Научная статья на тему 'Образовательная деятельность Русской Православной Церкви в дореволюционной России'

Образовательная деятельность Русской Православной Церкви в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / RELIGIOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Поломошнова Светлана Анатольевна

В представленной работе предпринята попытка анализа образовательной деятельности Русской Православной Церкви в конце XIX начале XX века. В основе работы лежат данные библиографического справочника, составленного сотрудниками издательства Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского (г. Новосибирск).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Поломошнова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

The presented article analyzes the educational activities of the Russian Orthodox Church in the late 19th and early 20th centuries. The work is based on the data of a bibliographic reference compiled by the staff of the publishing house of the Orthodox Gymnasium in the name of St. Sergey Radonezhsky (Novosibirsk). The article contains information on the legislative and regulatory framework for the educational activities of the Russian Orthodox Church, the organization of the educational process in educational institutions of pre-revolutionary Russia.

Текст научной работы на тему «Образовательная деятельность Русской Православной Церкви в дореволюционной России»

4. Ефимов О.И., Ефимова В.Л. 15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи / О.И. Ефимов, В.Л. Ефимова. — М.; СПб.: ДИЛЯ, 2013. — 224 с.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.

6. Лях Ю.А., Донина И.А., Подходы к разработке концепции уровневой оценки компетенций учителя / Ю.А.Лях, И.А. Донина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-1. -С. 214-218.

7. Пуденко Т.И. Эффективность деятельности организаций общего образования: смыслы, инструменты оценки, проблемы / Т.И. Пуденко // Управление образованием: теория и практика. — 2015. — № 4 (20). — С. 5-13.

8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58-65.

Педагогика

УДК:373

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); кандидат педагогических наук, педагог-психолог Поломошнова Светлана Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Североморская школа полного дня» (г. Североморск)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Аннотация. В представленной работе предпринята попытка анализа образовательной деятельности Русской Православной Церкви в конце XIX начале XX века. В основе работы лежат данные библиографического справочника, составленного сотрудниками издательства Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского (г. Новосибирск).

В статье содержится информация о законодательной и нормативно-правовой базе образовательной деятельности Русской Православной Церкви, организации учебного процесса в учебных заведениях дореволюционной России.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, духовно-нравственное воспитание, религиозное образование.

Annotation. The presented article analyzes the educational activities of the Russian Orthodox Church in the late 19th and early 20th centuries. The work is based on the data of a bibliographic reference compiled by the staff of the publishing house of the Orthodox Gymnasium in the name of St. Sergey Radonezhsky (Novosibirsk).

The article contains information on the legislative and regulatory framework for the educational activities of the Russian Orthodox Church, the organization of the educational process in educational institutions of pre-revolutionary Russia.

Keywords: Russian Orthodox Church, spiritual and moral education, religious education.

Введение. На современном этапе исторического развития задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость и осмысливается как одна из приоритетных. Это находит отражение в Указе президента от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. №1666, «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.). Однако существующие в образовательных организациях воспитательные системы не способны разрешить насущный духовный кризис.

Вместе с тем, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения традиционно является одной из точек соприкосновения государства и Русской Православной Церкви. Анализ актуальных общественных потребностей свидетельствует о возрастании социального заказа на духовно-нравственное воспитание школьников, при условии, что одним из субъектов воспитания выступает Русская Православная Церковь. Данная тенденция актуализирует обращение к богатейшему церковно-педагогическому наследию дореволюционной России.

Попытка глобальной систематизации накопленного опыта организации религиозно-нравственного воспитания в указанный исторический период была предпринята в 90-е годы сотрудниками издательства Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского (г. Новосибирск) [6]. Авторами работы был составлен библиографический справочник, включающий сведения о законодательной и нормативно-правовой базе образовательной деятельности Русской Православной Церкви.

В представленной работе на основе вышеуказанной библиографии предпринята попытка анализа образовательной деятельности Русской Православной Церкви в конце XIX начале XX века.

Изложение основного материала статьи. В дореволюционной России Русская Православная Церковь играла большую роль в развитии народного образования, ее образовательная деятельность в тот период характеризуется широтой затрагиваемых вопросов и высокой динамикой развития [2; 3; 4; 5; 6; 7].

