Научная статья на тему 'Оценка эффективности проектной организации духовно-нравственного воспитания школьников: критерии, показатели и уровни оценки'

Оценка эффективности проектной организации духовно-нравственного воспитания школьников: критерии, показатели и уровни оценки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
745
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / CRITERIA / INDICATORS / PROJECT ORGANIZATION OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерайзина Роза Моисеевна, Донина Ирина Александровна, Поломошнова Светлана Анатольевна

В статье представлены критерии, показатели и уровни оценки эффективности проектной организация духовно-нравственного воспитания школьников. Апробация системы оценки проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Североморская школа полного дня» в ходе реализации проекта Центр духовно-нравственного воспитания школьников «Созвездие добра», поддержанного Международной грантовой программой «Православная инициатива», реализуемой по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках проектного направления «Образование и воспитание».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шерайзина Роза Моисеевна, Донина Ирина Александровна, Поломошнова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE PROJECT ORGANIZATION OF SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION OF PUPILS: CRITERIA, INDICATORS AND LEVELS OF EVALUATION

The article presents the criteria, indicators and assessment levels of the effectiveness of the project organization of the spiritual and moral education of schoolchildren. Testing of the evaluation system was carried out on the basis of the municipal budgetary educational institution “Severomorskaya School of Full Day” on the example of the project “Constellation of Goodness” Center for Spiritual and Moral Education of Schoolchildren supported by the International Grant Program “Orthodox Initiative”, implemented with the blessing of His Holiness the Patriarch Kirill of Moscow and All Russia in the framework of the project “Education and Upbringing”.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности проектной организации духовно-нравственного воспитания школьников: критерии, показатели и уровни оценки»

где уточнялось: «аттестаты иностранных училищ, академий и университетов в производстве в чины не заменяют аттестатов университетов Российских» [11].

Изменение правительственного курса в вопросах необходимости обучения русских студентов в зарубежных университетах связано с назначением на пост министра духовных дел и народного просвещения князя А. Н. Голицына. 4 августа 1818 года принимается постановление, которое гласит: «молодые люди, посвятившие себя наукам, не должны начинать оных в иностранных университетах, но непременно в одном из отечественных и оставаться в оном три года беспрерывно» [11]. В дальнейшем государственная политика только ужесточилась - Александр I приказал отозвать всех российских студентов из германских университетов.

В конце 40-х годов под впечатлением революций 1848-1849 гг. в Западной Европе правительство Николая I (1796-1855) ужесточило политику в сфере просвещения. Университетское законодательство пополнилось новыми реакционными постановлениями, не согласовавшимися с действующим на тот момент уставом. Формально продолжал действовать университетский устав 1835 года, сменивший либеральный устав 1804 года. Было запрещено чтение лекций по государственному праву европейских держав. Уже во время Крымской войны обнаружилась невозможность продолжать прежний политический курс в области просвещения, так как военные поражения воспринимались обществом как расплата за культурную отсталость страны - неизбежный результат политики насильственного сдерживания развития науки и образования. От государства требовали гибкости в решении назревших вопросов, государство же продолжало цепляться за старое и не желало приспосабливаться к новым условиям [11].

Выводы. Изучая научные работы по развитию академической мобильности, мы отметили, что большинство исследований академической мобильности студентов как формы международного сотрудничества рассматривают период XX - XXI века. Однако обращаясь к истокам явления академической мобильности, можно прийти к выводу, что мобильность студентов в ее современном понимании берет начало с появлением первых средневековых европейских университетов в XI веке. В данной статье мы изучили истоки развития академической мобильности в России, начиная с XVI века и до начала XIX века и разделили данный промежуток времени на три периода развития студенческой мобильности, исходя из социально-политических и исторических условий того или иного периода.

Литература:

1. Джуринский, А. Н. История Педагогики и образования: учебник для бакалавров, 2 изд. / А. Н. Джуринский. - M.: Издательство Юрайт, 2012. - 675 с.

