Научная статья на тему 'Peculiarities of age development of an individual as a methodological basis of the continuity between preschool and primary education'

Peculiarities of age development of an individual as a methodological basis of the continuity between preschool and primary education Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONTINUITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS / PRESCHOOL EDUCATION / ELEMENTARY EDUCATION / PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF CHILDREN AT PRESCHOOL AGE / PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN / PRINCIPLES OF CONTINUITY / THE DEFINITION OF CONTINUITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаренко О.С.

The article describes some aspects of the methodology of the problem of continuity in education. According to the author, it is the knowledge accumulated by developmental psychology. For the organization of educational process on the basis of continuity in the elementary school, the teacher needs to know about the features of development of children at preschool age, affecting further training at school. The teacher should skillfully use gaming technology, create a positive emotional basis of the learning process. It is also necessary for the teacher to provide diversity of activities and correctly use the environmental approach in the educational process. In conclusion, the author formulates the principles of continuity of the educational process, as well as the definition of continuity as a pedagogical phenomenon.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Peculiarities of age development of an individual as a methodological basis of the continuity between preschool and primary education»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37

О.С. Татаренко

Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия olga162005@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

[Tatarenko O. Peculiarities of age development of an individual

as a methodological basis of the continuity between preschool and primary education]

The article describes some aspects of the methodology of the problem of continuity in education. According to the author, it is the knowledge accumulated by developmental psychology. For the organization of educational process on the basis of continuity in the elementary school, the teacher needs to know about the features of development of children at preschool age, affecting further training at school. The teacher should skillfully use gaming technology, create a positive emotional basis of the learning process. It is also necessary for the teacher to provide diversity of activities and correctly use the environmental approach in the educational process. In conclusion, the author formulates the principles of continuity of the educational process, as well as the definition of continuity as a pedagogical phenomenon.

Key words: the continuity of the educational process, preschool education, elementary education, peculiarities of development of children at preschool age, peculiarities of the development of junior schoolchildren, the principles of continuity, the definition of continuity.

Проблема преемственности в образовании теснейшим образом связана с пониманием образования и развития личности в смежных науках, прежде всего, психологии. Мы рассмотрим особенности дошкольного и младшего школьного возраста, которые необходимо знать и учитывать педагогу начальной школы, чтобы обеспечить преемственность в образовании и личностном развитии своих воспитанников.

Учителю начальных классов необходимо знать о тех особенностях развития детей в дошкольном возрасте, которые сказываются на дальнейшем обучении их в школе. Особенно это актуально сегодня, когда в школу приходит ребенок 6,5 лет, по своим возрастным особенностям старший дошкольник. Рассмотрим некоторые из этих особенностей в трактовке В.В.Давыдова [3; 4]:

1. Дошкольный возраст самоценен тем, что позволяет ребенку осуществлять виды свободной деятельности (играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и др.). В этом смысле резкое ограничение свободы ребенка в школе, постановка его в жесткие рамки школьных правил и норм может стать причиной дезадаптации первоклассника.

2. Процесс выполнения различных видов деятельности доставляет и дошкольнику, и взрослому радость. Для успешного «вхождения ребенка в школу» необходимо,

чтобы чувство радости от узнавания нового сопровождало ребенка в начальной школе. Для этого учителю следует владеть способами организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, создания для них ситуаций успеха.

3. Для дошкольного возраста характерно многообразие видов деятельности. Это и игры, и продуктивные виды деятельности, и учеба. Такое многообразие является одним из необходимых условий успешного развития детей. Упор на овладение младшими школьниками учебной деятельностью не означает отказа от других видов деятельности. Многообразие видов деятельности должно наблюдаться и в начальной школе в контексте учебного и внеучебного процессов.

4. Развитие и образование дошкольника осуществляется опосредованно, т.е посредством особым образом организованной развивающей среды. Роль среды не уменьшается в начальной школе, она становится более разнообразной и сложной, возрастает роль творческого участия учащихся в преобразовании различных видов среды.

Анализ особенностей развития детей дошкольного возраста с позиций преемственности показывает, что преемственность между дошкольной образовательной организацией (ДОО) и начальной школой - это прежде всего преемственность в развитии ребенка. Поэтому, как справедливо отмечал В.В. Давыдов, попытки решить эту проблему «директивными методами» оказываются безуспешными. Проявляются эти методы в следующем: дошкольников усиленно натаскивают в области псевдошкольных знаний и умений, а в начальной школе эксплуатируют дошкольный опыт ребенка, пытаясь просто придать новую, систематическую форму тому, что он почерпнул в условиях детского сада, семьи и т.д. При такой организации преемственности теряет смысл идея развития личности в образовании [2; 4; 5].

Рассмотрение методологических основ преемственного построения образовательного процесса в ДОО и начальной школе позволяет сформулировать методологически значимые для данной проблемы понятия и принципы. Принцип преемственности означает построение каждого этапа образовательного процесса с учетом особенностей и результатов предшествующих этапов. Принцип поступательности требует построения того или иного этапа образовательного процесса с учетом особенностей возрастной категории детей, обучаемых на данном этапе. Принцип перспективности означает ориентацию этапов образования на психолого-педагогические приоритеты следующих образовательных ступеней, на дальнейшее развитие личности в новых, более сложных условиях, опору в обучении на зону ближайшего развития.

В педагогической науке наблюдается употребление термина «преемственность» в узком и широком смысле, что находит отражение в трактовке принципа преемственности и включает, наряду с собственно преемственностью, поступательность и перспективность в построении образования. Можно, таким образом, согласиться с трактовкой преемственности, представленной в исследовании И.В. Шатохиной, как «педагогического феномена последовательного перехода различных структур единого образовательного процесса, предполагающего педагогически целесообразный учет достижений предыдущего, особенностей последующего и специфики настоящего этапов развития личности» [8].

Педагогу, стремящемуся к преемственному построению образовательного процесса, необходимо хорошо знать не только возрастные особенности той категории детей, с которой он работает, но также те достижения в развитии, которые дети должны были достигнуть на предыдущем возрастном и образовательном этапе, и характерные для последующего этапа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Давыдов В.В. Концепция гуманизации Российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования). // Начальное образование в России. Инновации и практика. Сборник. М.: Школа, 1994.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

3. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности. Методологический семинар Международного психологического общества 22 декабря 1997г. // Последние выступления. М., 1998.

4. Давыдов В.В. Учебная деятельность и развивающее обучение. Методологический семинар Международного психологического общества 22 декабря 1997 г. // «Последние выступления». Сборник. М., 1998.

5. Кондрашова Н.В. Роль дошкольных образовательных учреждений поликультурного региона в духовно-нравственном воспитании детей/ / Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 5. URL: http://hses-online.ru/2016_02.html. (Дата обращения 12.09.2016).

6. Мустафаева З.С., Раджабова Р.В. Непрерывное образование - основополагающий принцип обучения и воспитания личности // Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 3. URL: http://hses-online.ru/2016_02.html. (Дата обращения 10.08.2016).

7. Пономарева И.П. Моделирование процесса формирования проективной культуры младшего школьника // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 1. URL: http://hses-online.ru/2016_02.html. (Дата обращения 12.09.2016).

8. Шатохина И.В. Личностное развитие учащихся средствами иностранного языка в условиях преемственности между начальной и основной ступенями обучения // Дис. канд. пед. наук. 13.00.01. Ростов-на-Дону, 2001.

_14 ноября 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.