Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА'

АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ВОЗРАСТ / КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ / АРТИКУЛЯЦИОННАЯ / ПАЛЬЧИКОВАЯ / ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА / ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ / РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ВНИМАНИЯ / EARLY AGE / CORRECTIONAL AND PREVENTIVE WORK / LEXICAL TOPICS / ARTICULATION / FINGER / BREATHING EXERCISES / GAMES FOR THE DEVELOPMENT OF COORDINATION OF SPEECH WITH MOVEMENT / THE DEVELOPMENT OF AUDITORY PERCEPTION AND ATTENTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехова Наталья Владимировна, Петрова Наталья Владимировна

В статье рассматриваются методы и приёмы по активизации речи детей раннего возраста. Создание речевой среды для развития речи ребенка, а также применение специальных логопедических методов и приемов в условиях работы в группе раннего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орехова Наталья Владимировна, Петрова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF SPEECH IN YOUNG CHILDREN

The article deals with methods and techniques to enhance the speech of young children. Creating a speech environment for the development of the child's speech, as well as the use of special speech therapy methods and techniques in working conditions in the early age group.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

позволит не только существенно повысить уровень качества профессионального образования, но и оптимизирует процесс личностной адаптации молодых специалистов в профессиональной деятельности, позволит определить стратегию их личностно-профессионального роста.

Аннотация. Статья посвящена изучению теоретических аспектов практико-ориентированной подготовки будущих специалистов в высшей школе. В работе анализируется сущность практико-ориентированного подхода в образовании, обосновываются его основные концептуальные положения. В исследовании определена сущность практико-ориентированной технологии обучения, указаны ее цель, задачи, а также содержательные аспекты практико-ориентированного образования будущих специалистов в учреждениях высшего профессионального образования.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, профессиональная подготовка, практико-ориентированное обучение, профессиональное образование будущие специалисты, содержание обучения, практическая составляющая, практико-ориентированная технология.

Annotation. The article is devoted to the study of theoretical aspects of practice-oriented training of future specialists in higher education. The paper analyzes the essence of the practice-oriented approach in education, substantiates its basic conceptual provisions. The study defines the essence of practice-oriented learning technology, its purpose, objectives, and substantive aspects of practice-oriented education of future professionals in institutions of higher education.

Keywords: practice-oriented approach, professional training, practice-oriented training, professional education of future specialists, the content of training, practical component, practice-oriented technology.

Литература:

1. Дороничева Р.М., Иващенко Г.А. Практико-ориентированный подход в подготовке конкурентоспособных специалистов в системе СПО // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). - СПб.: Свое издательство, 2016. -С. 167-170. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11392/ (дата обращения: 16.02.2019).

2. Образцов П.И. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения: учеб.-метод.пособ. / П.И. Образцов, А.И. Ахулкова, О.Ф. Черниченко. - Орел: ОГУ, 2003. - 94 с.

3. Сверчкова А.В. Практико-ориентированная технология обучения в формировании готовности студентов техникума к профессиональной деятельности // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - №11-2. - С. 206-208.

4. Хайдеггер М. Знаки // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. - М. - 1993.

УДК 373.2

АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

воспитатель Орехова Наталья Владимировна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85 «Колокольчик» комбинированного вида» (г. Великий Новгород);

учитель-логопед Петрова Наталья Владимировна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85 «Колокольчик» комбинированного вида» (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. Изменения, коснувшиеся системы специального дошкольного образования, привели к тому, что в логопедии определилось особое направление под названием «Превентивное логопедическое воздействие». Его суть заключается в ранней диагностике и профилактике речевых нарушений с первых лет жизни. Поэтому одним из важных и интересных направлений становится работа с детьми раннего возраста (2-3 года) по профилактике и предупреждению возникновения речевых нарушений и активизации речевой деятельности. Отсутствие какой-либо профилактической работы по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к целому ряду последствий недоразвития речи: в первую очередь к нарушению развития коммуникативной функции речи, что обуславливает дальнейшие трудности адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности, ведь речь и мышление тесно взаимосвязаны. Начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений необходимо как можно раньше, в раннем возрасте, потому что это позволяет вовремя заметить и скорректировать отставание в развитии речи, принять меры по стимулированию ее формирования, и тем самым помочь полноценному развитию ребенка [1, с. 34].