2. Соловьев, С. M. История России с древнейших времен / С. M. Соловьев. - M.: Голос; Колокол-Пресс, 1997. - 746 с.

3. Кинелев, В. Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России / В. Г. Кинелев. - M.: Республика, 1995. - 328 с.

4. Ключевский, В. О. Сочинения. Курс русской истории: в 9 т., Том 1 / В. О. Ключевский. - M.: Mbira^ 1987. - 432 с.

5. Соколова, M. В. История туризма: учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / M. В. Соколова. - M.: Издательский центр «Академия», 2012. - 352 с.

6. Mарголис, Ю. Д. Отечеству на пользу, а россиянам во славу: из истории университетского образования в Петербурге в XVIII - начале XIX в. / Ю. Д. Mарголис, Г. А. Тишкин. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. - 232 с.

7. Верже, Ж. История средневекового университета / Ж. Верже // Alma Mater. Вестник высшей школы. - 1992. - №1. - С. 104.

8. Cross, A. (1987). Cambridge - some Russian Connections. An Inaugural Lection. Cambridge, 1987.

9. Шестаков, В. Русские в британских университетах: Опыт интеллектуальной истории и культурного обмена / В. Шестаков. - Спб.: Нестор-История, 2009. - 304 с.

10. Андреев, А. Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половины XIX века / А. Ю. Андреев. - M.: Знак, 2005. - 432 с.

11. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Том 1. - Спб., 1875. - 678 с.

Педагогика

УДК:37.017

доктор педагогических наук, профессор Шерайзина Роза Моисеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); педагог-психолог Поломошнова Светлана Анатольевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Североморская школа полного дня» (г. Североморск)

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ: КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ ОЦЕНКИ

Аннотация. В статье представлены критерии, показатели и уровни оценки эффективности проектной организация духовно-нравственного воспитания школьников. Апробация системы оценки проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Североморская школа полного дня» в ходе реализации проекта Центр духовно-нравственного воспитания школьников «Созвездие добра», поддержанного Международной грантовой программой «Православная инициатива», реализуемой по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках проектного направления «Образование и воспитание».

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, критерии, показатели, проектная организация духовно-нравственного воспитания.

Annotation. The article presents the criteria, indicators and assessment levels of the effectiveness of the project organization of the spiritual and moral education of schoolchildren. Testing of the evaluation system was carried out on the basis of the municipal budgetary educational institution "Severomorskaya School of Full Day" on the example of the project "Constellation of Goodness" Center for Spiritual and Moral Education of Schoolchildren supported by the International Grant Program "Orthodox Initiative", implemented with the blessing of His Holiness the Patriarch Kirill of Moscow and All Russia in the framework of the project "Education and Upbringing".

Keywords: spiritual and moral education, criteria, indicators, project organization of spiritual and moral education

Введение. Проблема духовно-нравственного воспитания и всестороннего развития подрастающего поколения, формирования у молодёжи нравственных ценностей, сложившихся в процессе исторического развития российского общества является одной из наиболее значимых общегосударственных задач [6; 7; 8]. В ряде научных исследований и нормативных документов, таких как Указ президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что в современных условиях приоритетной задачей государства является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. В связи с этим возрастает значимость поиска, с одной стороны, эффективных средств духовно-нравственного воспитания современных школьников, а с другой стороны - показателей оценки эффективности духовно-нравственного воспитания школьников.

В статье представлены критерии, показатели и уровни оценки эффективности проектной организации духовно-нравственного воспитания школьников.

Изложение основного материала статьи. В рамках разработки проблемы проектной организации духовно-нравственного воспитания школьников в качестве методологической основы были определены: проектный подход, предполагающий разработку и реализацию проектно-ориентированной программы духовно-нравственного воспитания школьников; культурологический подход, позволяющий организовать процесс духовно-нравственного воспитания школьников на основе идей православной культуры.