Рассматривая типы и виды начальных учебных заведений в дореволюционной России можно выделить две группы по ведомственной принадлежности: начальные учебные заведения ведомства Министерства Народного Просвещения и других ведомств и начальные учебные заведения ведомства Святейшего Синода.

К первой группе относились: дворянские институты, лицеи, высшие начальные училища, классы, курсы; гимназии (прогимназии), реальные училища; средние специальные училища разных наименований и

ведомств (кадетские корпуса, учительские семинарии и др.); начальные народные училища Министерства Народного Просвещения (государственные, частные; городские, сельские; уездные, земские, волостные; мужские, женские; одноклассные, двухклассные и др.); низшие общие и специальные школы, курсы, классы разных наименований и ведомств.

Вторая группа включала духовные училища ведомства Святейшего Синода (церковные, приходские, церковно-приходские, епархиальные, миссионерские, синодальные, церковно-учительские и др.), а также низшие и специальные духовные школы ведомства Святейшего Синода (школы грамоты, воскресные, при духовных академиях, семинариях, монастырях, школы церковного пения, паломнические классы и др.) [6, с. 402].

К 1914 году в Российской империи насчитывалось 123745 начальных учебных заведений, из них: 80801 подчиненных ведомству Министерства Народного Просвещения; 2414 подчиненных другим ведомствам; 40530 подчиненных ведомству Святейшего Синода.

Анализ документов конца XIX - начала XX века ведомства Святейшего Синода касающихся образовательной деятельности весьма обширен.

Ряд законодательных актов ограничивался общими указаниями о необходимости открытия учебных заведений, их совершенствования или реорганизации. Так, согласно статьи 14 Устава духовных консисторий (1841 г.) епархиальным правлениям предписывалось заботиться об открытии церковно-приходских школ. Можно также отметить указ императора Николая I (1836 г.) об открытии народных школ при церквях и монастырях, указ 1842 г., повелевавший Министерству государственных имуществ оказывать финансовую помощь открытию приходских школ в своих землях, циркуляр Министерства государственных имуществ 1842 г., предусматривавший преобразование всех действовавших в казенных селениях школ в приходские и др.

Часть законодательных актов раскрывали вопросы финансирования начальных школ ведомства Святейшего Синода. К ним можно отнести распоряжение Министра Народного Просвещения от 26.01.1898г. «Об усилении кредита на нужды начального народного образования», мнения Государственного Совета (16.12.1894 г., 01.01.1896 г., 26.05.1897 г.) «О ежегодном отпуске сумм из средств Государственного Казначейства в ведение Святейшего Синода», Указ Святейшего Синода от 27.06.1888 г. «О содействии монастырей материальными их средствами нуждам церковно-приходских школ», решения уездных земских собраний «Об организации, управлении и финансировании школ Ведомства Православного Исповедания» и др.

Учет выделенных финансовых ассигнований подлежал строгой отчетности, регулируемой определениями Святейшего Синода «Правила расходования и отчетности в кредитах, ассигнуемых на содержание церковно-учительских школ» (08-20.12.1904 г.), «Правила для советов церковно-учительских школ по заведованию денежной и хозяйственной частями сих школ» (10-22.01.1907 г.), определениями и циркулярными отношениями Училищного совета при Святейшем Синоде «О порядке расхода и отчетности сумм, отпускаемых в пособие церковно-приходским школам от казны» (12.06.1887 г.), «О порядке расходования сумм, ассигнуемых Святейшим Синодом на пособия церковно-приходским школам и отчетности в них» (12.06.1887 г.), «О правильном расходовании ассигнуемых на содержание церковно-учительских школ суммах» (17.05.1906 г.) и др. нормативными документами.

