Научная статья на тему 'К вопросу о государственной службе православного духовенства при некоторых государственных гражданских учреждениях в Российской империи 1900-1917 гг.'

К вопросу о государственной службе православного духовенства при некоторых государственных гражданских учреждениях в Российской империи 1900-1917 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ПРИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / PUBLIC SERVICE OF ORTHODOX CLERGY / RUSSIAN EMPIRE AND RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / STATE CORRECTIONAL INSTITUTIONS / STATE EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PUBLIC SERVICE UNDER STATE CIVIL OFFICES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильев Илья Александрович

В настоящей статье рассмотрены отдельные вопросы государственной службы православного духовенства при исправительных и учебных учреждениях в Российской Империи 1900-1917 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Васильев Илья Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of public service of orthodox clergy under some state civil institutions in Russian Empire 1900-1917

The present article considers certain questions of public service of orthodox clergy under correctional and educational institutions in Russian Empire 1900-1917

Текст научной работы на тему «К вопросу о государственной службе православного духовенства при некоторых государственных гражданских учреждениях в Российской империи 1900-1917 гг.»

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

И. А. Васильев*

к вопросу о государственной службе православного духовенства при некоторых государственных гражданских учреждениях в российской империи 1900-1917 гг.

Государственная служба православного духовенства при государственных гражданских учреждениях в Российской империи 1906-1917 гг. была представлена прежде всего службой при исправительных и учебных учреждениях. Официальная позиция1 заключалась в том, что государственная служба духовенства в государственных учреждениях была необходима в целях развития народного самосознания и просвещения не в оппозиции существующему государственному строю и Русской Православной Церкви. В светских судах (государственных учреждениях) государственных духовных служащих должны были привлекать в качестве экспертов по вопросам благотворительности, а также школьным и церковным.2

Государственная служба православного духовенства при исправительных учреждениях.3 О службе духовенства при исправительных учреждениях мы узнаем из нормативных правовых актов, регулирующих службу при государственных учреждениях. Рассматривая структурные подразделения и руководящие органы, в подчинении которых находились государственные духовные служащие при государственных учреждениях, можно заметить следующее.

1. Существовали «Попечительства над арестантами». Данные структурные подразделения государственных учреждений — исправительных учреждений определяли и регламентировали деятельность на должностях священников и старост церквей при исправительных учреждениях. Например, Попечительство над арестантами Санкт-Петербургской исправительной тюрьмы поручало лицу, занимающему должность

* Васильев Илья Александрович, ассистент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета СПбГУ.

© И. А. Васильев, 2011

E-mail: tnt2003@inbox.ru

1 Материалы предсоборного присутствия. Об участии духовенства в общественных учреждениях. СПб., 1906. С. 2.

2 Там же. С. 2-3.

3 См. также: Фельдштейн Г. С. Принудительное воспитание молодежи и патронат исправительных приютов как средства борьбы с преступлением. СПб., 1900.

священника исправительной тюрьмы, выдавать выпускаемым арестантам, не подвергавшимся дисциплинарным взысканиям, которые «обнаружили твердую наклонность к исправлению», безвозмездно по экземпляру Нового Завета, а также «делать каждому краткое назидание».4 Учрежденный капитал указанного выше Попечительства направлялся, в частности, на предметы, «могущие способствовать религиозному развитию арестантов», а также на проведение «религиозных бесед и чтений».5

