Научная статья на тему 'Дидактические свойства и функции интерактивных методов обучения и воспитания в развитии поликультурных умений школьников при обучении иностранному языку'

Дидактические свойства и функции интерактивных методов обучения и воспитания в развитии поликультурных умений школьников при обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1178
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Rhema. Рема
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛА / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SCHOOL / INTERACTIVE EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / MODERN METHODS OF EDUCATION / INNOVATIONS / MODERN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Летин Александр Игоревич

В данной статье рассмотрены диссертационные исследования последних пяти лет, связанные с процессом построения иноязычного образования на основе современных методов обучения и воспитания. Представлены преимущества обратной связи и непрерывного свободного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC PROPERTIES AND FUNCTIONS OF INTERACTIVE METHODS OF EDUCATION AND UPBRINGING IN THE DEVELOPMENT OF PUPIL’S SKILLS IN THE COURSE OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

The article presents analysis of dissertation studies of the last 5 years, connected with approaches based on modern methods of education and upbringing. The article shows advantages of feedback and free communication in education.

Текст научной работы на тему «Дидактические свойства и функции интерактивных методов обучения и воспитания в развитии поликультурных умений школьников при обучении иностранному языку»

Методика

А.И. Летин

Дидактические свойства и функции интерактивных методов обучения и воспитания в развитии поликультурных умений школьников при обучении иностранному языку

В данной статье рассмотрены диссертационные исследования последних пяти лет, связанные с процессом построения иноязычного образования на основе современных методов обучения и воспитания. Представлены преимущества обратной связи и непрерывного свободного общения.

Ключевые слова: школа, интерактивное обучение, профессиональная компетентность, современные методы обучения, современное образование.

Для того чтобы реализовать образование как единый целесообразный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [2, с. 2], необходимо обеспечить психолого-педагогическое сопровождение каждого обучающегося, а также развивать направление интерактивного обучения и воспитания детей.

Интерактивность - способность индивида действовать или находиться в режиме диалога; следовательно, интерактивное обучение - в первую очередь, диалоговое обучение, что имеет в несколько раз больше вариантов проявления, чем традиционные подходы. В последнее время многие инновации в области педагогики связаны с применением интерактивных методов обучения. Благодаря тому, что интерактивное обучение подразумевает вовлечение всех обучающихся в процесс познания, они имеют возможность понимать и реагировать на то, что они знают и думают, а в дальнейшем учитывать это в коммуникативной ситуации. В подобных условиях обучения каждый вносит свой вклад в процесс познания, что способствует созданию атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет школьнику параллельно с получением новых знаний развивать

свои коммуникативные умения: способность выслушать другого, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, что создает условия для возникновения эмоциональных контактов между обучающимися, снимают нервное напряжение и приучают работать в команде.

Интерактивное обучение иностранному языку в основной школе предполагает отличную от обычной структуру образовательной модели образования: не от теории к практике, а от формирования нового опыта (навыка) к его теоретическому осмыслению. В то время как обучающийся делится своим знанием и опытом, он берет на себя часть обучающих функций преподавателя, что разнообразит учебный процесс и усиливает мотивацию к изучению языка.

Следовательно, можно выделить следующие дидактические свойства и функции интерактивного обучения иностранному языку:

- взаимодействие обучающихся между собой и учителем иностранного языка, что позволяет реализовывать в процессе обучения идеи коллективной мыследеятельности и взаимообучения;

- межличностное толерантное общение, где все равны и заинтересованы в самом процессе общения, что отражает коммуникативную сторону интерактивного обучения, в том числе и с помощью современных информационных технологий;

- обучение, основанное на опыте обучающихся (культурном, социальном, семейном и т.д.);

- обучение, невозможное без внутреннего диалога, способствующего обретению школьниками ценностных ориентиров, позволяющего преодолеть противоречие между потребностью обучающихся в духовном развитии и крайне несущественным вниманием к этим проблемам в процессе обучения в школе.

Из этого можно сделать вывод, что интерактивное обучение - это больше, чем метод обучения или способ, это режим, тип, форма обучения, что позволяет наладить взаимодействие во время учебного процесса, развивать особую креативную среду образовательной организации.

В настоящее время существует много диссертационных исследований, связанных с процессом построения иноязычного образования на основе современных методов обучения и воспитания (компьютерные презентации, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций).

Так, работа М.М. Петрунина связана с формированием полилингваль-ных лексико-грамматических навыков речи студентов при изучении языков романской группы на основе информационных технологий обучения [6].

