управляемость, эффективность, воспроизводимость). Несмотря на их различия (объект проектирования, цели, задачи, субъекты проектной деятельности, масштабность, продолжительность и др.) представленные проекты объединяет то, что они позволяют реализовать их участникам внутреннюю потребность быть причастным к добрым делам, почувствовать себя в «соработничестве» с большим или малым числом людей, совершающих благое дело и видящих его результат. Все это свидетельствует о том, что социально-педагогическое проектирование можно рассматривать как эффективную технологию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Литература:
1. Бочарова Н.В. Социально-педагогическое проектирование личностной самоорганизации студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / - Санкт-Петербург, 2015. - 239 с.
2. Валова А.А. Педагогическое проектирование как средство оптимизации деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающегося / А.А. Валова // Педагогический вестник. - 2019. - № 7. - С. 24-26.
3. Власюк И.В. Социально-педагогическое проектирование региональной семейной политики: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Власюк Ирина Вячеславовна. - Оренбург, 2007. - 455 с.
4. Глебова Л.Н. Социально-педагогическое проектирование образовательной политики региона: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» - Арзамас, 2009. - 348 с.
5. Донина И.А. Теория и практика развития современного образования в России: коллективная монография / Донина И.А. и др.; под ред. А.Ю. Нагорновой. - Ульяновск: Зебра, 2017. - 548 с.
6. Иванова М.К. Управленческий проект как инструмент управления развитием школы / М.К. Иванова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-3. - С. 92-96.
7. Кужанова Н.И. Формирование экологической культуры будущих специалистов в образовательной среде технического вуза: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» - Великий Новгород, 2004. - 359 с.
8. Лях Ю.А., Донина И.А. Современные подходы к определению ролей учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 179-183.
9. Лях Ю.А. Тьюторские технологии педагогического мониторинга качества образования старших школьников в условиях профильного обучения/автореферат дис. ... доктора педагогических наук // Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2013
10. Лях Ю.А. Факторы, влияющие на формирование качества образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2. С. 8-16.
11. Мешков В.А. Социально-педагогическое проектирование в культурно-спортивной работе с эксклюзивными группами населения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.06 «Теория и методика управления образованием» / Мешков Виктор Андреевич. - Москва, 1999. - 137 с.
12. Поломошнова С.А. Проектная организация духовно-нравственного воспитания школьников / Р.М. Шерайзина, И.А. Донина, С.А. Поломошнова // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - №61-1 - С. 334-337.
13. Рыжова О.С. Социально-педагогическое проектирование надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Рыжова Ольга Семеновна. - Ростов н/Д, 2003. - 241 с.
14. Семено А.А. Социально-педагогическое проектирование как технология профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» - Шуя, 2010. - 249 с.
15. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Александрова Н.В. Маркетинговый подход к управлению гетерогенной образовательной организацией // Человек и образование. 2017. № 2 (51). С. 9-14.
16. Юсупов В.З. Теоретические основы социально-педагогического проектирования в региональных системах образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» - Ярославль, 1999. - 42 с.
Педагогика
УДК 371
старший преподаватель Мазанюк Елена Федоровна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы повышения качества образовательных результатов при изучении младшим школьниками учебной дисциплины «Окружающий мир». Одним из путей оптимизации преподавания указанного предмета в условиях информатизации общества и системы образования является обращение к информационно-коммуникативным технологиям на уроках. В работе обоснованы основные возможности применения ИКТ в начальной школе и, в частности, на уроках окружающего мира. В исследовании обоснованы основные направления и цели применения средств информационно-коммуникативных технологий в системе начального образования на уроках в рамках дисциплины «Окружающий мир». В работе определены основные дидактические преимущества информационно-коммуникативных технологий в системе преподавания учебного предмета «Окружающий мир», а также психолого-педагогические условия их применения в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Ключевые слова: инновационные технологии обучения, информационно-коммуникативные технологии, учебно-воспитательный процесс начальной школы, обучение младших школьников, дисциплина «Окружающий мир», применение средств ИКТ, преимущества и недостатки ИКТ в начальной школе, направления применения информационно-коммуникативных технологий в начальной школе.
