Литература:
1. Антипова, A.M. О взаимодействии вербальных и невербальных средств общения в спонтанной разговорной речи // Проблемы спонтанной разговорной речи. Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М.Тореза. Вып.332. М., 1989. С. 61-75.
2. Воробьёва, В.К. Некоторые особенности построения фразы в устной речи детей алаликов / Очерки по патологии речи и голоса // В.К. Воробьёва, Вып. 3. - М., 1967.
3. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология. - 1995. - №6. - С. 7-16.
4. Гриншпун, Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов / Б.М. Гриншпун // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений; в 2 тт. T.II . - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
5. Горелов, И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н.Горелов. - М.: Наука, 1980 - 104 с.
6. Горчакова , А.М., Чаладзе, Е.А. Формирование языкового механизма у детей с экспрессивной (моторной) алалией через коммуникативные ситуации / А.М.Горчакова, Е.А.Чаладзе // Специальное образование. - 2017. № 3 (47). - С. 59-66.
7. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И.Жинкин. - М.: Наука, 1982. - 154 с.
8. Ковшиков, В.А.. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления / В.А.Ковшиков. - СПб.: КАРО, 2006. - 304 с.
9. Ковшиков, В.А. Серии сюжетных картинок. Пособие для развития связной речи / В.А.Ковшиков. -СПб.: Нива, 1996. - 12 с.
10. Михайлова, Е.А., Чаладзе, Е.А. Специфика использования жестов подростками и взрослыми с заиканием / Е.А.Михайлова, Е.А.Чаладзе // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. -№ 53-10. - С. 156-162.
11. Михайлова Е.А., Федосова О.Ю., Чаладзе Е.А. Методика исследования кинесических средств общения у дошкольников с заиканием / Е.А.Михайлова Е.А., О.Ю.Федосова, Е.А.Чаладзе // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-6. - С. 107-11.
12. Mehrabian, A. Silent Messages / A. Mehrabian. - Belmont, California: Wadsworth, 1971. - 253 p.
13. Соботович, Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией / Е.Ф. Соботович. — Киев: КГПИ, 1981.
14. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л.Г.Соловьева // Дефектология. - 1996. - №1. - С. 62-67.
15. Чаладзе, Е.А., Михайлова, Е.А. Структура и содержание модели использования кинесических средств общения в процессе преодоления заикания / Е.А.Чаладзе, Е.А.Михайлова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. -2012. - Т. 14. № 2-3. - С. 685-687.
16. Чаладзе, Е.А. Формирование текстообразования у дошкольников с экспрессивной алалией в процессе логопедической работы: дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2001.
Педагогика
УДК:37.017
доктор педагогических наук, профессор Шерайзина Роза Моисеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); педагог-психолог Поломошнова Светлана Анатольевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Североморская школа полного дня» (г. Североморск)
ПРОЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье представлен опыт проектной организация духовно-нравственного воспитания школьников в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Североморская школа полного дня» на примере реализации проекта Центр духовно-нравственного воспитания школьников «Созвездие добра» поддержанного Международной грантовой программой «Православная инициатива», реализуемой по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках проектного направления «Образование и воспитание».
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, проект, проектная организация духовно-нравственного воспитания.
Annоtation. The article presents the experience of the project organization of spiritual and moral education of schoolchildren in the municipal budgetary educational institution "Severomorskaya School of Full Day" on the example of the project "Constellation of Goodness" Center for Spiritual and Moral Education of Schoolchildren supported by the International Grant Program "Orthodox Initiative", implemented with the blessing of His Holiness the Patriarch Kirill of Moscow and All Russia in the framework of the project "Education and Upbringing".
Keywords: spiritual and moral education, project, project organization of spiritual and moral education.
Введение. Духовно-нравственное воспитание школьников является важнейшей проблемой современного общества. Особую тревогу сегодня вызывает психическое и духовное здоровье подростков. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия и жестокости в СМИ, «группы смерти» в социальных сетях, тяжелые социальные условия, разрушение семейного уклада - это лишь некоторые негативные факторы, которые оказывают пагубное влияние на неокрепшую детскую психику.
По данным статистики распространенность пограничных нервно-психических состояний среди подростов достигла 79%; количество несовершеннолетних вовлеченных в совершение преступлений или антиобщественных действий составляет 5,3%; растет рост детских суицидов.
Протоиерей Александр Зелененко в говорит о том, что «в педагогической сфере на государственном уровне наглядно мы видим отсутствие: общепризнанного личностного идеала; единой духовно-мировоззренческой основы, жизни и воспитания; единой педагогической концепции и цели воспитания; единых задач и принципов воспитания; единонаправленной целеустремленной педагогической деятельности в соборном единстве усилий в воспитании такой цельной личности в семье, школе и в обществе; благотворной среды взращивания такой личности» [2]. Все это приводит к тому, что у современных школьников искажаются представления о семье, доброте, милосердии, великодушии, справедливости, а материальные ценности доминируют над ценностями духовными.
