Научная статья на тему 'Эффективные технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников'

Эффективные технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1810
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (ИЯ) / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кохендерфер Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективные технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников»

5. Приказ МВД РФ от 14.01.2005 года №22. «Об утверждении Положения об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации». Ст.№80.

6. Приказ ГКВВ МВД России от 31.12.2008 №536 «Об утверждении Руководства и Образцов оформления документов по организации информационно-воспитательной работы во ВВ МВД РФ».

7. Суслов А.В. Совершенствование организации воспитания курсантов (слушателей) военных образовательных учреждений внутренних войск МВД России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. С.3.

Ю.В. Кохендерфер

ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова: иностранный язык (ИЯ), коммуникативная компетенция, мультимедийные технологии, информационно-коммуникационная технология.

Сложный процесс формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции предполагает постепенное и систематическое усвоение лингвистических знаний, формирование языковых навыков до уровня автоматизмов, развитие речевых умений, приобретение обширного персонального коммуникативного опыта, формирование личностных качеств обучающихся как активных, саморазвивающихся субъектов своей деятельности. Достичь высокого уровня иноязычной коммуникативной компетенции в условиях отсутствия иноязычной среды проблематично как для обучающихся, так и для учителя.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предъявляют к выпускникам средней общеобразовательной школы высокие требования в отношении коммуникативной компетенции. Результаты освоения образовательной программы должны отражать «готовность и способность к информационной деятельности: поиск информации и самостоятельный отбор источников информации в соответствии с поставленными целями и задачами; умение систематизировать информацию по заданным признакам, критически оценить и интерпретировать информацию; умение хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию, переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот; умение включать внешкольную информацию в процесс общего базового образования». Кроме того, обучающиеся должны демонстрировать высокий уровень сформированности «устойчивой мотивации к овладению иностранным языком как элементом общей культуры для осуществления межличностного и межкультурного общения в современном поликультурном мире» [10, С.6-7]. Это подтверждает, что системно-деятельностный, компетентностный подходы к обучению как методологическая основа нового государственного образовательного стандарта предполагает широкое использование информационно-коммуникационных

© Кохендерфер Ю.В., 2013

технологий, готовых компьютерных программ, позволяющих осуществлять самостоятельную аудиторную и внеаудиторную деятельность по получению, усвоению знаний, по формированию навыков и развитию умений в предметной области «Иностранный язык».

Акцентируя внимание на процессе организации учебной деятельности на уроках иностранного языка, компьютерные мультимедийные программы рассматриваются как наиболее эффективное средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции, соответствующее современным подходам к обучению ИЯ. Переход к межкультурному обучению требует изменения всей системы преподавания иностранному языку и ее компонентов: содержания, принципов, методов, средств и форм. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс требует от преподавателя изменения стиля работы, организации труда, подходов и принципов к обучению ИЯ.

На современном этапе при обучении иностранному языку в школе популярными являются мультимедийные, такие как аудиотехнологии, видеотехнологии, а также компьютерные технологии и Интернет-технологии. Три первых технологии интенсивно используются как в аудиторное, так и во внеаудиторное время; Интернет-технологии используются, как правило, во внеаудиторное время. Рассмотрим кратко вышеназванные виды технологий.

Аудиотехнологиям уделяется большое внимание при формировании фонетических навыков, в практике письменной и устной речи, грамматике и домашнем чтении. Данные технологии хорошо разработаны в отечественных и зарубежных учебниках по методике обучения иностранному языку и в учебниках по обучению иностранным языкам. Аудиотехнологии, как правило, включают серию заданий, которые предлагаются обучающимся до прослушивания аудионосителя, во время прослушивания и после. Задания до прослушивания аудиоматериала направлены на снятие лингвистических (фонетических, лексических и грамматических) и социокультурных трудностей (реалий безэквивалентной лексики), на прогнозирование как содержания, так и языковых единиц по заголовку, проблеме или теме, на введение в тему и т.д. Задания во время слушания аудионосителя направлены на контроль понимания, содержания, на прогнозирование. На занятиях по фонетике задания могут также включать, например, повторение содержания за диктором или дифференциацию звуков или модальных значений интонации. Задания после прослушивания аудиозаписи направлены на контроль понимания содержания и развитие других видов речевой деятельности и аспектов языка.

Видеотехнологии детально описаны в работах отечественных и зарубежных методистов [4, 12, 14]. Видеоматериалы повышают эффективность обучения иностранному языку, так как: 1) способствуют социокультурному развитию обучающихся; 2) дают возможность развивать разные виды речевой деятельности и аспектов языка; 3) создают атмосферу реальной языковой коммуникации и предлагают обучение ИЯ через контекст;

4) привлекают внимание учеников к языковым и невербальным средствам общения;

5) подключают сразу несколько каналов для запоминания языковых средств общения;

6) воздействуют положительно на эмоциональную сферу обучающихся; 7) повышают мотивацию изучения иностранного языка.

