Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / TECHNOLOGY / PROJECT / SOCIAL AND PEDAGOGICAL DESIGN / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лях Юлия Анатольевна, Донина Ирина Александровна, Поломошнова Светлана Анатольевна

В представленном исследовании социально-педагогическое проектирование рассматривается как технология духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В работе проводится анализ успешных социально-педагогических проектов, направленных на решение проблем духовно-нравственного воспитания, реализованных в рамках Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива», проводимого Фондом «Соработничество» по инициативе Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского, под эгидой Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.In the present study, social and pedagogical design is considered as a technology of spiritual and moral education of the younger generation. The paper analyzes successful social and pedagogical projects aimed at solving problems of spiritual and moral education, implemented in the framework of the International Open Grant Competition "Orthodox Initiative", conducted by the Foundation "Collaboration" on the initiative of the St. Seraphim of Sarovsky Charitable Foundation under Chairmanship of His Holiness Patriarch of Moscow and All Russia Kirill.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лях Юлия Анатольевна, Донина Ирина Александровна, Поломошнова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

13. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих [Электронный ресурс]. URL: http://classinform.ru/eksd.html.

14. Лапа М.В. Развитие научных основ повышения качества эксплуатации и ресурсоспособности критически важных объектов инфраструктуры: монография (глава 6) / М.В. Лапа, К.Н. Маловик. — Харьков: Изд-во "ИНДУСТРИЯ", 2016. — 280 с.

15. Лапа М.В., Маловик К.Н. Экспертная оценка квалификации работников для эффективного управления качеством жизни / Качество и жизнь: научно-производственный журнал // Москва: МОО «Академия проблем качества», 2019. - № 1 (21). Спецвыпуск. - С. 72-77.

16. Муха Т.В., Шульга Е.В., Лапа М.В. "Стандартизация и обеспечение конкурентоспособности персонала метрологических служб". Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии: проблемы и перспективы» - Севастополь: СевГУ, 2019. - С. 242-247.

Педагогика

УДК 37.01

доктор педагогических наук, профессор Лях Юлия Анатольевна

Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования

«Московский психолого-социальный университет» (г. Москва);

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

кандидат педагогических наук, педагог-психолог Поломошнова Светлана Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Североморская школа полного дня» (г. Североморск)

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация. В представленном исследовании социально-педагогическое проектирование рассматривается как технология духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В работе проводится анализ успешных социально-педагогических проектов, направленных на решение проблем духовно-нравственного воспитания, реализованных в рамках Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива», проводимого Фондом «Соработничество» по инициативе Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского, под эгидой Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Ключевые слова: технология, проект, социально-педагогическое проектирование, духовно-нравственное воспитание.

Annоtation. In the present study, social and pedagogical design is considered as a technology of spiritual and moral education of the younger generation. The paper analyzes successful social and pedagogical projects aimed at solving problems of spiritual and moral education, implemented in the framework of the International Open Grant Competition "Orthodox Initiative", conducted by the Foundation "Collaboration" on the initiative of the St. Seraphim of Sarovsky Charitable Foundation under Chairmanship of His Holiness Patriarch of Moscow and All Russia Kirill.

Keywords: technology, project, social and pedagogical design, spiritual and moral education.

Введение. Вопросы совершенствования системы образования и обеспечения эффективности образовательного и воспитательного процесса всегда были основными для российской общеобразовательной школы [8; 9; 10; 15]. В настоящее время очевидным фактом в российском обществе и государственной политике является повышение значимости духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем на современном этапе исторического развития решение проблем духовно-нравственного воспитания невозможно без участия всех субъектов социально-образовательной деятельности и вовлечения различных ведомств. Данная тенденция ведет к изменению самой парадигмы образования, и ставит перед образовательной сферой принципиально новые задачи. В связи с этим становится особенно важным научиться проектировать социально-педагогическую среду и предвидеть последствия ее преобразований [2; 5].

В контексте нашего исследования как эффективную технологию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения мы рассматриваем социально-педагогическое проектирование [6; 12].