В связи со сложившейся ситуацией и отсутствием конструктивных подходов к решению воспитательных проблем, актуальной является наметившаяся в России тенденция обращения к традициям православной культуры, которая распространяется на сферу воспитания подрастающего поколения. Одним из путей решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников является внедрение идей православной педагоги в образовательное пространство школы, поскольку именно православное воспитание, имеющее тысячелетний опыт и примеры истинных подвижников, героев Отечества, может способствовать перерождению и усовершенствованию человека.
В статье представлен опыт сотрудничества муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Североморская школа полного дня» с Североморской Епархией Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), которое началось еще в 2005 году, а в настоящее время реализуется в рамках проекта Центр духовно-нравственного воспитания школьников «Созвездие добра». Проект был поддержан Международной грантовой программой «Православная инициатива», реализуемой по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках проектного направления «Образование и воспитание», идея которого: поддержка проектов в области православного просвещения, духовно-нравственного воспитания, овладения всем богатством родной культуры, развития способностей, становления всесторонне развитой личности.
Изложение основного материала статьи. Проект направлен на воспитание, укрепление и сохранение у всех участников образовательного процесса традиционных духовных православных ценностей, являющихся основой нравственной культуры личности.
Главным результатом проекта мы видим пробуждение личности ребёнка, воспитание у него чувства благоговения к святыне и святым, почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру; развитие таких личностных добродетелей, как смирение, послушание, терпение, мужество, милосердие, справедливость, трудолюбие; развитие навыков доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие у него творческих способностей и эстетического восприятия мира.
Цели проекта: создание Центра духовно-нравственного воспитания школьников "Созвездие добра", укрепление сотрудничества между образовательной организацией и православным Приходом Свято-Андреевского морского кафедрального собора города Североморска Североморской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) по проблеме духовно-нравственного воспитания школьников.
Основные задачи проекта:
1. Разработка и реализация Программы духовно-нравственного воспитания обучающихся "Возрождение" (5-9 классы) совместно с местной религиозной организацией православным Приходом Свято-Андреевского морского кафедрального собора города Североморска Североморской Епархией Русской Православной Церковью.
2. Внедрение идей православной педагогики в образовательную и внеурочную деятельность школы через мероприятия духовно-нравственной направленности.
3. Приобщение школьников с православными Святынями Русского Севера через паломнические поездки.
4. Развитие интеллектуальных, творческих и эстетических способностей обучающихся посредством организации деятельности школьного фотокружка по направлению "Православие в моей жизни".
5. Организация методической работы педагогов по развитию идей православной педагогики в современном образовательном пространстве школы.
6. Осуществление информационного сопровождения проекта.
7. Приобщение родителей школьников к идеям православного воспитания.
Партнерами проекта выступали местная религиозная организация православный Приход Свято-Андреевского морского кафедрального собора города Североморска Североморской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат); редакция еженедельной городской газеты "Североморские вести"; муниципальное творческо-информационное учреждение радиоредакция ЗАТО г. Североморск «Радио - Североморск»; Управление культуры и международных связей администрации ЗАТО г.Североморска.
В рамках реализации проекта школе удалось внедрить идеи православной педагогики в образовательное пространство школы. Это стало возможным благодаря разработке и принятию на педагогическом совете «Идеи православной педагогики в воспитании современного школьника» Модели организации духовно-нравственного воспитания в МБОУ «Североморская школа полного дня», представленная представлена концептуально-целевым, содержательно-технологическим, оценочно-результативным блоками.
Концептуально-целевой блок модели включает культурологический, аксиологический и проектный подходы, реализуемые в основных принципах организации духовно-нравственного воспитания (природосообразность, культуросообразность, ненасилие, своевременность, единство педагогических влияний, принцип личности, антропологический принцип, неустанное бдение, внимание, ответственность и трезвение).
Содержательно-технологический блок модели представлен содержательным и технологическим компонентами. При формировании содержания приоритет отдается духовно-нравственным ценностям в общей системе содержания, а технологии воспитания ориентированы на всестороннее развитие человека. Основным содержанием духовно-нравственного воспитания являются базовые национальные ценности,
духовно-нравственные качества личности, нравственное поведение, десять заповедей закона Божиего, Православное христианство в истории России. Технологический компонент включает коммуникативно-диалоговые, рефлексивные и практико-ориентированные педагогические технологии.
Оценочно-результативный блок модели представлен интегративным критерием (уровень воспитанности обучающихся) и уровневыми показателями (долг и ответственность; бережливость; дисциплинированность; ответственное отношение к учебе; отношение к общественному труду; коллективизм, и чувство товарищества; доброта и отзывчивость; честность и справедливость; простота и скромность; культурный уровень), позволяющими определить эффективность духовно-нравственного воспитания.