Annotation. The article is devoted to the study of the problem of improving the quality of educational results when younger students study the discipline "the world Around us". One of the ways to optimize the teaching of this subject in the conditions of Informatization of society and the education system is to use information and communication technologies in the classroom. The paper substantiates the main possibilities of using ICT in primary school and, in particular, in the lessons of the surrounding world. The study substantiates the main directions and goals of using information and communication technologies in the primary education system in the classroom in the framework of the discipline "the world Around us". The paper identifies the main didactic advantages of information and communication technologies in the system of teaching the subject "the world Around us", as well as psychological and pedagogical conditions for their use in the educational process of primary school.
Keywords: innovative learning technologies, information and communication technologies, the educational process of primary school , teaching younger students, the discipline "the World around us ", the use of ICT tools, the advantages and disadvantages of ICT in primary school, areas of application of information and communication technologies in primary school.
Введение. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения цели современного образования и формирования информационной культуры ребенка ХХ1 века. Сегодня одним из важнейших атрибутов обучения детей является компьютер. С помощью компьютера школьники учатся поиска новой информации и практическим способам работы с ней, осваивают компьютерную грамоту, в результате чего повышается мотивация усвоения знаний в учебном процессе.
Учет специфики предмета «Окружающий мир» в начальной школе позволяет обосновать значимость информационно-коммуникативных технологий, целесообразность обращение к средствам ИКТ для оптимизации процесса обучения и повышения качества его результатов.
Целью данной статьи является изучение особенностей применения информационно-коммуникативных технологий в контексте преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе, обоснование их дидактических преимуществ.
Изложение основного материала статьи. Результатом изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование системы природоведческих понятий, установление взаимосвязей между компонентами природы, осознание влияния элементов живой и неживой природы на трудовую деятельность людей; определение роли человека в обществе, общая сущность социальных процессов и явлений.
«Предмет «Окружающий мир» в начальной школе - сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии» [1].
В контексте данного исследования информационно-коммуникационная технология обучения (ИКТ) понимается как совокупность педагогических методов и технических средств, направленных на реализацию учебной цели путем использования информационных технологий на основе компьютерных сетей, которые максимально обеспечивают эффективность учебного процесса.
Создание и развитие современного информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании [6].
Анализ педагогической и методической литературы свидетельствует о том, что применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе дает возможность:
- повысить мотивацию обучения;
- обеспечить самореализацию творческого потенциала;
- активизировать познавательную сферу обучающихся;
- усовершенствовать методики проведения уроков;
- повысить эффективность процесса обучения;
- своевременно отслеживать учебные результаты младших школьников;
- эффективно планировать и систематизировать работу;
- использовать информационно-коммуникационные технологии как средства самообразования;
- осуществлять качественную и быструю подготовку урока или мероприятия.
В.Н. Шарапов определяет шесть основных направлений применения ИКТ в системе начального образования:
1. Применение ИКТ позволяет осуществить переход на оформление основной документации в электронном формате: составление календарно-тематического планирования по всем предметам начального обучения, создание методических копилок.
2. Использование ИКТ дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации.
3. Обращение к ИКТ позволяет учитывать преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства учащихся. Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения электронных наглядных пособий.
4. Использование ИКТ позволяет более активно включать учащихся в проектную деятельность.
5. Применение ИКТ дает возможность осуществлять дистанционное образование учащихся начальных классов.
6. Использование ИКТ позволяет эффективно осуществлять самообразование и саморазвитие, что является важной составляющей профессиональной деятельности каждого современного педагога [7].
Применения средств ИКТ имеет ряд дидактических преимуществ, а именно:
- активизация мыслительной деятельности;
- прочное запоминание материала;
- формирование самостоятельности и организованности;
- развитие коммуникативных качеств;
- воспитание положительного отношения к учению [2].
Анализ теоретических источников и педагогического опыта учителей начальных классов позволяет определить основные цели обращение к ИКТ в контексте преподавания учебного курса «Окружающий мир» в начальной школе, а именно:
- демонстрация объектов природы, карт, схем и т.д;
- демонстрация документальных фильмов, мультфильмов о природе и природных явлениях;
- подбор текстового учебного материала (стихов, загадок, рассказов, интересных фактов и т.д);
- проведение обучающих игр;
- разработка дидактических материалов: карточек с задачами, схем, таблиц;
- демонстрация наглядных пособий;
- использование педагогических программных средств с мультимедийной поддержкой и т.п. [3; 5].
Обращение к информационно-коммуникативным технологиям в контексте дисциплины «Окружающий
мир» в начальной школе позволяет формировать ряд ключевых компетенций обучающихся, а именно:
- учебно-познавательной компетенции;
- информационной компетенции;
- коммуникативной компетенции;
- общекультурных компетенций.