Целью данной статьи является необходимость обобщения практического опыта работы по коррекционно-профилактической работе с детьми раннего возраста в условиях детского сада, в группе раннего возраста.

Изложение основного материала исследования. Ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка [2; 3; 8; 9]. В этот период речь развивается гораздо быстрее, чем в последующие годы. Овладение речевыми навыками происходит постепенно и зависит от речевой среды, в которой находится ребенок. Чем больше с ребенком разговаривают (ближайшее окружение: родители, бабушка, дедушка, другие родственники, воспитатели), тем лучше он будет развиваться. Количество слов, которые ребенок будет слышать в течение дня, может определять уровень его интеллектуального и речевого развития, т.к. речь и, в частности, обращенная речь, является важным стимулом для развития мозга ребенка в возрасте до 3 лет. У детей 2-3 лет понимание речи развивается очень интенсивно и на этом фоне едет активное обогащение словарного запаса [10, с. 21].

Однако за последнее время увеличилось количество детей с нарушениями в речевом развитии, характер нарушений речи стал сложнее. Часто он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера. Это заставляет нас задуматься о проведении коррекционно-профилактической работы с детьми раннего возраста. Поскольку в раннем возрасте главным является формирование у ребенка потребности в речевом высказывании (Е.А. Стребелева, О.Е. Грибова) [6, с. 12], то исходя из этого, учитель-логопед совместно с воспитателями строит работу, цель которой профилактика и преодоление возможных рисков возникновения нарушений речевого развития.

При поступлении ребенка в наш детский сад, учитель-логопед проводит обследование и беседу с родителями, выявляя риски возникновения речевых нарушений. Заполняет речевую карту, отражая все данные анамнеза ребенка. Совместно с врачом-педиатром назначают консультации родителям, по мере необходимости направляя их к врачу-неврологу, врачу-оториноларингологу, ортопеду.

В нашем детском саду коррекционно-профилактическая работа строится в тесной связи движения и слова, в игровой форме с учетом зон ближайшего развития. Игры и упражнения подобраны с учетом лексических тем близких данному возрасту: «Части тела», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Семья» и т.д. и отвечают основным требованиям работы с детьми 2-3 лет, т.е. отличаются последовательностью, повторяемостью, доступностью, эмоциональностью, а также созданием игровой ситуации во время проведения занятий. По рекомендации учителя-логопеда, воспитатель в группе раннего возраста создает условия для речевого развития детей: игровую, предметно-развивающую среду, игрушки, иллюстративный материал, оборудование и пособия; их расположение и доступность для самостоятельной деятельности ребенка. Совместно с ребенком рассматриваются предметы, ведётся наблюдение за явлениями природы, действиями окружающих, всё это обязательно сопровождается речью. Воспитатель применяет приемы по активизации речи детей ясельной группы (2-3 года) в различных видах деятельности: во время образовательной деятельности, в режимных моментах, в течении прогулки и в самостоятельной деятельности. Реализуя различные методы и приемы активизации речевой деятельности, воспитатель учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Такую работу мы назвали «Логопедические пятиминутки».

Во время «Логопедических пятиминуток» воспитатель проводит артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, упражнения на координацию речи с движением, игры на развитие слухового восприятия, правильного звукопроизношения, сенсорики, внимания, памяти и т.д.

Пальчиковые игры проводятся с целью развития и укрепления мелкой моторики, координации движения пальцев, кисти руки и согласованию движения и речи. Учеными (Л.А. Даниловой, Н.С. Жуковой, И.С. Лопухиной, Е.М. Мастюковой и др.) доказано, что речь ребенка находится в зависимости от сформированности мелкой моторики и общей умелости руки. Мелкая моторика руки способствует развитию и формированию психических процессов, таких как внимание, мышление, память, зрительное и слуховое восприятие. Выполнения различных действий с предметами помогают решать большую часть мыслительных задач - руки действуют, а мозг фиксирует ощущения. Мозг соединяет ощущения со слуховыми, обонятельными и зрительными восприятиями в интегрированные представления и образы. Чем больше ребенок может, хочет, умеет делать руками, тем он становится умнее и изобретательнее [1, с. 76]. Мы собрали и систематизировали различные виды упражнений, которые направлены на развитие точности, координированности, ловкости движений пальцев рук, а также различные упражнения в игровой форме для детей, которые можно выполнять в течение дня. К ним относятся такие виды упражнений, как массаж и самомассаж рук, пальчиковая гимнастика, потешки, считалки, складывание разных фигурок из пальцев, игры с крупой (перебирание крупы, выкладывание контура из крупы), работа с мозаикой, конструирование и др.