Представляют интерес документы, свидетельствующие о выделении государственных и частных ассигнований на строительство церковно-приходских школ и предоставлении им помещений: распоряжение Министра Народного Просвещения «О предоставлении училищных зданий для помещения в них воскресных школ» (21.09.1860 г.), определения Училищного совета при Святейшем Синоде «Об образовании при святейшем Синоде церковно-школьного строительного фонда и об установлении правил о выдаче пособий из Государственного Казначейства на строительные нужды церковно-приходских школ» (02-05.09.1914 г.), определение Святейшего Синода «По вопросу о том, за кем и каким порядком закрепляются недвижимые имущества, жертвуемые в пользу церковно-приходских школ (19-31.08.1892 г.) и др.

Компетенции, права, обязанности и ответственность православных учебных заведений, источники формирования их имущества раскрывают документы уставного характера: «Положение о церковных школах Ведомства Православного исповедания», «Устав духовных училищ», «Проект положения о церковноприходских школах», «Услав духовных училищ» и др.

Большое количество документов посвящено управлению начальными школами ведомства Святейшего Синода. Общие вопросы управления представлены в «Положении об управлении школами церковноприходскими и грамоты Ведомства Православного Исповедания и штат Училищного совета при Святейшем Синоде» (26.02.1896 г.), решении Училищного совета при Святейшем Синоде «Об организации, финансировании, управлении церковно-приходскими школами» (15.07.1910 г.) и др. нормативно-правовых актах. Так, согласно «Положению о церковных школах Ведомства Православного Исповедания» (01.04.1902 г.) школы подразделись на мужские и женские. Совместно обучаться мальчики и девочки могли лишь в начальных школах, а также до 12 лет в воскресных школах. У каждой школы был попечитель православного исповедания, который утверждался в звании епархиальным архиереем. Преподавание в церковных школах поручалось только лицам православного исповедания. Закон Божий преподавал священнослужитель, заведующий школой или же причетники и лица не рукоположенные в священный сан имеющие разрешение епархиального училищного совета. Преподавание велось по учебникам и учебным пособиям одобренным Святейшим Синодом или же Училищным при Святейшем Синоде советом. В воскресных школах преподавание происходило также по учебникам одобренным Министерством Народного Просвещения. При каждой учительской школе существовало общежитие, где учащиеся жили на собственные средства. Для нуждающихся («недостаточных») воспитанников и воспитанниц на средства частных лиц и различных обществ учреждались стипендии. В церковно-учительских школах также существовали и казенные стипендии размер которых определялся Училищным при Святейшем Синоде советом. Казенные стипендиаты по окончании курса обучения обязаны были прослужить не менее пяти лет Ведомству Православного исповедания или же возвратить полученную сумму.

Согласно «Положению о церковных школах Ведомства Православного Исповедания» (01.04.1902 г.) начальные школы подразделялись на школы грамоты, церковно-приходские школы, воскресные школы.

Учебные программы для начальных учебных заведений ведомства Министерства народного Просвещения и Святейшего Синода за которые отвечала Русская Православная Церковь включали

Программы курса Закона Божия, программы курса церковно-славянского языка, программы курса церковного пения.

Общие вопросы организации образовательной деятельности Русской Православной Церкви представлены в Высочайшем постановлении от 17.04.1905 г. «Об устранении стеснений в области религии и укрепления начал веротерпимости», обеспечивающим подданных Российской империи свободу верования и молитв по велениям их совести. Согласно данному Постановлению преподавание закона Божия инославных христианских исповеданий велось на родном языке обучающихся, а преподавателями выступали духовные лица подлежащего исповедания, а при их отсутствии, светские учителя того же исповедания.

Высокую практическую значимость несут в себе документы, посвященные вопросам религиозно-нравственного воспитания: определения и распоряжения о ежедневной общей предклассной молитве; о дисциплинарных мерах, применявшихся в церковных школах; о мерах взыскания за проступки и поощрения; об исполнении учащимися религиозных обязанностей, о «недопущении развития у учащихся в церковных школах детей склонности к жестокому обращению с животными», правила о порядке говения воспитанников различных школ; о праздничных развлечениях, концертах и экскурсиях по святым местам. Содержание многих из представленных документов представляется актуальным и в настоящее время.