По мнению педагога-практика Н.А. Брызгаловой, обращение к ИКТ на уроках окружающего мира обладает следующими преимуществами.
- обращение к ИКТ усиливает положительную мотивацию обучения младших школьников на уроках, активизирует их познавательную деятельность;
- использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- средства ИКТ обеспечивает наглядность на уроках, привлечение большого количества дидактического материала;
- благодаря ИКТ на уроках окружающего мира повышается объем выполняемой работы в 1,5-2 раза;
- путем обращения к ИКТ в контексте изучения содержания курса «Окружающий мир» обеспечивается высокая степень дифференциации и индивидуализации обучения;
- применение ИКТ расширяет возможности самостоятельной деятельности младших школьников;
- применение средств ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать у обучающихся навыки исследовательской и проектной деятельности;
- обращение к средствам ИКТ обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, что позволяет качественно расширить и углубить содержание учебного курса «Окружающий мир», сделать уроки более информативно насыщенными [1].
Применение ИКТ на уроках «Окружающего мира» позволяет внести кардинально новое в обычные формы работы, способствует активному, интересному и всестороннему раскрытию, более понятном представлению даже очень сложного материала и тем самым значительному сокращению учебного времени для успешного усвоение темы [4].
Из основных направлений и преимуществ обращения к ИКТ в контексте учебного предмета «Окружающий мир» стоит особо подчеркнуть значимость анализируемых в данной статьи технологий обучения относительно обеспечения наглядности, подготовка которой не вызывает больших временных затрат. При этом наглядность выглядит для детей ярко, интересно, презентабельно. Электронная наглядность, учитывая специфику предмета, позволяет развивать образное мышление детей, дает возможность более точно изучать реалии окружающего мира, повышает уровень мотивации к обучению и познавательной активности ребят.
Также неоценима значимость ИКТ на уроках окружающего мира относительно реализации проектной деятельности младших школьников, ведь без обращения к данным средствам сегодня ребенку очень сложно найти необходимую для проекта информацию, оформить результаты работы и презентовать проведенное исследование.
Однако при обращении к ИКТ на уроках по окружающему миру необходимо помнить, что компьютер не может заменить педагога, а также то, что учебное занятие не должно превратиться в развлечение. В жизни современного ребенка компьютер и другие мультимедийные устройства имеют очень большое значение. Много времени дети проводят перед электронным экраном, играя в игры, смотря видеоролики и т.п. Это может негативно отразиться на их физическом и психическом здоровье. Поэтому обращение к ИКТ на уроках окружающего мира не должно быть самоцелью. Применение средств информационно-коммуникативных технологий должно подчиняться основным целям педагогического процесса и реализовываться по потребности.
Выводы. Таким образом, в период информатизации образования учебно-педагогический процесс школы в современных условиях сложно представить без обращения к средствам информационно-коммуникативных технологий. В большинстве школ страны учебные кабинеты оборудованы компьютерами, мультимедийными досками или проекторами и другой оргтехникой, позволяющей разнообразить, оптимизировать и качественно улучшить учебно-воспитательный процесс и его результаты.
Относительно решения проблем повышения уровня образовательных результатов в контексте преподавания дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе одним из эффективных путей является обращение к информационно-коммуникативным технологиям.
Применение средств информационно-коммуникативных технологий в контексте преподавания учебного предмета «Окружающий мир» позволяет расширить содержательные горизонты курса, применять электронные образовательные ресурсы, повысить учебную мотивацию младших школьников, развивать их проектные и исследовательские умения, сделать уроки насыщеннее, нагляднее, информативнее, что, непременно, отразится на повышении качества образования и учебных достижений детей.
Литература:
1. Брызгалова Н.А. «Использование ИКТ на уроках окружающего мира» // https://infourok.ru/vistuplenie-po-teme-ispolzovanie-ikt-na-urokah-okruzhayuschego-mira-1104406.html
2. Булин-Соколова Е.И. Программа развития информационной среды общеобразовательных учреждений. - М.: ИНТ, ЦИТУО, 2011. - 35 с.
3. Ваграменко Я.А. Информационные технологии и модернизация образования // Пед. информатика. -2011. - № 2. - С. 3-9.