В исследовании А.А. Истомина доказано, что средства синхронной интернет-коммуникации - это сервисы, ориентированные на обмен

Филологические

науки

Методика

информацией между участниками коммуникации в режиме реального времени [3].

Интерес представляет и работа В.В. Филоновой, посвященная развитию межкультурных умений студентов на основе кейс-метода. Автор утверждает, что кейс-метод обладает рядом дидактических свойств: в качестве материала студентам предлагается кейс (ситуация) с поставленной нерешенной проблемой; кейс имеет четкую структуру, состоящую из проблемной ситуации, вопросов и заданий для обсуждения, а также приложения с дополнительной информацией; в решении кейс-задачи может принять участие от одного до нескольких студентов одновременно; каждому студенту прописывается роль для решения конкретной задачи в рамках общей проблемы; кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации; многоальтернатив-ность решений кейса; мультимедийность кейсов позволяет максимально приблизиться к языковой и социокультурной среде страны изучаемого языка, знакомиться с культурным многообразием современного поли-культурного мира [9].

Традиционно учебный диалог рассматривается как форма организации обучения, как способ работы с содержанием учебного языкового/речевого материала, как средство развития диалогового мышления и речетворческого сознания школьников [7].

Учебный диалог в иноязычном образовании рассматривается как средство формирования и развития коммуникативной компетенции школьников основного этапа; средство развития коммуникативных речевых способностей, коммуникативной инициативы, которые необходимы обучающимся в процессе их коммуникации и жизнедеятельности в условиях мегаполиса; средство изложения мыслей, чувств носителей языка иной социокультурной общности, средства владения аргументативными высказываниями; средство обеспечения адекватного национальной культуре коммуникативного поведения и применения его в повседневной коммуникативной деятельности.

В этой связи особый интерес представляет работа А.Г. Соломатиной, которая разработала методику развития умений говорения посредством учебных подкастов, которые представляют собой аудио- или видеозапись, созданную обучающимися на иностранном языке в соответствии с языковым и тематическим содержанием учебной программы и размещенную на сервере подкастов для дальнейшего использования в учебном процессе. Автор утверждает, что методические возможности социального сервиса подкастов при обучении иностранному языку заключаются в следующем: а) запись и размещение учебных подкастов обучающихся

на иностранном языке (говорение); б) прослушивание/просмотр учебных подкастов одноклассников (аудирование); в) организация сетевого обсуждения учебных подкастов на иностранном языке в зоне микро-блога или веб-форума (письменная речь, чтение); д) создание каждым учеником собственной интернет-странички с личной информацией на иностранном языке (письменная речь, чтение, говорение) [8].

Еще одна эффективная форма обучения - урок-дискуссия. Ее использование способствует вовлечению школьников в поиск истины, дает возможность открыто выражать свою позицию в отношении обсуждаемой темы, а также получить разнообразную информацию от собеседников и тем самым проверить и уточнить свои взгляды.

По мнению многих ученых, интервью как интерактивный метод в обучении представляет собой многоуровневое образование, характеризующееся актуализацией темы, относительной «простотой» синтаксического строения реплик. По мнению Е.А. Макеевой, как интерактивный метод обучения интервьюирование выполняет следующие дидактические функции: воспитательную, социально-ориентирующую, обучающую, организационно-деятельностную, развивающую, побудительно-стимулирую-щую, психокоррекционную, коммуникативную, рефлексивную, функцию саморазвития и самоутверждения [5].

Из этого следует, что интервью можно рассматривать как особый вид социально-педагогической деятельности, как некую школу социального формирования межнациональной культуры, толерантности, что непосредственно связано с развитием поликультурных умений школьника.

Как утверждает Ю.В. Кохендерфер, языковая мультимедийная программа - это компьютерная программа, включающая текстовые, аудио-и видеоматериалы, графические изображения и анимацию, направленная на обучение иностранному языку и культуре страны изучаемого языка. К дидактическим свойствам языковых мультимедийных программ исследователь относит следующее: мультимедийность, интерактивность, обратную связь, универсальность, многоуровневость учебных языковых материалов, автономность. Каждое из дидактических свойств обладает методической функцией, позволяющей формировать все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся на основе языковых мультимедийных программ [4].

Д.А. Ежиков считает, что средства синхронной видео-интернет-коммуникации - это технологии, предоставляющие возможность общаться в реальном времени на базе интернет-программ, обеспечивающих видео- и аудиосвязь. Средства синхронной видео-интернет-коммуникации обладают рядом дидактических свойств и методических функций, которые

Филологические

науки

Методика

можно использовать в обучении иностранному языку. К дидактическим свойствам средств синхронной видео-интернет-коммуникации относятся: возможность организации видео- или аудиосвязи между двумя или более пользователями в реальном времени; возможность оставлять видео- или аудиоразговоры, которые впоследствии можно отправить другим пользователям; возможность оставлять сообщения в чате в реальном времени (до 6 человек одновременно) и оффлайн; возможность транслировать работу с рабочего стола [1].

