need to apply cultural and project approaches to the study of the project organization of the spiritual and moral education of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

рекомендациям логопеда, проводится воспитателем во второй половине дня. Логопед заранее обговаривает с воспитателем, на что нужно обратить внимание с конкретным ребёнком, подбираются необходимые пособия и игры. После проведения индивидуальной работы с детьми, воспитатель обсуждает с логопедом, какие трудности возникли, что удалось, чего не получилось достичь.

Выводы. Коррекционно-профилактическая работа по развитию речи детей раннего возраста возможна только при тесном сотрудничестве родителей, воспитателей и учителя-логопеда. Процесс активизации речи ребенка может осуществляться в разных видах деятельности. Для этого процесс обогащения и активизации речи детей строится с использованием разных методов и приемов работы. Важно научить родителей как активизировать речь ребенка: необходимо поощрять двигательную и познавательную активность ребенка, больше с ним разговаривать, больше уделять внимания. В конце учебного года мы проводим повторную диагностику детей раннего возраста, чтобы выяснить, насколько эффективны методы и приемы по активизации речи детей. Речь большинства детей соответствует возрастной норме, а за теми детьми, кто не смог выйти в возрастную норму продолжается динамическое наблюдение. Родителям даются рекомендации по дальнейшей работе с детьми. Таким образом, совместная работа всех участников образовательного процесса помогает достигнуть единой цели - формирование и развитие речи детей раннего возраста.

Аннотация. В статье рассматриваются методы и приёмы по активизации речи детей раннего возраста. Создание речевой среды для развития речи ребенка, а также применение специальных логопедических методов и приемов в условиях работы в группе раннего возраста.

Ключевые слова: ранний возраст, коррекционно-профилактическая работа, лексические темы, артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, игры на развитие координации речи с движением, развитие слухового восприятия и внимания.

Annotation. The article deals with methods and techniques to enhance the speech of young children. Creating a speech environment for the development of the child's speech, as well as the use of spécial speech therapy methods and techniques in working conditions in the early âge group.

Keywords: early âge, correctional and preventive work, lexical topics, articulation, finger, breathing exercises, games for the development of coordination of speech with movement, the development of auditory perception and attention.

Литература:

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М: Просвещение, 2006.

2. Донина И.А., Сухова В.В.Информационная культура дошкольников: современный контекст проблемы // Теоретические и практические (методические) аспекты профессиональной подготовки педагогов: компетентностный подход Ялта, 2018. С. 44-50.

3. Лях Ю.А., Донина П.А. Подходы к разработке концепции уровневой оценки компетенций учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 214-218.

4. Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ, М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: учеб.-метод. Пособие / Сост. Е.С. Демина, М., 2006.

6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2007.

7. Сизова О.Б. Шесть шагов к развитию речи. СПб., 2003.

8. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Поломошнова С.А. Проектная организация духовно-нравственного воспитания школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 334-337.

9. Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Донина И.А., Зиновьева С.Д., Тращенкова С.А. Детско-родительское сообщество как фактор развития дошкольника // Психология взаимоотношений в контексте развития личности Коллективная монография. Ульяновск, 2017. С. 82-90.

10. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2008.

УДК:37.017

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

кандидат педагогических наук, педагог-психолог Поломошнова Светлана Анатольевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Североморская школа полного дня» (г. Североморск)

Постановка проблемы. Одной из наиболее значимых общегосударственных стратегических задач является духовно-нравственное воспитание и всестороннее развитие подрастающего поколения, формирование у молодёжи нравственных ценностей, сложившихся в процессе исторического развития российского общества является. Указ президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» (от 7 мая 2018 г. № 204) ориентиром для образования определяет «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». В связи с этим возрастает значимость поиска эффективных средств духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, одним из которых является проектная организация духовно-нравственного воспитания школьников.

Формулировка цели статьи. Целью статьи является обоснование необходимости применения культурологического и проектного подходов к исследованию проектной организации духовно-нравственного воспитания школьников.

Изложение основного материала исследования. Рассматривая «проектную организацию духовно-нравственного воспитания школьников» как специально организованную деятельность субъектов образовательных отношений, включающую разработку и реализацию комплекса взаимосвязанных мероприятий, в условиях временных и ресурсных ограничений, целью которой является духовно-нравственное становление и развитие личности обучающегося, формирование его ценностно-смысловой

сферы на основе традиционных православных ценностей, в качестве методологических оснований ее исследования мы определяем культурологический и проектный подходы.

Культурологический подход (В.А. Евсецова, Л.В. Крайник, В.А. Сластенин и др.) позволяет исследовать и проектировать образовательный процесс, исходя из закономерностей социокультурного развития человека и закономерностей существования различных культур [7, с. 81].