Далее остановимся на мероприятиях по реализации проекта Центр духовно-нравственного воспитания школьников «Созвездие добра».
Основой проекта стали беседы по программе «Возрождение» для учащихся 5-9 классов, которые проводят педагоги школы в сотрудничестве с настоятелем представителями Североморской епархии. Тематика бесед направлена на воспитание у учащихся чувства долга, ответственности, любви и уважения к обычаям своего народа, семьи, формирование у детей стремления проектировать и строить свою жизнь на основе православных ценностей. Содержание бесед вызывает у детей живой интерес. Некоторые мероприятия посещают вместе с детьми и их родители.
Одним из первых мероприятий проекта стала Декада, посвященная Дню славянской письменности и культуры. Учащиеся 1-2 классов готовили рисунки на выставку «Любимый православный праздник», 3-4 классов на библиотечных часах изучали детскую Библию. Особый интерес у ребят среднего звена вызвал конкурс чтецов «Духовная поэзия». Литературно-музыкальная композиция по творчеству Анны Ахматовой «Я готова смотреть на небо и молиться богу» оставила отклик в душе у школьников 8-11 классов.
Повышению интереса детей к изучению православия способствовали и мероприятия, проводимые партнерами проекта: библиотечные часы, на базе городской библиотеки по изучению православной литературы и викторина, посвященная Дню славянской письменности и культуры, на базе Духовно-просветительского центра Североморской епархии.
Проводя предварительный анализ проекта, следует отметить, что одним из эффективнейших методов повышения мотивации у школьников к освоению христианского мировоззрения являются выездные экскурсии к святыням родного края.
В ходе проекта с сентября по ноябрь 2018г. было совершено шесть экскурсионно-паломнических поездок по Мурманской области. Программа каждого маршрута разрабатывалась участниками проекта таким образом, чтобы она включала как православную, так и культурную составляющую. В поездках принимали участие школьники, педагоги, родители.
Каждая из поездок это не только прикосновение к духовной жизни через посещение храмов, святых мест, беседы со священнослужителями, но и познание родного края - его природы, географии, истории. Маршруты паломнических поездок.
Паломническая поездка в с. п. Териберка: Североморск - историко-краеведческий общественный музей «Духовное наследие Териберки» - храм Иконы Божией Матери «Тихвинская», с.Териберка - экскурсия по окрестностям с.Териберка - Североморск.
Паломническая поездка «Святыни Терского берега»: Североморск - Церковь Рождества Иоанна Предтечи, г.Кандалакша - Музей поморского быта, п.Умба - Храм Воскресения Христова п.Умба -Североморск.
Паломническая поездка «Хибиногорский женский монастырь Казанской иконы Божией Матери»: Североморск - Свято-Вознесенский кафедральный собор, г. Мончегорск - Церковь Спаса Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа, г.Кировск - Хибиногорский женский монастырь Казанской иконы Божией Матери - Музейно-выставочный центр АО «Апатит» - Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской, г.Апатиты - Североморск.
Паломническая поездка «Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь»: Североморск -мемориальный комплекс "Долина Славы" - Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь (п.Луостари) - Североморск.
Паломническая поездка «Лапландия православная»: Североморск - Храм Богоявления Господня, с.Ловозеро - Саамская деревня «Самь-Сыйт» - Храм Преподобного Димитрия Прилуцкого, г.Оленегорск -Североморск.
Паломническая поездка «Мурманск православный»: Североморск - Церковь Святого благоверного равноапостольного великого князя Владимира, г. Мурманск - Фотовыставка «Первозданная Россия» -мемориал зенитчикам первого корпуса войск ПВО, п.Абрам-мыс - Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, воскресная школа, г. Кола - Архиерейское Свято-Феодоритовское подворье - Спасо-Преображенский морской кафедральный собор с церковью Спаса на водах - Североморск.
Поездки были продолжительные. И во многих приходах школьников приглашали к трапезе, которая начиналась и заканчивалась молитвой. Если вначале это было для них в диковинку, то затем они стали воспринимать это как данность, старались помочь накрыть на стол, убрать за собой, чем-то помочь по хозяйству.
От поездки к поездке менялось и поведение детей в храме. Появлялось смирение, послушание, терпение, дети лучше шли на контакт со священнослужителями, задавали все больше вопросов или одни и те же вопросы задавали разным людям.
Благодаря проекту появилась возможность создания фотокружка «Мир в кадре». Участники фотокружка, принимавшие участие в паломнических поездках, создавали фотоотчеты. В данный момент по итогам поездок идет подготовка фотофильма.