2. В Российской империи в начале XX в. существовало двадцать одно «Общество исправительных приютов».6 В рассматриваемый нами период XX в. их число только увеличивалось. В некоторых приютах, например, в Московском исправительном приюте, помимо должности священника приюта, члена управления приюта, была предусмотрена и должность настоятеля церкви исправительного приюта, но всех их могло замещать одно и то же лицо соответствующего чина иерея или протоиерея.7 В других же, к примеру, в Санкт-Петербургском воспитательном приюте, существовала только должность священника-законоучителя, но своей церкви и, соответственно, должности настоятеля церкви исправительного приюта не существовало.8 В Уставе Санкт-Петербургского воспитательного приюта за 1913 г. приведено следующее нормативное положение: «Обучение Закону Божию возлагается на священника приюта», который по статусу входил в «особое Управление приюта».9 Отчет Петроградского общества воспитательно-исправительных приютов за 1914 г., в принципе, повторяет норму упомянутого выше Устава в части закрепления должности священника приюта, в полномочия которой входило проведение «литургии, исповедования, совершение иных треб».10 В Отчете Симбирского общества исправительных приютов и земледельческих колоний за 1905 г. также есть упоминание о должности государственной духовной службы — священник-законоучитель при приюте «вел занятия по Закону Божию».11 Важным является и нормативное указание на финансирование этих должностей непосредственно из государственного бюджета: оклад на должности священника-законоучителя был установлен в размере 180 руб. за год.12 Схематически государственная служба православного духовенства при исправительных учреждениях представлена в табл. 1.

Государственная служба православного духовенства при государственных учебных учреждениях. Представляется логичным, что сфера народного образования во все времена являлась одним из самых главных направлений активного вмешательства со стороны государственной власти, так как от нее зависело направление образования: в каком духе воспитаешь человека, таким гражданином он и станет. Поддержание уровня толерантности и доверия по отношению к государству, легитимация существующей

4 Обзор деятельности Высочайше учрежденного попечительства над арестантами Санкт-Петербургской исправительной тюрьмы за 11 лет (1871-1872 гг.). СПб., 1883. С. 44.

5 Там же. С. 17, 46.

6 Сводный отчет о деятельности исправительных учреждений для несовершеннолетних за 1891 г. СПб., 1893. С. 24.

7 Там же. С. 25.

8 Там же. С. 32.

9 Устав состоящего при Санкт-Петербургском доме милосердия воспитательно-исправительного приюта для несовершеннолетних девушек старшего возраста. СПб., 1913. С. 2, 4.

10 Отчет Петроградского общества воспитательно-исправительных приютов за 1914 г. СПб., 1915. С. 15.

11 Отчет Симбирского общества исправительных приютов и земледельческих колоний за 1905 г. Симбирск, 1906. С. 8-9.

12 Там же. С. 21.

Государственная служба при исправительных учреждениях

Чин государственной духовной службы Степень чина государственной духовной службы Соответствующая чину церковно-служительская должность государственной духовной службы

Государственная духовная служба при государственных учреждениях

Исправительные учреждения

Протоиерей Высшая Настоятель церкви при исправительном учреждении

Иерей

Протоиерей Высшая Священник приюта и по совмещению член Управления приюта

Иерей

Протоиерей Высшая Священник-законоучитель

Иерей

Протоиерей Высшая Священник исправительной тюрьмы

Иерей

системы власти и конкретных управляющих лиц со стороны граждан представлялись основными целями «правильного» народного образования. Осознавая это, государство старалось максимально эффективно контролировать данную сферу жизнедеятельности общества. Своей властью оно создавало соответствующие должности и назначало в образовательные учреждения наиболее «морально устойчивых», а именно духовенство Русской Православной Церкви, учреждало соподчиненные учреждения народного образования разного уровня и вида (в том числе клерикальной направленности), составляло программы обучения (при активном и первейшем участии Святейшего Синода). Так, Определением Святейшего Синода 25 июля 1894 г. существенно были повышены оклады содержания и пенсии служащим в духовно-учебных заведениях.13 Другим примером служит факт назначения Святейшим Синодом обязательных сельскохозяйственных занятий при церковных школах с 1905 г., преследовавших цель знакомства учащихся с теми или иными отраслями сельского хозяйства и пропаганды новых способов землепользования.14 Государственный ведомственный контроль за духовенством русской православной Церкви, служащим при учебных учреждениях, осуществлялся путем ведения специального реестра, в котором указывались персональные данные и характеристика государственного духовного служащего.15

Структура учреждений народного образования российской империи указанного периода предусматривала три формально взаимно независимые группы учебных заведений: светской направленности, светско-духовной, сугубо духовного вектора обучения. В светских учреждениях должность учителя Закона Божьего вводилась чаще всего

13 Волков Н. Е. Очерк законодательной деятельности в царствование императора Александра III. 1881— 1894 гг. СПб., 1910. С. 360.