Воспитатели выполняют с детьми раннего возраста артикуляционную гимнастику. Она способствует развитию движений артикуляционного аппарата (язык, губы, мягкое небо), формированию правильного артикуляционного уклада, что важно при формировании правильного звукопроизношения, развитию мимики. Для того, чтобы детям раннего возраста было интересно делать артикуляционные упражнения, нами подобраны артикуляционные сказки о «Веселом Язычке».

Также воспитатели при работе с детьми раннего возраста учат их правильному дыханию. Для этого они используют упражнения на развитие и формирование правильного речевого дыхания, которые способствуют выработке сильной воздушной струи, развитию правильного диафрагмального дыхания.

Нами подобраны игры и упражнения на координацию речи с движением, которые очень нравятся детям. Они направлены на согласование речи с движением, способствуют развитию внимания, памяти. Подвижные игры сопровождаются стихами. Когда ребенок овладевает постепенно двигательными умениями и навыками, тогда развивается координация движений. Формирование различных двигательных умений и навыков происходит при непосредственном участии речи. До совершенствования движений артикуляторных органов у ребенка сначала формируется точное, динамичное выполнение упражнений для рук и ног, туловища и головы.

Развитие слухового восприятия, правильного звукопроизношения, сенсорики проводится с использованием звукоподражаний, простых слов, лексического материала по теме, на материале фольклорной направленности, чистоговорках. Эффективным приемом в работе с детьми раннего возраста является использование различных форм фольклора. К нему относятся игровые песенки, народные игры, приговоры, потешк, пестушки. Необходимо постоянно обращаться к устному народному творчеству. Потому что в фольклорных играх заложены большие возможности для пробуждения речевой активности и развития речевых навыков. Сопровождая действия ребенка словами, мы способствуем его непроизвольному обучению, когда ребенок начинает вслушиваться в звуки речи, ловить ее ритм, усваивать отдельные звукосочетания и постепенно овладевать ее смыслом, а также знакомиться с новыми словами, пополняя их запас. Кроме того, это приносит детям радость и удовольствие, потому что фольклорные произведения помогают удовлетворить потребность ребенка в эмоциональном и тактильном контакте со взрослым. Дети с раннего возраста приобщаются к художественной литературе. Рассматривают иллюстрации, обсуждают увиденное, услышанное, отвечают на вопросы - что способствует речевому развитию детей. Для детей раннего возраста важным является создание пространства для речевого, игрового и сенсорного развития.

Беседы с воспитателями и родителями проводятся еженедельно во время консультаций, родительских собраний. Темы консультаций разнообразны и зависят от запроса педагогов или актуальной ситуации:

«Речь ребенка от 2 до 3 лет», «Игры с мамой на кухне», «Проверьте слух у ребенка». В нашей практике был случай, когда речевые проблемы ребенка были следствием тугоухости. Своевременная рекомендация воспитателя и обращение родителей к оториноларингологу помогли вовремя заметить проблемы ребенка. Такие консультации как «Если ребенок не говорит», «Роль фольклора в развитии речи ребенка».

На занятиях воспитатель использует речевые игры, которые направлены на развитие понимания речи, обогащение и формирование словаря, закрепление лексико-грамматических навыков. Воспитатель совместно с логопедом, поставив определённую цель во время игры, предъявляют воспитанникам соответственные требования, используя эмоциональную заинтересованность детей в игре. Индивидуальная работа, по

рекомендациям логопеда, проводится воспитателем во второй половине дня. Логопед заранее обговаривает с воспитателем, на что нужно обратить внимание с конкретным ребёнком, подбираются необходимые пособия и игры. После проведения индивидуальной работы с детьми, воспитатель обсуждает с логопедом, какие трудности возникли, что удалось, чего не получилось достичь.