В контексте интеграции данных подходов под «проектной организацией духовно-нравственного воспитания школьников» мы понимаем специально организованную деятельность субъектов образовательных отношений, включающую разработку и реализацию комплекса взаимосвязанных мероприятий, в условиях временных и ресурсных ограничений, целью которой является духовно-нравственное становление и развитие личности обучающегося, содействие обретению им востребованного духовного и нравственного опыта, основанного на традициях Православия.

С целью оценки эффективности проектной организации духовно-нравственного воспитания школьников нами были определены критерии и показатели.

Согласно Р.М. Куличенко, критерий является требованием, определенным правилом однозначного выбора средств достижения цели. Соизмеряя цель со средствами, результаты с затратами, критерий выражает меру целесообразности достижения цели данными средствами, может быть использован для оценки качества работы системы и ее частей [4].

А.М. Новиков и Д.А. Новиков выделяют следующие признаки, которым должны удовлетворять критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования:

1. Критерии должны быть объективными, позволять оценивать исследуемый признак однозначно, не допускать спорных оценок разными людьми.

2. Критерии должны быть адекватными, валидными, то есть оценивать именно то, что исследователь хочет оценить.

3. Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлением.

4. Совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления, процесса. [5, с. 173].

Основываясь да данных заключениях, в качестве интегративного критерия оценки эффективности проектной организации духовно-нравственного воспитания школьников мы рассматриваем духовно-нравственные представления школьников.

Опираясь на исследования С.В. Власовой, Т.И. Власовой, Т.В. Косолапова и др. [1; 2; 3] в качестве показателей духовно-нравственных представлений школьников определены:

- когнитивно-смысловой (знания о духовно-нравственных ценностях, православной культуре и сущности православной веры);

- мотивационно-ценностный (преобладающая система ценностей, мотивация к изучению православной культуры и участию в проектной деятельности);

- деятельностно-практический (воплощение в поведении и общении духовно-нравственных ценностей, участие в проектной и добровольческой деятельности).

В соответствии с выделенными критериями и показателями нами охарактеризованы уровни сформированности духовно-нравственных представлений школьников: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень: фрагментарные знания о духовно-нравственных ценностях, православной культуре и сущности православной веры; отсутствие мотивации к изучению православной культуры, к участию в проектной деятельности; преобладание материальных ценностей в общей системе ценностей; духовно-нравственные ценности не находят адекватного воплощения в общении и поведении; отказ от участия в проектной и добровольческой деятельности.

Средний уровень: неполные знания о духовно-нравственных ценностях, православной культуре и сущности православной веры; ситуативная мотивация к изучению православной культуры, к участию в проектной деятельности; в системе ценностей как материальные, так и духовные ценности; духовно-нравственные ценности находят воплощение в общении и поведении, однако случаются срывы; ситуативное участие в проектной и добровольческой деятельности.

Высокий уровень: достаточный объём знаний о духовно-нравственных ценностях, о православной культуре и сущности православной веры; устойчивый познавательный интерес к изучению православной

культуры и участию в проектной деятельности; в системе ценностей преобладают духовные ценности; в основе культуры поведения и культуры общения лежат духовно-нравственные ценности; активное участие в проектной и добровольческой деятельности.

Для определения уровней сформированности духовно-нравственных представлений школьников использовался комплекс диагностических методик: методика «Диагностика отношения к жизненным ценностям» (модификация Г.И.Веденеевой), анкета «Нравственные понятия» (модификация Г.И.Веденеевой), анкета для школьников (автор Т.В.Косолапова), анкеты для обучающихся, педагогов, родителей (авт. С.А.Поломошнова).

Предлагаемая система оценки была апробирована в ходе эксперимента по реализации в МБОУ «Североморская школа полного дня» проекта Центр духовно-нравственного воспитания школьников «Созвездие добра», поддержанного Международной грантовой программой «Православная инициатива», реализуемой по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках проектного направления «Образование и воспитание».