Особо следует отметить определение Святейшего Синода от 04.04.1901 г. «Об установлении торжественного празднования 11 мая Дня памяти святых первоучителей словенских Мефодия и Кирилла в духовно-учебных заведениях и церковных школах», призванное закрепить в юных сердцах учащихся духовно-учебных заведений церковных школ благоговейное и признательное воспоминание великих подвигов святых Мефодия и Кирилла, положивших начало христианскому просвещению народа нашего и тем завещавших пастырям церковным и учителям школьным распространение народного просвещения в духе Святой Православной Церкви. В рамках празднования данного события ежегодно вечером 10 мая в церкви при духовно-учебном заведении или местной приходской церкви происходило торжественное Всенощное бдение с чтением (по желанию) акафиста святым Мефодию и Кириллу, а 11 мая - Божественная Литургия и молебен. Также к 11 мая приурочивался ежегодный акт выдачи свидетельств окончившим курс учения и награждение лучших учащихся книгами или картинами духовно-нравственного содержания [6, с. 139-140].

Представляют интерес документы, свидетельствующие о том, с какой тщательностью из выпускников Духовных школ Русской Православной Церкви - Духовных Академий и Семинарий избирались преподаватели Закона Божьего. Данный круг лиц подвергался испытанию на это звание.

Целый рад документов предназначался для решения проблем, возникавших при обучении в церковноприходских школах детей иных исповеданий: разъяснение Департамента Народного Просвещения «О допустимости, при желании родителей, обучения учащихся католиков и учеников иных исповеданий Закону Божию православного исповедания» (08.12.1913 г.); разъяснение Министра Народного Просвещения «О сдаче экзамена по Закону Божию детьми старообрядцев» (04.01.1912 г.); разъяснение Департамента Народного Просвещения «О том, что введение Закона Божия инославных исповеданий разрешается властью попечителя учебного округа» (28.12.1906 г.).

Анализ нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность Русской Православной Церкви в дореволюционной России, свидетельствует об их весьма детальной проработке и широте охвата затрагиваемых вопросов.

Выводы. Подводя итог, отметим, что в последние десятилетия Русская Православная Церковь вновь становится одним из субъектов образовательной деятельности [1; 2], в связи с этим, «исследование исторических аспектов образовательной деятельности Церкви позволяет представить ее не как чужеродную инновацию, а как восстановление нарушенной традиции православного образования как части русской культуры» [5].

Литература:

1. Афонина В.В. Готовность субъектов образовательного процесса к взаимодействию в условиях инклюзивной среды как социально-педагогическая проблема / В.В. Афонина, И.А. Донина, С.Д. Зиновьева, А.В. Румянцева Р.М. Шерайзина // Здоровьесберегающие технологии в системе непрерывного образования: коллективная монография. - Ульяновск: Зебра, 2016. - С. 45-56.

2. Воднева С.Н. Педагогическая толерантность как междисциплинарный феномен / С.Н. Воднева, И.А. Донина, Р.М. Шерайзина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. -№ 1 (166). - С. 144-150.

3. Доненко Н.Н. Социально-педагогическая деятельность православного духовенства: теоретический аспект / Доненко Н.Н. // Педагогический вестник. - 2018. - № 3. - С. 23-25.

4. Донина И.А., Поломошнова С.А. Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: исторический аспект / И.А. Донина, С.А. Поломошнова // Педагогический вестник. - Научный журнал: Новосибирск-Ялта: Изд. АНС «Сибак, 2019. - Вып. 8. - С. 30-32

5. Козлов К.В. Политика Русской Православной церкви в области образования и ее реализация в деятельности епархий Центрального Черноземья. 1884-1914 гг.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 «Отечественная история» / Козлов Константин Викторович. - Белгород, 2004. - 249 с.

6. Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: проблемы освоения наследия. В 2-х кн. / Сост. О.А. Павлова; под общей редакцией протоиерея Б.И. Пивоварова. - Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского. - 1996.

7. Рыхлова Д.В. Постановка образовательного процесса в церковно-приходской школе в XIX веке / Д.В. Рыхлова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-4. - С. 195-198.