На уроках ИЯ в школе используются следующие видеоматериалы: целевые обучающие программы к конкретным учебникам иностранного языка; автономные обучающие программы; страноведческие материалы; художественные фильмы, в том числе по литературным произведениям; мультфильмы; теленовости. Зарубежные

методисты предлагают различные технологии работы, с видеоматериалами: 1) изображение без звука: а) высказать предположение относительно происходящего на экране; б) уяснить отношения действующих лиц; в) распознать чувства, намерения действующих лиц; г) предположить дальнейшие события; 2) звуковой ряд без изображения: описать собеседников или место, где происходят события; 3) изображение со звуковым рядом: а) комментирование событий; б) ответы на вопросы учителя по содержанию; в) характеристика героев; г) разыгрывание эпизода по ролям; д) прогнозирование событий до и после данного эпизода; е) расширение данного эпизода путем добавления реплик; 4) стоп-кадр: а) интерпретировать мимику и жестикуляцию актеров; б) описать внешность, поведение актеров; в) воссоздать разговор; 5) мозаичный просмотр: а) половину фрагментов ученики смотрят без звука, половину без изображения; б) смотрят начало и конец фильма, восстанавливают середину; в) каждая из групп смотрит по очереди разные фрагменты видеофильма, затем восстанавливают весь видеофильм [14].

В школе на уроках используются чаще всего те же технологии, что и для работы с аудиотекстами. Обучающимся предлагается ряд заданий до просмотра видеоматериалов, во время и после просмотра. Для самостоятельной работы во внеаудиторное время рекомендуется выбрать в сети Интернет видеоролики и прокомментировать их.

Наиболее полно компьютерные и Интернет-технологии описаны в работах Е.С. Полат [8], П.В. Сысоева [13]. В настоящее время выделяют такие Интернет-технологии, как электронная почта, чат, форум, блоги, онлайн видеоконференции и семинары, использование интернет-ресурсов, технологии Веб 2.0 и др. На уроках иностранного языка компьютерные и Интернет-технологии в основном применяются для объяснения нового материала, выполнения проектных работ, текущего контроля языковых навыков, коммуникативных умений, учебно-познавательных умений. Как правило, компьютерные и Интернет-технологии обучающиеся интенсивно используют для самостоятельной работы при подготовке к уроку, работы со справочной литературой, в том числе со словарями.

Эффективность урока зависит от тщательности подготовки учителя и мастерства проведения урока [5]. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может [7]. Подготовка урока - это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

Использование компьютерных программ на уроках иностранного языка характеризуется индивидуализацией обучения и интенсификацией самостоятельной работы учащихся, повышением познавательной активности и мотивации. Интеграция ИКТ в предметную область «иностранный язык» является наиболее эффективным средством обучения ИЯ. При интегрированном уроке в современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. ИКТ дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся. Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью ИКТ усиливает его воспитывающие функции.

Одним из самых распространенных видов уроков с интеграцией ИКТ является метод проектов. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное

мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике [9]. Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, в процессе проектной деятельности развивается креативность и личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.

Использование компьютера в обучении иностранному языку существенно влияет на эффективность образовательного процесса. Существуют две основные области применения компьютеров в обучающей деятельности: компьютерная поддержка традиционного обучения и обучение, реализуемое с помощью компьютера. Персональный компьютер может применяться учителем для решения личных дидактических задач в течение урока: а) предъявление информации в различных формах; б) формирование у учеников общеучебных и специальных знаний и умений по предмету; в) контроль, оценка и коррекция результатов обучения; г) организация индивидуального и группового обучения; д) управление процессом обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ: интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения; ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и языковая культура; индивидуализация обучения; возможность обеспечения непосредственной обратной связи; компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок; объективность отметки; обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок. Вместе с этим деятельность учителя становится зависима от возможностей и безукоризненного функционирования компьютера. Также следует обратить внимание на то, что при его использовании нельзя потерять коллективный и соревновательный характер обучения, то есть учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих одноклассников. Характерные недостатки обучения с помощью компьютера: злоупотребление компьютерными эффектами, избыточность красок; готовые учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптировать традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют школьной программе, методическим целям и дидактическим принципам в обучении.

Специфика предмета «Иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучать речевой деятельности можно лишь в живом общении, а для этого нужен партнер. Из этого следует то, что в компьютерных технологиях учитель не является единственным носителем и владельцем информации, за ним остается авторский подход к ее интерпретации. Смещается акцент целей в сторону формирования у школьников умений работать с информацией, формирования исследовательских умений. При традиционном обучении коммуникативный аспект обучения иностранному языку реализуется более эффективно при использовании ИКТ, поэтому необходимо сочетать

индивидуальное самостоятельное обучение иностранному языку с помощью компьютера и традиционное обучение.

