ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37
Н.В. Голубева, И.В. Шатохина
Южный федеральный, университет г. Ростов-на-Дону Россия [email protected]
КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
[Golubeva N., Shatohina I. Communicative organization of foreign language classes in primary school]
The article is devoted to communication-oriented organization of foreign language lessons in primary school. Particular attention is paid to the method of projects, information and communication technologies and gaming. The authors conclude that communicatively-oriented working methods contribute to the development of dialogue and monologue speeches, broaden one's mind and maintain interest in learning English-basing on their research.
Key words. Коммуникативно-ориентированная организация уроков, иностранный язык в начальной школе, метод проектов, информационно-коммуникативная технология, игровая технология.
В начале XXI в. мир вступил в период глобальных изменений цивилизационного масштаба. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур. Жизнь в условиях поликультурного общества выдвигает повышенные требования к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству. Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией образования. Больших изменений в реализации процесса обучения младших школьников требует идея деятельностно-го подхода, заложенная в основе стандартов второго поколения. Наряду с этим, в педагогиче -ской науке растет интерес к коммуникативной сущности образования [1; 2; 8].
Изменения, происшедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. Современный процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Основной акцент делается на овладение языком в процессе общения, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя [10].
Для того чтобы уроки иностранного языка способствовали формированию коммуникативных универсальных учебных действия (УУД) у младших школьников и соответствовали требованиям ФГОС, используются различные технологии и методы. По мнению О.С. Татаренко, И.В. Шатохиной, «сегодня в массовую образовательную практику должны войти и стать доминирующими технологии гуманистического типа, а именно развивающего обучения, способные обеспечить педагогическую поддержку процесса становления
универсальных учебных действий у учащихся» [9, с. 532]. Основными из них в начальных классах при обучении иностранным языкам являются: метод проектов; информационно-коммуникационные технологии; игровые технологии.
В основу метода проектов положена идея направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы [4].
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют важную роль в становлении творческого, ориентированного на межличностное взаимодействие ученика. Применение ИКТ активизирует познавательную деятельность; способствует овладению учащимися способами учебного взаимодействия и сотрудничества [11].
Наиболее эффективным средством включения в процесс учебной коммуникации на уроке иностранного языка в начальной школе является учебная игра. Игра активизирует учебное взаимодействие школьников на иностранном языке; позволяет найти способы сделать для учащихся коммуникативно-значимыми фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели; психологически оправдывает и делает эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей [7].
Как считает Е. И. Пассов, для реализации принципа коммуникативной направленности, учителю необходимо, вводя слово, словосочетание, грамматическое явление, подобрать ситуацию, которая бы показала учащимся действие этой единицы в общении. Важно обеспечить учащимся "повторение без повторения", что достигается привнесением чего-то незначительно нового в высказывание по ситуации. В ходе овладения материалом нужно обеспечить активное участие самих учащихся в этом процессе [6].
С.А. Искрин утверждает, что наиболее эффективными формами учебной коммуникации является групповая или парная работа учащихся, объединённых для совместного выполнения какого-либо устного задания. В процессе такой работы учащиеся избавляются от свойственной им на первых порах скованности, проявляют речевую самостоятельность, пытаются корректировать друг друга, получая дополнительную возможность высказаться [3].
М.К. Колкова предупреждает, что обучить общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, - задача весьма нелегкая и ответственная. Нужны такие задания, которые, с одной стороны, обеспечивали бы соответствующую коммуникативную тренировку, а с другой -сохраняли бы «аутентичность» применения иностранного языка [5].
Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Уроки английского языка не только положительно влияют на развитие психических функций учащихся начальных классов, вхождение их в общечеловеческую культуру через общение на новом для них языке, но и формируют коммуникативные навыки у младших школьников. Коммуникативно-ориентированные приемы работы способствуют развитию диалогической и монологической речи, расширению кругозора учащихся, поддержанию интереса к изучению английского языка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бигаева Э.С, ТадтаеваА.В. Лингвокультурологические факторы в эпоху глобализации // Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 2. URL: http ://hses-online.ru/2016_02.html.
2. Дружинина М.В., Найденова И.Н. Историко-педагогический анализ развития дидактического обеспечения формирования языковой компетентности // Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 2. URL: http://hses-online.ru/2012_05.html
3. Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2004. № 2.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя // А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. / Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
5. Колкова М.К. Модернизация обучения иностранным языкам в средней школе. СПб.: Каро, 2005.
6. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989.
7. Пукина Т.В. Английский язык. 2-3 классы: игровые технологии на уроке и на досуге. Волгоград: Учитель, 2008.
8. Тадтаева А.В., Бигаева Э.С. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации // Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 2. URL: http://hses-online.ru/2016_02.html.
9. Татаренко О.С., Шатохина И.В. Особенности содержания образования и технологий становления универсальных учебных действий учащихся начальной школы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2010.
11. Чернобабова К.В. Информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности учащихся // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 1.
_14 ноября 2016 г.