Согласно И.В. Колмогоровой и A.C. Романовой культурологический подход решает главнейшую задачу образовательной деятельности - воспитание нравственной личности, развитие ее индивидуальности, предоставление возможности для самореализации через приобщение школьника к общечеловеческой культуре [4].

Соглашаясь с Е.В. Бондаревской и C.B. Кульневич, мы полагаем, что основными моментами, определяющими культурологический подход, выступают следующие положения:

- обучающийся воспринимается педагогом как субъект собственной жизни, способный к самоизменению и культурному саморазвитию;

- педагог выполняет роль посредника, проводника между обучающимся и миром культуры, сопровождает его в мире культурных ценностей, оказывает поддержку в самоидентификации;

- движущими силами образования как культурного процесса являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития;

- общеобразовательная организация выступает как целостное культурно-образовательное пространство, внутри которого воссоздаются культурные образцы жизни, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры [1].

В аспекте нашего исследования культурологический подход позволяет организовать процесс духовно-нравственного воспитания школьников на основе Православия, как традиционной культурно-образующей религии России.

Соглашаясь с мнением Э.А. Чурсиной, мы считаем, что возрождение православного воспитания как духовной традиции отечественной педагогики позволяет «дополнить уже имеющиеся воспитательные системы, отредактировать иерархию их смыслов и ценностей, вложить новое, более высокое содержание, и тем самым, придать жизнь многим современным системам воспитания» [8, с. 9].

Цель воспитания в православной педагогике определяется как спасение души. В контексте нашего исследования, рассматривая культурологический подход как неиндоктринальный, т. е. не предусматривающий принятие обучающимися христианской веры и образа жизни, целью воспитания мы определяем духовно-нравственное становление и развитие личности обучающегося, формирование его ценностно-смысловой сферы. При этом, социокультурной основой воспитания выступают традиционные православные ценности.

Содержание духовно-нравственного воспитания, определяемое культурологическим подходом, включает: базовые национальные ценности, духовно-нравственные качества личности, нравственное поведение, десять заповедей закона Божиего, Православное христианство в истории России.

Проектный подход (B.C. Безрукова, В.И. Малюк, A.M. Немчин, П.А. Петряков, Е.С. Полат и др.) предполагает разработку и реализацию проектно-ориентированной программы духовно-нравственного воспитания школьников.

Вслед за В.И. Малюком и A.M. Немчиным под проектом мы понимаем «совокупность, комплекс задач и действий» [6, с. 220]. Отличительными признаками проекта являются: наличие конкретной конечной цели, сроков начала и окончания, взаимосвязь задач и ресурсов. Проект должен обладать некой новизной целей и условий его реализации.

Поскольку любой проект направлен на изменения в системе (количественные, качественные, содержательные), то управление проектом по сути есть управление изменениями. Сам же проект по сути представляет собой изменение системы [6, с. 220].

Образовательный проект прежде всего направлен на достижение социально и/или личностно значимой цели в условиях конкретного места, времени и имеющихся в распоряжении ресурсов. Таким образом, сущность педагогического проектирования состоит в выявлении и анализе педагогических проблем и причин их возникновения, построении ценностных основ и стратегий проектирования, определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта.

В контексте нашего исследования центральной идеей проектирования является развертывание образовательной стратегии и организация условий духовно-нравственного воспитания школьников, с учетом целесообразности и прогнозируемости процесса духовно-нравственного развития личности школьников. В качестве результатов проектной деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников выступают изменения личности обучающихся.

Культурологический и проектный подходы реализуются в следующих педагогических принципах: принцип культуросообразности, определяющий отношения между воспитанием и Православной культурой как ценностно-смысловой средой, влияющей на личностное развитие; принцип природосообразности, учитывающий особенности обучающихся, их интересы; принцип продуктивности, подразумевающий ориентацию педагогов и обучающихся на продуктивную творческую деятельность; принцип единства и гармонизации рационального и эмоционального факторов, обеспечивающий обогащение эмоционально-ценностного содержания воспитательной деятельности; принцип добровольности, подразумевающий, что участие в проекте основывается на свободном волеизъявлении субъектов; принцип дифференцированного подхода, обеспечивающий обязательный учет и использование разнообразных сторон проектной инфраструктуры при координации и регулировании проекта; принцип ресурсной целесообразности, предполагающий процессуальные процедуры регуляции ресурсов проектной деятельности; принцип гибкости, подразумевающий оперативное и гибкое реагирование на изменение обстановки по отношению к проекту; принцип разделения полномочий, предполагающий, что при управлении проектом, соблюдается принадлежность каждого процесса единственному владельцу; принцип открытости, обеспечивающий привлечение партнеров к реализации проекта, а также обязательное опубликование в СМИ информации о ходе исполнения проекта.