Педагогика

УДК: 378.14

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий

кафедрой психологии и педагогики Дубовицкий Игорь Николаевич

ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (пос. Электроизолятор); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления персоналом Дудаев Геназ Саид-Хусейнович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье на основе изучения научно-педагогической литературы раскрываются содержание и структура понятия профессиональной компетентности специалистов. На базе теоретического материала излагается методика подготовки будущих специалистов, ключевые моменты в формировании профессиональной компетентности при подготовке специалистов в вузах.

Ключевые слова: будущий педагог, компетентностный подход, компетентностная модель, компетентность, образовательный процесс, компетенция, квалификация, специалист.

Annotation. Based on the study of scientific and pedagogical literature, the article reveals the content and structure of the concept of professional competence of specialists. Based on the theoretical material, the methodology for training future specialists, the key points in the formation of professional competence in the training of specialists in universities are described.

Keywords: future teacher, competence approach, competency model, competence, educational process, competence, qualification, specialist.

Введение. Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Однако, в настоящее время такой подход уже не может гарантировать эффективную подготовку порастающего поколения к жизни в современном социуме, с учётом изменений, связанных с научно - техническим прогрессом, активным внедрением в современную жизнь новых информационных технологий, изменений социокультурной ситуации в целом [9; 10].

Нашей стране нужны выпускники, которые готовы активно включаться в жизнедеятельность государства, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы, активно развивать производство, науку и культуру. Эта готовность во многом зависит как от полученных в стенах образовательных учреждений знаний, умений и навыков, так и от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.

Ведение этих понятий в педагогическую практику детерминируют изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся окончанию образования и при изучении отдельных предметов, а так же изменения требований к современному педагогу.

Изложение основного материала статьи. С января 2017 года стал применяться Профессиональный стандарт педагога. Данный стандарт используется во всех учебных заведениях России. Профессиональный стандарт был веден в связи с тем, что в последнее время произошли существенные изменения, связанные с процессами обучения и воспитания, что детерминировало изменение требований к профессиональному мастерству и компетентности педагога.

С разработкой и внедрением Профессионального стандарта педагога изменились и подходы к организации профессиональной подготовки будущих преподавателей.

Многие учёные, а так же сами педагоги отмечают, что Профессиональные стандарт делает педагога более свободным, но в то же время и увеличивает его ответственность за результаты его педагогической деятельности.

Профессиональный Стандарт выступает в качестве инструментария для определения квалификации педагога. В Профессиональном Стандарте отражены новые компетенции, которыми должен обладать педагог для выполнения эффективной профессиональной деятельности. [1; 9].

В Профессиональном Стандарте определены основные требования, предъявляющиеся к педагогу:

- требования к образованию педагога;

- требования к учебно - воспитательной деятельности педагога;

- требования к личностным качествам и компетенциям педагога.

Требования к образованию педагога: педагог должен иметь высшее образовании, прежде всего, педагогическое. Те преподаватели, которые его не имеют, могут получить высшее образование в заочном или дистанционном формате, не прерывая основной деятельности.

Требования к учебно-воспитательной деятельности педагога содержат весь перечень профессиональных умений и навыков.

В процессе учебной работы перед педагогом стоит задача мотивировать школьников на учебно-познавательную деятельность, привлекать учащихся класса к процессу обучения и воспитания, при этом педагог должен учитывать особенности своих учеников: интеллектуальные особенности психические особенности, также особенности характера и креативные способности.

В соответствии с Профессиональным Стандартом педагога отдельный блок составляют Требования к воспитательной работе. Педагог должен уметь применять различные формы и методы воспитательной работы, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Воспитательная работа особым образом проявляет себя во время внеклассной работы, поэтому современный педагог должен знать, как организовать внеклассное воспитательное мероприятие, поход в театр, кино, организовать экскурсию, поход на природу и так далее. В процессе воспитательной работы педагог может столкнуться с проблемами дисциплины, поэтому современный учитель должен знать, как регулировать поведение своих учеников, поддерживать дисциплину. Педагог должен донести до учеников правила поведения в образовательном учреждении, в классе, на самом уроке, на перемене, в обязательном порядке ознакомить учащихся со школьным Уставом [5-8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.