14 Всеподданейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1905-1907 гг. СПб., 1910. С. 301.

15 Именной список лиц, служащих по Церковно-школьному управлению заведующих и учащих в церковно-учительских и второклассных школах. СПб., 1912.

решением самого Совета учебного заведения.16 Однако нас, естественно, интересуют учреждения из второй и третьей групп. В соответствии с Положениями 1908 г. ко вторым относились: школы грамоты, церковно-приходские школы, воскресные школы.17 Интересен тот факт, что церковно-приходские школы планировалось реорганизовать в церковно-учительские школы18 еще в 1907 г., но процесс эволюции не был доведен до конца.19 Рассмотрим кратко их правовую природу.

Школы грамоты.20 Ведомства православного исповедания открывались при городских и сельских приходах с разрешения лица, занимавшего должность приходского священника, а также при монастырях с разрешения лица, занимавшего должность настоятеля (настоятельницы) монастыря. таким образом, состоящий на службе при приходе протоиерей или иерей, занимавший должность священника прихода, был наделен государством правом совершения разрешительной функции. На него же, что представляется логичным, возлагалось общее заведование всеми состоящими в его приходе учебными заведениями данного рода.21 Церковно-приходские школы открывались при церквях и монастырях, с разрешения епархиального училищного совета.22 Заведование церковноприходской школой, как и в случае со школой грамоты, возлагалось на лицо, состоявшее в должности приходского священника. Воскресные школы открывались также с разрешения епархиального училищного совета. Руководство ими было возложено опять же на лицо, занимавшее должность приходского священника. Следовательно, на приходского священника были возложены достаточно весомые и широкие полномочия традиционно государственной природы — по руководству и, в определенном случае, императивному указанию относительно создания рассмотренных выше образовательных учреждений.

В третью группу образовательных учреждений Российской империи можно выделить: начальные общеобразовательные духовные школы,23 духовные семинарии,24 духовные академии. На начальные общеобразовательные духовные школы возлагалась обязанность воспитания учеников с целью получения ими на выпуске религиозно-философского образования. данный вид образовательного учреждения управлялся интересным способом: общее религиозно-нравственное направление школы находилось в ведении епархиального архиерея, а методы преподавания и учебная часть находились в исключительной компетенции корпорации школы (во главе с директором школы — лицом духовного чина).25 В соответствии с выработанным планом преобразования духовноучебных заведений26 в духовной семинарии должны были преподаваться следующие

16 Щеглов В. Г. Высшее учебное заведение имени Демидова в первый век его образования и деятельности. Ярославль, 1903. С. 19.

17 Положения «О церковных школах ведомства православного исповедания», «Об управлении школами церковно-приходскими и грамоты ведомства православного исповедания». СПб., 1908.

18 Церковные школы Российской Империи за 1900 г. СПб., 1903; за 1911-1912 гг. СПб., 1913.

19 Правила для церковно-учительских школ. Пг., 1915. Глава II. Ст. 17.

20 Положения «О церковных школах ведомства православного исповедания»; «Об управлении школами церковно-приходскими и грамоты ведомства православного исповедания». С. 5 и сл.

21 Правила для церковно-учительских школ. Глава II. Ст. 20-25.

22 Высочайшие повеления, правила, указы и определения Святейшего Синода, касающиеся церковноприходских школ. Курск, 1889-1890.

23 О преобразовании духовно-учебных заведений. Казань, 1906. С. 10.

24 О порядке введения нового устава и штатов духовных семинарий и училищ. Владимир, 1887; Устав духовных семинарий. СПб., 1884.

25 Устав духовных семинарий. С. 12, 13.

26 О порядке введения нового устава и штатов духовных семинарий и училищ. С. 29.