Целью проекта являлось укрепление сотрудничества между образовательной организацией и православным Приходом Свято-Андреевского морского кафедрального собора города Североморска Североморской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) по проблеме духовно-нравственного воспитания школьников.

Целевая группа: обучающиеся 5-9 классов - 88 человек; педагоги - 27 человек, родители обучающихся -78 человек.

Благополучатели проекта: учащиеся 5-9 классов МБОУ "Североморская школа полного дня" (дети из неблагополучных семей - 16%; находящиеся под опекой - 9%; дети-инвалиды - 25%; дети с ОВЗ - 56%; дети, состоящие на учете в ПДН, КДНиЗП - 22%; дети из малообеспеченных семей - 41%; дети из многодетных семей - 21%).

В рамках проекта решались следующие задачи:

- разработка и реализация Программы духовно-нравственного воспитания обучающихся «Возрождение» (5-9 классы) совместно с местной религиозной организацией православным Приходом Свято-Андреевского морского кафедрального собора города Североморска Североморской Епархией Русской Православной Церковью;

- внедрение идей православной педагогики в образовательную и внеурочную деятельность школы через мероприятия духовно-нравственной направленности;

- приобщение школьников с православными Святынями Русского Севера через паломнические поездки;

- развитие интеллектуальных, творческих и эстетических способностей обучающихся посредством организации деятельности школьного фотокружка по направлению "Православие в моей жизни";

- организация методической работы педагогов по развитию идей православной педагогики в современном образовательном пространстве школы;

- осуществление информационного сопровождения проекта;

- приобщение родителей школьников к идеям православного воспитания.

Мероприятия проекта были направлены на три целевые группы: педагоги, обучающиеся, родители.

Основную задачу, которую мы определили в работе с педагогами - повышение их методического уровня по данной проблеме с перспективой продуктивного внедрения идей православной педагогики в процесс духовно-нравственного воспитания школьников. С этой целью, в самом начале проекта педагогический совет «Идеи православной педагогики в воспитании современного школьника» в форме круглого стола, где была разработана модель проектной организации духовно-нравственного воспитания, а по итогам проекта сами педагоги школы провели региональный семинар «Православные ценности и традиции в воспитании современного школьника», где обобщили опыт работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.

Проектные мероприятия с обучающимися включали беседы по программе «Возрождение», проводимые представителями Североморской епархии, Декаду православной культуры, паломнические поездки.

В ходе проекта было совершено шесть экскурсионно-паломнических поездок по Мурманской области. Программа каждого маршрута разрабатывалась участниками проекта таким образом, чтобы она включала как православную, так и культурную составляющую. Каждая из поездок это не только прикосновение к духовной жизни через посещение храмов, святых мест, беседы со священнослужителями, но и познание родного края -его природы, географии, истории. В поездках принимали участие не только школьники, но и педагоги, и родители.

В рамках проекта был создан фотокружок «Мир в кадре». По итогам паломнических поездок участники фотокружка создали фотокнигу и фотофильм. Лучшие работы были оформлены в виде фотокартин и в школе была открыта фотовыставка «Православие Русского Севера».

Ключевым мероприятием проекта для школьников стал фестиваль детских проектов «Созвездие добра». На фестивале были представлены мультимедийные проекты («Твори добро», «Традиции моей семьи», «Как мы говорим?»), рукотворные проекты «Украшение хлебницы геометрической резьбой», «Мой Ангел-хранитель», «Большая рождественская открытка», литературный проект («Православные кроссворды»), а также фотопроект «Паломничество по Кольскому краю».

Для родителей обучающихся, в рамках проекта был организован родительский лекторий «Семья -основа духовно-нравственного воспитания», который также проводил представитель Североморской епархии. Также родители вовлекались во все проектные мероприятия.