Изложение основного материала статьи. Проблемы социально-педагогического проектирования находят отражение в исследованиях Н.И. Кужановой, В.Ю.Юсупова (теоретико-методологические основы социально-педагогического проектирования) [7; 16]; Н.В. Бочаровой, В.А. Мешкова, О.С. Рыжовой (социально-педагогическое проектирование в контексте работы с различными субъектами образовательной деятельности) [1; 11; 13]; И.В. Власюк, Л.Н. Глебовой (социально-педагогическое проектирование в контексте решения социально-образовательных задач региона) [3; 4] и др.

Анализ современной научно-педагогической литературы показывает, что понимание феномена «социально-педагогическое проектирование» до сих пор является открытым дискуссионным вопросом.

В.А. Мешков в социально-педагогическом проектировании выделяет два аспекта «социальное проектирование» и «педагогическое проектирование», которые, по мнению автора, выступают как органическое единство, реализуемое в социуме [11]. В данном подходе социально-педагогическое проектирование рассматривается как сложное системное образование, слагаемые которого основываются на общих принципах проектирования.

В работах Н.В. Бочаровой и А.А. Семено объектом социально-педагогического проектирования является личностное развитие. Н.В. Бочарова понимает его как вид деятельности специалистов по преобразованию взаимосвязей и взаимозависимостей между педагогическим потенциалом социальной среды, и личности [1]. А А.А. Семено как создание условий в социальной среде для осуществления всестороннего, полноценного формирования личности, ее успешной самореализации в обществе. Автор подчеркивает необходимость возможности преобразования данных условий посредством педагогических средств. По мнению

А.А. Семено, продуктом социально-педагогического проектирования является социально-педагогический проект [14].

Согласно В.З Юсупову, социально-педагогическое проектирование представляет собой специально организованную разнопрофессиональную деятельность по осуществлению полидисциплинарных исследований и комплексных разработок в области развития и саморазвития образования как формы общественной практики [16].

В контексте нашего исследования мы придерживаемся понимания социально-педагогического проектирования, представленного в работе Н.И. Кужановой. Ученый рассматривает его как «систему действий, последовательность которых определяется в процессе проектирования на основе глубокого и всестороннего их анализа, как результат эффективного практического освоения всех видов научной информации, теоретически и методологически характеризующей эту систему. Социально-педагогическое проектирование представляет собой технологию комплексного и оптимального использования этой информации в конструировании системы, отвечающей заданным требованиям, с четкой структурой организованных социальных связей в различных сферах и на различных уровнях жизнедеятельности». Важным при социально-педагогическом проектировании, по мнению автора, является учет субъективных факторов, а также направленность на изменения, которые должны произойти в субъектах проектирования, в окружающем их социуме, а не в самом по себе разрабатываемом проекте [7].

Далее рассмотрим примеры социально-педагогических проектов, реализованных на условиях социального партнерства между государственными муниципальными учреждениями, негосударственными некоммерческими организациями осуществленными и православными приходами. Все проекты были реализованы в рамках Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива», проводимого Фондом «Соработничество» по инициативе Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского, под эгидой Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Проект «Путь к успеху» - комплексная инновационная экспериментальная площадка для профориентации, духовно-нравственного воспитания и самореализации учащихся средней и старшей школы (ЧоУ «Православная гимназия во имя Святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, Иркутская обл., г. Братск).

Основой проекта стало введение в жизнь гимназии программы, объединяющей работу по профориентации, социальному проектированию, исследовательской деятельности и духовно-нравственному воспитанию. Обучающиеся прошли тестирование по профориентации программными комплексами МГУ им. М.В.Ломоносова, стали участниками классных часов и тренингов с применением игровых технологий по профориентации, дополнительных развивающих программ в области физики, робототехники, астрономии, биологии и других научных областей.

В июле-августе 2018 года состоялись занятия летней исследовательской станции, в рамках которой гимназисты провели свои первые исследования по биологии и астрономии под руководством священника.

С сентября по декабрь 2018г. действовал «Клуб успешного лидера», созданный для работы с одаренными детьми. Школьники приняли участие в исследовательской и проектной деятельности по астрономии, химии, биологии и робототехнике, посетили занятия Математической школы и школы английского языка, стали активными участниками и организаторами социальных проектов.