4. Липкина А.И., Низова А.М. Активизация познавательной деятельности на уроках природоведения / А.И. Липкина, А.М. Низова // Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах. - Москва: Педагогика, 1962. - С. 237-263.
5. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / пер. с англ. - М.: Педагогика, 2009. - 224 с.
6. Фёдорова Т.А. Использование информационно-комуникационных технологий на уроках окружающего мира в начальной школе // https://cyberieшnka.ш/artide/n/ispolzovaшe-mformatsюnш> komunikatsionnyh-tehnologiy-na-urokah-okruzhayuschego-mira-v-nachalnoy-shkole
7. Шарапов В.Н. Информационные технологии в процессе обучения младших школьников // Наука и школа. - 2012. - № 5. - С. 16-19.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Максименко Анна Евгеньевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
Образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ
Аннотация. В статье рассматривается понятие профессиональной культуры. Определяется значимость концепции формирования профессиональной культуры студента-дизайнера в рамках дизайнерского образования в высшем учебном заведении. Выявляется степень влияния личностных, профессиональных и внешних факторов на формирование профессиональной единицы - специалиста. Обосновывается функциональная значимость использования этой концепции в педагогической практике для процесса самопознания, самоактуализации и самоидентификации студентов.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессия, специалист профессиональная культура дизайнера, дизайнерская деятельность, педагогика, образовательный процесс, концепция формирования профессиональной культуры.
Annotation. The article discusses the concept of professional culture. The significance of the concept of forming a professional culture of a design student in the framework of design education at a higher educational institution is determined. The degree of influence of personal, professional and external factors on the formation of a professional unit - a specialist is revealed. The functional significance of using this concept in pedagogical practice for the process of self-knowledge, self-actualization and self-identification of students is substantiated.
Keywords: professional activity, profession, specialist, professional culture of the designer, design activity, pedagogy, educational process, concept of the formation of professional culture.
Введение. Дизайн, как известно, - главный «продающий» механизм, обеспечивающий быстрое достижение максимальной коммерческой эффективности. Современный социум ориентирован на капитализм и придерживается в большинстве своем именно капиталистических принципов и правил, и поэтому такая профессия, как дизайнер особенно актуальна. Так, она находится в одном ряду с другими профессиями, направленными на обеспечение эффективной коммерциализации: маркетолог, рекламщик, менеджер, аналитик и др.
Дизайнер - не просто человек, занимающийся разработкой красивого и функционального внешнего вида, он - творческая и многогранная личность, которая, используя свою фантазию и креативные способности, постоянно создает художественное разнообразие этикеток, обложек, сайтов, имиджей и т.д. Помимо этого, отметим, что дизайнер - крайне востребованный специалист практически во всех сферах социальной современной жизни, для которого необходимо высшее профильное образование и навыки работы в цифровом пространстве. Поэтому тема подготовки специалистов в области дизайна и разработки концепций формирования профессиональной культуры студентов этого направления подготовки актуальна и будет таковой еще долго.
Как известно, формирование профессиональной культуры начинается в высшем учебном заведении, продолжается во время учебной и производственной практики, а окончательно формируется и переходит на этап фундаментального становления - в процессе непосредственной профессиональной деятельности либо на конкретном производстве (в каком-либо предприятии), либо на дистанционной основе (удаленная работа, «фриланс»).
Рассмотрению теоретических основ и изучению концепций формирования профессиональной культуры дизайнеров посвящены труды некоторых отечественных ученых, таких как А.И. Асессоров, А.Н. Быстрова, А.А. Копыл, А.И. Кравченко, И.В. Тарабрина и другие.
Изложение основного материала статьи. Для создания любой концепции необходимо владеть основными положениями сферы, в которую эта концепция будет интегрирована. Поэтому нам представляется необходимым рассмотреть теоретические положения профессиональной культуры для выделения из ее системы положения по профессиональной культуре дизайнеров и для создания эффективной концепции ее формирования.
Понятие «профессиональная культура» рассматривается в трудах многих научных деятелей разных областей знания: психологов, культурологов, философов, педагогов и других. С этим связано разнообразие определений этого понятия, поскольку оно настолько смежно со всеми вышеуказанными сферами, что его границы представляются крайне размытыми.
Так, А.И. Кравченко, например, считает, что «профессиональная культура - это культура, которая содержит в себе совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда» [5]. А по мнению А.Н. Быстровой «профессиональная культура представляет собой сложное системное единство, в котором соединены практические навыки и умения в области