науки: науки церковно-практические (церковное право) и науки миссионерские (история и обличение старообрядчества и сектантства, история и обличение магометанства и язычества). Это один из самых ярких примеров отношения государства к целям народного образования: крайне важно обличение и, по возможности, искоренение опасных для власти религиозных течений. Относительно духовных академий следует отметить нижеследующее — они находились в подчинении Святейшего Синода и состояли под попечительством местного епархиального начальства. Как и подобает любому высшему учебному заведению, а особенно духовному, все аспекты его функционирования были прописаны четко и недвусмысленно. Ректор и инспектор академии избирались академической корпорацией и утверждались в должности Святейшим Синодом. В целях защиты интересов исключительно преподавателей (в отличие от академической корпорации, состоявшей из всех слушателей академии) в академиях были созданы профессорские корпорации. Ректор академии состоял в чине архиерея, протоиерея, иерея, протодьяка, дьяка и должен был иметь ученую степень не ниже магистра богословия.27 Управлением академией занимался Академический Совет, состоявший из всех ординарных и экстраординарных профессоров и доцентов. Совету было дано право расширить свое членство за счет иных преподавателей академии. Естественно, что Совету было предоставлено и окончательное право утверждения в академических степенях, а также право самостоятельного разрешения учебных и воспитательных вопросов.28

Сборник узаконений и распоряжений о церковных школах Ведомства православного исповедания содержит Определение Святейшего Синода от 4-19 сентября 1891 г. за № 2307,29 которое закрепило разрешение казеннокоштным (т. е. воспитанникам учебных заведений, обучающимся и получающим полное содержание на счет казны) воспитанникам учительских семинарий Министерства народного просвещения выслуживать установленный для них обязательный срок в церковно-приходских школах. В духовных училищах существовала также должность священника-надзирателя, не сводимая, однако, к должности смотрителя училища. Смотрители духовных училищ в соответствии с нормами действовавшего законодательства приравнивались по чинопроизводству к штатным смотрителям в светских образовательных учреждениях, а помощники смотрителей и учителя духовных училищ — к учителям уездных училищ Министерства народного просвещения.30 Наблюдатель церковно-приходских и школ грамоты, а также его помощники, епархиальные наблюдатели, пользовались правами учебной службы ведомства Министерства народного просвещения.31

Схематически государственная служба православного духовенства при государственных образовательных учреждениях представлена в табл. 2.

27 Временные правила, введенные в устав духовных академий по указу Св. Синода от 26 ноября 1905 г. Казань, 1907. С. 5.

28 Там же. С. 2.

29 Сборник узаконений и распоряжений о церковных школах Ведомства православного исповедания. СПб., 1907. С. 205-206.

30 Полный Свод Законов Российской Империи. Т. III. Свод уставов о службе гражданской. СПб., 1906. Ст. 488.

31 Там же. Ст. 494-1.

Государственная служба православного духовенства при государственных образовательных учреждениях

Чин государственной службы Степень чина государственной службы Соответствующая чину церковно-служительская должность государственной службы

Государственная духовная служба при государственных учреждениях

Образовательные учреждения

Протоиерей Высшая Директор школы грамоты или учитель школы грамоты

Иерей

Протоиерей Высшая Директор церковно-приходской школы или учитель церковно-приходской школы

Иерей

Протоиерей Высшая Директор духовного училища, или учитель духовного училища, или священник-надзиратель32

Иерей

Архиерей Высшая Ректор духовной академии или ординарный, экстраординарный профессор, доцент духовной академии

Протоирей

Иерей

Протодьякон

Дьякон

Протоирей Высшая Смотритель духовного училища или помощник смотрителя духовного училища

Иерей

Протодьякон

Дьякон

Протоирей Высшая Епархиальный наблюдатель, или наблюдатель церковноприходских школ и школ грамоты, или помощник наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты

Иерей

Протодьякон

Дьякон

32 Тобольские епархиальные ведомости. 1901. № 7. С. 177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.