Реализованный проект демонстрирует эффективность комплексной работы по профориентации, духовно-нравственному воспитанию и самореализации учащихся.

Проект «Международный форум православной молодежи» (Общественная организация «Путь молодежи», Виленско-Литовская епархия, Литва, г. Вильнюс).

Авторы проекта поставили перед собой цель объединить на единой образовательной площадке молодежных лидеров Европейской части континента.

В Форуме, который проходил с 29 июля по 3 августа 2018 года в Вильнюсе на базе свято-духова монастыря, приняли участие представители епархий из 15 стран: Литвы, России, Беларуси, Латвии, германии, Эстонии, Исландии, Италии, Польши, Австрии, Швейцарии и др.

Работа Форума была направлена на развитие международного сотрудничества с православными молодежными организациями Европы. Для плодотворного общения участниками были представлены дискуссионные площадки, проведены лекции и воркшопы, мероприятия для неформального общения.

Результатом стали конкретные решения по проблемам взаимодействия, установление контактов, получение знаний о новых формах и методах работы с молодежью и создание Интернет-ресурса с базой данных о православных молодежных активах Европы.

Проект Детский центр «Преображение» (ФГБУ «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи, Приход Спасо-Преображенского храма о. Кижи, республика Карелия, г. Петрозаводск).

Данный образовательный проект по праву можно назвать семейным, поскольку с самого начала в нем самым активным образом участвовали мамы с детьми и бабушки с внуками. Они с удовольствием отправлялись в паломнические поездки по святым местам, были первыми на тематических встречах в воскресных школах, на фольклорных праздниках, выставках, мастер-классах, образовательных уроках.

Ключевым событием проекта стало открытие детской интерактивной выставки «Свет души моей», которая привлекла 500 участников из 70 городов России, Казахстана, Украины и Республики Беларусь.

Проект завершился созданием детского центра «Преображение» при музее-заповеднике «Кижи».

Представленный проект - модель реализации общественных инициатив при тесном сотрудничестве государственных и церковных институтов в действии.

Проект «На вёслах веры и любви» (Приход храма Трёх Святителей, Омская обл., Нижнеомский район, с. Нижняя Омка)

Путешествие меняет человека, расширяет его кругозор, позволяет откинуть все наносное и увидеть самую суть человеческой души, познать себя и побыть наедине с Богом. В этом убедились юноши и девушки Нижнеомского района, участвовавшие в проекте «На вёслах веры и любви».

В рамках проекта состоялись два водных миссионерских похода с Крестными ходами, водосвятными молебнами, концертами, уроками краеведения и благотворительными акциями на реке Омь. Уроки краеведения, встречи с ветеранами-участниками ВОВ, походы на родину героев-земляков и экскурсии в

районный краеведческий музей обогатили подростков новыми впечатлениями и знаниями о своей малой родине. Эти походы не могли пройти бесследно для ребят: они почувствовали сердцем, что есть настоящие ценности в жизни, и возможно, они - главнее всего.

Проект Православный молодежный театр «Свеча» (Приход храма Святых мучеников Флора и Лавра).

В российской деревне Зеледеево проживает 600 жителей. Для того, чтобы жизнь в деревне сделать яркой, надо выйти из дома, найти единомышленников и создать что-то интересное. У зеледеевцев это получилось, и получилось с размахом.

Грантовые средства проекта были направлены на развитие деятельности театра «свеча» при Зеледеевском приходе: отремонтировано театральное помещение, пошиты сценические костюмы, поставлены и представлены публике четыре премьерных спектакля, посвященных Рождеству, пасхе, Покрову и престольному празднику храма. Театр гастролировал со спектаклями по соседним селам деревням, и везде, принимали его с радостью. В рамках проекта состоялось 12 показов, приобщающих сельских жителей к вечным ценностям через театральное искусство.

Проект Центр духовно-нравственного воспитания школьников «Созвездие добра» (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Североморская школа полного дня», Мурманская обл., г. Североморск).