О том, какой отклик в душах детей имели мероприятия, проводимые в рамках проекта говорят следующие строки из отзывов детей: «Такие беседы трогают душу», «Благодаря беседам я начинаю задумываться о причинах своих поступков», «Мне захотелось стать лучше», «Поездки к святым местам заставили меня задуматься о себе, своей жизни», «Я изменила свое отношение к жизни, своим друзьям, своей семье».
Проект был положительно принят родителями школьников. Общее собрание родителей школы одобрило сотрудничество школы с духовно-просветительским центром Североморской Епархии Русской Православной
Церкви, 95% родителей дали письменное согласие на посещение детьми занятий по программе «Возрождение», реализуемой совместно с Североморской епархией.
Важным элементом проекта является родительский лекторий «Семья - основа духовно-нравственного воспитания». Его проводит представитель Североморской епархии. В лектории приняло участие 36 родителей. В ходе беседы родители задавали вопросы Отцу Павлу: что происходит с нашими детьми? Откуда берется эгоизм, агрессия, желание отстоять любым способом своё мнение (даже в том случае, когда ребёнок понимает, что не прав)? Чего не хватает нашим детям? Как поступить? Что поможет: «кнут» или «пряник»? Где граница между жестокостью и наказанием, любовью и вседозволенностью?
Значимым достижением проекта является установление тесного контакта с Североморской епархией. Ее представители привлекаются к реализации всех мероприятий проекта, часть мероприятий проводится на базе Духовно-просветительского центра Североморской епархии. В рамках проекта было проведено более двадцати совместных мероприятий. Важным результатом проекта является то, что школьники, родители, педагоги обращаются за советами к Отцу Павлу, духовному наставнику нашей школы.
Выводы. Реализация проекта Центр духовно-нравственного воспитания школьников «Созвездие добра» показала эффективность взаимодействия светской и церковной систем образования по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников. Важным результатом проведенного проекта является вывод о необходимости и возможности интеграции идей и практическом сотрудничестве православной и социально-культурной педагогики в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Литература:
1. Горбунова Н.В. Развитие словаря старших дошкольников средствами художественной литературы в разных видах деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. №58-1. С. 70-73
2. Зелененко А.Н. О сущности, смысле и содержании понятия «духовно-нравственное воспитание» в православной традиции / А.Н.Зелененко // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы VI международной научной конференции. -Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. - 2016. - С. 169-176.
3. Лях Ю.А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии // дисс. канд. Пед. наук. Кемерово, 2004
4. Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Тращенкова С.А., Донина И.А. Развитие детско-родительских отношений в процессе продуктивного взаимодействия субъектов территориальных детско-взрослых сообществ // Психолого-педагогические особенности семьи XXI века отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 245-254.
5. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Румянцева А.В., Зиновьева С.Д., Афонина В.В., Романова К.А. Готовность педагогов дошкольного образования к управлению детско-родительскими сообществами в условиях инклюзивной среды // Психолого-педагогическое сопровождение детей особой заботы Отв. редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2017. С. 43-51.
6. Pevzner M.N., Sherayzina R.M., Petryakov P.A., Donina I.A., Migunova E.V. Intergenerational relationships in contemporary models of territorial communities of children and adults//Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Т. 7. № 3. С. 2242-2254.
7. Pevzner M.N., Donina I.A., Ushanova I.A., Aleksandrova N.V., Afonina V.V. Management of diversity: information and marketing approach // Педагогические инновации - 2017 Материалы международной научно-практической интернет-конференции. 2017. С. 15-17.
8. Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С. Специфика взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей воспитанника // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. №58-2. С. 191-194
Педагогика
УДК: 373.3
кандидат педагогических наук, доцент Шергина Туйаара Алексеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Осипова Сардана Игнатьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
ОБЩЕНИЯ НА ЭВЕНКИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения эвенкийскому языку посредством технологии интеллект-карты. В исследовании рассмотрены основные теоретические основы и экспериментальная проверка на практике по формированию первоначальных навыков общения младших школьников на эвенкийском языке в начальной школе.
Ключевые слова: интеллект-карты, общение, диалог, эвенкийский язык, педагогический эксперимент, младший школьник.
Annоtation. The article is devoted to the issues of teaching the Evenk language through the technology of intellect-card. The study describes the basic theoretical foundations and experimental verification in practice on the formation of the initial communication skills of primary school children in the Evenki language in primary school.
Keywords: mind maps, communication, dialogue, Evenki language, pedagogical experiment, Junior high school student.
Введение. Особую актуальность в последние годы приобретает возрождение языков коренных малочисленных народов Севера (Россия и Китай). Их изучают в сорока школах Республики Саха (Якутия), в том числе эвенкийский язык преподается в восемнадцати образовательных организациях. Общая языковая ситуация малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) с точки зрения их реального