ИКТ следует понимать как технологический процесс, предусматривающий сбор, хранение, переработку и передачу информации в разнообразных сферах жизни и деятельности человека за счет использования современных возможностей программных компьютерных средств. Н.В. Апатова конкретизирует этот термин следующим образом: «Информационная технология - это совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется процесс переработки и передачи информации» [1, С. 54]. Этот термин первоначально возник в рамках практики использования технических средств обучения. Постепенно под данной технологией обучения стали понимать систему знаний, базирующуюся на всей совокупности проблем, связанных с целями, содержанием и проведением учебного процесса. По мнению В. А. Извозчикова, «технология обучения подразумевает научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения его эффективности, а также обновление материально-технической базы школ и вузов с учетом последних достижений науки и техники» [3, С. 46]. Соединяя термины «информационная технология» и «технология обучения», можно образовать более специальный термин «информационно-коммуникационная технология обучения», т.е. система обучения, при которой средством управления информацией является компьютер.

По мнению некоторых исследователей, невозможно разделить новые педагогические и информационно-коммуникационные технологии, так как только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и только новые информационно-коммуникационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях [11, 2]. Как указывает Кирилова Г.И., анализ технического и педагогического подходов к созданию компьютерных средств обучения позволил сделать вывод о том, что оптимальным является их гармоничное использование [7]. Таким образом, информационно-коммуникационная технология обучения - это совокупность действий по реализации учебно-познавательной деятельности субъектов обучения, направленная на формирование у них определенной системы знаний и умений. Она подчинена определенным целям и задачам и включает в себя следующие составляющие: содержание, методы, средства обучения и формы учебного процесса.

В условиях педагогически грамотно организованного учебного процесса использование средств информационных технологий - это путь интенсификации обучения, совершенствования форм и методов контроля, достижения уровня компетентности в области компьютерных технологий, необходимого для успешной социальной и профессиональной адаптации учащихся и учителей. Таким образом, в связи с существенным прогрессом в развитии персональных компьютеров и компьютерных технологий происходят изменения в самом процессе обучения иностранному языку, и компьютер становится необходимым средством обучения иностранному языку, в том числе при формировании коммуникативной компетенции обучающихся. При использовании ИКТ выбор преподавателем совокупности способов и приемов организации познавательной деятельности обучаемых (методы и формы обучения, схемы ее управления) является процессом сугубо творческим. Он зависит не только от решаемой дидактической задачи, но и от подготовленности самого преподавателя, его педагогического опыта, контингента обучаемых и других факторов, определяемых особенностями изучения иностранного языка.

Литература

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., ИОШ РАО, 1994. - 228 с.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2001.-261с.

3. Извозчиков В.А. Новые информационные технологии обучения. СПб., РГПУ, 1991. -120 с.

4. Колкова М.К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / М.К. Колкова [и др.]; под ред. М.К. Колковой. - Санкт - Петербург: КАРО, 2006. - 221с.

5. Коновалова Л.В. Средства повышения эффективности урока / Л.В.Коновалова // Иностранные языки в школе: научно - методический журнал. - 1990.-№4.-С.61-66

6. Кирилова Г.И. Динамизация процесса обучения как фактор перехода к информационному обществу // Казанский педагогический журнал №3, 1996. - С. 45-50

7. Куминова Е.И. Программно - методическое обеспечение школьного курса английского языка в начальной и основной школе / Е.И. Куминова. -Курган, 2005.-42с.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под. ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

9. Пахмутова Е. Д. Телекоммуникационные проекты в межкультурном обучении иностранному языку (немецкия язык, неязыковой вуз). Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003.

10. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. - М.: Просвещение; 2009. - 144с. - (Стандарты второго поколения).

11. Ратова И.В. Образовательные технологии как условие создания эмоционально-положительного фона обучения. Дис. на .... канд. пед. наук. М., 2002. - 209 с.

12. Соловова Е. Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно - рефлексивный подход [Текст] / Е. Н. Соловова. - Монография. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. - 336 с.

13. Сысоев П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие. - М.: Глосса-Пресс; Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 177с.

14. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. Longman, 2001. - 371p.

И.А. Красильников

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ В ГУМАНИСТИЧЕСКОМ

ПСИХОАНАЛИЗЕ Э. ФРОММА

Ключевые слова: индивидуальность, внутриличностный конфликт, чувство

свободы и безопасности, тревожность.

Выдающимся ученым, разработчиком теории гуманистического неопсихоанализа

является Э. Фромм. Его взгляды оказали существенное влияние на изучение душевного

мира человека. Согласно его точке зрения, невозможно понять и тем более помочь человеку

© Красильников И.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.