В рамках удалось внедрить идеи православной педагогики в образовательное пространство школы. Были проведены: Декада, посвященная Дню славянской письменности и культуры; беседы по программе «Возрождение», проводимые священнослужителями; родительский лекторий «Семья - основа духовно-нравственного воспитания личности»; педагогический совет «Идеи православной педагогики в воспитании современного школьника»; семинар-практикум «Православные ценности и традиции в воспитании современного школьника»; фестиваль детских проектов «Созвездие добра».

С сентября по ноябрь 2018г. было совершено шесть экскурсионно-паломнических поездок по Мурманской области. Благодаря проекту появилась возможность создания фотокружка «Мир в кадре». Участники которого, по итогам паломнических поездок создали фотофильм. Лучшие работы были оформлены в виде фотокартин и в школе была открыта целая фотовыставка «Православие Русского Севера».

Все мероприятия проекта были направлены на формирование у обучающихся навыка стремления к добру.

Проект Центр защиты материнства и детства «Умиление» (Казанская епархия, Администрация Сосетского района, республика Татарстан, г. Казань)

Женщины, ждущие ребенка, особенно уязвимы. Не найдя поддержки в семье, они нередко, сами не желая того, идут на аборт. Важно, чтобы в этот трудный момент будущей маме было, на что опереться. Нужно помочь ей не просто выжить и сохранить ребенка, а постараться переломить безвыходную для нее ситуацию и предложить реальную перспективу на лучшее. Таким лучом свет для многих мам, оказавшихся перед страшным выбором, стал первый и пока единственный в республике социальный дом «Колыбель», который начал работать в Казани в 2017 году.

Попадают сюда разными путями, и за плечами у них - разные истории: кого-то обманули, бросили мужчины, кто-то пошился по разным причинам жилья и работы, кто-то пострадал от домашнего насилия, а некоторые, совсем юные, - из детдомов. Всех этих женщин объединяет желание начать жизнь с новой страницы, найти работу, а главное - дать жизнь новому человечку.

Центр защиты материнства «Умиление» отличается от обычной кризисной квартиры тем, что женщины здесь не просто живут, но и получают еще и комплексную помощь: психологическую, юридическую, продуктовую, вещевую. За время действия этого проекта 9 женщин и 13 детей получили помощь с проживанием в центре, в приюте родились 5 младенцев, 4 женщины разрешили свои временные трудности, троим из них удалось наладить отношения с отцом ребенка, а четвертая трудоустроилась и нашла другое место жительства. Более 100 человек получили гуманитарную помощь. Более 10 добровольцев помогали осуществлять проект.

Проект «Школа приемных родителей» (АНО «Центр социального развития», Приход храма Покрова Божией Матери, Кемеровская обл., г. Калтан).

Государство уделяет большое внимание формированию института замещающего родительства. Потребность в приемных семьях по-прежнему велика. За период 2014-2015 гг. в Калтанском городском округе возврат детей в детский дом из приемных семей составляет от 7 до 12% от общего количества, переданных в приемные семьи. Согласно приказу Минобрнауки России в стране организуются курсы подготовки для лиц, желающих принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. К сожалению, в программе курса, утвержденной администрацией Кемеровской области, не выделено время самому главному - духовно-нравственной составляющей воспитания, что может стать причиной распада приемной семьи.

Школа приемных родителей с упором на духовно-нравственные традиции стала ценным приобретением для Калтанского городского округа.

Священнослужители, психологи, педагоги, тренеры, юристы - команда у Школы большая. Вместо скучных назиданий - активные формы обучения: тренинги, мастер-классы, дискуссии, консультации, участие в тематических форумах, обучающие интерактивные занятия. Всего в рамках проекта организовано 12 занятий, их посещали 20 родителей. Кроме того, приемные родители, которые прошли обучение по программе школы, имеют возможность после реализации проекта получить бесплатную психологическую помощь по вопросам воспитания детей и адаптации их в семье.

Особым подарком для выпускников Школы стало методическое пособие «Крепкая семья». В книге создан ценный материал для будущих приемных родителей: выдержки из советской педагоги и психологии, а также рекомендации, советы и духовные аспекты воспитания детей в традициях Русской Православной Церкви.