Следует особо выделить игровые технологии обучения и воспитания. Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли. Каждая игра организуется под эгидой определенной темы. Ученики проигрывают некоторые модели поведения, пытаясь понять, какие из вариантов наиболее приемлемы в реальной жизни. У детей формируется умение вести переговоры, принимать самостоятельные решения. Ученики сами определяют модель своего поведения в игре. Особый интерес для развития поликультурных умений представляют арт-технологии: музыка, театр, живопись, архитектура и другие виды и формы искусства, через которые развиваются поликультурные умения и знания о культуре страны, где происходит действо.

Одним из самых эффективных методов обучения иностранному языку и культуре, позволяющих изучать также и родную культуру, является контрастно-сопоставительный метод. Особое внимание следует уделять реалиям, которые не совпадают в различных культурах или которых вообще не существует в одной из культур. Например, при изучении темы «Лондон (London)», следует вспомнить про левостороннее движение, двухэтажные автобусы красного цвета и такси черного цвета. Говоря о России, следует рассказать про маршрутки (minibuses), которых нет в Британии. В случае с Испанией следует упомянуть сиесту (siesta) - послеобеденный перерыв на сон, немыслимый в условиях бизнеса таких стран, как Россия или Великобритания.

Мы используем различные активные формы уроков, но особенно эффективными являются уроки-праздники с использованием технологии диалога культур. На уроках мы изучаем как праздники народов англоговорящих стран, так и русские народные праздники (Рождество, Пасха, Масленица), калмыцкие - Цаган-Сар, Зул, знакомим ребят с мусульманскими праздниками Курбан-Байрам и Ураза-Байрам, еврейскими - Рош-ха-шана, Ханука. При проведении уроков-праздников особое внимание уделяется сопоставлению культурных традиций народов различных стран, подчеркивается, что праздники - это дань уважения своими близ-

ким, своей стране, своим религиозным и культурным традициям, что сложившиеся веками обряды и ритуалы подчеркивают ценность человека и уважительное отношение к нему. Все это способствует улучшению морально-психологической обстановки, приобщению детей к национальной и мировой культуре, общению, дружбе, сближает учащихся, мобилизует их творческие возможности.

Таким образом, интерактивный подход в обучении основан на эффективной обратной связи, непрерывном открытом и свободном общении. Интерактивное обучение - это «обучение, погруженное в общение».

Такой подход в обучении позволяет решать следующие образовательные задачи: содействие более глубокому пониманию учебных материалов; развитие навыков комплексного решения проблем; содействие установлению диалога или полилога всех участников учебного процесса; развитие навыков групповой работы по принятию согласованного решения (от восприятия через навыки общения, конструктивные дискуссии, ролевые игры, имитационные игры к жизненной практике).

Библиографический список

1. Ежиков Д.А. Методика развития речевых умений студентов на основе средств синхронной видео-интернет-коммуникации (английский язык, неязыковой вуз): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.

2. Закон «Об образовании в РФ» № 273-Ф3. URL: http://www.zakonrf.info/ zakon-ob-obrazovanii-v-rf/2/ (дата обращения: 19.03.2014).

3. Истомин А.А. Методика обучения студентов устному и письменному диалогическому взаимодействию средствами синхронной интернет-коммуникации (англ. язык, неязыковой вуз): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2013.

4. Кохендерфер Ю.В. Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе языковых мультимедийных программ (основная и старшая школа, немецкий язык): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.

5. Макеева Е.А. Интервьюирование как средство обучения диалоговому общению журналистов на основе коммуникативно-компетентностного похода (немецкий язык, неязыковой вуз): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.

6. Петрунин М.М. Методика формирования полилингвальных лексико-грамматических навыков речи студентов при изучении языков романской группы (на материале франц., итал., исп. и португ.): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.

7. Подымова Л.С., Сергеева В.П., Сороковых Г.В. Интерактивные методы обучения и воспитания в системе общего, среднего и высшего профессионального образования: Учебно-методическое пособие. М., 2011.

8. Соломатина А.Г. Методика развития говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов (англ. язык, базовый уровень): Автореф. дис. . канд. пед. наук.

Филологические

науки

Методика

9. Филонова В.В. Методика развития межкультурных умений студентов на основе кейс-метода (английский язык, направление подготовки «Лингвистика»): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.