Важный компонентом системы духовно-нравственного воспитания являются педагогические технологии. В контексте культурологического и проектного подходов в качестве педагогических технологий

духовно-нравственного воспитания школьников определены коммуникативно-диалоговые, рефлексивные и практико-ориентированные педагогические технологии [2; 3; 5; 9; 10; 11].

Коммуникативно-диалоговые технологии позволяют организовать коммуникативное пространство взаимодействия и сотрудничества участников образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей, представителей православной церкви) в ходе решения задач духовно-нравственного воспитания школьников.

Рефлексивные технологии направлены на осознание обучающимся личностных смыслов и ценностей, своих потребностей, интересов, самооценку и рефлексию своих поступков и поведения.

Практико-ориентированные технологии, дают возможность для реализации нравственного поведения, повышают мотивацию обучающихся.

Представленные технологии духовно-нравственного воспитания реализуются через разнообразные формы: беседы со священностужителем, классные часы, общешкольные мероприятия, творческие проекты, участие в мероприятиях и конкурсах, проводимых Епархией, паломнические поездки, экскурсии в храмы и монастыри, волонтерскую деятельность и др.

Выводы. Применение культурологического и проектного подходов к исследованию проектной организации духовно-нравственного воспитания школьников определяет цели, задачи, содержание, принципы и технологии духовно-нравственного воспитания на основе православной культуры. Реализация данных подходов в практике воспитательной работы нацелена на то, чтобы прививаемые детям традиционные духовно-нравственные ценности нашли воплощение в общении и поведении, а впоследствии сознательно и свободно реализовывались ими во всех сферах жизни (семье, обществе, государстве и т.д.).

Аннотация. В статье обосновывается необходимость применения культурологического и проектного подходов к исследованию проектной организации духовно-нравственного воспитания школьников.

Ключевые слова: проектная организация духовно-нравственного воспитания школьников, культурологический подход, проектный подход.

Annotation. The article substantiates the need to apply cultural and project approaches to the study of the project organization of the spiritual and moral education of schoolchildren.

Keywords: project organization of spiritual and moral education of schoolchildren, cultural approach, project approach.

Литература:

1. Бондаревская E.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. - 560 с.

2. Донина И.А. Проблема оценки эффективности деятельности современной общеобразовательной организации: социальный и экономический аспекты // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2013. № 74-2. С. 19-22.

3. Донина И.А., Лях Ю.А. Образовательные результаты школьников: подходы, инструментарий, оценка // Педагогический вестник. 2018. № 2. С. 28-31.

4. Колмогорова, И.В. Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.06 / И.В. Колмогорова. - Шадринск, 2000. - 193 с.

5. Лях Ю.А., Донина И.А. Подходы к разработке концепции уровневой оценки компетенций учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 214-218.

6. МалюкВ.И, Немчин A.M. Производственный менеджмент: учебное пособие / В.И.Малюк, А.М.Немчин. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

7. Худякова, Н.Л. О структуре философии современного образования // Н.Л. Худякова / Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - №11. - С. 77-82.

8. Чурсина,Э.А. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Э.А. Чурсина. - Елец, 2001. - 150 с.

9. Шерайзина P.M., Донина И.А., Поломошнова С.А. Проектная организация духовно-нравственного воспитания школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 334-337.

10. Шерайзина P.M., Донина И.А., Хачатурова K.P. Педагогическое творчество учителя как фактор развития творческого потенциала обучающихся // Непрерывное образование. 2017. № 2 (20). С. 64-67.

11. Pevzner M.N., Sherayzina R.M., Petryakov P.A., Donina I.A., Migunova E.V.Intergenerational relationships in contemporary models of territorial communities of children and adults 11 Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. T. 7. № 3. C. 2242-2254.

УДК: 371.38

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

кандидат педагогических наук, доцент Полькина Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург);

студентка Ибряева Регина Рамильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

Постановка проблемы. В настоящее время государством выдвигаются новые требования к образованию, одним из которых является формирование личности, способной творчески мыслить, осваивать новое, применяя способы самостоятельной деятельности.

Данные требования нашли отражение в основополагающих документах: федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", «Концепции развития дополнительного образования детей». Необходимость формирования навыков самостоятельной деятельности у обучающихся выявлена как в системе общего, так и в системе дополнительного образования. Актуальными являются обозначенные требования и на занятиях хореографией, включающих значительную долю самостоятельной работы обучающихся по освоению исполнительского мастерства в области танцевального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.