В рамках реализации проекта применялся комплекс педагогических технологий: коммуникативно-диалоговые технологии, способствовали активному включению участников образовательных отношений в совместную проектную деятельность; рефлексивные технологии, обеспечивали осознанность субъектами проектной деятельности обретения духовного и нравственного опыта, основанного на традициях Православия, в контексте своих индивидуально-личностных особенностей и ценностей; практико-ориентированные технологии, способствовали творческой самореализации и культурной идентификации субъектов проектной деятельности.

Оценка эффективности проекта проводилась посредством сравнительного анализа духовно-нравственных представлений школьников в контрольной и экспериментальной группах на этапах констатирующего и контрольного экспериментов (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Распределение по уровням сформированности духовно-нравственных представлений

школьников(%)

Показатели КГ ЭГ

Начало Итог Начало Итог

Низкий 41,27 40,94 44,84 26,48

Средний 43,90 42,85 42,76 28,10

Высокий 14,83 16,21 12,41 45,42

Результаты диагностики свидетельствуют о повышении уровня духовно-нравственных представлений школьников в экспериментальной группе, что подтверждается статистической обработкой экспериментальных данных.

Используя %2-критерий Пирсона, мы сравнили частотность распределения по уровням сформированности духовно-нравственных представлений на начальном и конечном этапе формирующего эксперимента для контрольной и экспериментальной групп. Были сформулированы следующие рабочие гипотезы:

Но: Эмпирическое распределение на вводной диагностике не отличается от эмпирического распределения на заключительной диагностике (применение проектной организации духовно-нравственного воспитания школьников неэффективно).

Н1: Эмпирическое распределение на вводной диагностике отличается от эмпирического распределения на заключительной диагностике (применение проектной организации духовно-нравственного воспитания школьников эффективно).

Для контрольной группы х2эмп=2,212 выполняется соотношение х2эмп<х20,05=7,815, позволяющее утверждать незначимые на выбранном уровне допустимой ошибки изменения в уровне духовно-нравственных представлений школьников, подтверждая рабочую гипотезу Но. Для экспериментальной группы х2эмп=9,154 соотношение х20,05=7,815<х2эмп<х20,01=11,345 расхождения между распределениями статистически достоверны (гипотеза Н1), достоверность различий составляет 95%. Таким образом, данные экспериментального исследования дают основание утверждать, что в экспериментальной группе произошли статистически значимые изменения, и применение проектной организации духовно-нравственного воспитания школьников эффективно.

Выводы. Подводя итог, отметим, что апробация системы оценки эффективности проектной организация духовно-нравственного воспитания школьников показала, что разработанные критерии и показатели являются инструментальными, вполне диагностичными, и могут применяться в практике оценки духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных организациях.

Литература:

1. Власова, С.В. Воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников в образовательно-оздоровительном центре: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С.В. Власова. - Самара, 2010. - 23 с.

2. Власова, Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: дис.. д-ра пед. наук / Власова Т. И. - Ростов н/Дону, 1999. - 366 с.

3. Косолапова, Т.В. Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Т.В. Косолапова. Москва, 2018. - 282 с.

4. Куличенко, Р. М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России / Р.М.Куличенко. - Тамбов: ТГУ, 1997. - 288 с.

5. Новиков, А.М. Методология научного исследования / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: Либроком, 2009. - 280 с.

6. Шерайзина Р.М., Поломошнова С.А., Донина И.А., Задворная М.С., Хачатурова К.Р., Александрова Н.В. Модель духовно-нравственного воспитания школьников в общеобразовательной организации // Общеобразовательная школа: новые методики и технологии . Ульяновск, 2018. С. 28-41.

7. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Румянцева А.В., Зиновьева С.Д., Афонина В.В., Романова К.А. Готовность педагогов дошкольного образования к управлению детско-родительскими сообществами в условиях инклюзивной среды // Психолого-педагогическое сопровождение детей особой заботы. Ульяновск, 2017. С. 43-51.

8 Шерайзина Р.М., Воднева С.Н., Донина И.А. Педагогическая толерантность как междисциплинарный феномен // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (166). С. 144-150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.