Выводы. Коррекционно-профилактическая работа по развитию речи детей раннего возраста возможна только при тесном сотрудничестве родителей, воспитателей и учителя-логопеда. Процесс активизации речи ребенка может осуществляться в разных видах деятельности. Для этого процесс обогащения и активизации речи детей строится с использованием разных методов и приемов работы. Важно научить родителей как активизировать речь ребенка: необходимо поощрять двигательную и познавательную активность ребенка, больше с ним разговаривать, больше уделять внимания. В конце учебного года мы проводим повторную диагностику детей раннего возраста, чтобы выяснить, насколько эффективны методы и приемы по активизации речи детей. Речь большинства детей соответствует возрастной норме, а за теми детьми, кто не смог выйти в возрастную норму продолжается динамическое наблюдение. Родителям даются рекомендации по дальнейшей работе с детьми. Таким образом, совместная работа всех участников образовательного процесса помогает достигнуть единой цели - формирование и развитие речи детей раннего возраста.

Аннотация. В статье рассматриваются методы и приёмы по активизации речи детей раннего возраста. Создание речевой среды для развития речи ребенка, а также применение специальных логопедических методов и приемов в условиях работы в группе раннего возраста.

Ключевые слова: ранний возраст, коррекционно-профилактическая работа, лексические темы, артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, игры на развитие координации речи с движением, развитие слухового восприятия и внимания.

Annotation. The article deals with methods and techniques to enhance the speech of young children. Creating a speech environment for the development of the child's speech, as well as the use of special speech therapy methods and techniques in working conditions in the early age group.

Keywords: early age, correctional and preventive work, lexical topics, articulation, finger, breathing exercises, games for the development of coordination of speech with movement, the development of auditory perception and attention.

Литература:

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М: Просвещение, 2006.

2. Донина И.А., Сухова В.В.Информационная культура дошкольников: современный контекст проблемы // Теоретические и практические (методические) аспекты профессиональной подготовки педагогов: компетентностный подход Ялта, 2018. С. 44-50.

3. Лях Ю.А., Донина И.А. Подходы к разработке концепции уровневой оценки компетенций учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 214-218.

4. Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ, М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: учеб.-метод. Пособие / Сост. Е.С. Демина, М., 2006.

6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2007.

7. Сизова О.Б. Шесть шагов к развитию речи. СПб., 2003.

8. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Поломошнова С.А. Проектная организация духовно-нравственного воспитания школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 334-337.

9. Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Донина И.А., Зиновьева С.Д., Тращенкова С.А. Детско-родительское сообщество как фактор развития дошкольника // Психология взаимоотношений в контексте развития личности Коллективная монография. Ульяновск, 2017. С. 82-90.

10. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 - 3 лет. М., 2008.

УДК:37.017

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

кандидат педагогических наук, педагог-психолог Поломошнова Светлана Анатольевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Североморская школа полного дня» (г. Североморск)

Постановка проблемы. Одной из наиболее значимых общегосударственных стратегических задач является духовно-нравственное воспитание и всестороннее развитие подрастающего поколения, формирование у молодёжи нравственных ценностей, сложившихся в процессе исторического развития российского общества является. Указ президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» (от 7 мая 2018 г. № 204) ориентиром для образования определяет «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». В связи с этим возрастает значимость поиска эффективных средств духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, одним из которых является проектная организация духовно-нравственного воспитания школьников.

Формулировка цели статьи. Целью статьи является обоснование необходимости применения культурологического и проектного подходов к исследованию проектной организации духовно-нравственного воспитания школьников.

Изложение основного материала исследования. Рассматривая «проектную организацию духовно-нравственного воспитания школьников» как специально организованную деятельность субъектов образовательных отношений, включающую разработку и реализацию комплекса взаимосвязанных мероприятий, в условиях временных и ресурсных ограничений, целью которой является духовно-нравственное становление и развитие личности обучающегося, формирование его ценностно-смысловой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.