Научная статья на тему 'The role of information and communication technologies in teaching primary school students'

The role of information and communication technologies in teaching primary school students Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
information / technology / education / pedagogy / информация / технология / обучение / педагогика

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Khassanova Gulnara Ergalievna

оne of the main parts of Informatization of education is the use of information and communication technologies in educational disciplines. For primary school, this means changing the priorities in setting the goals of education: one of the results of training and education in the school of the first stage should be the readiness of children to master modern computer technologies and the ability to update the information obtained with their help for further self-education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО–КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

одной из основных частей информатизации образования является использование информационно–коммуникативных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Текст научной работы на тему «The role of information and communication technologies in teaching primary school students»

THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING PRIMARY SCHOOL STUDENTS Khassanova G.E. (Republic of Kazakhstan) Em ail : Khassanova558@scientifictext.ru

Khassanova Gulnara Ergalievna - primary school Teacher, CHOMTAU GYMNASIUM № 6, CHOMTAU, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: one of the main parts of Informatization of education is the use of information and communication technologies in educational disciplines. For primary school, this means changing the priorities in setting the goals of education: one of the results of training and education in the school of the first stage should be the readiness of children to master modern computer technologies and the ability to update the information obtained with their help for further self-education. Keywords: information, technology, education, pedagogy.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Хасанова Г.Е. (Республика Казахстан)

Хасанова Гульнара Ергалиевна - учитель начальных классов, Хромтауская гимназия № 6, г. Хромтау, Республика Казахстан

Аннотация: одной из основных частей информатизации образования является использование информационно—коммуникативных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Ключевые слова: информация, технология, обучение, педагогика.

Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в нашем быстро меняющемся мире, мире переполненном информацией.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности учащихся, обучение ребенка работать с информацией, развитие речи, научить учиться. Бурное развитие новых информационно-коммуникативных технологий и внедрение их в нашей жизни наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. Следовательно, учителю необходимо владеть методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационно-коммуникативных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования [1].

О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально - логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализа-торов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, вспоминаются слова К.Д. Ушинского: «Детская природа требует наглядности», для достижения данной цели в современных условиях применяются яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический,

слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций, слайдовых материалов целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока [3]. При использовании на уроках ИКТ структура урока не изменяется. В ней по-прежнему сохраняются все основные этапы и самое главное, что этап мотивации в данном случае повышается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность учащихся.

Отсюда следуют цели использования ИКТ:

• повысить мотивацию обучения;

• способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

• совершенствовать методики проведения уроков;

• планировать и систематизировать свою работу;

• использовать как средство самообразования;

Основные направления информатизации начального образования:

• использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ, использование Интернет-ресурсов и т.д.);

• проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);

• осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.

Возможности использования ИКТ в начальной школе.

Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь «Не навреди!». Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка.

Основные возможности использования ИКТ, которые помогут учителю создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:

• Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

• Создание презентаций на определенную тему по учебному материалу;

• Использование готовых программных продуктов;

• Поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке уроков, внеклассного мероприятия, самообразования;

• Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

• Создание текстовых работ;

Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала. Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука [5]. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Еще к специфике начальной школы: в соотношении текст/картинка последнее преобладает. Текст -выводы, даты, ключевые слова. Самое главное, то, что могутпрочитать все. И вот тут - анимация, чтобы буковки притягивали внимание и всем, даже самым слабеньким, хотелось бы прочитать.

Использование ИКТ на различных этапах уроках:

• подготовка учащихся к усвоению новых знаний;

• усвоение новых знаний;

• закрепление новых знаний;

• подведение итогов урока;

• домашнее задание [4].

Уроки с применением ИКТ помогают решить следующие дидактические задачи:

• усвоить базовые знания по предмету;

• систематизировать усвоенные знания;

• сформировать навыки самоконтроля;

• сформировать мотивацию к учению в целом;

• оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе.

75

Список литературы / References

1. Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М. Юнити, 1999.

2. Олифер В. Олифер. Новые технологии в обучении. С.Пб. БХВ - Санкт-Петербург, 2000.

3. Волков В. Современная мультимедиа, «Компьютер-ИНФО», 1999. № 9.

4. Голосов В. Использование ИКТ на уроках в начальной школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:|//firsschool.ucoz.ru/|oad/1 -1-0-2/ (дата обращения: 24.04.2019).

5. Дьяконов В. Мультимедиа-ПК. «Домашний компьютер», 1999. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.