Выводы. Проводя анализ представленных социально-педагогических проектов, отметим что все они основываются на общих принципах проектирования (системность, вариативность, ресурсная обеспеченность, открытость, целостность и комплексность, природосообразность и гуманизация, саморазвитие процессов), являются методологически обоснованными, имеют фиксированную последовательность действий и диагностических процедур, учитывают индивидуальные характеристики субъектов, обладают возможностью воспроизводства, удовлетворяют критериям технологичности (концептуальность, системность,

управляемость, эффективность, воспроизводимость). Несмотря на их различия (объект проектирования, цели, задачи, субъекты проектной деятельности, масштабность, продолжительность и др.) представленные проекты объединяет то, что они позволяют реализовать их участникам внутреннюю потребность быть причастным к добрым делам, почувствовать себя в «соработничестве» с большим или малым числом людей, совершающих благое дело и видящих его результат. Все это свидетельствует о том, что социально-педагогическое проектирование можно рассматривать как эффективную технологию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Литература:

1. Бочарова Н.В. Социально-педагогическое проектирование личностной самоорганизации студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / - Санкт-Петербург, 2015. - 239 с.

2. Валова А.А. Педагогическое проектирование как средство оптимизации деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающегося / А.А. Валова // Педагогический вестник. - 2019. - № 7. - С. 24-26.

3. Власюк И.В. Социально-педагогическое проектирование региональной семейной политики: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Власюк Ирина Вячеславовна. - Оренбург, 2007. - 455 с.

4. Глебова Л.Н. Социально-педагогическое проектирование образовательной политики региона: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» - Арзамас, 2009. - 348 с.

5. Донина И.А. Теория и практика развития современного образования в России: коллективная монография / Донина И.А. и др.; под ред. А.Ю. Нагорновой. - Ульяновск: Зебра, 2017. - 548 с.

6. Иванова М.К. Управленческий проект как инструмент управления развитием школы / М.К. Иванова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-3. - С. 92-96.

7. Кужанова Н.И. Формирование экологической культуры будущих специалистов в образовательной среде технического вуза: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» - Великий Новгород, 2004. - 359 с.

8. Лях Ю.А., Донина И.А. Современные подходы к определению ролей учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 179-183.

9. Лях Ю.А. Тьюторские технологии педагогического мониторинга качества образования старших школьников в условиях профильного обучения/автореферат дис. ... доктора педагогических наук // Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2013

10. Лях Ю.А. Факторы, влияющие на формирование качества образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2. С. 8-16.

11. Мешков В.А. Социально-педагогическое проектирование в культурно-спортивной работе с эксклюзивными группами населения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.06 «Теория и методика управления образованием» / Мешков Виктор Андреевич. - Москва, 1999. - 137 с.

12. Поломошнова С.А. Проектная организация духовно-нравственного воспитания школьников / Р.М. Шерайзина, И.А. Донина, С.А. Поломошнова // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - №61-1 - С. 334-337.

13. Рыжова О.С. Социально-педагогическое проектирование надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Рыжова Ольга Семеновна. - Ростов н/Д, 2003. - 241 с.

14. Семено А.А. Социально-педагогическое проектирование как технология профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» - Шуя, 2010. - 249 с.

15. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Александрова Н.В. Маркетинговый подход к управлению гетерогенной образовательной организацией // Человек и образование. 2017. № 2 (51). С. 9-14.

16. Юсупов В.З. Теоретические основы социально-педагогического проектирования в региональных системах образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» - Ярославль, 1999. - 42 с.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Мазанюк Елена Федоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы повышения качества образовательных результатов при изучении младшим школьниками учебной дисциплины «Окружающий мир». Одним из путей оптимизации преподавания указанного предмета в условиях информатизации общества и системы образования является обращение к информационно-коммуникативным технологиям на уроках. В работе обоснованы основные возможности применения ИКТ в начальной школе и, в частности, на уроках окружающего мира. В исследовании обоснованы основные направления и цели применения средств информационно-коммуникативных технологий в системе начального образования на уроках в рамках дисциплины «Окружающий мир». В работе определены основные дидактические преимущества информационно-коммуникативных технологий в системе преподавания учебного предмета «Окружающий мир», а также психолого-педагогические условия их применения в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.